Цели урока: проверить уровень усвоения основных знаний об агрегатных состояниях вещества, умение применять теоретические знания для решения качественных и расчетных задач, способствовать развитию взаимопомощи и сотрудничества.
Тип урока: урок - конференция.
Подготовительный этап: за одну неделю до зачета учащимся предлагаются вопросы трех вариантов.
I вариант
“Газы”
- Доказать утверждение: “Без газообразного состояния вещества нет жизни на земле”.
- Процессы парообразования и конденсации.
- Состояние динамического равновесия. Насыщенный пар, его свойства. Критическое состояние вещества.
- Сжижение газов. Использование в технике.
- Влажность воздуха. Величины, характеризующие влажность.
- Тепловое расширение газов. Его значение в природе и технике.
II вариант
“Жидкости”
- Доказать утверждение: “Без жидкого состояния вещества нет жизни на земле”.
- Поверхностный слой жидкости.
- Явление на границе жидкости с твердым телом.
- Капиллярные явления. Использование в природе, технике, быту.
- Внутреннее трение в жидкости.
- Тепловое расширение жидкостей. Его значение в природе и технике.
III вариант
“Твердые тела”
- Доказать утверждение: “Без твердого состояния вещества нет жизни на земле”.
- Свойства кристаллов. Монокристаллы и поликристаллы.
- Аморфные тела, их свойства.
- Жидкие кристаллы, их свойства.
- Упругие свойства твердых тел. Виды деформаций.
- Тепловое расширение твердых тел. Его значение в природе и технике.
План урока.
- Организационный момент. Вступительное слово учителя, представление команд, жюри, консультантов.
- Обсуждение теоретических вопросов.
- Обсуждение практических вопросов.
- Подведение итогов.
I Вступление.
(На доске написаны: тема урока, типы конкурсов, соответствие между набранными баллами и оценкой, а так же эпиграф)
... пора чудес пришла и нам
Подыскивать приходится причины
Всему, что совершается на свете.Уильям Шекспир.
Учитель физики: Необъятен мир физики! В окружающей природе и даже внутри нас - повсюду происходят физические процессы. Природа многолика, но на первый взгляд понятна и привычна. Несмотря на удивительное многообразие материалов и веществ, окружающих нас не только в физической лаборатории, но и в повседневной жизни, любые вещества могут находиться в четырех агрегатных состояниях, но сегодня нас будут интересовать три агрегатных состояния: твердое, жидкое и газообразное. Кроме того, происходят и знакомые переходы веществ из одного состояния в другое: замерзая, вода становится твердым льдом, при нагревании она испаряется, превращаясь в водяной пар. И на последних уроках мы отвечали на неизбежно возникающий вопрос: почему все это происходит? Сегодня мы проверим, какова глубина вашего понимания основных вопросов об агрегатных состояниях вещества и насколько вы умеете применять полученные знания при решении не совсем обычных качественных и практических заданий.
Зачет состоит из пяти туров (эта информация написана на доске), на каждом из которых можно заработать до 5 или до 10 баллов:
I тур – Философский, 1–5 баллов;
II тур – Физический, 1–10 баллов;
III тур – Литературный, 1–5 баллов;
IV тур – Математический, 1–5 баллов;
V тур – Экспериментальный, 1–5 баллов.
Таким образом, с учетом общего количества баллов, вы можете получить:
“отлично”, если вы набрали 27–30 баллов;
“хорошо”, если вы набрали 23–26 баллов;
“удовлетворительно”, если вы набрали 20–22.
Помощь консультантов – 5 баллов.
(Класс делится заранее на три группы, каждая выбирает капитана из числа учащихся и консультанта из числа наиболее хорошо обучающихся детей, которые и будут производить подсчет баллов и помогать, в случае необходимости, командам, за что должны “заплатить” 5 баллов за каждую консультацию или помощь. Вариант определяется жребием, аналогично, задания для каждой группы). Итак, мы начинаем зачет с первого тура.
I тур
Философский
Учитель физики: Каждая команда получила задание аргументировано объяснить или попытаться доказать утверждение: “Без газообразного, жидкого или твердого состояний вещества нет жизни на земле”. Нам осталось выяснить, какой вариант получит каждая команда. Мы приглашаем капитанов команд и по жребию каждый определит очередность своего выступления.
