Международное гуманитарное право. Дети и война

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • привлечь внимание к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов;
  • дать школьникам знания об основополагающих принципах и нормах гуманитарного права, способствующих пониманию учащихся необходимости регулирования поведения участников вооруженного конфликта;
  • способствовать воспитанию в духе добра и милосердия, сострадания и уважения к человеческой личности;
  • развивать умения работать в группе, анализировать источники, сопоставлять факты, работать над понятиями, извлекать необходимую информацию из справочной и учебной литературы, схем и таблиц.

Структура урока.

  1. Мотивационная беседа. Ознакомление с целями изучения МГП. Постановка целей урока.
  2. Изучение нового материала.
  3. Работа в группах.
  4. Обобщение.
  5. Рефлексия.

Оборудование: раздаточный материал, схемы, ТСО.

План изучения темы.

  1. Жестокое лицо войны.
  2. Источники, сущность, принципы международного гуманитарного права.
  3. Структура и основные направления Международного комитета Красного Креста (МККК).
  4. Дети и война.

Правила работы в группах.

  1. Каждая группа получает опережающее домашнее задание (4 группы).
  2. Группа выбирает свой девиз.
  3. Каждый член группы имеет право высказать своё мнение, избегая избыточной информации.
  4. Цель совместной деятельности заключается в том, чтобы получить как можно больше информации по теме урока.

Эпиграф урока: “Через гуманизм … к миру”.

ХОД УРОКА

I. Мотивационная беседа учителя.

Мировое сообщество вступило в третье тысячелетие. К сожалению, оно не избавилось от главного порока – воевать. Вооруженные конфликты всё более усложняются, техническое совершенствование средств ведения войны идёт полным ходом. Растёт разрушительная сила оружия, скорость и дальность поражения объектов. Путь к всеобщему миру долог и труден, потому что, если 100–200 лет назад в войнах принимали участие только солдаты, а гражданские лица не страдали, то позднее, особенно, после второй мировой войны, жертвы среди гражданского населения стали превышать потери военных.

Возникает вопрос: подлежит ли поведение находящихся в состоянии войны сторон каким-либо ограничениям? Такие ограничения существуют и составляют систему международного гуманитарного права, применяемого в случаях вооруженного конфликта. Следует отметить, что в нашей стране мало кто знает об этой сфере международного права. А ведь именно от знакомства с нормами и принципами международного государственного права как можно большего числа людей зависит соблюдение этих норм в случае вооруженного конфликта. Вот об этом и будет сегодня наш разговор. Но прежде чем начнём наш разговор, мне хочется поставить проблемный вопрос: какой смысл вложен в такое латинское выражение – Mortui vivant obligant – Мертвые обязывают живых. Можно ли к такому явлению, как война, подходить с гуманитарными нормами. Ответ учащиеся дадут в конце урока.

II. Изучение нового материала.

Особенностью предлагаемого подхода к организации изучения нового материала (опережающее домашнее задание по группам) является отказ от пассивного слушания учащимися объяснений учителя и привлечение к различным видам познавательной деятельности.

I группа. Жестокое лицо войны.

Эпиграф группы: “Война – незаживающая рана, которую получил мир.”

Дж. Б. Пристли.

Учитель:

“Война – жесточе нету слова,
Война – печальней нету слова,
Война – святее нету слова.

А. Твардовский.

Просмотр эпизода из кинофильма “Горячий снег”, где идёт бомбёжка.

Учащимся предлагается выбрать полоски бумаги того цвета, который на их взгляд, наиболее точно передаёт краски войны. (Полоски бумаги заранее лежат на столиках групп.) Полоски прикрепляются к доске, учащиеся определяют, какие цвета являются доминирующими, что они передают, называют слова, на их взгляд, отражающие сущность войны (слова записываются на доске). Учитель обращает внимание на слова, которые передают страдания людей, и просит привести примеры из курса истории, материалы СМИ, свидетельствующие о жестокости войны.

Деятельность учащихся I группы.

1 ученик. Две мировые войны XX столетия вплотную поставили человечество перед проблемой сохранения цивилизации. Первая мировая война по своей жестокости и потерям превзошла все прежние войны. В неё было втянуто 1,5 млрд. человек, в военных действиях участвовали свыше 65 млн. человек. Погибло в боях около 10 млн. человек. Материальный ущерб составил свыше 280 млрд. долларов.
Война. …Когда противоборствующие стороны не могут или не хотят преодолеть разногласия путём мирных переговоров, они обращаются к оружию. И тогда люди становятся участниками или свидетелями драматических событий. Изо дня в день они сталкиваются со смертью, потерями, ненавистью, лишениями. И это не только удел военнослужащих. Под бомбардировки и артобстрелы могут попасть и мирные жители. Война лишает их крова, тепла, воды, заставляет страдать от голода, жить в постоянном страхе за судьбу своих близких.

