Тема. Литературные и художественные образы.(2 часа).
Цель: раскрыть литературный и художественный образы ;учиться анализировать используемые автором в данном произведении средства языковой выразительности ; развивать мыслительные процессы, творческие способности, речь учащихся; воспитывать умение чувствовать красоту слова, испытывать эстетическое наслаждение от произведения искусства.
Оборудование:
учебник “Литературное чтение”2 класс автор Чуракова Н.А.;
записи К.Дебюсси “Диалог моря и ветра”.
Форма работы: группы по 5-6 человек.
Ход урока:
1 час.
I этап. Введение в работу –создание эмоционального настроения.
Детям предлагается прослушать музыку.
— Отпустите на волю своё воображение и нарисуйте то, что вы представили.
Из детских рисунков создаётся выставка.Желательно, чтобы дети прошли и рассмотрели все работы. По желанию они могут рассказать о том, что нарисовали. Затем можно сообщить ученикам, что они прослушали произведение К.Дебюсси “Диалог моря и ветра”.
II этап. Знакомство с произведением.
Чтение русской народной сказки “Мороз, Солнце и Ветер”. (Стр. 104)
Дети читают сказку до слов: “Долго спорили и решили самого старика спросить”.
Обсуждение в группах:
— Как вы думаете — кто из трёх героев важнее.
Дети высказывают своё мнение, сначала в группе, а затем нужно выслушать желающих из каждой группы (ответы принимаются разные). Предполагая, что дети разойдутся во мнениях, предлагаю объединиться в группы с теми, чье мнение они разделяют. (Должно образоваться 3 группы).
III этап. Чтение сказки до конца.
Можно выбрать любой вид чтения: чтение по цепочке, чтение сильным учеником и т.д.
- Понравился ли вам выбор старика?
Обязательно выслушать всех детей, желающих высказаться. Среди них будут несогласные с выбором старика.
Стоит рассказать о том, что в самые древние времена человек ощущал свою зависимость от мира природы, поклоняясь её главным силам. В более позднее время человек почувствовал в себе дух свободы и независимости.
- Какими вы представляете Солнце, Мороз и Ветер?
IV этап. Рефлексия.
- Что интересного было на уроке? Оцените свою работу.
Д/З. По выбору:
чтение сказки по ролям ;
заучивание понравившегося отрывка;
пересказ по частям.
2 час.
I этап. Проверка домашнего задания. Обсуждение - чьё чтение понравилось, почему.
II этап. Чтение стихотворений: А. Майков “Колыбельная песня”, М.И. Исаковский “Ветер”, А.С.Пушкин “Ветер,ветер ты могуч…” (Cтр. 106-107)
Для лучшего восприятия дети читают стихотворения жужжащим чтением.
- Прочитайте стихотворение, которое вам больше понравилось.
Можно устроить конкурс чтецов, предложив детям оценить чтение.
— Выпишите слова, которые используются в каждом стихотворении для описания ветра и его действия.
Приколоть листочки со словами к классной доске.
III этап. Работа в группах:
- Чем отличаются образы у трёх поэтов?
Примеры высказывания детей:
— “Образ ветра в стихотворении Исаковского
мне представляется в виде молодого, озорного и
любознательного юноши”.
— “Пушкин изображает ветер могучим, сильным и
даже опасным”.
— “Ветер в изображении Майкова заботливый”.
- Найдите контраст, на котором строится образ ветра в стихотворении “Колыбельная песня”. (Работают сообща в группе. Последние восемь строчек.)
- Какой приём используют поэты в изображении ветра? (Так как работа была на предыдущих уроках, то приём олицетворения дети уже знают).
IV этап . Художественные образы.
Дети рассматривают репродукции картин Ивана Айвазовского “ Черное море” и Исаака Левитана “ Свежий ветер” (стр. 108-109)
- Сравните литературные образы стихий с образами, созданными живописцами.
- Обсудите в группах:
Можно ли сказать, что художники очеловечили море, реку, небо, ветер? Использовали ли они олицетворение, как поэты?
Важно выслушать детей и подвести их к пониманию того, что художники изображают море, небо, реку и ветер такими, какие они есть на самом деле.
V этап. Иллюстрация отрывка.
- Проиллюстрируйте стихотворение А. Пушкина.
Можно создать выставку детских работ.
VI этап. Рефлексия.
- Что вам понравилось, запомнилось и почему ?
