Цель урока:
- познакомить учащихся с видами загрязнения гидросферы;
- показать опасность загрязнения гидросферы;
- обосновать методы борьбы с этими загрязнениями;
- научить оценивать качество питьевой воды.
Задачи урока:
Оборудование:
Материал из прессы; рефераты учащихся; оценочный лист; стаканы; бутылки с минеральной водой, дистиллированной водой; электроплита.
Построение урока:
Класс разбит на группы.
Знакомство с новым материалом происходит в форме самостоятельной исследовательской деятельности учащихся в поисках ответов на основополагающий и проблемные вопросы учебной темы.
Вопросы имеют познавательную и практическую ценность, ставят учащихся перед необходимостью ориентироваться в предоставленной информации, развивают мышление, умение анализировать и дифференцировать исследуемый материал.
Ход урока:
Учитель: Экологические беды России многочисленны. Долгие годы в погоне за выполнением планов пятилеток в России беспощадно и недальновидно эксплуатировались недра, леса, почвы, водоемы. При этом производство было не только ресурсо– и энергоемким, но и грязным.
В истории развития человеческого общества наступил такой период, когда отчетливо осознается противоречие между условиями, создавшими определенную комфортность нашего существования и побочными последствиями этой деятельности.
Сегодня на уроке мы познакомимся с видами загрязнения гидросферы, покажем опасность загрязнения водных ресурсов, обоснуем методы защиты водных ресурсов от загрязнения.
Основополагающий вопрос этого урока:
Возможно ли в развитии цивилизации правильное использование водных ресурсов?
Проблемные вопросы урока:
1 группа
Вода – основа жизненных процессов:
- самое необходимое вещество для всех живых организмов;
- главное звено, соединяющее живую и неживую природу;
- пронизывает не только все вокруг нас, но и нас самих, тело человека на 70% состоит из воды;
- главный источник атмосферного кислорода
2 группа
Кто и как загрязняет атмосферу?
- промышленные предприятия;
- сельское хозяйство;
- транспорт;
- жилищно–коммунальные хозяйства.
3 группа
Воздействие водной среды на здоровье человека
- заражение микробами и вирусами;
- заражение паразитами;
- попадание в организм химических и реактивных веществ;
4 группа
Показатели качества воды
- прозрачность;
- кислотность;
- насыщенность кислородом;
- вкус;
- запах;
- наличие мхов и лишайников около водоемов.
5 группа
Методы защиты гидросферы
- совершенствование производственных технологий;
- проведение на используемых территориях гидромелиоративных, лесомелиоративных, агротехнических и санитарных мероприятий, улучшающих водный режим.
Результаты исследований занести в “Лист планирования самостоятельной деятельности учащихся в группе”
Лист планирования самостоятельной деятельности учащихся в группе по заданной проблеме
Имя (имена): ________________________________________________________
Тема _______________________________________________________________
Основополагающий вопрос: ___________________________________________
____________________________________________________________________
Проблемный вопрос_______________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Возможное решение __________________________________
Следующий вид работы позволяет на практике применить свои знания. Нужно исследовать качество воды: питьевой из крана, дистиллированной и минеральной.
Экологические проблемы нашего региона (Омской области) в последние годы формируются под влиянием новых социально–экономических факторов, вызванных сменой общественно экономических формаций и переделом собственности. По валовому выбросу загрязняющих веществ г. Омск занимает 6 место в приоритетном перечне городов (после Норильска, Новокузнецка и т.д.).
Водные ресурсы области представлены рекой Иртыш с притоками, малыми реками, озерами, искусственными котлованами и подземными водами.
Река Иртыш относится к наиболее загрязненному источнику, где постоянно обнаруживаются высокие концентрации органических веществ, жира, нефтепродуктов, фенолов, смол, формальдегида, нитратов и др.
Лабораторно–практическая работа.
Оценка качества пресной воды
Сущность метода Мы пьем воду, поливаем водой свой огород, купаемся в реке. Как узнать, годна ли эта вода? Не опасно ли ее использовать? Специалисты исследуют качество воды с помощью приборов и реактивов. Однако можно определить содержание сверхпороговых количеств некоторых вредных веществ, полагаясь на свои органы чувств.
Ход работы.
- В три стакана из термостойкого стекла налейте питьевую воду из водопровода, артезианскую ( по возможности) и дистиллированную.
- Рассмотрите цвет воды в каждом стакане.
- Попробуйте воду на вкус.
- Что вы можете сказать о цвете и вкусе воды в разных стаканах? Если в воде присутствуют соли алюминия, то они подслащивают воду; соли магния делают воду горькой; сульфаты кальция и магния придают воде горьковато–соленый вкус; хлористый натрий, морские соли – соленость. Неприятный вкус воды может быть обусловлен наличием в ней кремнекислого натрия и железа. Глинистые вещества придают воде желтый и коричневый цвет. Органические вещества могут сделать воду затхлой, безвкусной, при этом она может пахнуть болотом, землей, рыбой и гнилью.
- Анализируемую воду нагрейте до 60°С.
- Определите запах воды в каждом стакане.
- Постарайтесь вспомнить воду в водоемах, где вы купаетесь. Сделайте, выводы о качестве воды в этом водоеме на основании представленной таблицы 2.
Если вода чистая, то при комнатной температуре и при нагревании до 60°С вы не почувствуете запаха. Появление запаха будет означать присутствие в воде посторонних загрязняющих веществ. Содержание ионола в воде более 0,007 мкг/кг придает ей запах цветков фиалки, табачный запах возникает при загрязнении воды органическими соединениями типа циклоцитраля. Запахи плодов и зеленых яблок возникают при содержании в воде гексанала. Загрязненная ароматическими соединениями вода может пахнуть грибами, затхлой рыбой, иметь затхло–заплесневелый, землистый, сернистый и селедочный запахи. Если вода имеет запах, ее ни в коем случае нельзя использовать! О плохой воде нужно срочно сообщить в санэпидстанцию.
Результаты исследований занесите в таблицу 1 и сделайте вывод.
Таблица 1
Показатели качества воды
Вода | Запах | Цвет | Вкус |
Питьевая | |||
Минеральная | |||
Дистиллированная |
Таблица 2
По итогам проведенных исследований выполните творческие задания:
Творческие (логические) задания
1. Какое количество воды необходимо человеку
для поддержания нормальной жизнедеятельности?
2. Можно ли определить возраст воды?
3. В каком природном водоеме наибольшая
прозрачность воды?
4. Почему вредно употребление “жесткой воды”?
5. В чем суть биологической очистки воды?
6. Какое влияние оказывает нефтяное загрязнение
воды на организмы в водоемах?
7. Какое влияние оказывает сброс теплых вод
электростанций на окружающую среду?
8. Какие физические факторы способствуют
самоочищению водоемов?
9. Можно ли очистить природные воды от ядовитых
тяжелых металлов с помощью живых организмов?