Интеллектуальная игра "Там, на неведомых дорожках…"

Разделы: Физика, Внеклассная работа


Девиз игры: “Найдётся выход хоть один из всех безвыходных положений”.

Эта игра проходит в нашей школе уже не первый раз. Её можно проводить во время предметных школьных декад, по завершению целой темы или просто после уроков по желанию учеников. Особенность игры состоит в том, что её можно проводить по всем темам в течение целого года, можно ею даже заменить контроль знаний учащихся. В этой статье предлагается полная версия игры с примерными вопросами по теме “Оптика”.

Цели и задачи этой игры очень разные. Она позволяет активизировать и серьёзно расширить субъектный опыт учащихся, позволяет создать для них ситуацию выбора и мотивировать ребёнка на успех и творчество, коллективное и индивидуальное.

К тому же, игра – это интересная сфера деятельности человека, она позволяет каждому игроку проявить, самореализовать себя и оценить себя как члена творческого коллектива.

Рассмотрим основные этапы проведения интеллектуальной игры.

Организация и проведение

  1. Формируются разновозрастные или разноуровневые группы по 6 человек. При формировании групп обязательно учитывать желания учеников в выборе коллег по команде. Задача учителя на этом этапе состоит в том, чтобы помочь сформировать команды, в которые вошли бы и “теоретики”, и “практики”, и “фантазёры, и “лирики”.
  2. Количество этапов варьируется в зависимости от времени, желания и возможностей учителей и учеников. Но, как показала практика, не больше пяти. Каждому этапу даётся красивое название, даже девиз. Этапы отделяются друг от друга (например, - флажками на подставках, которые делали сами ребята; эти флажки сохраняются у нас уже несколько лет).
  3. К каждой команде приставляется независимый наблюдатель, который оценивает непосредственно сам творческий процесс, то есть работу команды во время прохождения каждого этапа (степень активности игроков, отсутствие “плагиата”). Так же наблюдатель имеет право набавлять очки команде за эрудицию, творческий подход к заданию, быстроту, оригинальность действий и снимать баллы за излишний шум, агрессию к товарищам, выход в цейтнот.
  4. Каждая команда коллективным решением выбирает себе путь продвижения к финалу. По “зелёной” дорожке – более лёгкий путь, по “жёлтой” дорожке – путь сложнее, по “красной” дорожке получают самые сложные задания. Оцениваются ответы исходя из 10-балльной шкалы. “Красная” дорожка – 10 баллов за правильный ответ, “Жёлтая” дорожка – 9 баллов, “Зелёная” дорожка – 8 баллов. В процессе прохождения испытаний, команда может менять “дорожку” как по возрастающей степени сложности, так и по ниспадающей. После каждого ответа жюри фиксирует количество баллов у каждой команды. Чтобы избежать излишней сутолоки и неразберихи при ответах, мы давали первой команде “фору” в 5 минут, а затем наблюдатели засекали и фиксировали чистое время каждой команды.
  5. У каждого наблюдателя имеется лист-отчёт, который он затем сдаёт в жюри для подведения окончательных итогов.

Проведение мероприятия

  1. Для проведения игры лучше подготовить актовый зал школы. Размещение игроков, жюри и зрителей
  2. Жюри представляет группу из учителей, обязательно учеников и, по возможности, родителей. Жюри из 4-5 человек – мобильное. Оно перемещается от группы к группе к тем, кто готов дать свои ответы. Сигнал готовности даст наблюдатель.
  3. Возможные варианты названий туров (этапов):

а) “есть вопрос – найди ответ” (предлагается 2-4 вопроса на выбранную тему);

б) “не последний герой” (затруднительная ситуация, из которой надо найти правильный и оригинальный выход);

в) “эврика” (ставится проблемная ситуация, которую нужно объяснить, придумав прибор, конструкцию, приспособление и т.п.;

г) “физики – лирики” (с точки зрения физики объяснить явление, представленное в стихах, прозе, пословицах).

