Цели урока:
- Образовательные: поднять старшеклассников на новый уровень осмысления проблемы “Восток-Запад” применительно к России; рассмотреть различные точки зрения на место России в цивилизационном процессе; раскрыть факторы, определившие ее самобытность; проследить исторический путь развития России; максимально актуализировать имеющиеся у учащихся знания.
- Развивающие: развивать навыки работы в парах с раздаточным материалом (карточками, письменными источниками), навыки групповой работы; учить анализировать полученную информацию, развивать воображение, учить видеть причинно-следственные связи; вести аргументированный спор.
- Воспитательная: способствовать формированию того чувства Родины, без которого невозможно стать истинным гражданином.
Тип урока: урок изучения нового материала, интегрированный в обществознание, географию, литературу.
Вид урока: лекция с элементами беседы, практического занятия, дискуссии.
Основные понятия: цивилизация, “Запад”, “Восток”, ценности, менталитет.
Оборудование: физическая карта “Евразия”; цветные карточки для учащихся; раздаточный материал с отрывками из высказываний философов, поэтов и писателей; самодельный плакат “Россия-сфинкс”; портрет П. Я. Чаадаева; герб России (с двуглавым орлом); цветные мелки; выставка книг (работы П. Я. Чаадаева, Н. Я. Данилевского, Л. Н. Гумилева и др.); видеофильм “Барышня-крестьянка” в постановке А. Сахарова (лирическая комедия по мотивам повести А. С. Пушкина); телевизор, видеомагнитофон.
Изучение новой темы
Этапы |
Приемы и средства обучения |
Вводно-мотивационный этап. | Постановка проблемы, краткая беседа с целью актуализации знаний из курсов истории основной школы, обществознания, географии, литературы. |
I этап. Многообразие взглядов на место России в цивилизационном процессе. | Построение схемы “Что есть Россия?”, элементы практического занятия (работа с раздаточным материалом: карточками, высказываниями философов, поэтов и писателей), просмотр эпизода из видеофильма “Барышня-крестьянка” (3 мин.), беседа по вопросам к в/ф. Вывод. |
II этап. Факторы, определившие своеобразие развития России. | Лекция с элементами аналитической беседы, построение схемы “Факторы, определившие своеобразие развития России”, схематические зарисовки мелом на доске при характеристике факторов. Вывод. |
III этап. Россия в зеркале истории. | Групповая учебная деятельность, аналитическая беседа, построение схемы “Россия в зеркале истории”, в конце – голосование и дискуссия по проблемному вопросу №1. Вывод. |
Заключительный этап. | Коллективное обсуждение проблемного вопроса №2. Учащиеся подводятся к итоговому выводу. Объясняется домашнее задание. Осуществляется оценка и самооценка работы учащихся. |
Ход двух спаренных уроков
Вводно-мотивационный этап.
Актуальность темы: проблема “Восток-Запад” всплывает в России в переломные эпохи, когда решаются судьбы страны; сегодня, в условиях наметившегося выхода из кризиса, в нашем обществе вновь вспыхнула дискуссия о месте России в мировом цивилизационном процессе.
Тема сегодняшнего занятия: “Между Западом и Востоком. Россия в зеркале истории”.
Эпиграф:
Стоя между Востоком и Западом, Россия должна совмещать историю всего земного шара.
П. Я. Чаадаев.
Нам предстоит на основе исторического анализа выяснить место России в цивилизационном процессе. Актуализируйте ваши знания из курсов истории основной школы, обществознания, географии, литературы. В конце урока вам предстоит ответить на два проблемных вопроса (записаны на доске):
1. Какова ваша точка зрения на место России в цивилизационном процессе?
2. По какому пути идти России сегодня?
Вводная беседа с учащимися:
- Где расположена Россия? (на континенте Евразия – работа с картой).
- Что является условной границей между Европой и Азией? (показ по карте).
- В курсе всеобщей истории мы с вами сравнивали два главных типа локальных цивилизаций – западные и восточные. Вспомните основные линии сравнения:
- западные цивилизации: их исторические корни – в античности, христианстве, индивидуализме и демократических традициях; к этому типу относится подавляющая часть развитых стран;
- восточные цивилизации : их культурно-психологические устои сформировались под влиянием мусульманства, буддизма и других восточных религий, азиатского способа производства, сильной роли государства, преобладания коллективистских и бюрократических начал над правами личности; к этому типу относится большинство государств Азии, Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока).
- К какому же типу отнести Россию? Над этим вопросом мы и задумаемся сегодня.
- Культура бедности.
- Экстенсивный путь развития хозяйства.
- Крепостничество.
