В библиотеке школы проходят уроки “За страницами вашего учебника”. Эти уроки реализуют цели уроков истории, географии, биологии, музыки, ОБЖ. На этих уроках создаётся такая учебная ситуация, которая требует от учащихся библиотечно-библиографических навыков. Учащиеся обращаются за дополнительной информацией к словарям, энциклопедиям, справочникам.
Библиотечные уроки обладают большой дидактической ценностью, помогают усвоить базовую информацию, развивают познавательный интерес у учащихся и их читательскую самостоятельность, воспитывают культуру чтения. Для этих уроков заранее готовлю задания по теме урока. Активизирую библиографический поиск учащихся, предлагая им заполнить кроссворд, требующий от них знаний, выходящих за страницы школьных учебников. Ребята не всегда владеют нужной информацией, это создаёт проблемную ситуацию и служит прекрасной учебной мотивацией на следующем этапе урока, на котором ученикам предлагается дополнительная литература для поиска информации. Далее ребята самостоятельно работают со справочной литературой. Такая работа способна увлечь, но в отдельных случаях она не может дать ожидаемого эффекта. Положительный результат обнаруживается не сразу, а только после определённой практики, когда у них уже есть навык целенаправленной работы с дополнительной литературой. Эта учебная деятельность требует одновременно большой сосредоточенности и значительного умственного напряжения. Важно создать установку на самостоятельный поиск ответов. Результаты выше, когда подбираются вопросы, пробуждающие интерес, требующие умения преодолевать трудности, смекалки.
Умение вести информационный поиск подразумевает также умение критически оценивать полученную информацию. Закончив сбор информации, ребята переходят к сравнению сведений, полученных из разных справочных книг, но не всегда указывают источник, откуда взят текст. Прошу указывать источник информации. Это очень важный навык. Далее дети делятся полученной информацией друг с другом.
На этих уроках ребята также составляют свои вопросы по теме урока, используя разную дополнительную литературу.
Работа проходит следующим образом:
1) учащийся зачитывает свой вопрос;
2) остальным предлагается спрогнозировать, предположить возможный ответ. Выслушивается несколько версий. На этом этапе урока наблюдается наибольшая активность ребят;
3) учащийся, работавший с определённой проблемой, рассказывает всё, что узнал, нашёл в справочной литературе, затем сравнивает версии и даёт оценку найденной информации.
Во многих случаях ребята правильно делают предположения и это приносит чувство удовлетворения и вызывает желание работать дальше. Очень важно организовать на уроке активное общение учащихся через парную, групповую работу. В конце урока проводится рефлексия. Предлагаются вопросы:
Что тебе лучше всего удалось на уроке?
Что нового узнал?
Что было трудно?
Что не удалось?
Что бы тебе хотелось ещё узнать? Где бы ты стал искать эту информацию?
Предлагается домашнее задание, связанное с самостоятельным поиском информации, заинтересовавшей учащихся. В конце библиотечного урока ботаники в 6 классе дети получили домашнее задание, пользуясь дополнительной литературой, составить интересные вопросы о растительном мире.
Обязательное требование – ссылка на источник информации.
Из выполненных домашних заданий учащихся:
Какой удивительный факт установил французский ботаник Ноэль Бернар?
Энциклопедия для детей. Т 2., Биология.-М.:Аванта +, 1995,-с.249.
Почему каштановое дерево прозвали “Деревом ста лошадей”?
Энциклопедия для детей. Т 2., Биология: Аванта+,1995, с.263.
Кому кололи языки колючками кактусов?
Книга для чтения по биологии: Растения :- М.: Просвещение, 1996, с.67.
Почему М.М.Пришвин с любовью называл кустарник костянки “арктическим рубинчиком в зелёной оправе”?
Журнал “Свирель”.- М.: 2003,- 5,с.-14.
Эта поисковая работа так заинтересовала учащихся, что родилась идея проекта – журнал “Ботаника в вопросах и ответах”.
Фрагмент урока ОБЖ в 6 классе.
Тема: Пожар
Вспомните, в каких книгах вам встречалось описание пожара?
Чем страшен пожар?
Далее читаю отрывок из повести М.Горького “Детство” и даю детям задание: девочкам проанализировать поведение дедушки во время пожара, а мальчикам – бабушки. Многие дети по ходу чтения записывают эпитеты, метафоры, реплики, характеризующие поведение героев.
Ребята оценивают поведение героев и отвечают на вопросы:
Почему все испугались пожара?
Расскажите о действиях бабушки, дедушки.
Кто правильно ведёт себя во время пожара?
