Сценарий литературного кафе для старшеклассников "Я, конечно, вернусь…" (по творчеству В.Высоцкого)

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Действующие лица:

  • Ведущие (юноша и девушка),
  • Поэт,
  • В. Перевозчиков,
  • журналист,
  • критик,
  • С. Говорухин,
  • Б. Окуджава
  • М. Влади.
Поэты ходят пятками
по лезвию ножа
И режет в кровь свои
Босые души.

В.Высоцкий

Звучит песня В.Высоцкого “Я, конечно, вернусь…”

I ведущий:

Я, конечно, вернусь –
Весь в друзьях и в мечтах, –
Я, конечно, спою,
Я, конечно, спою, – не пройдёт и полгода.

Говорят, что у каждого времени – каждые 15 – 20 лет – есть певец, который поёт арию большинства. Высоцкий был таким певцом. В его творчестве каждый узнавал себя. Он был душой своего времени, его надеждой. С ним вместе ушла целая эпоха.

II ведущий:

Так кем же он всё – таки был – Владимир Высоцкий? Кем же он был больше всего? Актёром? Поэтом? Певцом? Мы не знаем. Знаем только, что он был личностью. Явлением. И факт этот в доказательствах уже не нуждается.

В. Высоцкий: Я родился 25 января 1938 г. в Москве. Мой отец – кадровый военный, участник боёв за Берлин, освобождения Праги.

Журналист: Большой Каретный переулок (ныне улица Ермоловой). Школа № 186. 10-й класс 1955 г. Скуластый, невысокий паренёк с тёмными задумчивыми глазами. Володя Высоцкий. Куда он идёт после уроков?

В. Высоцкий: К друзьям – редактировать стенную газету… В драмкружок на улицу Горького. Или домой, где ждёт только что подаренная родителями гитара и самоучитель. Или же – к книгам. Читал много. Читал запоем.

Если, путь прорубая отцовским мечом,
Ты солёные слёзы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почём, –
Значит, нужные книги ты в детстве читал!

I ведущий: Окончив школу, Владимир поступает на механический факультет МИСИ. Но страсть к театру берёт своё и уже через полгода он уходит из института и сдаёт экзамены в театральное училище. Проходила “ пора вступлений и прелюдий ”.

В. Высоцкий: Для родителей было полной неожиданностью, что приняли в школу – студию МХАТа. Приняли, несмотря на пометку одного из экзаменаторов: “Чувством ритма владеет отлично, но голосовых данных не имеет…”.

II ведущий: Наступило время репетиций, бурных дискуссий об искусстве, поэзии, жизни. И всё чаще студента Высоцкого видели с гитарой.

1959 г. Режиссёр В.Ордынский приглашает Высоцкого на роль студента Пети в фильме “Сверстницы”. Это дебют в кино.

Апрель 1964 г. Владимир пришёл в Театр драмы и комедии на Таганке.

I ведущий: Театр был его призванием, а Высоцкий – неповторимым актёром. Он абсолютно владел залом, был хозяином сцены, обладал удивительной энергией, которая, как луч сильного прожектора, била в зал.

Гамлет – основная и любимая роль Высоцкого. Он просил, он кричал Любимову: “Дайте Гамлета! Дайте мне сыграть Гамлета!”. Любимов дал ему Гамлета и сделал с артистом роль, которая стала для Высоцкого вершиной, любимой и в которой в своё время он не знал себе равных в Европе. Шекспир – поэт, Гамлет – поэт, Высоцкий – поэт. Тут всё связалось в прочный узел.

В. Высоцкий: Гамлет – любимая роль. Нелегко она мне далась, да и теперь выкладываешься каждый раз на пределе. Иногда кажется: ну, это в последний раз, больше не выдержу… Я не играю принца Датского. Я стараюсь показать современного человека. Да, может быть, себя.

Я Гамлет, я насилье презирал.
Я наплевал на Датскую корону, –
Но в их глазах – за трон я глотку рвал
И убивал соперников по трону.

II ведущий: Гамлет – тема всего творчества Высоцкого. Гамлет – это прежде всего талант. Человек, которому дано видеть больше, чем другим. А кому много дано, с того много и спросится. Это прекрасно понимал Гамлет Высоцкого; он понимал, что невозможно играть в прятки со временем. Вот почему Гамлет не может бездействовать, хотя знает, что это приведёт к его гибели.

