Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией. Технология представляет собой совокупность разнообразных приемов,направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика, затем предоставить ему условия для осмысления материала и помочь ему обобщить приобретенные знания.
Целью технологии развития критического мышления является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в жизни.
В основе урока, построенного по данной технологии, лежат три фазы: вызов, осмысление, рефлексия.
На стадии вызова перед учителем стоит задача “вызвать” уже имеющиеся знания или создать ассоциации по изучаемому вопросу, а так же активизировать, заинтересовать учащихся.
На стадии осмысления идет работа с информацией. Использование методов и приемов данной технологии позволяет сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.
На стадии рефлексии информация анализируется и творчески перерабатывается.
Технологию развития критического мышления применяю на различных предметах. Особенно меня заинтересовало использование данной технологии на уроках русского языка и литературного чтения.
В данных материалах представлен урок русского языка, проведенный в 4-м классе традиционной системы обучения, построенный по технологии развития критического мышления.
Урок по русскому языку в 4-м классе (традиционная школа).
Тема: написание личных безударных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени (обобщение).
Цель: закрепить знания об окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения; отработать практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов; учить учащихся осмысленным приемам осмысленного чтения информационного текста; развивать мыслительные операции, речь, умение работать в группе; воспитывать интерес к языку, аккуратность, умение проводить рефлексию своей деятельности и деятельности одноклассников.
Оборудование: листы с текстом для каждого ученика, учебник по русскому языку.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Постановка темы и цели урока.
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет, иль поет,
Вышивает, или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит —
Все расскажет нам ….. (глагол)
- О какой части речи будем сегодня говорить на уроке?
- С написанием какой части глагола мы знакомились на предыдущих уроках?
- Начертите в тетрадях шкалу самооценки и оцените свое умение писать безударные окончания глаголов.
- Что у вас вызывает трудности?
- Над этим мы и будем работать на уроке.
3. Повторение пройденного материала.
Стадия вызова “Верные и неверные утверждения”. (Индивидуальная работа учащихся)
- На доске написаны высказывания, относящиеся к глаголу. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача : прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак +, а если неверным, то знак - :
Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы что делает? и что сделает?
Глаголы 2 спряжения 2 лица имеют окончания –ишь, –ите.
В глаголах гон..т, сине..т, люб..т, перевод..т, пишется окончание –ит.
Для того чтобы правильно написать безударное окончание глагола надо определить его спряжение .
К 1 спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся на –ать, –ять, –оть, –уть, –еть, –ыть
(Работа в группах)
- Теперь поработайте в группах и сверьте свои индивидуальные предположения с предположениями других ребят.
- Давайте проверим, что у вас получилось. Сколько верных утверждений? Сколько неверных?
- А сейчас докажите свой выбор. Для этого каждая группа выбирает одно высказывание и доказывает его верность или неверность.
(По одному человеку от группы выслушиваются с ответом)
Работа с текстом.
Каждому ребенку выдается текст.
- Перед каждым из вас лежит текст:
Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делает? и что сделает? и обозначает действия предметов. Глаголы изменяются по временам: настоящее время, будущее время и прошедшее время. Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам, или спрягаются. Лицо и число глагола определяются по местоимению и окончанию глагола или только по его окончанию.
Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию:
1 спряжение – ешь, ет, ем, ете (ут), ёшь, ёт, ём, ёте (ют)
2 спряжение – ишь, ит, им, ите, ат (ят)
Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяются по неопределенной форме.
1 спряжение – ать, ять, уть, ыть, ють, еть, оть
2 спряжение – ить
Для того чтобы правильно написать безударное окончание глагола надо действовать по памятке:
Определить время, лицо и число глагола;
Назвать неопределенную форму этого глагола и по гласной букве перед окончанием –ть определить спряжение;
Вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе.
Но существует и еще один способ. Можно определить окончание не по определенной форме, а по 3 лицу множественного числа. В этом случае все глаголы – исключения входят в общее правило и запоминать ничего не надо.
Пример: пиш(е-и)т?
ставим глагол в 3 лицо множественного числа: они пишут
если окончание – ут, –ют, то пишем –е
если окончание – ат, –ят, то пишем –и.
- Вам надо прочитать текст и значком + отметить, то, что вы уже знали, а значком –, то, что вы не знали, а если у вас возник вопрос, то ставьте знак?
Ученики самостоятельно читают текст и маркируют его указанными знаками.
- Что узнали нового? Какие вопросы у вас возникли при чтении текста?
- Отличается ли новый способ проверки окончаний глаголов от уже знакомого нам?
Выполнение учащимися различных заданий.
- Вспомните, с чего мы начали урок?
- Сейчас, пользуясь новым способом проверки окончаний глаголов, вставим пропущенные буквы в слова из стихотворения, все слова написаны на доске:
Черт..т, вышива..м, паш..шь, забива..т, вар..м, жар..т, мо..шь, чист..т.
Дети индивидуально выполняют задание, а затем происходит коллективная проверка с объяснением способа проверки.
- Сравните способ проверки окончаний, который узнали сегодня и тот, что мы знали раньше.
- Сейчас для закрепления обоих способов проверки выполним задание по учебнику:
С.168 упр. 392 (3 класс 1–3) – самостоятельно, сильные ученики
С.168 упр. 390 (3 класс 1–3) – слабые ученики, с показом на доске
4. Итог урока. Рефлексия.