- Русский менталитет.
- с.11–14, повторить с. 5-11 (из учебника Сахарова А. Н. , Буганова В. И. История России с древнейших времен до конца XVII в.: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. А. Н. Сахарова. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2000, 303 с.);
- знать конспект;
- придумать и нарисовать символ России, аргументировать свою позицию.
Обратите внимание, что географически Россия находится в Европе и в Азии.
Цивилизационно, культурно, Россия расположена между Востоком и Западом.
I этап. Многообразие взглядов на место России в цивилизационном процессе.
Двойственное географическое расположение и культурное развитие вызвали философские исследования, споры по поводу цивилизационного места России.
Впервые эту проблему поднял в знаменитых “Философических письмах” русский мыслитель П. Я. Чаадаев (1794-1856 гг.). Его портрет перед вами (небольшой рассказ учащегося о П.Я.Чаадаеве). П. Я. Чаадаев
проблема
“В – З”
Россия?
Таинственность, непознаваемость, непонятность Руси для других народов подчеркивал А. А. Блок в поэме “Скифы” (рис. 1).
Действительно, что есть Россия – это Запад или Восток? Или Россия соединяет в себе оба начала? А может быть Россия уникальна? (одновременно с этим рассуждением на доске рисуется цветными мелками схема “Что есть российская цивилизация?”.
Посмотрим,как эту проблему осмысливали русские философы, писатели и поэты (работа учащихся в парах с раздаточным материалом: цветными карточками и высказываниями философов, поэтов и писателей).
Инструктаж: перед вами высказывания поэтов, писателей, философов о месте России в цивилизационном процессе. Цветной карточкой оцените каждое высказывание. Работаем активно!
1) | Не
надо несбыточных грез, Не надо красивых утопий. Мы старый решаем вопрос: Кто мы в этой старой Европе? В. Я. Брюсов. |
2)
|
|
Мы
широко по дебрям и лесам Перед Европою пригожей Расступимся! Мы обернемся к вам Своею азиатской рожей! Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы. С раскосыми и жадными очами! А. А. Блок. |
|
3) |
|
Умом
Россию не понять, Аршином общим не измерить. У ней особенная стать, В Россию можно только верить! Ф. И. Тютчев. |
4) | У
нас чужая голова, А убежденья сердца хрупки. . . Мы – европейские слова И азиатские поступки. Н. Ф. Щербина. П. Н. Милюков: “Россия – Азиопа”. Л. П. Карсавин: “Россия – Евразия”. |
Правильные ответы учащихся:
Обратите внимание на герб России (демонстрируется) – это двуглавый орел, одна голова которого повернута на Запад, а другая – на Восток. Орел – символ власти, зоркости, честности, жертвенности.
Просмотр эпизода из видеофильма “Барышня-крестьянка”, когда русский помещик Муромцев встречает в своем поместье гостей, идет игра в крокет (3 мин.).
Беседа по вопросам к в/ф:
а) На основе какого литературного
произведения поставлен данный фильм? (по мотивам
повести А. С. Пушкина “Барышня-крестьянка” из
“Повестей Белкина” – 1830 г.);
б) Какие здесь столкнулись точки
зрения на место России в
цивилизационном процессе? (Муромцев – западник,
его гости – славянофилы);
в) Как вы думаете, а простого русского
крестьянина волновал этот вопрос? (Нет, конечно,
только людей образованных, передовые умы. А в
сегодняшней России над ним задумываются не
только современные ученые, политики, но и мы с
вами).
Учащиеся подводятся к выводу.
Вывод: Прав был Н. А. Бердяев: тема “Восток-Запад” - “вечная тема русских размышлений” (вывод фиксируется в тетрадях).
II этап. Факторы, определившие своеобразие развития России.
Вопрос излагается в виде лекции с элементами аналитической беседы.
В ходе ее строится схема “Факторы, определившие своеобразие развития России”:
При характеристике факторов преподаватель делает схематические зарисовки мелом на доске.
Вот, например, как будет выглядеть доска после характеристики природно-климатического фактора (для цивилизационного ядра):
3. Природно-климатический фактор
Последствия:
И вот на этих территориях наши предки смогли создать мощную империю с высокой культурой!
Подобным образом характеризуются и остальные факторы.
Учащиеся подводятся к выводу.
Вывод: На развитие российской цивилизации повлияли все вышеперечисленные факторы в совокупности, в их комплексе (вывод фиксируется в тетрадях).
III этап. Россия в зеркале истории.
