Литературная театрализованная игра "О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!" (по произведениям А.С. Пушкина)

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Разделы: преподавание литературы, внеклассная работа

Цели: расширить знания учащихся по предмету, развивать творческие способности и инициативу учащихся, межпредметные связи (литература, история, музыка, изобразительное искусство, трудовое обучение), воспитывать внимательного читателя, чувство прекрасного и уважение к русской культуре, ответственность за общее дело.

Оборудование: изба, импровизированный шлагбаум, полосатые версты, создающие образ эпохи начала XIX века; метла, гребень, монета на столе; стенд с портретами поэта Пушкина художников Кипренского, Тропинина, Соколова, Кузьмина.

Музыка: Г.Свиридов “Тройка”, К. Бобеску “Лес” из сюиты “Лесная сказка”, песня девушек из оперы “Евгений Онегин”, полонез.

Помощники ведущего: учащийся в костюме жандарма у шлагбаума, который поднимается каждый раз после правильного ответа игрока; уч-ся в костюме магистра; жюри.

Зрители-болельщики “болеют” за своего игрока, при необходимости помогают ему.

Ведущий: Сегодня проводим театрализованную игру по произведениям А.С.Пушкина. Три игрока будут преодолевать версту за верстой, вспоминая эпоху А.Пушкина, героев его произведений. Все зрители могут быть помощниками. Всезнающий магистр литературы уточнит ваши ответы, а компетентное жюри будет фиксировать удачи и неудачи игроков. Итак, игра начинается. Внимание!

“Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная”, – писал А.Пушкин. Но и художник увлечен той же наукой: он следует за мыслями великого человека с кистью в руке, улавливая и исследуя его живой образ. Искусный художник добирается до глубины души писателя, постигает все, что заставляет его радоваться и страдать, что составляет смысл его жизни и побуждает браться за перо. Живопись и литература встречаются в портрете писателя – это счастливая встреча. “Физиономия Пушкина так изменчива, зыбка, что трудно предположить, чтобы один портрет мог дать о ней истинное понятие”, – говорил современник Пушкина Полевой. Двенадцать портретов было создано при жизни Пушкина, и на всех поэт выглядел по-разному.

1. Портрет художника Василия Андреевича Тропинина написан по желанию самого Пушкина для подарка другу Сергею Александровичу Соболевскому, который хотел иметь портрет Пушкина домашнего, обыкновенного, каким он был всегда. И Пушкин написан в его красивом халате, с длинным ногтем на большом пальце и кольцом-талисманом на другом.

2. К художнику Оресту Адамовичу Кипренскому Пушкина привел А.Дельвиг. Он заказал портрет для себя и для всех. Художник открывает людям образ Гения поэзии. Это портрет человека, озаренного высоким творческим вдохновением.

3. Художник Петр Федорович Соколов увидел в Пушкине элегантного аристократа. Возможно, это соответствовало желанию поэта иногда чувствовать себя просто светским человеком.

4. Художник Николай Васильевич Кузьмин изобразил Пушкина в Болдине осенью 1830 года. Поэт поглощен своей работой, сосредоточен, строг.

И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.

Вопрос: По поводу какого портрета А.Пушкин отозвался:

Себя, как в зеркале, я вижу,
Но это зеркало мне льстит.

(Тропинин, Кипренский, Соколов, Кузьмин.)

Звучит музыкальная запись “Тройки” Г.Свиридова.

Ведущий (на фоне музыки): 31 августа 1830 года Пушкин выехал из Москвы в сторону Нижнего Новгорода в родовое имение Болдино.
Полосатые версты одна за другой остаются позади. Серые, убогие избы, просторные пашни, груженые возы. Но дорога делает свое дело, отвлекает от докучных мыслей, даже настраивает на стихи. Здесь в Болдине, в деревенской глуши, один за другим создаются драматические этюды о страстях человеческих. В них вечные темы: добро и зло, смерть и бессмертие, щедрость и скупость в искусстве, в любви, в отношении к жизни.

Сцена 1 из “Скупого рыцаря” ( уч-ся в костюмах разыгрывают диалог Альбера и Ивана до слов “Полно, не будь упрям, мой милый Соломон... Высыпи мне сотню, пока тебя не обыскали”).

Вопрос: Как назывались деньги, которые хотел занять Альбер?

(Дукаты, цехины, рубли, червонцы.)

Ведущий: О пагубности и безумии страсти к обогащению пишет Пушкин во время второй “болдинской осени” в 1833 году в повести “Пиковая дама”. Если в “Скупом рыцаре” изображена отдаленная эпоха и не русская жизнь, то в “Пиковой даме” показана современная Пушкину жизнь и современные герои. “Моя “Пиковая дама” в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку, туза”, - писал Пушкин.

Фрагмент из “Пиковой дамы” ( 1 главу инсценируют уч-ся).

Вопрос: Кто рассказал в кругу игроков историю трех карт?

(Германн, Нарумов, Томский.)

Ведущий:

Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума:
Верней нет места для признаний
И для вручения письма.

О вы, почтенные супруги!
Вам предложу свои услуги;
Прошу мою заметить речь:
Я вас хочу предостеречь.

Вы также, маменьки, построже
За дочерьми следите вслед:
Держите прямо свой лорнет!
Не то... не то, избави боже!

Я это потому пишу,
Что уж давно я не грешу.
Увы! На разные забавы
Я много жизни погубил.
Но если б не страдали нравы,
Я балы б до сих пор любил.