- Что мешало работать, где было трудно, как справились?
Урок окружающего мира во 2-м классе по системе Занкова Л.В. (1-4).
Тема. Группа животных - рыбы.
Цель:
обобщить имеющиеся знания детей о такой группе животных, как рыбы;
учить детей самостоятельно получать новую информацию, оперировать ею;
формировать умение ставить вопросы по изучаемому материалу;
развивать творческую активность, речь;
воспитывать умение выслушивать другое мнение, культуру диалога, проводить рефлексию своей работы на уроке.
Организация урока: группы по 5-6 человек.
Приёмы технологии развития критического мышления: составление кластера, маркировка текста, сочинение синквейна.
План урока: стадия вызова — постановка познавательной задачи, составление кластера по теме по заданным направлениям в группах и на доске.
Стадия осмысления — работа с текстом, его маркировка, сообщение новой информации, постановка вопросов по содержанию текста.
Стадия рефлексии — исправление и дополнение кластеров,у становление причинно-следственных связей, сочинение синквейна.
Содержание урока:
I. Урок начинается с определения темы.
Группы получают задание: собрать из отдельных частей картинку.
- Если вы правильно соберёте картинку, вы узнаете тему нашего урока.
- Сегодня на уроке вы узнаете много интересного о группе животных- рыбы.
II. Стадия вызова.
- Я предлагаю рассмотреть питание, среду обитания, строение и размножение рыб.
Работа в группах:
- Вспомните всё ,что вы знаете о рыбах по этим направлениям .
Первая группа работает по направлению - среда обитания, вторая группа - питание, третья группа - строение, четвёртая - размножение.
Дети работают в группе, затем представитель группы сообщает, что они знают по этому направлению. Можно дополнять и другим группам.
По ходу выступления детей заполняется кластер на доске.
III. Стадия осмысления.
Индивидуальная работа. Каждому раздать текст. Дети читают текст.
Группа животных - рыбы.
Сотни тысяч лет назад, задолго до появления на земле человека, в океанах уже плавали рыбы.
С тех пор рыбы стали развиваться самыми различными путями, и сейчас некоторые виды лишь отдаленно напоминают первых океанских рыб.
Очень разнообразны по внешнему виду рыбы.Существует более 20 тысяч рыб. Они бывают и крошечные, и огромные, как китовая акула: длиной до 18 метров и массой равной 6 слонам.
Как правило, рыба имеет удлиненную и суживающуюся к концу форму, которая позволяет им передвигаться в воде. Люди скопировали эту форму при строительстве кораблей и подводных лодок. Тело рыб может быть покрыто чешуйками, а может быть совершенно гладким. Очень разнообразна цветовая окраска рыб.Большинство рыб используют свой хвост как мотор. При помощи хвоста и плавников они управляют своими движениями.
Кроме одного вида рыб, все остальные дышат при помощи жабер. Рыба заглатывает ртом воду, которая проходит через жабры и выливается через специальное отверстие. В воде содержится кислород, и он через жабры попадает в кровь рыбы. Но существуют такие рыбы, которые могут жить достаточное время без воды.
Борьба за существование под водой настолько напряжена, что рыбы привыкли быть не слишком разборчивыми в пище. Некоторые рыбы не едят никаких живых существ, но большинство из них хищники, то есть поедают других рыб или морских животных и насекомых. Например, китовая акула ежедневно съедает 4000 кг планктона.
Размножаются рыбы, откладывая икру, через некоторое время из икры развиваются мальки будущих рыб. Есть рыбы, у которых рождаются живые рыбки.
Одни рыбы живут в соленой воде – в морях, океанах, а другие в пресной воде - озерах, речках. Некоторые виды рыб живут в пещерах и слепы, а некоторые рыбы живут только на дне океанов.
Как и другие животные, рыбы, тоже чувствительны к боли. У рыбы очень тонкое осязание и вкус. Они ощущают кожей.
Рыбы могут пахнуть. У них есть два маленьких пахучих органа, расположенных в ноздрях на голове. У рыбы есть уши внутри головы.
Воды Океана снабжали человека пищей многие тысячелетия. В наше время существенно увеличились промышленные уловы рыбы. Это ведет к тому, что численность многих видов рыб сокращается. Сегодня многие страны приняли международное соглашение, которое ограничивает морское пространство, где разрешается ловить рыбу, и количество рыбы, которое можно выловить.
(Текст составлен по материалам научно-популярных статей.)
