Применение метода проектов в ходе освоения базового курса информатики (7–9 классы)
Давно возник вопрос: как при малом количестве часов (1 час в неделю), довольно обширной программе (все, но “по верхам”) и огромном интересе школьников сделать преподавание базового курса информатики интересным, наглядным, изучаемый материал – запоминающимся надолго, а не на один урок. Одним из методов, позволяющих добиваться положительной мотивации к учению и хороших результатов в активизации познавательных процессов, является проектный метод.
В базовом курсе информатики, кроме обязательного теоретического материала (системы счисления, понятие информации, количество информации, алгоритмика и др.) много внимания уделяется начальному освоению информационных технологий – текстового, графического редактора, электронных вычислительных таблиц, баз данных, интернет-технологий. При наличии 1 часа в неделю трудно добиться устойчивых навыков у детей, многие из которых не имеют дома компьютера: отработка хотя и необходимых, но скучных упражнений на закрепление того или иного навыка высокого результата не дают. Сложилась необходимость преодоления подобных затруднений. Метод проектов играет в данной ситуации значительную роль.
Использование метода проектов при изучении темы “Графическая информация и компьютер” (7-й класс)
На изучение темы “Графическая информация и компьютер” в базовом курсе информатики отводится 7 часов. За это время учащиеся должны познакомиться с прошлым и настоящим компьютерной графики, изучить способы представления графической информации в компьютере, получить начальные сведения о назначении и основных возможностях графического редактора, сформировать навык работы в графическом редакторе.
В ходе изучения данной темы после разбора теоретического материала учащимся предлагается выполнить два проекта: “Чертеж дома вашей мечты” и “Поздравительная открытка”. Подготовительным этапом работы над проектами является выполнение тренировочных упражнений для освоения основных приемов работы в графическом редакторе MS Paint, подготовка чертежа (открытки) на бумаге. Практическая часть работы выполняется за компьютером с использованием изученных основных приемов работы в графическом редакторе: рисования прямых и кривых линий, окружностей и эллипсов, прямоугольников, операций копирования, вырезки, вставки фрагментов рисунка и других простейших операций.
На уроке чаще всего приходится использовать групповую форму работы, т.к. дети редко сидят за компьютерами по одному, поэтому ученикам приходится решать, кроме образовательной, коммуникативную задачу – необходимо прийти к общему мнению, наметить и согласовать план работы, выполнить ее. Чем больше возникает споров и обсуждений, тем совершеннее получается работа, тем лучше результат.
Подводя итог, можно сказать, что в изучении темы “Графическая информация и компьютер” применение идей метода проектов вполне оправдано. Отработка навыков работы в графическом редакторе MS Paint с использованием метода проектов позволяет добиваться лучших результатов, чем при работе с обычными упражнениями.
Использование метода проектов при изучении темы “Текстовая информация и компьютер” (7-й класс)
На освоение темы в 7 классе по программе выделяется 10 часов. За это время необходимо дать детям представление о природе электронного текста, раскрыть положительные и отрицательные стороны электронного текста, объяснить каким образом кодируются символы для хранения в памяти компьютера и формировать навыки работы в текстовом редакторе и процессоре. Как уже было сказано, простое выполнение тренировочных упражнений не дает высоких результатов, потому что ребенок не представляет, где, в каком случае он сможет применить полученные навыки.
Поскольку изучается текстовый процессор (в нашем случае это MS Word), предназначенный для работы с текстом, нужно работать с текстом, но с таким, который будет интересен и познавателен для учеников. В этом случае не подойдет простое, механическое перепечатывание чужого, часто скучного и непонятного текста, а вот увидеть собственный текст в печатном виде, да еще и красиво оформленным, без ошибок, с иллюстрациями приятно каждому. Выход нашелся легко: учитель русского языка и литературы предварительно дал детям задание сочинить сказку, рассказ на любую понравившуюся им тему, таким образом, учащиеся получили оценки не только по информатике, но и по русскому языку и литературе.
На уроках информатики дети должны были набрать свой текст на компьютере, отформатировать его, подобрать и вставить подходящие иллюстрации. Учащиеся еще очень медленно набирают текст, однако это задание дает им возможность усовершенствовать навыки работы с клавиатурой. Итогом работы с данными проектами стала выставка работ учащихся и издание литературного альманаха.
Сравнивая работу с текстовым редактором в “режиме упражнений” и в “режиме выполнения проекта”, можно сказать, что во втором случае и знаний, и удовольствия дети получили намного больше. Подобная работа позволила детям осознать преимущества работы с электронным текстом и они увидели возможность применения полученных знаний и умений в повседневной практике.