Танцевальная группа исполняет танец “Полонез”.

Вопрос: Вальс, мазурка, полонез. Какой танец был исполнен?

Ведущий: “Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости”,- писал Пушкин. Образ крестьянского предводителя Емельяна Пугачева раскрыт во всей сложности и противоречивости. “Чудом совершенства” называл “Капитанскую дочку” Белинский.

Инсценируется фрагмент из повести “Капитанская дочка” (глава 3)

Вопрос: На столе несколько предметов. Какие из них называет Василиса Егоровна, говоря о бедном приданом Маши?

(“Частый гребень, да веник, да алтын денег”.)

Танцевальная группа исполняет хоровод (звучит хор девушек из “Евгения Онегина”).

Чтец:

В саду служанки, на грядах
Сбирали ягоды в кустах
И хором по наказу пели
(Наказ, основанный на том,
Чтоб барской ягоды тайком
Уста лукавые не ели
И пеньем были заняты:
Затея сельской остроты!)

Ведущий: В Болдине рядом с изысканным стихотворным рассказом о светском обществе в “Евгении Онегине” возникла проза повестей о жизни мелкопоместных дворян, мещан, простолюдинов. Эту серию коротких рассказов Пушкин назвал “Повестями Белкина”

Чтец:

Иные мне нужны картины:
Люблю песчаный косогор...
Перед избушкой две рябины,
Калитку, сломанный забор,
На небе серенькие тучи,
Перед гумном соломы кучи –
Да пруд под сенью ив густых,
Раздолье уток молодых.
Мой идеал теперь – хозяйка,
Да щей горшок, да сам большой.

Эти идеалы Пушкина были вызовом светской морали и вкусам.

Уч-ся: Иван Петрович Белкин по смерти родителей подал в отставку и приехал в деревню, в село Горюхино...(рассказ о жизни И.П.Белкина в деревне)

Вопрос: Назвать ягоду, входящую в оброк, который получал Иван Петрович Белкин.

(Малина, брусника, черника.)

Ведущий: В повести “Барышня-крестьянка” Пушкин любуется уездной барышней, ее характером, самобытностью. Переодевание крестьянкой, затеянное как шалость, вдруг обнаруживает в этой девушке ее национальную сущность. Ей, оказывается, легко и весело ощущать себя крестьянкой.

Звучит “Лес” из сюиты “Лесная сказка” К. Бобеску.

Инсценируется отрывок из повести “Барышня-крестьянка” ( сцена встречи Лизы и Алексея в роще).

Вопрос: Назовите наряд из синей китайки, сшитый в девичьей Лизы Муромской.

(Сарафан, рубашка, юбка.)

Ведущий: “Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!” - восторженно отзывался Пушкин о народных сказках, услышанных от няни. Не менее прелестны сказки его, Пушкина. Под пером поэта сказка превращалась в своеобразную метафору русской жизни. На сцене хорошо известные герои “Сказки о рыбаке и рыбке” (инсценирование).

Вопрос: Сколько желаний было у пушкинской старухи?

(Четыре, пять, шесть.)

Чтец читает ст-ие В.Кузьмина “Пушкин”, а жюри поводит итоги игры.

Он жив! У всех душа нетленна,
Но он особенно живет!
Благоговейно и блаженно
Вкушаем вечной жизни мед.
Пленительны и полнозвучны,
Текут родимые слова...
Как наши выдумки докучны
И новизна как не нова!
Но в совершенства хладный камень
Его черты нельзя замкнуть:
Бежит, горя, летучий пламень,
Взволнованно вздымая грудь.
Он – жрец и он веселый ма лый,
Пророк и страстный человек,
Но в смене чувства небывалой
К одной черте направлен бег,
Москва и лик Петра победный,
Деревня, Моцарт и Жуан,
И мрачный Герман, Всадник Медный
И наше солнце, наш туман!
Романтик, классик, старый, новый?
Он – Пушкин и бессмертен он!

Награждаются победители.

Ведущий: Благодарю всех участников, учителей, оказавших помощь в проведении игры. Надеюсь, что мы сделали маленькие открытия сегодня, еще раз прикоснувшись к произведениям Пушкина, ощутив обаяние его ума и характера, которые восхищали его современников и которые распознаем в каждой его строке.

В помощь магистру и жюри ответы на вопросы.

1. Пушкину портрет очень понравился, и он написал О.А.Кипренскому дружеское послание

“ Любимец моды легкокрылой...” (чтение стихотворения). Стихи не только дань благодарности, они свидетельствуют, что Пушкин понял Кипренского и отметил большое сходство и высокую поэтичность портрета.

2. Альбер говорит:

Давай червонцы.
Высыпи мне сотню,
Пока тебя не обыскали.

3. Историю трех карт в “Пиковой даме” поведал Томский.

4. Вы увидели в исполнении танцевальной группы танец “Полонез”. Это польский небыстрый танец, который когда-то исполнялся на сельском празднике крестьянами. Постепенно он насыщался лиризмом, драматизмом и появился на балах. Особенно популярны в России полонезы Огинского.

5. “Одна беда: Маша; девка на выданье, а какое у ней приданое? Частый гребень, да веник, да алтын денег (прости бог!), с чем в баню сходить”.

6. “Более двух третей оброка платили орехами, брусникою и тому подобным”.

7. Сарафан (китайка – х/б ткань).

8. Пять желаний (иметь корыто, избу, стать столбовой дворянкой, вольной царицей, владычецей морскою).