Учащиеся разбиваются на 6 групп. Каждая группа получает задание охарактеризовать определенный этап в истории России по проблеме “Восток-Запад”:
1) IX-XII вв.; 2) XIII-XVI вв.; 3) XVII-XVIII вв.; |
4) XIX в.; 5) начало XX в.; 6) 1914-1991 гг. |
Ответ должен быть аргументирован. Около 6 минут идет обсуждение в группах, далее разбираются представленные версии. Преподаватель корректирует мнения ребят.
Вот, например, как может быть охарактеризован в ходе аналитической беседы период IX-XII вв. в истории Руси:
Древнерусское государство Киевская Русь – часть средневековой Европы, так как:
– развит торговый путь “из варяг в греки”;
– Новгород заключает договор с Ганзейским союзом;
– письменность известна на Руси еще до принятия христианства – алфавит глаголица, а после – алфавит кириллица;
– Русь – “страна городов”;
– элементы самоуправления в городах, вече (цветы демократии);
– принятие христианства; влияние византийской культуры.
Все это роднит Древнюю Русь с Западом. Но присутствовали и восточные элементы:
– наследование княжеского престола по горизонтали – от брата к брату;
– сильна общинная организация;
– влияние культуры половецкой степи и мусульманской Волжской Булгарии.
Несмотря на эти немногочисленные элементы, древнерусское государство Киевская Русь - западного типа.
Подобным образом в ходе аналитической беседы характеризуются и остальные этапы в истории России. Преподаватель цветным мелом на доске постепенно вырисовывает схему “Россия в зеркале истории”:
Согласились бы вы с мнением русского поэта начала XX века М. Волошина, что “в мире нет истории страшней, безумней, чем история России”? Обсуждение.
Задается проблемный вопрос №1:
1. Какова ваша точка зрения на место России в цивилизационном процессе?
Учащиеся высказывают свое мнение, голосуя цветными карточками.
Результаты проведенного голосования:
В ходе обсуждения возникает дискуссия между группами учащихся (культура ее ведения: “Позвольте мне с Вами не согласиться. . . ”, “Я считаю. . .”, “Вы не правы, т. к. . . .” и т. п.).
Учащиеся подводятся к выводу.
Вывод: Большинство исследователей считают Россию цивилизацией особого типа, в которой представлены элементы и восточного, и западного общества. Не только географически, цивилизационно, но и исторически Россия является Евразией (учащиеся фиксируют вывод в тетрадях, а рядом записывают свое мнение, возможно отличное от данного).
Заключительный этап.
Коллективное обсуждение проблемного вопроса №2:
2. По какому пути идти России сегодня? (Что для нас должно служить ориентиром – Запад или Восток? А может быть Россия должна опираться только на собственные традиции?)
В ходе обсуждения преподаватель напоминает учащимся, что современная мировая цивилизация опирается в основе своей на западные ценности. Но слепое копирование нам ни к чему. Вспомним слова русского историка В. О. Ключевского: “Можно и должно заимствовать изобретенный другими способ вязать чулки; но нельзя и стыдно перенимать чужой образ жизни, строй чувства и порядок отношений. Каждый порядочный народ должен все это иметь свое”.
Учащиеся подводятся к итоговому выводу.
Итоговый вывод: Россия должна идти в общем русле развития мировой цивилизации, продвигаться к постиндустриальному обществу, опираясь на творчески переработанную (с учетом нашей самобытности) западную модель развития (учащиеся фиксируют вывод в тетрадях, а рядом записывают свое мнение, возможно отличное от данного).
Преподаватель объясняет домашнее задание.
Осуществляется оценка и самооценка работы учащихся.
Возможно не будут расставлены все точки над “i” (это в принципе нереально). Важно поддержать интерес учащихся, как истинных граждан, к осмыслению исторического пути России.
Литература для преподавателя:
1. Захарова Е. Н. Особенности
российской цивилизации. Между Западом и
Востоком: Пособие для учащихся и учителей. – М.:
АРКТИ, 2002, с. 3-12;
2. Методические рекомендации по курсу “Человек и
общество”. В 2-х ч. Ч. 2. 11 кл. /Л. Н. Боголюбов, Л. Ф.
Иванова, А. Ю. Лазебникова и др.; Под ред. Л. Н.
Боголюбова, – М.: Просвещение, 2000, с.54-59;
3. Половникова А. В. Изучение темы “Цивилизация
России” в курсе обществоведения.- Преподавание
истории и обществознания в школе, 2000, №2, с. 29–36;
4. Семенникова Л. И. Россия в мировом сообществе
цивилизаций. Изд. 4-е. – Брянск, Курсив, 2000, 539 с.;
5. Яковец Ю. В. История цивилизаций. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997, с.
66-68.