Я прозревал, глупея с каждым днём,
Я прозевал домашние интриги.
Не нравился мне век, и люди в нём
Не нравились. И я зарылся в книги.
Мой мозг, до знанья жадный, как паук,
Всё постигал: недвижность и движенье,
Но толка нет от мыслей и наук,
Когда повсюду им опроверженье.

Гамлета Высоцкий играл 10 лет, Гамлет был последней ролью, которую поэт играл перед смертью.

I ведущий: Если театр для Высоцкого был призванием, то стихи были его страстью “Пастернак, Ахматова и Высоцкий вызывали своими стихами больше, чем восхищение. Они вызывали любовь”.

Люди выбирают себе певца. Кто знал, что этот выбор коснётся коренастого паренька со светлой прядкой на лбу, с поднятым воротником сутулящейся куртки?

Звучит стихотворение “ Песня певца у микрофона”.

С. Говорухин: Высоцкий никогда не исполнял свои песни вполсилы. Всегда, везде – на концерте ли, дома ли перед друзьями, в палатке на леднике, переполненному ли залу или одному – единственному слушателю – он пел и играл, выкладываясь полностью, до конца, до пота.

В. Перевозчиков: Владимир Семенович, ваши любимые черты в характере человека?

В. Высоцкий: Одержимость, отдача, но только на добрые дела.

В. Перевозчиков: Отвратительные качества человека?

В. Высоцкий: Глупость, серость, гнусь.

В. Перевозчиков: К каким человеческим недостаткам вы относитесь снисходительно?

В. Высоцкий: К физической слабости.

В. Перевозчиков: Что вы цените в мужчинах?

В. Высоцкий: Сочетание доброты, силы и ума. Я, когда подписываю фотографии ребятам, – ещё подросткам, даже детям, – я обязательно напишу ему: “Вырасти сильным, умным и добрым”. Вот это сочетание.

Звучит стихотворение “ Вершина ”.

II ведущий: Лучшие песни Высоцкого – для жизни. Они друзья людей. В песнях этих есть удивительная добрая сила, которая помогает выстоять слабым и обрести уверенность растерявшимся. На иную песню можно опереться, как на плечо, ибо есть какая – то особая человеческая надёжность в этих песнях.

Звучит песня В Высоцкого “ Песня о друге ”.

В. Высоцкий: Часто спрашивают в различных письмах – не воевал ли я, не плавал ли, не летал ли, не шоферил ли и тому подобное. Это из–за того, что все мои песни написаны от первого лица. Я всегда говорю “Я ”, но вовсе не оттого, что через всё это удалось пройти. Просто основная моя профессия актёрская, и мне часто приходится влезать в шкуру другого человека и от его имени как бы играть.

I ведущий: Театр очень помог Высоцкому в формировании его таланта как поэта. Это театр научил образности его песен, которые поэт так прекрасно “умел исполнять”.

Звучат песни В. Высоцкого “Горная лирическая”, “Песня о сентиментальном боксёре” (стихотворение), “Упрямо я стремлюсь ко дну”.

Критик: Для кого вы пишете свои песни, для какой аудитории слушателей?

В. Высоцкий: Я не пишу для определённой категории зрителей, я стараюсь затронуть души людей в независимости от их возраста, профессии, национальности. Я не люблю легких песен, я не люблю, чтобы на моих концертах отдыхали. Я хочу, чтобы моя публика работала вместе со мной, чтобы она творила. Наверное, так установилась моя манера. Моя песня – это почти крик.

А.Адамович: Пел, как кричал? Потому что что-то в нём кричало. Хриплый голос? А может, охрип – так старался, чтобы услышали.

Критик: Почему у Вас так много военных песен? Ведь Вы не воевали? Почему так часто обращаетесь к военной теме?

В. Высоцкий: Почему у меня так много военных песен? Почему я так часто обращаюсь к военной теме? Во-первых, нельзя об этом забывать. Война всегда будет волновать – это такая великая беда, которая на четыре года покрыла нашу землю, и это никогда не будет забываться, и всегда к военной теме будут возвращаться все, кто в какой-то степени владеет пером. Во-вторых, у меня военная семья.

Мы дети военных лет – для нас это вообще никогда не забудется. Один человек метко заметил, что мы “довоёвываем” в своих песнях.