2 ученик. За 6 лет второй мировой войны, по данным разных источников, погибло 62 млн. человек. В неё было вовлечено 72 государства, примерно 80% населения планеты. Непосредственно в военных действиях участвовало 110 млн. человек. В руины были превращены тысячи городов и сёл. Количество погибших среди гражданского населения почти сравнялось с числом погибших в боях, достигнув катастрофической цифры – 28 млн. человек, что свидетельствовало об особой жестокости войны. Война нанесла колоссальный материальный ущерб, она обошлась народам в 4 триллиона долларов.

3 ученик. (Знакомит со следующими статистическими данными, которые лежат у каждой группы).

За последние 3400 лет на Земле было лишь 250 лет всеобщего мира. В Наполеоновских войнах

(1805 –1815 г.) число убитых составило около миллиона человек. Первая мировая война повлекла за собой десять миллионов смертей, в пропорции двадцать участников военных действий на одно гражданское лицо, не считая двадцати одного миллиона погибших от эпидемий. Во второй мировой войне было убито от сорока до шестидесяти двух миллионов человек, приблизительно в равном соотношении военнослужащих и гражданских лиц. В современной войне по прогнозам экспертов, соотношение убитых может быть десять гражданских лиц на одного военнослужащего.

После знакомства с данными, весь класс работает с диаграммами, составленными самостоятельно учащимися I группы.

Учитель. После второй мировой войны стали предпринимать попытки пресечь противоправные действия воюющих сторон. Вот что об этом говорится в Уставе ООН, который был создан в 1945г.

4 ученик. Потрясённое последствиями второй мировой войны международное сообщество в Уставе ООН объявило противоправное использование государствами силы для разрешения споров. (текст статьи заранее имеется у каждой группы) Пункт 4 статьи 2 ООН гласит: “Все члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или её применения (…)”. (Однако, государство вправе прибегнуть к силе в случае вооруженного нападения на него – право на индивидуальную или коллективную самооборону закреплено в статье 51 Устава ООН. Правомерным также является использование вооружённых сил в соответствии с решением Совета Безопасности ООН, принятым в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности). Государства обязаны мирными средствами разрешать возникающие разногласия.

Учитель. Во все времена предпринимались попытки уменьшить бедствия, причиняемые вооружёнными конфликтами. Ещё в глубокой древности некоторые военачальники не позволяли своим подчиненным казнить пленных, призывали щадить женщин и детей, запрещали отравлять колодцы. Эти обычаи со временем оформились в нормы обычного права, а затем в международное гуманитарное право.

Вывод этой части урока.

Во все времена вооружённые конфликты причиняли людям глубокие страдания, приводили к тяжёлым человеческим и материальным потерям. Война – это трагедия. Сознавая это, человечество на протяжении веков стремилось найти способы смягчить бедствия, вызываемые вооруженными конфликтами.

II группа. Источники, сущность и принципы международного гуманитарного права.

Эпиграф группы: “Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно – научиться жить на земле, как люди.

Б. Шоу

Вопрос о сущности МГП – центральный на уроке.

Учитель. Известный немецкий философ И. Кант сказал: “”Цель закона – установление порядка, цель войны – разрушение порядка.” Выскажите, пожалуйста, своё отношение к утверждению И Канта. Как совмещаются такие понятия, как “война” и “право”. Международное гуманитарное право призвано регулировать поведение участников вооружённого конфликта, привнести в него определённый порядок, определив права и обязанности воюющих сторон.

Для выяснения сущности МГП сначала познакомимся с определением.

Работа над понятием “МГП” осуществляется с опорой на схему, состоящую из трёх блоков, по которым учащиеся определяют категории лиц и объектов, находящихся под защитой МГП. (Каждая группа имеет схему.)

Международное гуманитарное право

 

защищает лица, прекративших принимать участие в военных действиях
(раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, военнопленных).

 

предоставляет защиту лицам, не принимающим непосредственного участия в военных действиях
(гражданскому населению, медицинскому и духовному персоналу).

 

защищает объекты, которые не служат непосредственно военными целями
(например, жилые дома, школы, места отправления культа).