Применение метода проектов в курсе информатики и информационных технологий в классах информационно-технологического профиля (10–11 классы)
Материал, изучаемый в курсе информатики и информационных технологий в 10 – 11 классах, является логическим продолжением материала базового курса. Рассматриваются те же темы, но с некоторым углублением и усложнением. В классах информационно-технологического профиля также большое внимание уделяется освоению работы в различных приложениях.
Использование проектного метода при создании компьютерных мультимедийных презентаций на уроках информационных технологий в 10 классе информационно-технологического профиля
На изучение этой темы отводится 18 часов. Тема необходима учащимся старших классов, т.к. им приходится часто выступать на различного рода конференциях, делать доклады, сообщения, защищать рефераты. Компьютерная презентация – это эффективный способ подачи нужной информации, текста, иллюстраций, сопровождающих доклад.
Для создания компьютерных презентаций традиционно используется приложение MS Power Point. На первом занятии перед учащимися ставится цель: создать презентацию на заданную тему (обычно это одна из тем – “Устройство компьютера”, “Моя семья”, “Наша школа”). При выполнении данной работы ученики изучают основы проектирования презентаций с использованием мультимедиа технологий, осваивают приложение MS Power Point. Дети учатся создавать новые слайды, используя автомакет, размещать на них текст, рисунки и графические примитивы, выбирать дизайн презентации, редактировать и сортировать слайды. В своей работе дети используют также анимационные эффекты и звуковое сопровождение. Большое внимание уделяется созданию интерактивной презентации, переходам между слайдами. После выполнения “тренировочной презентации” детям предлагается выполнить следующий проект: создать презентацию, в которой освещалась бы какая-то тема из любого школьного курса. В случае создания полноценной презентации по темам школьных предметов, ученик (или малая группа) получают оценку не только по информационным технологиям, но и по тому предмету, по теме которого выполнялась презентация.
В конце 11 класса традиционно отводится время на повторение пройденного материала. Ученикам без предупреждения дается задание: за 2 часа создать презентацию на тему “Школьные годы”.
Практика показала, что метод проектов, используемый при изучении данной темы в данном случае дает положительные результаты, даже после более чем годичного перерыва учащиеся делают интересные и качественные презентации. Работа выполняется с большим интересом и азартом, а ее результаты, сохраненные учителем, будут показаны на Вечере встречи выпускников. Таким образом, создается положительная мотивация при повторении пройденного материала.
Использование проектного метода в процессе изучения темы “Технология обработки текстовой информации” в 10 классе информационно-технологического профиля
На изучение темы отводится 20 часов. Учащиеся уже имеют базовые знания по данной теме, у них в значительной мере сформированы навыки при работе с клавиатурой, поэтому основной упор на данном этапе изучения темы делается на развитие приобретенных навыков, а также формирование некоторых новых навыков, которые будут необходимы при дальнейшей работе с текстом: работа в многооконном режиме, форматирование документа, задание параметров страницы, форматирование абзацев, создание, редактирование и форматирование таблиц, вставка сносок, указателей, создание оглавления, печать документа. Далее дети работают над проектами. Первый проект состоит в создании гипертекста на определенную тему, т.е. создание теста, в котором некоторые смысловые фрагменты связаны друг с другом ссылками. Детям предлагается создать гипертекст на некоторую учебную тему, в котором определяемые понятия поясняются посредством перехода по ссылке.
При создании второго проекта учащиеся получают следующее задание: написать миниреферат по конкретной теме, оформить его в соответствии с правилами, подобрать и вставить иллюстрации и создать грамотное оглавление. При выполнении этого задания необходимо уметь задавать стили заголовков, создавать и обновлять оглавление. Положительную мотивацию при выполнении данных заданий формирует стремление научиться правильно оформлять свою работу в соответствии с требованиями единого орфографического режима в школе и, позже, в ВУЗе.
Использование проектного метода в процессе изучения темы “Технология работы в компьютерных сетях. Разработка Web-сайтов” (11-й класс информационно-технологического профиля)
Сегодня требования времени таковы, что любой образованный человек должен уметь использовать в своей работе возможности сети Интернет и Интернет-технологии. Все чаще мы сталкиваемся с необходимостью использовать возможности Всемирной паутины, электронной почты, телеконференций, различных поисковых систем, существует большое количество различных конкурсов, научных конференций, как для учащихся, так и для учителей. Огромное количество периодических изданий издается сейчас на электронных носителях и публикуется в сети Интернет.
Основы компьютерных сетей и работа в них упрощенно рассматривается в базовом курсе информатики (7 – 9 классы). В старших классах данная тема рассматривается более подробно. На изучение темы “Коммуникационные технологии” в 11 классе отводится в общей сложности 35 часов (“Компьютерные сети” 13 часов, работа в компьютерных сетях 12 часов, разработка Web-сайтов 6 часов и тема “Информатизация общества” 4 часа). Кроме этого, учащиеся имеют возможность работать дополнительно по 2 часа в неделю в Интернет-центре ОГУ. Для обучения и плодотворной работы автором были специально разработан цикл практических работ (Адресация ресурсов и навигация в сети Интернет; Способы поиска информации в сети Интернет; Работа в электронной почте; Создание и публикация сайта в сети Интернет) и индивидуальные карточки-маршруты по каждой из работ.
