Образовательные цели:
повторить темы предыдущих уроков; научить подбирать предметам подходящие имена;
научить определять, чем разные предметы с общим названием отличаются друг от друга;
научить перечислять набор отличительных признаков для общего названия;
формировать представления о способах хранения информации, организации хранения информации.
Развивающие цели: развитие навыков и умений классификации, обобщения, формулировке выводов по изученному материалу, самостоятельности мышления и интеллекта, грамотной устной речи.
Воспитательные цели: воспитывать культуру общения, культуру работы в кабинете, оснащенном компьютерами, бережное отношение к технике.
Оборудование: “Информатика в играх и задачах.3 класс”, //учебник– тетрадь в 2-х частях, часть 1, авторы Горина К. И., Горячев А. В. [1, 2], “Первые шаги в мире информатики”, //методическое пособие для учителей 1-4 классов. Тур С.Н., Бокучаева Т. П. [3], текстовый редактор “Микрон” курса “Роботландия” авторов А. А. Дуванова, Ю. А. Первина, информационные носители: книга, магнитные диски.
План урока:
Организационная часть.
Актуализация знаний, создание “ситуации успеха”.
Возникновение ситуации “интеллектуального конфликта”.
Фиксация места разрыва в графико–знаковой форме.
Формулировка учебной задачи учащимися и педагогом.
Преобразование условия задачи.
Моделирование.
Конструирование способа (понятия).
Решение частных задач.
Контроль и оценка.
Организационная часть.
Активизация учащихся на восприятие материала урока.
Актуализация знаний, создание “ситуации успеха”.
Что такое информация? (Сведения об объектах).
Какие сведения мы можем собрать о предмете
(объекте)?
(Назвать его, определить, из чего состоит, что
делает? (Название, состав, действия).
Передайте, какую информацию вы собрали о предметах в задании № 24.
…. |
- это…, |
У которого еще есть... |
И который еще может… |
Велосипед | птица |
портфель и дневник |
взлетать и приземляться |
Школьник | животное |
крылья и шасси |
срывать листья |
Пингвин | транспорт |
длинная шея |
ходить в школу |
Самолет | человек |
педали |
плавать |
Жираф | транспорт |
лапы-ласты |
ехать по тропинке |
Возникновение ситуации “интеллектуального конфликта”.
Вы показали отличные варианты ответов.
А раз так, то применим известную информацию для школьников, которые сидят на первой парте у окна.
Пожалуйста,…(спрашиваю ребенка).
(Это человек, у которого есть портфель и дневник и он учится в школе).
Подскажите, про кого это сказал Саша? (Непонятно, т.к. оба ребенка – школьники).
Фиксация места разрыва в графико–знаковой форме.
Значит, перед нами встал вопрос (знак вопроса появляется на доске). ?
Формулировка учебной задачи учащимися и педагогом.
Сформулируй его, ….(ребенок формулирует)
(Как отличить предметы с общим названием?)
Значит, нам надо научиться определять, чем разные предметы с общим названием отличаются друг от друга, то есть научиться перечислять набор отличительных признаков для общего названия.
Преобразование условия задачи.
По каким признакам различаются наши школьники на первой парте? (Именами, цветом волос, цветом костюмов, местом за партой и др.)
В связи с этим, измениться ли модель – схема, по которой мы проводили анализ, описание предмета? (Да, к ранее составленной модели добавятся еще имя и отличительные признаки).
Составим новую модель.
Моделирование.
п р е д м е т |
|||
/ |
| |
| |
\ |
имя |
состав |
действия |
отличительные признаки |
Конструирование способа (понятия).
Давайте вернемся к задаче, где перед нами встала проблема. Соберем сведения, информацию об учениках на первой парте по данной модели.
(Это человек, которого зовут Ваня, у которого есть портфель и дневник, и он учится в школе, у него светлые волосы и синий костюм).
Понятно, о ком шла речь? (Да). Значит, ответили на вопрос задачи? (Да)
( В результате обсуждения дети отмечают, что надо указать (придумать) имя и отличительные признаки).
Решение частных задач.
№26. Подпишите имена существ под рисунками. Заполните таблицу. (Дети работают самостоятельно). Молодцы, придумали интересные имена.
Мы уже познакомились с тем, что такое "общее название". Давайте еще раз вспомним. Рассмотрим общее название "цветок".
Что есть у всех цветов? (Стебель, лепестки, листья, корень.) Что со всеми цветами можно делать? (Сажать, срывать, дарить, нюхать.)
А теперь посмотрим, чем отличаются друг от друга разные цветы? Или все цветы одинаковые? Дети называют, чем отличаются цветы: цветом, формой лепестка, полевые они или садовые и т.д.
А чем могут отличаться друг от друга, например, две гвоздики? (Цветом, размером, местом, где в этот момент находятся: клумба, грядка, ваза, цветочный магазин). Молодцы. Сейчас поиграем.
ИГРА "ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ?"
В игре надо приводить отличительные признаки. В игре действует принцип аукциона - побеждает последний, давший правильный ответ.
