Урок русского языка по технологии развития критического мышления: "Работа с родителями. Игровая программа "Нам вместе весело"

Разделы: Начальная школа, Работа с родителями


Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией. Технология представляет собой совокупность разнообразных приемов,направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика, затем предоставить ему условия для осмысления материала и помочь ему обобщить приобретенные знания.

Целью технологии развития критического мышления является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в жизни.

В основе урока, построенного по данной технологии, лежат три фазы: вызов, осмысление, рефлексия.

На стадии вызова перед учителем стоит задача “вызвать” уже имеющиеся знания или создать ассоциации по изучаемому вопросу, а так же активизировать, заинтересовать учащихся.

На стадии осмысления идет работа с информацией. Использование методов и приемов данной технологии позволяет сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.

На стадии рефлексии информация анализируется и творчески перерабатывается.

Технологию развития критического мышления применяю на различных предметах. Особенно меня заинтересовало использование данной технологии на уроках русского языка и литературного чтения.

В данных материалах представлен урок русского языка, проведенный в 4-м классе традиционной системы обучения, построенный по технологии развития критического мышления.

Урок по русскому языку в 4-м классе (традиционная школа).

Тема: написание личных безударных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени (обобщение).

Цель: закрепить знания об окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения; отработать практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов; учить учащихся осмысленным приемам осмысленного чтения информационного текста; развивать мыслительные операции, речь, умение работать в группе; воспитывать интерес к языку, аккуратность, умение проводить рефлексию своей деятельности и деятельности одноклассников.

Оборудование: листы с текстом для каждого ученика, учебник по русскому языку.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Постановка темы и цели урока.

Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет, иль поет,
Вышивает, или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит —
Все расскажет нам ….. (глагол)

  • О какой части речи будем сегодня говорить на уроке?
  • С написанием какой части глагола мы знакомились на предыдущих уроках?
  • Начертите в тетрадях шкалу самооценки и оцените свое умение писать безударные окончания глаголов.
  • Что у вас вызывает трудности?
  • Над этим мы и будем работать на уроке.

3. Повторение пройденного материала.

Стадия вызова “Верные и неверные утверждения”. (Индивидуальная работа учащихся)

  • На доске написаны высказывания, относящиеся к глаголу. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача : прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак +, а если неверным, то знак - :

Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы что делает? и что сделает?

Глаголы 2 спряжения 2 лица имеют окончания –ишь, –ите.

В глаголах гон..т, сине..т, люб..т, перевод..т, пишется окончание –ит.

Для того чтобы правильно написать безударное окончание глагола надо определить его спряжение .

К 1 спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся на –ать, –ять, –оть, –уть, –еть, –ыть

(Работа в группах)

  • Теперь поработайте в группах и сверьте свои индивидуальные предположения с предположениями других ребят.
  • Давайте проверим, что у вас получилось. Сколько верных утверждений? Сколько неверных?
  • А сейчас докажите свой выбор. Для этого каждая группа выбирает одно высказывание и доказывает его верность или неверность.
  • (По одному человеку от группы выслушиваются с ответом)

    Работа с текстом.

    Каждому ребенку выдается текст.

  • Перед каждым из вас лежит текст:

Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делает? и что сделает? и обозначает действия предметов. Глаголы изменяются по временам: настоящее время, будущее время и прошедшее время. Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам, или спрягаются. Лицо и число глагола определяются по местоимению и окончанию глагола или только по его окончанию.

Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию:

1 спряжение ешь, ет, ем, ете (ут), ёшь, ёт, ём, ёте (ют)

2 спряжение ишь, ит, им, ите, ат (ят)

Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяются по неопределенной форме.

1 спряжение – ать, ять, уть, ыть, ють, еть, оть

2 спряжение – ить

Для того чтобы правильно написать безударное окончание глагола надо действовать по памятке:

Определить время, лицо и число глагола;

Назвать неопределенную форму этого глагола и по гласной букве перед окончанием –ть определить спряжение;

Вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе.

Но существует и еще один способ. Можно определить окончание не по определенной форме, а по 3 лицу множественного числа. В этом случае все глаголы – исключения входят в общее правило и запоминать ничего не надо.

Пример: пиш(е-и)т?

ставим глагол в 3 лицо множественного числа: они пишут

если окончание – ут,ют, то пишем –е

если окончание – ат, ят, то пишем –и.

  • Вам надо прочитать текст и значком + отметить, то, что вы уже знали, а значком , то, что вы не знали, а если у вас возник вопрос, то ставьте знак?

Ученики самостоятельно читают текст и маркируют его указанными знаками.

  • Что узнали нового? Какие вопросы у вас возникли при чтении текста?

- Отличается ли новый способ проверки окончаний глаголов от уже знакомого нам?

Выполнение учащимися различных заданий.

  • Вспомните, с чего мы начали урок?
  • Сейчас, пользуясь новым способом проверки окончаний глаголов, вставим пропущенные буквы в слова из стихотворения, все слова написаны на доске:

Черт..т, вышива..м, паш..шь, забива..т, вар..м, жар..т, мо..шь, чист..т.

Дети индивидуально выполняют задание, а затем происходит коллективная проверка с объяснением способа проверки.

- Сравните способ проверки окончаний, который узнали сегодня и тот, что мы знали раньше.

  • Сейчас для закрепления обоих способов проверки выполним задание по учебнику:

С.168 упр. 392 (3 класс 13) – самостоятельно, сильные ученики

С.168 упр. 390 (3 класс 13) – слабые ученики, с показом на доске

4. Итог урока. Рефлексия.

