Урок литературного чтения во 2-м классе по системе Л.В. Занкова (1—4)

Разделы: Начальная школа, Работа с родителями


Тема. Литературные и художественные образы.(2 часа).

Цель: раскрыть литературный и художественный образы ;учиться анализировать используемые автором в данном произведении средства языковой выразительности ; развивать мыслительные процессы, творческие способности, речь учащихся; воспитывать умение чувствовать красоту слова, испытывать эстетическое наслаждение от произведения искусства.

Оборудование:

учебник “Литературное чтение”2 класс автор Чуракова Н.А.;
записи К.Дебюсси “Диалог моря и ветра”.

Форма работы: группы по 5-6 человек.

Ход урока:

1 час.

I этап. Введение в работу –создание эмоционального настроения.

Детям предлагается прослушать музыку.

— Отпустите на волю своё воображение и нарисуйте то, что вы представили.

Из детских рисунков создаётся выставка.Желательно, чтобы дети прошли и рассмотрели все работы. По желанию они могут рассказать о том, что нарисовали. Затем можно сообщить ученикам, что они прослушали произведение К.Дебюсси “Диалог моря и ветра”.

II этап. Знакомство с произведением.

Чтение русской народной сказки “Мороз, Солнце и Ветер”. (Стр. 104)

Дети читают сказку до слов: “Долго спорили и решили самого старика спросить”.

Обсуждение в группах:

— Как вы думаете — кто из трёх героев важнее.

Дети высказывают своё мнение, сначала в группе, а затем нужно выслушать желающих из каждой группы (ответы принимаются разные). Предполагая, что дети разойдутся во мнениях, предлагаю объединиться в группы с теми, чье мнение они разделяют. (Должно образоваться 3 группы).

III этап. Чтение сказки до конца.

Можно выбрать любой вид чтения: чтение по цепочке, чтение сильным учеником и т.д.

  • Понравился ли вам выбор старика?

Обязательно выслушать всех детей, желающих высказаться. Среди них будут несогласные с выбором старика.

Стоит рассказать о том, что в самые древние времена человек ощущал свою зависимость от мира природы, поклоняясь её главным силам. В более позднее время человек почувствовал в себе дух свободы и независимости.

  • Какими вы представляете Солнце, Мороз и Ветер?

IV этап. Рефлексия.

  • Что интересного было на уроке? Оцените свою работу.

Д/З. По выбору:

чтение сказки по ролям ;
заучивание понравившегося отрывка;
пересказ по частям.

2 час.

I этап. Проверка домашнего задания. Обсуждение - чьё чтение понравилось, почему.

II этап. Чтение стихотворений: А. Майков “Колыбельная песня”, М.И. Исаковский “Ветер”, А.С.Пушкин “Ветер,ветер ты могуч…” (Cтр. 106-107)

Для лучшего восприятия дети читают стихотворения жужжащим чтением.

  • Прочитайте стихотворение, которое вам больше понравилось.

Можно устроить конкурс чтецов, предложив детям оценить чтение.

— Выпишите слова, которые используются в каждом стихотворении для описания ветра и его действия.

Приколоть листочки со словами к классной доске.

III этап. Работа в группах:

  • Чем отличаются образы у трёх поэтов?

Примеры высказывания детей:

— “Образ ветра в стихотворении Исаковского мне представляется в виде молодого, озорного и любознательного юноши”.
— “Пушкин изображает ветер могучим, сильным и даже опасным”.
— “Ветер в изображении Майкова заботливый”.

  • Найдите контраст, на котором строится образ ветра в стихотворении “Колыбельная песня”. (Работают сообща в группе. Последние восемь строчек.)
  • Какой приём используют поэты в изображении ветра? (Так как работа была на предыдущих уроках, то приём олицетворения дети уже знают).

IV этап . Художественные образы.

Дети рассматривают репродукции картин Ивана Айвазовского “ Черное море” и Исаака Левитана “ Свежий ветер” (стр. 108-109)

  • Сравните литературные образы стихий с образами, созданными живописцами.
  • Обсудите в группах:
Можно ли сказать, что художники очеловечили море, реку, небо, ветер? Использовали ли они олицетворение, как поэты?

Важно выслушать детей и подвести их к пониманию того, что художники изображают море, небо, реку и ветер такими, какие они есть на самом деле.

V этап. Иллюстрация отрывка.

  • Проиллюстрируйте стихотворение А. Пушкина.

Можно создать выставку детских работ.

VI этап. Рефлексия.

