Быстрое развитие и использование информационных и коммуникационных технологий не только открывает новые возможности, но и ставит новые задачи перед мировым сообществом. Цифровая технология сделала своего рода революцию, она позволяет объединить в цифровой форме текст, графическое и видеоизображение, речевое и музыкальное сопровождение; на основе этой технологии создаются мощные новые средства представления и передачи знаний, а так же средства обучения.
Неуклонный процесс распространения компьютеров в сфере образования способствует росту понимания потенциала стратегий компьютеризации. Исследование в области когнитивного обучения позволяют по-новому осмыслить и разработать стратегии, содействующие обучению учащихся, а также реализовать новые и разработанные способы использования технологических средств и информационных ресурсов в целях обучения. Необратимо меняется облик обучения на всех этапах, от дошкольного образования до высшего [1].
Характерной особенностью современного общего образования является повышенное внимание педагогов к применению компьютеров как средства обучение школьников. Следует подчеркнуть, что персональные компьютеры давно уже стали целиком повседневным и обычным инструментом в начальной и средней школе многих зарубежных стран. Наибольшую популярность они получили в учебных заведениях США, Великобритании, Голландии, Канады, Германии, Франции, Словакии, Швейцарии.
Мы рассмотрим возможности применения компьютера, а, именно, компьютерных программ в учебном процессе на уроках музыки в 5-7-х классах в Киевском Лицее международных отношений № 51 (г. Киев). А именно: технологии мультимедиа (Multimedia), которая имеет большой педагогический потенциал.
Использование мультимедиа в особенности эффективно в тех случаях, если необходимо усвоить понятие, увидеть, почувствовать, то есть получить представление о материале более широко. Там, где роль наглядности большая - картины художников, иллюстрации, интонация в фразе, анализ музыкальных стилей и т.п. - вопрос о применении информационных технологий мультимедиа не вызывает сомнения.
Программы по музыке предоставляют много возможностей для музыкального обучение школьников, а их применение разрешает сделать изучения учебного материала захватывающим, интересным и наглядным.
В музыкальном образовании компьютер используется как для создания музыкальных произведений (музыкальные редакторы), так и для расширения знаний по истории и теории музыки (разные программы энциклопедического плана) [2].
Анализируя разные подходы к применению компьютеров в области музыкального образования, уже сегодня можно выделить такие направления его применения:
- прослушивание и анализ музыкальных произведений;
- создание музыки;
- изучение истории и теории музыкального материала, который одновременно подается в виде текста, аудиозвучання, видеоизображение;
- создание собственных музыкальных программ;
- получение разной музыкальной информации с использованием сети ИНТЕРНЕТ.
Вместе с тем, можно отметить, что разные компьютерные программы рассматриваются нами как новая форма предъявления знаний, которые способны стимулировать механизм познавательной деятельности на уроке, а также развить интерес ученика к высочайшей его форме - стойкого.
Существующие программы, которые можно использовать для уроков музыки в общеобразовательных школах, можно поделить на группы.
Музыкальные копьютерные средства
- Музыкальные редакторы
- Энциклопедии
- Игровые программы
- Программы-тесты и викторины
- Комбинированные программы
Любая из представленных музыкальных программ разрешает в комплексе решать основные задачи музыкального обучения подростков и может использоваться преподавателем на разных этапах обучения. В зависимости от цели, которую ставит преподаватель на уроке музыки, информатики или английского языка, будут выбраны типы программ для изучения музыкального искусства.
Соответственно приведенным группам рассмотрим компьютерные программы.
1. Музыкальные редакторы открывают школьникам возможности для экспериментирования с электронными звуками. Ученик может создать композицию, задавая систему выразительных средств музыки, используя программу музыкального редактора “Note Worthy Composer” (Великобритания).
Рис. 1
На рис. 2 изображен фрагмент мелодии известной новогодней английской песни “Jingle Bells”, написанной учениками с помощью существующих в редакторе музыкальных символов (нот, пауз, ритма, темпа и т.п.). Работая в данном редакторе, подростки учатся не только записывать знакомые мелодии, но и составлять свои, подбирая темпы, фрагменты, которые отвечают стилю, количеству голосов и т.п. Следует отметить, что интересной для учеников является исполнение песен на английском языке в сопровождении компьютера.
Другие дидактические возможности раскрываются в компьютерных программах, которые можно использовать на уроках музыки и даже иностранного языка (английского), развивая познавательный интерес учеников. С появлением новых средств в обучении стало очевидно, что информационные средства являются целиком прозрачными от всяких педагогических стратегий, кроме мастерства самого обучающего, который будет их использовать.
2. Энциклопедии. Такие CD-ROM-программы в основном написаны как базы данных и предназначены для индивидуальной работы ученика с компьютером.