 

запрещает применение средств и методов ведения военных действий, которые причиняют излишние повреждения или сострадания, не позволяют проводить различия между гражданскими и военными лицами и объектами, наносят серьёзный вред природной среде.

Анализ схемы позволяет утверждать, что международное гуманитарное право устанавливает определённые правила поведения сторон.
После анализа схемы учащимся предлагается самостоятельно сформулировать определение МГП, а затем записать в тетрадях: “МГП является отраслью международного права и представляет собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооружённых конфликтов. Вопрос: “Почему эта отрасль права получила именно такое название – МГП? Что означает “гуманитарный”?

Гуманитарный – обращённый к человеческой личности, к правам и интересам человека. Гуманный – проникнутый любовью к человеку, уважением к человеческой личности, человечный, человеколюбивый.
Международное гуманитарное право соединяет в себе правовые и нравственные ценности, ориентировано на сострадание, милосердие, помощь, заботу. Оно содействует пониманию ценности жизни каждого человека. Гуманизм – высшая форма милосердия. Именно в эпоху Просвещения в XVIII веке начало формулироваться современное понимание права войны. Воинский артикул Петра I (1716г) запрещает грабёж, призывает щадить женщин и детей.

Деятельность учащихся II группы.

1 ученик. Посмотрим по схеме “Основные источники современного гуманитарного права”, кого же в основном защищает это право. (Работа по схеме.)

Основные источники современного международного гуманитарного права.

Основные источники современного Международного гуманитарного права.

Категории лиц, которым предоставляется защита.

Женевская конвенция 1949 г.:

Первая конвенция

Защита раненых и больных из состава сухопутных армий.

Вторая конвенция

Защита раненых, больных, лиц потерпевших кораблекрушение, из состава вооружённых сил на море.

Третья конвенция

Защита военнопленных.

Четвёртая конвенция

Защита гражданского населения во время войны.

Дополнительные протоколы 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г.:

Дополнительный протокол I

Дополнительная защита жертв вооружённых конфликтов международного характера.

Дополнительный протокол II

Дополнительная защита жертв вооружённых конфликтов немеждународного характера.

Заметим, что МГП и Право прав человека тесно взаимосвязаны, но выступают как различные отрасли международного права. Право прав человека регулирует отношения государства и его граждан, как в мирное время, так и в период вооружённого конфликта. Большинство же норм МГП применяются лишь в период вооружённого конфликта, так как они регулируют отношения между противоборствующими сторонами в конфликте. Поэтому мы видим по схеме, что в основном МГП защищает категории лиц, непосредственно, втянутых в вооружённые конфликты.

Учитель. Мы выяснили, кого защищает МГП, а теперь рассмотрим вопрос становления МГП и его источники.

2 ученик. Изначально в ситуации войны действовал закон сильнейшего. Принцип “горе побеждённым” был основополагающим. Не существовало различия между войнами и мирными жителями противника. Пленных считали преступниками, многих из них казнили, а тех, кого оставляли в живых, продавали в рабство, захваченные города отдавались на разграбление. Со временем отношения к побежденным стало меняться. Жан Пикте в работе “Развитие и принципы международного права” говорит о том, что нормы гуманитарного права, основанные на обычаях, возникли около 2000г. до нашей эры и приводит следующие факты: “Уже у шумеров военные действия вполне были организованным процессом, с объявлением войны, возможностями для перемирия”. Они имели свод законов, основанный на принципах честности и справедливости.
С XIV-XV вв. усилилась забота о пленных. Войны XVI в. захлестнувшие Европу, не отличались примерами гуманности, например, 30-летняя война.

3 ученик. Перелом в отношениях к войне наступил вновь во второй половине XIX века. До середины Х1Х века соглашения о защите жертв войны носили случайный характер и налагали обязательства только на договаривающиеся стороны на основе строгой взаимности. В сущности, это были чисто военные соглашения, действующие на период конфликта. Возникновение гуманитарного права, связанное с зарождением Красного Креста, резко изменило ситуацию. Государства стали тесно связаны универсальным договором, применяемым в любое время и при любых обстоятельствах.