  • Что вам понравилось, запомнилось и почему ?
  • Что мешало работать, где было трудно, как справились?

 Урок окружающего мира во 2-м классе по системе Занкова Л.В. (1-4).

Тема. Группа животных - рыбы.

Цель:

обобщить имеющиеся знания детей о такой группе животных, как рыбы;
учить детей самостоятельно получать новую информацию, оперировать ею;
формировать умение ставить вопросы по изучаемому материалу;
развивать творческую активность, речь;
воспитывать умение выслушивать другое мнение, культуру диалога, проводить рефлексию своей работы на уроке.

Организация урока: группы по 5-6 человек.

Приёмы технологии развития критического мышления: составление кластера, маркировка текста, сочинение синквейна.

План урока: стадия вызова — постановка познавательной задачи, составление кластера по теме по заданным направлениям в группах и на доске.

Стадия осмысления —   работа с текстом, его маркировка, сообщение новой информации, постановка вопросов по содержанию текста.

Стадия рефлексии — исправление и дополнение кластеров,у становление причинно-следственных связей, сочинение синквейна.

Содержание урока:

I. Урок начинается с определения темы.

Группы получают задание: собрать из отдельных частей картинку.

  • Если вы правильно соберёте картинку, вы узнаете тему нашего урока.
  • Сегодня на уроке вы узнаете много интересного о группе животных- рыбы.

II. Стадия вызова.

  • Я предлагаю рассмотреть питание, среду обитания, строение и размножение рыб.

Работа в группах:

  • Вспомните всё ,что вы знаете о рыбах по этим направлениям .

Первая группа работает по направлению - среда обитания, вторая группа - питание, третья группа - строение, четвёртая - размножение.

Дети работают в группе, затем представитель группы сообщает, что они знают по этому направлению. Можно дополнять и другим группам.

По ходу выступления детей заполняется кластер на доске.

III. Стадия осмысления.

Индивидуальная работа. Каждому раздать текст. Дети читают текст.

Группа животных - рыбы.

Сотни тысяч лет назад, задолго до появления на земле человека, в океанах уже плавали рыбы.

С тех пор рыбы стали развиваться самыми различными путями, и сейчас некоторые виды лишь отдаленно напоминают первых океанских рыб.

Очень разнообразны по внешнему виду рыбы.Существует более 20 тысяч рыб. Они бывают и крошечные, и огромные, как китовая акула: длиной до 18 метров и массой равной 6 слонам.

Как правило, рыба имеет удлиненную и суживающуюся к концу форму, которая позволяет им передвигаться в воде. Люди скопировали эту форму при строительстве кораблей и подводных лодок. Тело рыб может быть покрыто чешуйками, а может быть совершенно гладким. Очень разнообразна цветовая окраска рыб.Большинство рыб используют свой хвост как мотор. При помощи хвоста и плавников они управляют своими движениями.

Кроме одного вида рыб, все остальные дышат при помощи жабер. Рыба заглатывает ртом воду, которая проходит через жабры и выливается через специальное отверстие. В воде содержится кислород, и он через жабры попадает в кровь рыбы. Но существуют такие рыбы, которые могут жить достаточное время без воды.

Борьба за существование под водой настолько напряжена, что рыбы привыкли быть не слишком разборчивыми в пище. Некоторые рыбы не едят никаких живых существ, но большинство из них хищники, то есть поедают других рыб или морских животных и насекомых. Например, китовая акула ежедневно съедает 4000 кг планктона.

Размножаются рыбы, откладывая икру, через некоторое время из икры развиваются мальки будущих рыб. Есть рыбы, у которых рождаются живые рыбки.

Одни рыбы живут в соленой воде – в морях, океанах, а другие в пресной воде - озерах, речках. Некоторые виды рыб живут в пещерах и слепы, а некоторые рыбы живут только на дне океанов.

Как и другие животные, рыбы, тоже чувствительны к боли. У рыбы очень тонкое осязание и вкус. Они ощущают кожей.

Рыбы могут пахнуть. У них есть два маленьких пахучих органа, расположенных в ноздрях на голове. У рыбы есть уши внутри головы.

Воды Океана снабжали человека пищей многие тысячелетия. В наше время существенно увеличились промышленные уловы рыбы. Это ведет к тому, что численность многих видов рыб сокращается. Сегодня многие страны приняли международное соглашение, которое ограничивает морское пространство, где разрешается ловить рыбу, и количество рыбы, которое можно выловить.