На рис.3 изображен фрагмент энциклопедии на CD “Класическая музыка”
Рис. 2
Она иллюстрирует учебный материал по творчеству 63 композиторов и имеет в своем арсенале 320 музыкальных произведений, многие из которых представлены на видео, в исполнении лучших музыкантов мира. Этот материал энциклопедии можно использовать на разных этапах изучения темы: “Композиторы разных стран мира”, “Театр”, “Музыкальные инструменты” и др., которые изучаются не только на уроках музыки, но на уроках иностранного языка. Много существует таких типов программ на английском языке, которые очень важны для специализированных школ в которых изучают языки. При этом одни ученики знакомятся с творчеством композитора, в то время как другие готовят материал из его биографии, третьи изучают отдельный музыкальный материал этого автора и анализируют его по жанрам.
Перед учениками ставятся такие задачи: подготовить сообщения об изученном материале данной темы, найти музыкальный материал и т.п. Такая работа с компьютером включает несколько этапов: анализ материала; эти сведения дополняются слушанием музыкальных фрагментов, углублением в историю создания этих произведений.
Энциклопедические компьютерные программы могут быть использованы на таких типах уроков:
- объяснение нового материала (вступительных уроках);
- формирование и усвоение умений и навыков;
- обобщающих;
- повторение и закрепление знаний.
Структура таких уроков будет зависеть от поставленной учителем цели, полученной информации о результатах усвоения материала, методах и приемах обучения, использованных на уроке, уровня подготовки и развития учеников, а также места компьютерных программ в изучении темы.
3. Для учебного процесса особый интерес представляют игровые музыкальные программы, которые очень разнообразны по смыслу, структуре и форме. Например, программа с игровыми элементами “Cartoon Classics” (Классическая музыка из мультфильмов), которая предлагает ученикам с помощью героев мультфильмов и музыки, которая звучит, назвать мультфильм и автора музыки (рис.4). Это - “Вальс цветов” П.И.Чайковского, “Венгерская Рапсодия” Ф.Листа, ария “Фигаро” В.А.Моцарта и др. Такие программы помогают активизировать внимание учеников, больше прослушать разной музыки, ориентироваться в эпохах, стилях; а игровой элемент, который присутствует в программе, позволяет сделать ее не скучной и интригующей.
Рис. 3
Рис. 4
На (рис.5) показано меню данного раздела, с которым работают ученики на уроке, изучая тему: праздники и фестивали народов мира. Нажав на пиктограмму данного раздела, ученики могут прослушать музыку, которая традиционна для праздников в Америке: День святого Валентина, известную песню “Happy Birthday to you”, к осеннему празднику Helloween, и др. Для нашего Лицея международных отношений № 51 эта программа представляет особый интерес в связи с тем, что дает возможность школьникам познакомиться с культурой англоязычных стран, их традициями, музыкой, стилями и т.п.
В условиях дефицита учебных программ по гуманитарным предметам (музыка, иностранные языки) в нашей стране, возникает мысль об использовании зарубежных программ, более сильных в информационном и наглядном плане, но не в методическом.
Для учеников подросткового возраста нужны программы более насыщенные в информационном плане. Предложенная идея реализуется через игровые программы и приемы. Например: интеллектуальные (логические игры на поиск связей, закономерностей, словотворчество); создание и озвучивание рисунков; задачи, которые требуют разных вариантов преобразований исходного материала, его расположения; задача на творческое использование известных материалов; изменений форм деятельности: слушание, чтение, рисование, пение и т.п. с использованием компьютера. Используя игровые программы в обучении мы помогаем ученикам развить такие умственные операции, как анализ, синтез, обобщение, конкретизировать классификацию данных. Эти программы помогают развивать коммуникативные умения, например, умения запоминать, воссоздавать и интерпритировать информацию; дискуссировать, давать оценку и самооценку, формулировать задачи, которые требуют неоднозначных ответов.
4. Программы-тесты и викторины. Программы этой группы разрабатываются с учетом конкретной цели и содержания урока. Часто они создаются учителями и учениками для своего учебного заведения. Также существуют в каждой программе специальные викторины на закрепление учениками материала с которым они ознакомились.
На наш взгляд, самой интересной для учеников 5-х классов - музыкальная игра “Щелкунчик”, в которой авторы предлагают ученикам спасти новогодние подарки от Мышиного короля. Для этого им понадобится не только мужество, но учебные знания и музыкальный слух. Если задача выполнена правильно, подарки отправляются на новогоднюю елку в качестве прекрасных танцев из балета “Щелкунчик”: китайского, индийского, русского танца, танца цветов и др.
5. Комбинированные программы. Программы этой группы объединяют возможности всех или нескольких групп программ. К этой группе можно отнести программу CD-ROM “Фредерик Шопен”, которая переносит учеников в чрезвычайный мир польского композитора. Она дает подросткам исследовательскую среду, которое привносит элемент творчества для развития их воображения и фантазии.