Подведение итогов

  1. Создаётся счётная группа из членов жюри и наблюдателей каждой команды.
  2. Выставляется балл за каждый этап, суммируется итог, исходя из формулы
  3. Наблюдатели имеют право повышать или снижать баллы в зависимости от плюсов и минусов каждого этапа. В этом им поможет лист-отчёт.
  4. Туры Цвет дорожки Время прохожд. Коллективн. или индиви- дуальный ответ. Плюсы работы команды Минусы работы команды Баллы набавить за: Баллы снять за: Особые мнения

    I

                   

    II

                   

    III

                   

    IV

                   

    Этот лист-отчёт позволит потом разрешить спорные вопросы, если они возникнут.

  5. Время подведения итогов для зрителей и команд-участников лучше заполнить специально подготовленной программой (музыкальной, самодеятельной и пр.)
  6. При объявлении итогов (I, II, III места) можно провести краткий “разбор полётов”, но лучше это сделать после игры.

Образцы вопросов

В качестве образца для учителей физики предлагаются примерные вопросы туров игры по “оптике”:

“Есть вопрос – есть ответ”

  • Во время хирургических операций тень от рук хирурга закрывает операционное поле. Как устранить такое неудобство? (Разместить над операционным столом много ламп).
  • Плоское зеркало наклонено под углом 45о к горизонтальной поверхности стола, на котором лежит книга. В какой плоскости получится изображение книги? ( В вертикальной).
  • Сколько изображений предмета дадут два зеркала, расположенные параллельно друг к другу, если между ними поставлен источник света? (Получится много изображений в результате многократных отражений).
  • Почему трудно попасть палкой в лежащую на дне ручья монету? (Т. к. изображение монеты на дне ручья мнимое и смещённое).
  • Иногда классная доска отсвечивает. Почему и когда это происходит? (Доска, как и любая непрозрачная и гладкая поверхность, отражает падающий свет. Чем ближе угол падения луча к прямому, тем этот эффект более заметен).
  • Почему в воде, открыв глаза, мы видим всё расплывчато? (Это происходит из-за того, что относительный показатель преломления воды близок к величине относительного показателя преломления оптической системы глаза и лучи слабо преломляются и фокусируются не на сетчатке глаза).
  • Почему дождь нам представляется в виде струй, хотя состоит из отдельных капель? (Из-за инерции зрения).

“Непоследний герой”

  • У вас не осталось ни одной спички, ни одной зажигалки на крайнем севере. Как вам развести огонь, чтобы согреться? (Нужно изготовить изо льда несколько собирающих ледяных линз и, разумеется днём, сфокусировать свет на горючий материал).
  • В жарких широтах развести огонь тоже не просто, но если есть пара наручных часов и рядом ручей, то можно попробовать… (Снять стёкла с часов, соединить их вместе и вставить внутрь две соломинки. Через одну из них залить воду, чтобы получилась водоналивная собирающая линза. Края можно обмазать глиной или жевательной резинкой).
  • У зайца широко расставлены глаза и его очень трудно поймать А можно ли подобраться к нему поближе и сфотографировать его? (Поле обзора глаза зайца почти 180о. Но он плохо видит то, что расположено прямо у него перед носом).

“Эврика!”

Здесь предлагаются нестандартные ситуации, ответы на которые можно дать на словах, а можно “сконструировать” нечто новое. Понятно, что здесь можно предложить и другие версии ответов.