4 ученик. Первым многосторонним письменным договором, заложившим основу развития современного международного гуманитарного права, стала Женевская Конференция 1864г. В 1859 году Анри Дюнан проезжал по залитой кровью и пылавшей пожарами Ломбардии. Он прибыл в Сольферино, где весь день шла кровавая битва, и с ужасом увидел, что 1000 раненых солдат были брошены на произвол судьбы. Оставленные без ухода, они были обречены на верную смерть. Под впечатлением этой страшной картины и родилась идея создания МГП и Красного Креста. Через три года он написал книгу “Воспоминание о битве при Сольферино”, в которой сформулировал два предложения: организовать во всей Европе общества помощи, призванные оказывать в случае войны помощь и поддержку раненым, и созвать конгресс с участием представителей всех стран для создания правовой базы для защиты военных госпиталей и медицинского персонала. Книга Дюнана всколыхнула всю Европу, и в 1864г. в Женеве была созвана конференция, на которой была принята Женевская конвенция об улучшении положения раненых воинов в действующих армиях. Эта конвенция была ратифицирована 57 государствами – рекорд для той эпохи. Эта конвенция положила начало современному МГП. Несколько позже на международной конференции в Гааге 1899г. и 1907г., где принимала участие и Россия, был достигнут ряд соглашений об ограничении применения средств и методов ведения войны.

Учитель. Итак, мы подошли к самому важному событию в МГП: к Женевской и Гаагской конвенциям, решения которых является основными источниками МГП. Далее работа учащихся со схемой: “структура МГП и его принципы”, которая вывешивается на доске.

Заметим, что Женевское право – это гуманитарное право, а Гаагское право – право войны. Основными принципами являются: неприкосновенность личности, недопустимость дискриминации, личная безопасность, запрет применения определенных средств, запрет использование бесчеловечных методов. Но основополагающим принципом МГП является гуманитарность. Однако наиболее активно МГП стало развиваться после Второй мировой войны. Было принято четыре Женевских конвенции и два Дополнительных протокола к ним 1977г. Эти документы закрепили принципы и правила, направленные на защиту человека в условиях вооруженных конфликтов.

Главный вывод этой части.

МГП – это самостоятельная отрасль права. Его главное предназначение – регулирование поведения участников международных и немеждународных вооруженных конфликтов с целью смягчения тяжелых последствий этих конфликтов.

III группа. Структура, эмблема и основные направления Международного комитета Красного Креста (МККК).

“Милосердие на поле брани” – эпиграф группы. Все члены группы с бэйджиками с эмблемой МККК – красный крест и полумесяц.

Учитель. Деятельность МККК возникла одновременно с международным гуманитарным правом. Какая существует связь между ними?

Деятельность учащихся III группы.

1 ученик. Дело в том, что возникновение Международного Комитета Красного Креста связано с зарождением Международного права. То, что увидел Анри Дюнан в Сольферино, послужило поводом для создания общества по оказанию помощи раненым и приняте конвенции о защите раненых и медицинского персонала на поле боя. “Отчего нельзя в эпоху мира и спокойствия основать добровольческие общества, которые подавали или организовывали бы во время войны помощь раненым и уход за ними усилиями добровольцев, усердных, самоотверженных и надлежащим образом подготовленных к такому труду?” Эта идея Анри Дюнана легла в основу создания национальных обществ Красного Креста.

2 ученик. 9 февраля 1863г. благотворительное Женевское общество поощрения общественного блага приняло решение создать комиссию из пяти человек для изучения возможности претворения идей Дюнана в жизнь. Эта комиссия собралась 17 февраля и основала “Международный комитет по оказанию помощи раненым”, который позже станет называться “Международный Комитет Красного Креста” (МККК). Создав комитет, пять основателей продолжали трудиться над воплощением в жизнь идей, высказанных в книге Дюнана. В ответ на их приглашение 16 государств направили своих представителей для участия в Международной конференции, которая открывалась в Женеве 26 октября 1863г. На этой конференции была принята эмблема, и возникло Движение Красного Креста.

Учитель. Прозвучала фраза, что МККК был создан в Швейцарии, значит, штаб-квартира находиться в Женеве, а эмблемой является красный крест. А почему?

3 ученик. “Из уважения к Швейцарии геральдический знак на белом поле, образуемый путём обратного расположения федеральных цветов” - такое объяснение приведено в ст. 38 Женевской конвенции от 1949г.. Дюнан и другие считали, что эмблема должна защищать не только раненых на поле боя, но и тех, кто оказывает им помощь. Под её защитой находятся все медицинские формирования, даже принадлежащие противнику. Вид эмблемы должен вызывать определённую реакцию – комбанантам необходимо её уважать и воздерживаться от некоторых действий. Этот знак общества был принят в 1863г., а в 1876г. во время русско-турецкой войны, бушевавшей на Балканах, Османская империя решила использовать вместо красного креста красный полумесяц на белом поле, заявив, что знак креста “наносит оскорбление солдатам-мусульманам” Поэтому в настоящее время используется два знака: красный крест и красный полумесяц. Девиз Красного Креста – Inter arma caritas (Милосердие на поле брани). Он также следует девизу – “Через гуманизм к миру”.