- Читая текст, делайте на полях такие пометки: V - уже знал эти сведения;
+- новая для вас информация;
?- это вы не поняли, возник вопрос;
-- думали иначе;
Фронтальный опрос.
- Что нового вы узнали о рыбах?
- О чем вы думали по другому?
- С какими сведениями вы не согласны и почему?
- Какие вопросы у вас возникли при чтении текста? (Важно правильно сформулировать вопросы и все возникшие вопросы записать на доске). На простые вопросы находим ответы на уроке, ответы на сложные вопросы находим дома.
IV.Стадия рефлексии.
1. Исправление кластера, его дополнение.
- Где мы ошиблись? Какие сведения можно добавить в кластер?
(Кластер исправляется в группах и на доске.)
2. Определение причинно—следственных связей.
- Отчего зависит строение рыбы? (От среды обитания)
- Отчего зависит питание рыбы? (От её строения, среды обитания)
- Отчего зависит размножение рыбы?
Причинно-следственные связи показываем на кластере в виде соединяющих стрелок.
3. Работа в группах.
- Напишите синквейн на тему “Рыбы”. Представление работ.
Синквейн (фр.пятистишие)1 строка — название стихотворения, тема — обычно сущ-ое.
2 строка — описание темы, 2 прилагательных.
3 строка — действие. Обычно 3 глагола, относящихся к теме.
4 строка — чувство, фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме.
5 строка — повторение сути “синоним” 1 строки, обычно сущ-
4. Оценка своей работы, работы группы.
— Какая работа вам понравилась, где было трудно работать, почему?
Совместное занятие с детьми и родителями.
Мастер—класс “ Волшебный мир оригами”.
Цель : познакомить с увлечениями родителей; научить складывать из бумаги различные фигуры; заинтересовать детей увлечениями родителей; укрепить взаимоотношения родителей и детей; привлекать родителей к общественной жизни класса.
Оборудование: выставка творческих работ учащихся, схемы оригами, цветная бумага, клей, ватман, ножницы.
Форма проведения: 4 группы по пять человек детей, в каждой группе родители.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
II. Чтение стихов учащимися класса.
1. Наша мама всем на диво,
Весела, умна, красива.2. Она и не врач, не предприниматель.
В детском саду она воспитатель.3. Марина Геннадьевна
Никогда не скучает:
Рисует, мастерит и нас обучает.4. Поделки, оригами
Как интересно с вами!
Вы нас научите, нам все интересно.
Идей у вас много.
Про все вам известно.
III. Введение в работу.
Родитель: Ребята, я хочу познакомить вас со своим увлечением, но сначала я расскажу сказку, а поможет мне Аня.
Однажды бумажный мальчик Яко-сан подошел к своему дедушке.
Аня: Дедушка, научи меня делать бумажных журавликов.
Родитель: Искусство складывать бумагу совсем не простое.
Дедушка вышел из комнаты и принес несколько старинных бумажных журавликов. Яко-сан уснул счастливый – журавлики сидели рядом с ним. И приснился мальчику волшебный сон. Будто он, Яко-сан, сел на бумажного журавлика и полетел. В ушах вдруг засвистел ветер, земля ушла вниз. Все стало будто игрушечным, деревья превратились в маленькие былинки, люди казались меньше муравьев, город стал похож на россыпь спичечных коробков. Высоченные горы виднелись где-то далеко внизу, а еще ниже блестел океан. Приземлившись на другом берегу, Яко-сан оказался в волшебной стране, где все было сделано из цветной бумаги. Но было очень пустынно, нигде не было видно ни души. Яко-сан захотел оживить эту страну.
Аня: Ребята, помогите мне. Давайте сделаем все вместе птиц, зверей, грибы и цветы из бумаги.
IV. Работа в группах.
Каждой группе раздаются базовые формы и схемы выполнения работы. Родители помогают, корректируют работу учащихся.
V. Оформление коллективной работы.
На доске вывешивается большой ватман и детям предлагается приклеить сделанных птиц, зверей, цветы на воображаемую поляну (оживить ее).
После окончания работы продолжается сказка.
Родитель: Проснулся Яко-сан и воскликнул: “ Дедушка, я открыл секрет оригами. Посмотри, какая чудесная поляна у меня получилась!”
VI. Рефлексия.
Все садятся в круг и выслушиваются мнения детей и родителей о проведенном занятии.