- Какое умение мы оценивали в начале урока?
- Давайте оценим умение писать безударные окончания глаголов еще раз. Если ваша самооценка не изменилась, обведите + на шкале, а если изменилась, то поставьте новый +.
- Кому стало легче определять окончание глаголов? Кто остался на том же уровне? Теперь вы можете пользоваться любым из двух способов проверки окончаний глагола.
5.Домашнее задание.
Составить схему–опору к 1 или 2 способу проверки окончаний глаголов.
Работа с родителями учащихся.
В нашей школе стало хорошей традицией проведение совместных мероприятий детей и родителей. Такие мероприятия позволяют укрепить взаимоотношения учащихся с их родителями; увлечь родителей жизнью класса и школы; поддерживать интерес учащихся к внеклассным мероприятиям. В представленных материалах предлагаю Вашему вниманию игровую программу, подготовленную учителями Лариной Наталией Николаевной и Гольцварт Надеждой Константиновной.
Игровая программа “Нам вместе весело”.
Участники программы: по две команды от класса (мама и ребенок), ведущий учитель, жюри из трех человек (родитель и два ученика), зрители.
Оборудование: конструкторы для каждой команды, магнитофон, запись песни “Улыбка”, корзина, овощи или их муляжи, ложки для каждой команды, листы для лотереи.
Ход программы:
1. Организационный момент.
Ведущий: Добрый день! Мы рады приветствовать вас на игровой программе “Нам вместе весело”. Спасибо старым друзьям за встречу, а новым – за стремление подружиться с нами. Сегодня, когда то и дело встречаешь хмурые, озабоченные лица, видеть людей с доброй, приветливой улыбкой всегда радостно и приятно. А если это семья, то вдвойне. Мы знаем, что семья – это ячейка общества. И благополучие нашего общества будет зависеть от того, как много в нашей стране будет дружных и счастливых семей. Я с удовольствием познакомлю вас с такими семьями – участниками нашей программы. (учитель знакомит с участниками игры)
Ведущий: Прошу всех устраиваться поудобнее. Сегодня вы увидите соревнования самых смелых и решительных, находчивых и веселых семей. А раз у нас соревнования, то должно быть жюри, строгое и справедливое.
(Представление членов жюри)
2. Конкурсная программа.
Конкурс 1. “Визитная карточка”.
Ведущий: Теперь мы должны познакомиться поближе между собой. Каждая команда представит свою визитную карточку. Это могут быть стихи, газеты, песни о вашей семье и ее увлечениях.
(Команды по очереди выступают, и в итоге оформляется выставка творческих работ семей)
Ведущий: Спасибо всем командам за выступления, переходим к следующему конкурсу.
Конкурс 2 “Мой дом – моя крепость”.
Ведущий: Минутка протекает так быстро, что порой не заметишь. Казалось бы, что можно сделать за этот срок? Но оказывается, не так уж и мало, если постараешься. Я даю вам две минуты, за которые нужно построить дом. Побольше фантазии и у вас все получится!
(Команды из конструкторов делают модели домов)
Ведущий: Каждая команда показывает свой дом жюри и защищает построенную модель.
Конкурс 3 “Педагогическая ситуация”.
Ведущий: Ничто, не дается нам так легко и не обходится так дорого, как ошибки воспитания. Приведите пример педагогической ситуации и какими бывают ваши действия при ее решении.
(Участники делятся секретами воспитания)
Музыкальная пауза.
Дети из класса показывают свои музыкальные номера.
Ведущий: Теперь послушаем жюри с промежуточными результатами команд.
Конкурс 4 “Вперед по магазинам”.
Ведущий: Предлагаю каждой команде отправиться в воображаемый магазин за картофелем. Вот общая корзина, из которой каждый из вас должен перенести овощи в свою посуду. Картофель можно брать только ложкой, не помогая руками. Победит команда, перенесшая большее количество картофеля и не нарушившая правила.
Конкурс 5 “Федорино горе”.
Ученик читает отрывок из сказки Чуковского К. “Федорино горе”.
Ведущий: Каждая команда по очереди должна назвать посуду, которая есть у вас дома, но с одним условием: называть надо ласково, с любовью, чтобы посуда не сбежала от вас. Победит команда назвавшая посуду последней.
Конкурс 6 “Домашнее задание”.
Ведущий: Дома каждая команда должна была приготовить любимое блюдо семьи. Сейчас вы по очереди показываете свои шедевры и защищаете их.
Музыкальная пауза.
Детей из класса показывают свои музыкальные номера.
Конкурс 7 “Сказочное лото”.
Ведущий: Сейчас мы узнаем как хорошо каждая команда знает сказки. Я называю название сказки, но не полностью, а вы должны закончить фразу.
Сивка…..; Заюшкина…..; Конек….; Гадкий….; Красная….; и так далее.
Конкурс 8 “Болельщик”.
Ведущий: Сейчас жюри подводит общие итоги конкурса, а мы тем временем поиграем с болельщиками в игру.
(Проводится любая игра для болельщиков)
3. Подведение итогов игры.
Ведущий: Сейчас мы предоставим слово жюри и узнаем кто оказался победителем игры.
(Жюри подводит итоги и награждаются все команды участники)
Ведущий: Как ни жаль, но пора прощаться. Давайте на прощанье споем все вместе песню “Улыбка”. Всем спасибо, до свидания!