  • Какое умение мы оценивали в начале урока?
  • Давайте оценим умение писать безударные окончания глаголов еще раз. Если ваша самооценка не изменилась, обведите + на шкале, а если изменилась, то поставьте новый +.
  • Кому стало легче определять окончание глаголов? Кто остался на том же уровне? Теперь вы можете пользоваться любым из двух способов проверки окончаний глагола.

5.Домашнее задание.

Составить схемуопору к 1 или 2 способу проверки окончаний глаголов.

Работа с родителями учащихся.

В нашей школе стало хорошей традицией проведение совместных мероприятий детей и родителей. Такие мероприятия позволяют укрепить взаимоотношения учащихся с их родителями; увлечь родителей жизнью класса и школы; поддерживать интерес учащихся к внеклассным мероприятиям. В представленных материалах предлагаю Вашему вниманию игровую программу, подготовленную учителями Лариной Наталией Николаевной и Гольцварт Надеждой Константиновной.

Игровая программа “Нам вместе весело”.

Участники программы: по две команды от класса (мама и ребенок), ведущий учитель, жюри из трех человек (родитель и два ученика), зрители.

Оборудование: конструкторы для каждой команды, магнитофон, запись песни “Улыбка”, корзина, овощи или их муляжи, ложки для каждой команды, листы для лотереи.

Ход программы:

1. Организационный момент.

Ведущий: Добрый день! Мы рады приветствовать вас на игровой программе “Нам вместе весело”. Спасибо старым друзьям за встречу, а новым – за стремление подружиться с нами. Сегодня, когда то и дело встречаешь хмурые, озабоченные лица, видеть людей с доброй, приветливой улыбкой всегда радостно и приятно. А если это семья, то вдвойне. Мы знаем, что семья – это ячейка общества. И благополучие нашего общества будет зависеть от того, как много в нашей стране будет дружных и счастливых семей. Я с удовольствием познакомлю вас с такими семьями – участниками нашей программы. (учитель знакомит с участниками игры)

Ведущий: Прошу всех устраиваться поудобнее. Сегодня вы увидите соревнования самых смелых и решительных, находчивых и веселых семей. А раз у нас соревнования, то должно быть жюри, строгое и справедливое.

(Представление членов жюри)

2. Конкурсная программа.

Конкурс 1. “Визитная карточка”.

Ведущий: Теперь мы должны познакомиться поближе между собой. Каждая команда представит свою визитную карточку. Это могут быть стихи, газеты, песни о вашей семье и ее увлечениях.

(Команды по очереди выступают, и в итоге оформляется выставка творческих работ семей)

Ведущий: Спасибо всем командам за выступления, переходим к следующему конкурсу.

Конкурс 2 “Мой дом – моя крепость”.

Ведущий: Минутка протекает так быстро, что порой не заметишь. Казалось бы, что можно сделать за этот срок? Но оказывается, не так уж и мало, если постараешься. Я даю вам две минуты, за которые нужно построить дом. Побольше фантазии и у вас все получится!

(Команды из конструкторов делают модели домов)

Ведущий: Каждая команда показывает свой дом жюри и защищает построенную модель.

Конкурс 3 “Педагогическая ситуация”.

Ведущий: Ничто, не дается нам так легко и не обходится так дорого, как ошибки воспитания. Приведите пример педагогической ситуации и какими бывают ваши действия при ее решении.

(Участники делятся секретами воспитания)

Музыкальная пауза.

Дети из класса показывают свои музыкальные номера.

Ведущий: Теперь послушаем жюри с промежуточными результатами команд.

Конкурс 4 “Вперед по магазинам”.

Ведущий: Предлагаю каждой команде отправиться в воображаемый магазин за картофелем. Вот общая корзина, из которой каждый из вас должен перенести овощи в свою посуду. Картофель можно брать только ложкой, не помогая руками. Победит команда, перенесшая большее количество картофеля и не нарушившая правила.

Конкурс 5 “Федорино горе”.

Ученик читает отрывок из сказки Чуковского К. “Федорино горе”.

Ведущий: Каждая команда по очереди должна назвать посуду, которая есть у вас дома, но с одним условием: называть надо ласково, с любовью, чтобы посуда не сбежала от вас. Победит команда назвавшая посуду последней.

Конкурс 6 “Домашнее задание”.

Ведущий: Дома каждая команда должна была приготовить любимое блюдо семьи. Сейчас вы по очереди показываете свои шедевры и защищаете их.

Музыкальная пауза.

Детей из класса показывают свои музыкальные номера.

Конкурс 7 “Сказочное лото”.

Ведущий: Сейчас мы узнаем как хорошо каждая команда знает сказки. Я называю название сказки, но не полностью, а вы должны закончить фразу.

Сивка…..; Заюшкина…..; Конек….; Гадкий….; Красная….; и так далее.

Конкурс 8 “Болельщик”.

Ведущий: Сейчас жюри подводит общие итоги конкурса, а мы тем временем поиграем с болельщиками в игру.

(Проводится любая игра для болельщиков)

3. Подведение итогов игры.

Ведущий: Сейчас мы предоставим слово жюри и узнаем кто оказался победителем игры.

(Жюри подводит итоги и награждаются все команды участники)

Ведущий: Как ни жаль, но пора прощаться. Давайте на прощанье споем все вместе песню “Улыбка”. Всем спасибо, до свидания!