  • Близорукий ученик воспринимает буквы, написанные на доске, расплывчатыми, нечёткими. Ему приходится напрягать зрение, чтобы аккомодировать глаз то на доску, то на тетрадь, что вредно как для зрительной, так и для нервной системы. Предложите конструкцию таких очков для школьников, чтобы избежать напряжения при чтении текста с доски.
  • Конструкция очков

  • Когда у человека мутнеет хрусталик глаза (например, при катаракте), его, как правило, удаляют и заменяют пластмассовой линзой. Такая замена лишает глаз способности к аккомодации и пациенту приходится пользоваться очками. Совсем недавно в Германии начали выпускать искусственный хрусталик, который может самофокусироваться. Предположите, какую конструктивную особенность придумали для аккомодации глаза? А что помогает природному хрусталику аккомодироваться?
  • Конструктивная особенность для аккомодации иск. хрусталика

  • Герберт Уэллс написал роман “Человек-невидимка”. Агрессивная невидимая личность хотела подчинить себе весь мир. Подумайте, в чём несостоятельность этой идеи? Когда предмет в среде невидим? Как может видеть глаз человека-невидимки?
  • В литературе широко обсуждается явление повышения разрешающей способности глаз космонавтов, находящихся на околоземной орбите. И русские, и американские космонавты проявили способность видеть такие подробности на поверхности Земли, как суда в океане, трубы заводов, автобусы на шоссе и т.д. Было высказано много гипотез, объясняющих психофизиологические особенности зрения в космосе. Предложите одну из версий, объясняющую этот феномен.

“Физики-лирики”

  • По собственной тени рост не меряй (узбекская).
  • Судьба и тень следуют за нами повсюду (японская)
  • Что на зеркало пенять, коли рожа кривая (русская).
  • Прошлое - зеркало для настоящего (японская).
  • Ночью все кони вороные (русская).
  • Одного глаза мало, чтобы хорошо видеть (зулусская).
  • В. Я. Брюсов.
  • “Ещё раз умер, утром вновь воскрес;
    Бред ночи отошёл, забыт, отброшен…”

  • Г. Лонгфелло. “Песнь о Гайавате”.
  • “Все цветы лесов зелёных,
    Все болотные кувшинки,
    На земле когда увянут,
    Расцветают снова в небе”.

  • Ф. Шиллер.
  • “Идёшь к нему- он прочь стремится,
    И в то же время недвижим;
    С своим потоком он родится
    И вместе исчезает с ним”.

Список использованной литературы

1. Богданов К. Ю. Физик в гостях у биолога. – М.: “Наука”, 1986, 141с.

2. Глазунов А.Г., Кабардин О.Ф., Малинин А.Н. Физика -11. Под редакцией Пинского А.А. – М.: Просвещение, 1994 -432с.

3. Доннер К.О. Зрительная адаптация при свете звёзд и солнца. Международный ежегодник “Наука и человечество” 1983.- М.: Знание, 1983, с.25-42.

4. Кузнецов Е. Линзы и системы линз. Практикум абитуриента. – М.: Бюро Квантум, 1995, с.63-70.

5. Митин А.Н., Митина Н.И. Учебно-наглядный комплект по физике “Геометрическая оптика”. РНПО “Росучприбор”, 23 с.

6. Организм человека. Зрение. Откройте тайны человеческого глаза. – Древо познания. Универсальный иллюстрированный справочник для всей семьи, 2002, Научно-познавательная коллекция “Маршалл Кавендиш”, с.1-4.

7. Синичкин В. П., Синичкина О. П. Внеклассная работа по физике. - Саратов: ОАО “Издательство “Лицей”, 2002, 206 с.

8. Перельман Я.И. Занимательная физика. – М.: “Наука”, 1983, т.2, с.272.

9. Роуэлл Г., Герберт. Физика. – М.:, Просвещение, 1994, 576 с.

10. Суорц Кл.Э. Необыкновенная физика обыкновенных явлений, - М.: “Наука”, 1986, т.2, 383 с.

11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: “Народное образование”, 1998, 255 с.

12. Тарасов Л.В. Физика в природе. – М.: Просвещение, 1988, 350 с.

13. Чандаева С.А. Физика и человек. – М.: АО АСПЕКТ пресс, 1994, 3.