Метод проектов используется в данных темах следующим образом. После прохождения теоретической части материала по компьютерным сетям и работе в Интернет учащиеся начинают работать в сети. Дети выполняют несколько тренировочных заданий по работе в WWW, поиску информации в поисковых системах, по работе в электронной почте (регистрация собственного почтового ящика на одном из бесплатных серверов электронной почты и обмен сообщениями)(см. практические работы выше). После этого они получают задания-проекты: выполнение реферата по одной из предложенных тем по информатике и информационным технологиям (готовые рефераты, найденные в сети не принимаются).
После изучения темы “Основы языка гипертекстовой разметки документов” и создания тренировочной Web-страницы по теме, предложенной учителем, учащиеся также получают задание-проект. Оно заключается в создании небольшого по объему сайта (5-7 Web-страниц) по одной из тем любого школьного предмета. На этом же этапе учащиеся могут при желании создать собственную Web-страничку и разместить ее в сети Интернет. Просмотреть некоторые работы можно на школьном сайте (http://mou30-orenb.rbcmail.ru).
В конце 11 класса при повторении изученного в 10 – 11 классах материала ученики получают задание-проект по созданию Web-странички. В 2002-2003 учебном году тема была сформулирована так: “Мое видение будущей профессии. Я – взрослый человек”. Эту работу дети выполняют с большим удовольствием, добиваясь хороших результатов.
Таким образом, идеи метода проектов в данной теме также успешно применяются и дает высокие результаты.
Применение проектного метода на факультативных занятиях
Некоторые школьники, посещая уроки информатики, обнаруживают огромный интерес к информатике и информационным технологиям. Факультативные занятия позволяют получить углубленные знания по различным темам, выполнить практические задания более высокого уровня, чем на уроках, подготовиться к участию в конференциях и конкурсах. Такими проектами, выполненными учащимися 8 и 9 классов, стали проекты “Официальный сайт школы № 30” (http://mou30-orenb.rbcmail.ru), занявший призовое место на межрегиональной конференции “ОренИнфо 2003”, проходившей в апреле 2003 года в г. Оренбурге, сайт “А.С. Пушкин в Оренбурге. История написания повести “Капитанская дочка”, удостоенный диплома I степени на X открытой конференции “Интеллектуалы XXI века” в г. Оренбурге, представленный в сети по адресу www.site2003.pochta.ru, сайт “Оренбургский край”, который пока находится в стадии разработки и в сети Интернет не выставлен. Работу над ним планируется завершить к ежегодной конференции “ОренИнфо 2004” (апрель 2004 г.).
Перспективы работы с применением проектного метода на уроках и факультативах по информатике и информационным технологиям.
Анализируя опыт работы на уроках информатики и информационных технологий, мы пришли к выводу о том, что хорошие результаты – устойчивые знания по предмету, практические умения и сформированные навыки при работе с компьютером – оправдывают применение проектного метода и заставляют задуматься о расширении возможностей его использования.
Например, мы считаем необходимым обратиться в курсе 11 класса к изучению Flash-технологий, которые позволят создавать более современные Web-ресурсы, сделать предметные проекты интереснее, динамичнее, нагляднее.
В курсе 10 класса мы планируем рассмотреть возможность изучения темы “Издательские технологии”, что позволит подойти к изданию действующей на постоянной основе школьной газеты “Класс” и систематизировать работу школьного литературного кружка, создавая ежегодный литературный альманах. Также учащиеся, используя подобные технологии, помогут учителям-предметникам обновить уже существующие дидактические материалы и создать новые.
При изучении темы “Системы управления базами данных” в 11 классе были предприняты попытки и планируется продолжить работу по созданию ученических проектов “База данных учащихся школы”, “База данных преподавателей школы”, “Микрорайон школы”, “Методическое обеспечение школы”. Для факультативных занятий планируется организовать работу по освоению программы научно-производственного объединения “ИНФОРМ-СИСТЕМА” и ООО “Хронобус” АИБС “МАРК”, а также по созданию базы данных библиотечного фонда школы, и организации автоматического контроля над выданными книгами.
Проектный метод объективно востребован школой, но успех развития и использования проектного обучения, в первую очередь, зависит от формирования в образовательном пространстве школы необходимых и достаточных условий его реализации: информатизации обучения, формирования проектировочного стиля мышления у педагогов, или, как подчеркивают российские и зарубежные специалисты, проектных процедур и инструментов учебного проектирования. Педагогические исследования в этой области помогут обновлению школы, в том числе и ее методического окружения.