река (длина, ширина, глубина, скорость течения, какие рыбы водятся, в какой стране протекает);
порода собаки (цвет, размер, размер хвоста, длина шерсти, сторожевые качества, охотничьи качества);
корабль (размеры, число иллюминаторов, численность экипажа, назначение (военный, торговый, пассажирский), наличие и число спасательных шлюпок). Молодцы. Еще хотите поиграть? (Да).
ИГРА "ЧТО НАЗВАНО".
Называю не предметы, а значение отличительных признаков, а дети должны назвать собственно отличительный признак и общее название.
20 сантиметров (размер рыбы, длина цветка, расстояние от уха до уха, глубина лужи и т.д.);
синий (цвет стен дома, цвет лепестка, цвет платья).
У нас так интересно, что к нам прилетели инопланетные зверюшки.
ЗАДАНИЕ 28.
На этом рисунке названия зверькам уже предложены. Надо только их раздать. Предлагаю детям самим выбрать, кто есть кто, и раскрасить зверьков в соответствующие цвета в зависимости от внешних признаков.
Например: название Брюндик очень подходит зверьку, у которого большой животик.
После этого заполним таблицу "еще есть, еще может". В результате она может иметь (в зависимости от вариантов, предложенных детьми) следующий вид:
Название |
Это ………….. |
У которого еще есть... |
Который еще может … |
Брюндик |
зверек |
большой живот |
много есть |
Крюндик |
зверек |
хвост крючком |
махать хвостом |
Хрюндик |
зверек |
хобот |
обливаться водой |
Молодцы, справились с работой.
Физминутка.
Способы хранения информации.
Что мы делали с информацией, когда выполняли задание №28? (Собирали, передавали).
Что еще мы можем делать с информацией? (Хранить).
Давным-давно, когда на Земле жили первобытные люди, возникла необходимость хранить различные сведения о способах охоты, земледелия. Для этого люди использовали рисунки, зарубки на палке, узелки на веревках. По рисункам мы и узнали, как жили древние люди.
Заучивая стихи, человек хранит их в своей памяти. Иногда, не полагаясь на память. Он записывает информацию в записную книжку или тетрадь. Например, расписание уроков и домашнее задание ученик хранит в дневнике. Современный человек придумал новые способы хранения информации: на кинолентах, магнитных лентах, грампластинках, лазерных дисках. Устройства, на которых хранится информация, называется информационными носителями. Всем знаком информационный носитель книга. Дверной косяк, на котором родители ежегодно отмечают рост своего ребенка- тоже информационный носитель. Информацию для компьютера хранят на магнитных дискетах. А в самом компьютере информация хранится на жестком магнитном диске, называемом винчестер.
Вы уже знаете, что иметь дело с хранением информации приходится очень часто, но информацию недостаточно просто сохранить, надо сделать так, чтобы потом, когда она понадобится, ее можно было бы быстро найти. Для этого люди придумали различные способы организации хранения информации. Вот, например, вы решили сохранить адреса и телефоны одноклассников. Как лучше поступить? (Записать фамилии в записную книжку на странички, помеченные буквами-указателями в алфавитном порядке.) Если хранить информацию в таком порядке, то очень быстро можно найти нужную фамилию, ведь алфавит мы хорошо знаем. Как найти нужное место в книге? Можно, конечно, просто перелистывать книгу страница за страницей, пока не найдется нужная страница, но этот способ займет много времени. Гораздо быстрее посмотреть оглавление. А какой способ использован для записи учеников в классном журнале? В расписании автобусов указано, в какой город и в какое время отходит каждый автобус. В каком порядке надо расположить эту информацию, чтобы было удобно пассажиру? [3]
Каким же образом можно организовать информацию, чтобы ее удобно было хранить, а потом быстро найти?
Исследование проблемы. Работа в группах, парах, по выбору детей.
После обсуждения дети делают вывод, что информацию можно организовать следующим образом: расположить в алфавитном порядке, записать в таблицу, вынести оглавление страниц, распределить события по дате.
Каким способом организации информации мы воспользовались при выполнении задания №28? (Использовали таблицу).
Работа на компьютере.
В текстовом редакторе дети выполняют задание №29.
Отличительные признаки | Ко |
Ки |
Ка |
Число полосок на кепке? | 3 |
2 |
1 |
Что держит в руках? | книга |
удочка |
сачок |
Каким способом организации информации мы воспользовались при выполнении задания №29?
Передайте информацию о Ки, Ко, Ка.
Контроль и оценка.
Дети дают оценку своей работе.
Домашнее задание.
Выполните задание №30, определите, каким способом вы организовали информацию?
Литература.
1.Информатика в играх и задачах. 3 класс (1-4). – М., “Баласс”. – 2002.
2.Информатика в играх и задачах. 3 класс (1-4). Методические рекомендации для учителя. – М., “Баласс”, “Экспресс”. – 1999.
3.Первые шаги в мире информатики. Методическое пособие для учителей 1-4 классов. Тур С.Н., Бокучаева Т.П. - СПб. БХВ-Петербург, 2002.