У всех у нас совесть болит из-за того, что мы не приняли участие в войне. Я вот отдаю дань тому времени своими песнями.

Марина Влади: Ты не любишь рассказов о войне, но, как у каждого советского человека, они составляют часть твоей культуры. Этот народ, который ты глубоко любишь, находит в твоих песнях отголоски трагедии, не пощадившей ни одной семьи. На твоих концертах увешанные медалями ветераны плачут. Молодые задумчивы и серьёзны.

Звучит песня В Высоцкого “Братские могилы”.

II ведущий: Песни, написанные В.Высоцким о войне, – это, прежде всего, песни настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь, и Родину. Такие не подведут.

Звучит песня В Высоцкого “Он не вернулся из боя”.

В. Высоцкий: Я много пишу о войне. Если вы в них (в песни) вслушаетесь, то увидите, что люди из тех времён, ситуации из тех времён, а в общем, идеи проблемы – наше, нынешнее. Расчёт авторской песни на одно то, что вас беспокоят точно так же, как и меня, те же проблемы, судьбы человеческие, одни и те же мысли.

И точно так же, как и мне, рвут душу несправедливость и горе людское.

Звучит песня В Высоцкого “Тот, который не стрелял”.

I ведущий: Судьба нашего общества сложна и противоречива. Культ личности, лагеря, война, послевоенные осложнения….Судьба поэта – всё это отражать. Высоцкий, как истинный поэт пропустил время через своё сердце. Творчество поэта нравственно, потому что честно.

Такие понятия, как честь, совесть, долг поэт объяснял так:
И во веки веков, и во все времена
Трус – предатель всегда презираем.
Враг есть враг, и война всё равно есть война,
И темница тесна, и свобода одна,
И всегда на неё уповаем.

Б. Окуджава: люди, воспитанные на пустой бездумной развлекательности, поэзии Высоцкого не примут; не умеющие самостоятельно мыслить его сарказма, его иронии не оценят; равнодушные ко всему, кроме личных проблем, – тревоги и боли его не поймут.

…Если отталкиваться о поговорки “ Не выноси сор из избы”, то я придерживаюсь точки зрения, согласно которой сор этот выносить нужно как можно раньше и как можно в больших количествах, потому что сора накопится слишком много. Я думаю что Высоцкий относился к той категории людей, истинных патриотов, людей такого толка, которые считают, что нужно избу от сора очищать, не обращая внимания на то, что скажут соседи.

Звучит песня В Высоцкого “Милицейский протокол”.

Критик: В чём причина вашей популярности?

В. Высоцкий: Я её не ощущаю, эту популярность. Все люди хотят, чтобы их знали, хотят известности. Хотя, в общем, ничего в этом особенного нет. Узнают на улице, ну и что? Не спрячешься в номере гостиницы, а так больше никакой разницы…Когда продолжаешь работать, нет времени обращать на то, что сегодня, предположим, я более популярен, чем вчера.

Б. Окуджава: Настоящего поэта всегда сопровождают не только почитатели, но и отрицатели, не только ценители, но и хулители, и даже гонители. У поэзии В. Высоцкого и того и другого вдоволь, и это, наверное, один из главных признаков её истинности и высоты.

В. Перевозчиков: Владимир Семёнович! Что вы цените в женщинах?

В. Высоцкий: Ну, скажем, так я бы написал: “Будь, умной, красивой и доброй”. Красивой – не обязательно внешне.

В. Перевозчиков: Что бы ты подарил любимому человеку, если бы был всемогущ?

В. Высоцкий: Ещё одну жизнь.

В. Перевозчиков: Идеал женщины?

В. Высоцкий: Секрет всё-таки.

Критик: Вас упрекают в том, что не пишете любовной лирики.

В. Высоцкий: Это не правда. Я писал песни о любви…

Звучит стихотворение “ Люблю тебя сейчас”.

Звучит песня В Высоцкого “Беда”.

Звучит стихотворение “Здесь лапы у ели дрожат навесу”.

II ведущий: Каким человеком был Высоцкий? Он был тих в жизни, добр к друзьям, деликатен, подчёркнуто незаметен в толпе.

С. Говорухин: Какое необыкновенное счастье было – дружить с ним.