(Капитаны по жребию определяют порядок выступления. Каждая команда доказывает утверждение своего варианта, отвечая на вопрос: “Без ... состояния вещества нет жизни на земле”. Это “полет” мысли, плод логических рассуждений, фантазии учащихся)
II тур
Физический
Учитель физики: Второй тур позволит выяснить, какова глубина понимания основных вопросов об агрегатных состояниях вещества, суть процессов, протекающих при переходе вещества из одного агрегатного состояния в другое, а также понимание природы свойств различных агрегатных состояний и значение этих процессов в природе и технике. Ответы на вопросы должны быть лаконичными. Итак, первая группа, распределив между участниками вопросы, отвечает по плану:
- Процессы парообразования и конденсации.
- Состояние динамического равновесия. Насыщенный пар, его свойства. Критическое состояние вещества.
- Сжижение газов. Использование в технике.
- Влажность воздуха. Величины, характеризующие влажность.
- Тепловое расширение газов. Его значение в природе и технике.
(Выступления учащихся)
Учитель физики: Вторая группа также отвечает на вопросы, распределив их между участниками команды по плану:
- Поверхностный слой жидкости.
- Явление на границе жидкости с твердым телом.
- Капиллярные явления. Использование в природе, технике, быту.
- Внутреннее трение в жидкости.
- Тепловое расширение жидкостей. Его значение в природе и технике.
(Выступления учащихся)
Учитель физики: И, наконец, заключительное теоретическое выступление третьей команды, которая отвечает на вопросы, распределив их между участниками по плану:
- Свойства кристаллов. Монокристаллы и поликристаллы.
- Аморфные тела, их свойства.
- Жидкие кристаллы, их свойства.
- Упругие свойства твердых тел. Виды деформаций.
- Тепловое расширение твердых тел. Его значение в природе и технике.
(Выступления учащихся)
Учитель физики: Второй, физический тур закончился, и консультанты объявят результат первых двух туров.
(Консультанты, подсчитав общее количество заработанных баллов, оглашают результат)
III тур
Литературный
Учитель физики: Каждая группа должна с научной точки зрения провести анализ литературного отрывка, выбрав физическое явление, соответствующее данной теме.
Задание первой группе.
И. А. Бунин “Сумерки”
Все – точно в полусне. Над седой водой
Сползает с гор туман, холодный и густой,
Под ним гудит прибой, зловеще разрастаясь,
А темных голых скал прибрежная стена,
В дымящийся туман погружена,
Лениво курится, во мгле теряясь.
(Над нагретой водой находятся теплые слои воздуха, обогащенные влагой, которые легче холодных. Под действием архимедовой силы они поднимаются вверх в горы и попадают в область холодного воздуха. И уже там водяной пар охлаждается ниже точки росы, конденсируется в виде тумана - явление выпадения росы не на поверхность земли, а в объеме воздуха. И он по склону горы опускается обратно вниз к воде.
Таким образом, теплые слои воздуха, обогатившись влагой , поднимаются вверх и сильно охлаждаются. Водяные пары конденсируются, образуя капли или туман.)
Задание второй группе.
С. Г. Островой
А я все гладил снег рукой,
А он все звездами отсвечивал...
На свете нет тоски такой,
Которой снег бы не излечивал.
Он весь как музыка. Он – весть.
Его безудержность бескрайна.
Ах, этот снег... Не зря в нем есть
Всегда какая-нибудь тайна.
(Снег состоит из снежинок, растущих из мелких ледяных шестигранных кристалликов. Потоки воздуха поднимают снежинку, кружат ее, относят в сторону... Отражательная способность чистого снега свыше 90 %, кроме того снежный запас – это огромный запас влаги, необходимый полям и своеобразное гигантское одеяло, защищающее поверхность земли от холодных ветров, а весной - это талые воды, насыщенные кислородом и количество азотистых соединений летом прямо пропорционально высоте снежного покрова.
Таким образом, снег - скопление кристаллов льда, служащее теплоизоляционным покровом зимой, запасом влаги весной, питательными веществами летом и действительно белый снег обладает большой отражательной способностью.)
Задание третьей группе.
Л. А Мартынов.
Слышу я природы голос,
Порывающийся крикнуть,
Как и с кем она боролась,
Чтоб из хаоса возникнуть,
Может быть, и не во имя
Обязательно нас с вами,
Но чтоб стали мы живыми,
Мыслящими существами.