Особое внимание следует уделить программе, которая создана коллективом сотрудников Московской консерватории CD-ROM “П.И.Чайковский. Жизнь и творчество”. По нашему мнению, эту программу от других отличает профессиональное накопление учебного материала, необходимого для музыкального обучение школьников. Строится эта программа по следующим тематическим разделам: короткая энциклопедия, экскурсии в сопровождении голоса автора по такими разделами: жизнь в фотографиях, рояль в жизни П.Чайковского, мировая культура и П.Чайковский, дом-музей в Клину, композитор и природа, русская усадьба; викторина, которая проверяет знания по трем направлениям: музыкальные произведения, биография композитора, угадай мелодию. В данной программе авторами предложены подсказки для проверки знаний учеников или для уточнения ответов.
Принципиально новые возможности открытия музыкальной культуры учениками и преподавателям предоставляет телекоммуникационная технология, а именно сеть ИНТЕРНЕТ.
На сегодняшний день немало школ изучает, как можно лучше всего использовать Интернет для себя, а современный учитель старается найти тот материал, который понадобится для него и предоставит широчайшую информацию школьникам о его предмете.
Получение и обработка через Интернет разнообразной музыкальной информации становится новым направлением в развитии познавательного интереса учеников к музыке, а также одной из форм изучения мирового музыкального искусства. Он содержит в себе прочтение текстов, статей, художественных произведений, прослушивание радиопрограмм и музыкальных фрагментов, анализ и получение широкой информации из всего мира по вопросам музыкального искусства. И все это осуществляется через сеть Интернет [3].
Приведем несколько примеров использования информационных ресурсов Интернет преподавателем музыки. Учитель может ознакомить детей с музыкальными инструментами из разных стран мира. Войдя в сеть Интернет, школьники выбирают любую Web-страницу, на которой есть музыкальная информация. Она, конечно, представлена в текстовой форме. Подбирая интересные учебные материалы, подростки знакомятся с иллюстрациями, картинками, фото, видео, которые сопровождают текст, а также прослушивают музыкальные произведения.
На рис. 6 представлен фрагмент информационного материала, полученного через сеть Интернет http://library.advanced.org/10400/html/strings/html, который ученики могут обработать на уроке музыки. Знакомство с музыкальным инструментом симфонического оркестра - скрипкой http://library.advanced.org/10400/html/ violin.html предполагает прочтение материала относительно истории возникновения этого инструмента. Можно рассмотреть ее строение, углубиться в изучение всей группы струнно-смычковых инструментов, к которой она принадлежит. Послушать музыкальные произведения, написанные для скрипки разными композиторами.
Рис. 5
Такая информационная технология разрешает сделать мировое культурное наследство открытым для школьников, расширяет им доступ к произведениям, коллекциям музыкального искусства. Уже много музыкальных музеев и оперных театров имеют свои страницы в сети Интернет. Они демонстрируют и выпускают изображения предметов, музыкальных инструментов на CD-ROM-е.
Список многих оперных компаний, представленных в Интернете (http://www.metguild.org/links.htm), дает возможность детям ознакомиться с оперным искусством, наслаждаться выполнением произведений известными певцами оперной сцены, выучить репертуар театра. Так, на Web-сайтах Метрополитен оперы (Америка) (http://www.metopera.org) (Рис.7) или театра Ла Скала (Италия) Teatro alla Scala (http://www.lascala.milano.it) можно найти фотографии звезд оперы, копии фрагментов партитур, аудио-видеозаписи мастеров оперной сцены. В фойе музея познакомиться с уникальными экспонатами (например, пианино, на котором Джузеппе Верди брал первые уроки музыки), рассмотреть сцену за кулисами.
Рис. 6. Сайт Метрополитен оперы
Таким образом, сделаем вывод, что сеть Интернет может применяться и в школьном музыкальном обучении для:
- получения доступа к современным оригинальным учебным материалам;
- значительного усиления индивидуализации обучения;
- обеспечение информационной деятельности преподавателя и учеников;
- развития музыкального интереса школьников.
Учитывая перспективы дистанционного обучения, а именно электронной почты и сети Интернет, можно ожидать, что эта форма музыкального обучения станет одной из наиболее распространенных в XXI ст., помогая ученикам развивать свой интерес в области музыкального искусства. Также сеть Интернет дает реальную возможность расширить дидактический потенциал учебного процесса и повысить эффективность обучение музыки.
Таким образом, информационные технологии являются тем инструментом, который позволяет педагогам качественно изменить методы и организационные формы своей работы, полнее сохранять и развивать индивидуальные способности учеников, усилить междисциплинарные связи в обучении, осуществлять постоянное динамическое обновление организации учебного процесса.
Литература
Труды II Международного конгресса ЮНЕСКО. Информатика и образование. Политика в области образования и новые технологии. В 4 т.-УДК 378 007. Произ-но изд-е перед. “Глобус”: - М. - 1997.
Штепа В. Компьютерные обучающие программы на уроках музыки в 5-7 классах //Компьютер в школе и семье. - К., 1999.- № 3.- С. 33-37.
Интернет и музыкальное образование школьников //Искусство и образование.-К.,-2000.-№1.-С.45-50