Уметь дружить – тоже талант. Высоцкий, от природы наделенный многими талантами, обладал и этим – умением дружить. Счастливая звезда свела меня с ним на первой же картине. Было ещё несколько фильмов, ещё больше – замыслов. И между ними – это самое незабываемое – тесное общение так, без повода.

II ведущий: Все, кто знал его, отмечали его готовность прийти на помощь. Но это не значит, что он никогда ни в чём не отказывал. Отказывал – и очень часто, и очень даже обидно отказывал. Но когда дело касалось главных вопросов – здоровья, жизни, чести – на него можно было положиться.

Звучит песня В Высоцкого “Я верю в друзей”.

В. Перевозчиков: Чего хотите добиться в жизни?

В. Высоцкий: Чтобы помнили, чтобы везде пускали.

В. Перевозчиков: Какой вопрос вы хотели бы задать самому себе?

В. Высоцкий: Сколько мне осталось лет, месяцев, недель, дней, часов творчества.

В. Перевозчиков: Последний вопрос: на сколько искренне вы отвечали?

В. Высоцкий: Нет смысла отвечать неискренне. Зачем? Мне нет смысла ни лгать, ни подхалимничать, ни притворяться. Я пришёл сюда для того, чтобы, правда, ответить на интересующие вас вопросы. А вовсе не для того, чтобы кому – то понравиться, понимаете? Нет смысла мне никакого. Абсолютно.

Марина Влади: Ты получаешь тысячи писем, хранишь свидетельства мужчин и женщин, которым твои песни помогли в трагические минуты. Тебе пишут: подводники, оказавшиеся однажды взаперти в стальном гробу; альпинисты, заблудившиеся в бурю; молодые преступники, к которым возвращалась после тяжёлого наказания способность жить; старики, благодарящие тебя за то, что ты так хорошо почтил память товарищей, павших за Родину; начинающие артисты, берущие тебя в пример и клянущиеся работать из всех сил…Это письма оправдали задним числом твои предшествующие песни. Ты говорил, что они будут лучшим адвокатом в процессе, который беспрерывно возбуждают против тебя цензоры.

Звучит стихотворение “ Корабли”.

I ведущий: Высоцкий любил людей, для них он работал, не щадя себя. Одно только не умел он – работать на заказ, если внутренне не приблизиться к теме. Честность, бескомпромиссность – важнейшая черта Высоцкого поэта, мерило его таланта.

II ведущий: В последние годы он писал “без маски”, не прикрывался образом. Писал даже не от имени своего лирического героя, писал просто от своего “Я”. Его последние стихи открывают нам трагическую фигуру Поэта. Свою судьбу он знал, знал, как и его Гамлет, о своём конце, но, как и Гамлет, не мог поступить по-другому, иначе он не был бы Гамлетом.

Звучит стихотворение “ Мне судьба до последней черты” (или “О фатальных датах”).

I ведущий: Владимир Высоцкий и жил, как поэт (кто-то сказал, что поэт – это прежде всего судьба), и умер, как поэт, сорвавшись на самой высокой ноте.

Звучит “Посмертный монолог”.

Меня не съели свиньи – бог не выдал –
Я просто взял и вышел в никуда.
Я столько раз играл свою погибель,
Что умер без особого труда.
Меня не одолели яд и шпага,
И прочие орудия убийств.
Я столько раз живой вставал из праха,
Что мне и мёртвому кричали “Бис”!
И публика на площади гудела,
Толкаясь и досадуя слегка
На то, что задержали вынос тела
Чрезмерно после третьего звонка.
Теперь меня печатают посмертно
Изящными столбцами, как меню, –
Так будто бы звучат аплодисменты
Эффектному финалу моему.
Я пережил и двадцать шесть и тридцать,
Свой тридцать третий и тридцать седьмой…
Стихи мои! Я вам мешал пробиться,
Наверное, лишь тем, что был живой.

Выключается свет, звучит “ Реквием” Моцарта. Перед портретом Высоцкого зажигается свеча.

II ведущий:

Он не допел, не досказал всего,
Что било пульсом и в душе звучало,
И сердце отказало от того,
Что слишком долго отдыха не знало.
Он больше на эстраду не взойдет
Так просто, вместе с тем и так достойно.
Он умер. Да.
И всё же он поёт,
И песни не дадут нам жить спокойно.

Звучит песня В Высоцкого “Кони привередливые”.