И твердит природы голос:
В вашей власти, в вашей власти,
Чтобы все не раскололось
На бессмысленные части!
(Физика – наука о природе. Постигая законы природы и используя их в своей практической деятельности, человек становится все более могущественным, ускоряя научно-технический прогресс. Возрастает ущерб, наносимый человеком природе: загрязняется атмосфера, на поверхности морей появляется нефтяная пленка, меньше остается лесов. Поэтому важность приобретает нравственная сторона отношения человека и природы. Сегодня как никогда актуален призыв беречь нашу землю, чтобы люди не направляли на свое собственное уничтожение те силы природы, которые они смогли открыть и покорить.
Таким образом, мы должны беречь природу, как мы бережем саму жизнь человека.)
IV тур
Математический
Учитель физики: Каждая группа должна правильно решить задачу, объяснив результат.
- Вечером на берегу озера при температуре 18о С относительная влажность воздуха равна 75 %. При какой температуре к утру можно ожидать появление тумана?
Дано: t1= 18о C j = 0,75 r 0 = 15,4 10-3 кг/м3 t < tр |
Решение: Роса выпадает, если абсолютная влажность воздуха будет больше плотности насыщенных водяных паров. Определим абсолютную влажность при 18о С. j = r /r 0 , r = j r 0 r = 0,75 15,4 10 -3 кг/м3 = 11,55 10 -3 кг/м3 Таким образом, r = 11,55 10 -3 кг/м3 соответствует t = 13о С, при которой образуется туман. Ответ: 13о С. |
tр -? |
2. Под каким давлением находится воздух в воздушном пузырьке диаметром 2 мм в воде на глубине 50 см, если атмосферное давление 105 Па?
Дано: r = 2 10 -3 м h = 0,5 м p1 = 10 5 Па s = 72 10 -3 Н/м r = 10 3 кг/м3 g = 9,8 м/с2 |
Решение: Согласно закону Дальтона, общее давление определяется как сумма атмосферного p1, гидростатического p2 и лапласовского давлений p3: p = p1 + p2 + p3 p2 =r g h, p3 = 2s / r p = p1 + r g h + 2s / r p = 10 5 Па+10 3 кг/м3 9,8 м/с2 0,5 м+2 72 10 -3 Н/м /210 -3 м= =105044 Па » 105 кПа Ответ: 105 кПа |
p - ? |
3. Каково должно быть наименьшее сечение проволоки длиной 4,2м, чтобы при действии растягивающей силы, равной 10 к Н, ее абсолютное удлинение не превышало 0,6 см? Модуль Юнга стали 220 Г Па.
Дано: l = 4,2 м F = 10 4 Н D l = 6 10 -3 м Е = 2,2 10 11 Па |
Решение: По определению:s = F/S По закону Гука:s = Еe = Е D l / l Приравнивая, получим: S = F l/ Е D l S = 10 4 Н 4,2 м / 2,2 10 11 Па 6 10 -3 м = 31,8 10 -6 м2 Ответ: 31,8 10 -6 м2 |
Smin - ? |
Учитель физики: Консультанты проверят правильность решения задач. А мы продолжаем нашу работу и подходим к заключительному этапу “Экспериментальному”.
V этап
Экспериментальный
Учитель физики: Каждой команде предлагается выполнить практическую работу (по жребию определяется тема практической работы).
Практическая №1 Определение средней квадратичной скорости молекул воздуха.
Практическая №2 Определение поверхностного натяжения воды.
Практическая №3 Определение модуля Юнга резины.
(Учащиеся должны знать порядок выполнения работы, поэтому они только производят измерения и оглашают результат, а консультанты наблюдают и оценивают работу. После выполнения работы, консультанты подводят общий итог)
Учитель физики: Наша работа подошла к завершению. Итогом каждого ученика является итог группы, т. е. та оценка, которую вы получили в соответствии с набранными баллами.
(Оглашение результатов зачета)
И не важно каким путем человек получает истинные знания, важен результат. И я надеюсь, что сегодня вы получили именно то, что ожидали.
И завершить я бы хотела словами Конфуция:
Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий и путь опыта – это путь самый горький.
(Ответы на вопросы учащиеся могут найти в учебниках по физике для классов с углубленным изучением предмета. Описание практических работ – в сборниках фронтальных лабораторных работ или сборниках факультативных курсов по физике)