Учитель. Следующая таблица нас знакомит с основными принципами и сущностью МККК.

Принципы:

Гуманность
Беспристрастность
Нейтральность
Независимость
Добровольность
Единство
Универсальность

Сущность:

  • Защита жизни и здоровья людей, уважение к личности.

  • Нет различий по признаку расы, национальности, религии и др.

  • Отказ от участия в военных действиях

  • Отказ от извлечения прибыли или выгоды

  • Открытость деятельности

  • Наличие только одного национального комитета в стране

  • Всемирный характер деятельности МККК

Эмблема:

Защитный и отличительный знак для обозначения персонала, учреждений, транспорта, пунктов оказания помощи. Злоупотребление эмблемой не допускается, вероломное её использования квалифицируются как военное преступление.

Учитель. Запишите основные принципы: гуманность, беспристрастность, нейтральность, независимость, добровольность, единство, универсальность (учитель вместе с учениками раскрывает сущность каждого принципа). За свою деятельность МККК удостоен четырех Нобелевских премий (работа по карте МККК в мире).
В 1998г. МККК осуществлял свою деятельность более чем в 50 странах мира (затем учащиеся находят штаб-квартиру МККК – Женеву). Давайте вспомним из истории войны о помощи Красного Креста.

4 ученик. Российское общество Красного Креста было основано в 1867г. на основании Указа Александра II. Его деятельность особенно ярко проявилась в период присоединения к России Туркменистана в 1877–1878г., русско-японской войне 1904-1905г., в войне 1914-1917г. В 1854 году, когла шла Крымская война, великая княгиня Елена Павловна основала в Санкт-Петербурге Крестовоздвиженскую общину сестёр милосердия. Во время обороны Севастополя на выдающегося русского хирурга Н.И. Пирогова было возложено руководство этой общиной. Её сёстры милосердия оказывали помощь раненым и больным – жертвам войны.

Главный вывод этой части.

МККК – ни судья, ни судебный орган. Роль МККК состоит в том, чтобы выполнять задачи, возложенные на него Женевскими конвенциями, способствовать точному соблюдению международного гуманитарного права, применяемого во время вооружённых конфликтов, и принимать любые жалобы относительно предполагаемых нарушений этого права.

IV группа. Дети и война.

Эпиграф группы: “Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка.”

Ф.М. Достоевский

Просмотр отрывка из кинофильма “Ночевала тучка золотая”.

Учитель. В данном отрывке мы увидели смерть невинного ребёнка. Защита детей постоянно вызывала озабоченность международного сообщества на протяжении XX века. Дети относятся к наиболее уязвимым жертвам вооруженных конфликтов и их последствий. Познакомившись с диаграммой по войнам, мы видим, что самым страшным является то, что гражданскими лицами также являются дети, становясь жертвами вооружённых конфликтов. Вот почему ряд норм международного гуманитарного права направлены на обеспечение защиты детей в условиях вооружённого конфликта. Возникла идея защиты прав ребёнка, на это были веские причины.

Деятельность учащихся IV группы.

1 ученик. Идея конвенции о защите прав ребёнка не нова. Фактически в 1939г. МККК и международный союз защиты детей составили проект Конвенции о защите детей во время вооружённых конфликтов, но работу пришлось прервать из-за начавшейся войны. В результате, когда в 1939г. началась вторая мировая война, гражданские лица, включая тысячи детей, оказались без правовой защиты и по мере расширения военных действий подверглись депортации, арестам, заключению в концентрационные лагеря или “административной эвакуации”, МККК обращался к властям с просьбами о гуманном обращении с гражданскими интернированными лицами. Интернирование – это принудительное задержание одним воюющим государством граждан другого воюющего государства на время войны. Германские власти рассматривали такие просьбы как вмешательство в их внутренние дела.

Учитель. После войны, в результате состоявшейся в 1949г. Дипломатической конференции, были приняты четыре Женевские конвенции. IV Женевская конвенция предоставила детям правовую защиту в период международных конфликтов. Обратим внимание на то, что МГП предоставляет детям в условиях международного вооружённого конфликта защиту 2-х видов общую и особую. Что это значит?