(Текст составлен по материалам научно-популярных статей.)

  • Читая текст, делайте на полях такие пометки: V - уже знал эти сведения;

+- новая для вас информация;

?- это вы не поняли, возник вопрос;

-- думали иначе;

Фронтальный опрос.

  • Что нового вы узнали о рыбах?
  • О чем вы думали по другому?
  • С какими сведениями вы не согласны и почему?
  • Какие вопросы у вас возникли при чтении текста? (Важно правильно сформулировать вопросы и все возникшие вопросы записать на доске). На простые вопросы находим ответы на уроке, ответы на сложные вопросы находим дома.

IV.Стадия рефлексии.

1. Исправление кластера, его дополнение.

  • Где мы ошиблись? Какие сведения можно добавить в кластер?

(Кластер исправляется в группах и на доске.)

2. Определение причинно—следственных связей.

  • Отчего зависит строение рыбы? (От среды обитания)
  • Отчего зависит питание рыбы? (От её строения, среды обитания)
  • Отчего зависит размножение рыбы?

Причинно-следственные связи показываем на кластере в виде соединяющих стрелок.

3. Работа в группах.

  • Напишите синквейн на тему “Рыбы”. Представление работ.

Синквейн (фр.пятистишие)1 строка — название стихотворения, тема — обычно сущ-ое.

2 строка — описание темы, 2 прилагательных.

3 строка — действие. Обычно 3 глагола, относящихся к теме.

4 строка — чувство, фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме.

5 строка — повторение сути “синоним” 1 строки, обычно сущ-

4. Оценка своей работы, работы группы.

— Какая работа вам понравилась, где было трудно работать, почему?

Совместное занятие с детьми и родителями.

Мастер—класс “ Волшебный мир оригами”.

Цель : познакомить с увлечениями родителей; научить складывать из бумаги различные фигуры; заинтересовать детей увлечениями родителей; укрепить взаимоотношения родителей и детей; привлекать родителей к общественной жизни класса.

Оборудование: выставка творческих работ учащихся, схемы оригами, цветная бумага, клей, ватман, ножницы.

Форма проведения: 4 группы по пять человек детей, в каждой группе родители.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

II. Чтение стихов учащимися класса.

1. Наша мама всем на диво,
    Весела, умна, красива.

2. Она и не врач, не предприниматель.
    В детском саду она воспитатель.

3. Марина Геннадьевна
     Никогда не скучает:
     Рисует, мастерит и нас обучает.

4. Поделки, оригами
     Как интересно с вами!
    Вы нас научите, нам все интересно.   
    Идей у вас много.
    Про все вам известно.

III. Введение в работу.

Родитель: Ребята, я хочу познакомить вас со своим увлечением, но сначала я расскажу сказку, а поможет мне Аня.

Однажды бумажный мальчик Яко-сан подошел к своему дедушке.

Аня: Дедушка, научи меня делать бумажных журавликов.

Родитель: Искусство складывать бумагу совсем не простое.

Дедушка вышел из комнаты и принес несколько старинных бумажных журавликов. Яко-сан уснул счастливый – журавлики сидели рядом с ним. И приснился мальчику волшебный сон. Будто он, Яко-сан, сел на бумажного журавлика и полетел. В ушах вдруг засвистел ветер, земля ушла вниз. Все стало будто игрушечным, деревья превратились в маленькие былинки, люди казались меньше муравьев, город стал похож на россыпь спичечных коробков. Высоченные горы виднелись где-то далеко внизу, а еще ниже блестел океан. Приземлившись на другом берегу, Яко-сан оказался в волшебной стране, где все было сделано из цветной бумаги. Но было очень пустынно, нигде не было видно ни души. Яко-сан захотел оживить эту страну.

Аня: Ребята, помогите мне. Давайте сделаем все вместе птиц, зверей, грибы и цветы из бумаги.

IV. Работа в группах.

Каждой группе раздаются базовые формы и схемы выполнения работы. Родители помогают, корректируют работу учащихся.

V. Оформление коллективной работы.

На доске вывешивается большой ватман и детям предлагается приклеить сделанных птиц, зверей, цветы на воображаемую поляну (оживить ее).

После окончания работы продолжается сказка.

Родитель: Проснулся Яко-сан и воскликнул: “ Дедушка, я открыл секрет оригами. Посмотри, какая чудесная поляна у меня получилась!”

VI. Рефлексия.

Все садятся в круг и выслушиваются мнения детей и родителей о проведенном занятии.