Почему важно знать правила поведения на пожаре?
Какие меры предосторожности надо соблюдать?
А где ещё можно найти материал о пожарах?
Далее дети читают текст из Энциклопедии для детей “Личная безопасность” издательства “Аванта+” и записывают самые важные правила поведения во время пожара в помещении.
Фрагмент урока “За страницами учебника географии”.
Тема: Стихийные бедствия
Поработав с дополнительной литературой в библиотеке, учащиеся 6 класса составили вопросы:
Когда произошло одно из самых сильных за всю историю человечества извержений вулкана Везувий?
Как изображает Карл Брюллов гибель города при извержении Везувия?
Сколько всего вулканов на земном шаре?
Как называются вершины отдельных подводных вулканов?
Чем вызваны землетрясения?
Что такое очаг землетрясения?
Как измеряют силу землетрясений?
При составлении вопросов дети обращались к следующей справочной литературе:
Райхардт Г.Стихийные бедствия.- М.:Слово,-1994.
Справочник школьника. География. – Слово,-1996.
Портер Д. Детская краткая география. Энциклопедия. - М.:Слово,-1994.
Энциклопедия для детей: т.3 (География).- М.: Аванта +, 1994.
БСЭ. (В 30 томах). М.: Советская энциклопедия,- 1971.
Я познаю мир: Детская энциклопедия : География. – М.: 1999.
Фрагмент урока “ За страницами учебника истории ” в 5 классе.
“Герои Эллады”.
Кроссворд “ Герои греков” Кто из героев Эллады…
1 – совершил 12 подвигов
2 – позабыл обещание, данное отцу, и не
сменил черный флаг на белый
3 – добыл Золотое Руно
4 – подняв на плечи корабль,
шли по пустыне до самого края земли
5 – принес в дар Афине голову
Медузы
6 – отправился в царство
мертвых за прекрасной Эвридикой
7 – очистил Авгиевы конюшни
На этом уроке ребята рассматривали разные сборники мифов Древней Эллады, изложенные Н. Куном, Успенскими, А.И .Немировским, В.Смирновой и Е.Тудоровской.
Фрагмент урока “За страницами учебника музыки ” в 3, 4 классах.
На уроке дети читали текст о композиторе П. И. Чайковском из справочной книги серии “Я познаю мир”: Культура. -М.: АСТ, 1998, с.268-269.
Чайковский
У любителей музыки во всём мире при словах “русская музыка” возникает в памяти имя Петра Ильича Чайковского.
А Вы слышали музыку Чайковского? Не спешите отвечать “нет”: даже если Вы не знаете ни одного композитора, Вам знакомы “Танец маленьких лебедей”, “Детский альбом”, “Времена года”. Всё это создано Чайковским.
Музыкой Чайковский начал заниматься довольно рано – с пяти лет его стали обучать игре на фортепьяно. Правда, прежде чем посвятить себя сочинению музыки, Пётр Ильич закончил в Петербурге училище правоведения, стал профессиональным юристом.
Но музыка влекла к себе неудержимо и в 1862 году Чайковский поступил в класс композиции Петербургской консерватории (высшего музыкального учебного заведения).
Через три года консерватория была окончена с золотой медалью. Пётр Чайковский стал композитором. Творческое наследие композитора очень велико. Он писал оперы и балеты, симфонии и романсы.
Чайковский много путешествовал как по стране, так и за границей. Но где бы он ни был, ежедневно по несколько часов писал музыку.
Последний год своей жизни Пётр Ильич Чайковский провёл в подмосковном Клину. Там сейчас его дом-музей, бережно сохраняемый таким, каким он был при жизни композитора. В гостиной этого дома стоит рояль, за которым работал Чайковский. Раз в год, в день рождения композитора, рояль оживает: лучшие пианисты играют на нём произведения его гениального владельца – Петра Ильича Чайковского.
К этому тексту ребята составляли вопросы и задавали их друг другу.
Затем самостоятельно читали и искали дополнительный материал о П.И Чайковском в 3 томе “Что такое. Кто такой. - М.: Педагогика-Пресс, 1995. , в “Энциклопедии для юных музыкантов”.-СПб.: Диамант, 1997. Прочитав тексты из разных источников, дети обменивались найденной информацией, рассказывали о самых интересных эпизодах из жизни П.И Чайковского.
Такая работа учит школьников лучше ориентироваться в мире книг, уверенней чувствовать себя в библиотеке, формирует привычку работать в библиотеке при самостоятельной подготовке докладов, рефератов, в проектной деятельности.