2 ученик. Общая защита предполагает, что дети как часть гражданского населения имеют право на гуманное обращение. В отношении детей запрещаются посягательство на жизнь, жестокое обращение, взятие заложников, оскорбительное и унижающее обращение.

3 ученик. Особая защита детей предполагает, что дети пользуются особым уважением и им обеспечивается защита и помощь, которые требуются ввиду их возраста. Во время войны они должны быть защищены от её тяжёлых последствий – утраты связи с семьёй, голода, беспризорничества. Дети должны быть эвакуированы в специальные безопасные зоны. Они имеют право на заботу, медицинскую помощь, получение посылок с продуктами питания, одеждой, обувью.
Детям до 15 лет, осиротевшим или разлучённым со своими семьями, обеспечивается содержание, обучение и воспитание в духе тех культурных традиций, которые были в семье ребёнка; при эвакуации фиксируется вся информация о ребёнке, что должно облегчить восстановление связи ребёнка с родственниками. Если ребёнок оказался на оккупированной территории, то ни его гражданская принадлежность, ни гражданский статус не могут быть изменены оккупирующей стороной (вспомним фильм “Помни имя свое”). Не достигшие 18 лет не должны направляться на принудительные работы.

Учитель. Таким образом, особая защита детей предполагает, что дети в условиях вооруженного конфликта пользуются особым уважением. Что вам известно о проблемах детей в условиях вооруженного конфликта? (высказывание уч-ся).

Учитель. К сожалению, одной из проблем является то, что дети непосредственно принимают участие в вооруженных конфликтах. Допустимо ли это?

4 ученик. Нет, не допустимо, хотя мы можем привести массу примеров, за что эти дети были награждены орденами и медалями. Тот же сын полка, пионеры-герои. Ст. 77, пункт2 Протокола I IV Женевской конвенции гласит, что “нужно предпринимать все возможные меры для того, чтобы дети, не достигшие 15-летнего возраста, не принимали участие в военных действиях. Это связано с тем, что участие детей в вооруженных конфликтах создает смертельную опасность для них самих. Ребенок может сначала совершить поступок, а потом уже раздумывать о его целесообразности. И все же если, вопреки нормам гуманитарного права, дети участвуют в военных действиях, оказываются задержанными с оружием в руках и попадают в плен, то особая защита продолжает действовать. Если ребенок совершил преступление, за которое предусмотрена смертная казнь, то смертельный приговор не приводится в исполнение.

Учитель. МГП признает важность семьи и добивается сохранения семьи во время конфликтов.

5 ученик. Ст. 82 IV Женевской Конвенции гласит: “В течение всего периода интернирования члены одной семьи, и в особенности родители и их дети, будут содержаться в одном и том же месте интернирования. Интернированные могут потребовать, чтобы их дети, оставшиеся на свободе без родительского попечения, были интернированы вместе с ними, т. е. общей обязанностью стороны, участвующих в вооруженном конфликте, является содействие воссоединению семей, разъединенных в результате вооруженного конфликта. Если такой возможности нет, то за каждым человеком признается право сообщить о себе членам своей семьи, где бы они не находились. Справочное бюро на оккупированной территории обязано регистрировать всех, установить личность детей. Арестованные, задержанные дети должны содержаться в помещениях, отдельно от помещений для взрослых. Беременных женщин и матерей с грудными и малолетними детьми должны содержать в нейтральной стране.

Знакомство учащихся с памяткой:

“Это не должно повториться!”

09.10.1942г. Ейск. Уничтожены 214 детей из детского дома.

13.11.1942г. Михизеева Поляна. Зверски убиты 207 человек, из них 105 детей.

Июнь 1942г. Сожжена чешская деревня Лидица. Уничтожены 82 ребёнка в возрасте от 1 года до 16 лет.

05.11.1942г. Варшава. 200 сирот во главе с Янушем Корчаком шагнули в печь под дулами автоматов.

Сигнал “SOS”

Только вдумайтесь!

Вслушайтесь!

 

В 1945году в России было 678 тысяч детей-сирот.
К 2000 году их 660 тысяч (большинство при живых родителях).

Главный вывод этой части.

“Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете”.

А. Твардовский

III. Подведение итогов урока. Обобщение.

Учащиеся дают ответ на вопрос, поставленный в начале урока: “Можно ли к такому явлению, как война, подходить с гуманитарными нормами?”

В заключение урока провести рефлексию.