Нестандартные учебные подходы

Разделы: Начальная школа


Когда наши дети смогут стать грамотными? Когда учитель очень захочет этого сам. Когда вызовет в учащихся желание быть грамотными. Когда сможет предупредить ошибки. Потому, что это намного легче и продуктивнее, чем исправлять их в ученических работах. Опыт показывает, что только систематическая работа по формированию орфографической зоркости учащихся может дать положительный результат так, как при систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится частью орфографического навыка.

Предложенными диктантами можно вместе с другими приёмами формирования грамотности учащихся вызвать к творческой, результативной деятельности и учителя, и учащихся. Каждый учитель, на мой взгляд, должен постепенно создать свой сборник диктантов с разнообразных источников, текстов, уже испробованных им в предыдущие годы обучения, во время проработки сложного для детей материала.

Диктанты, про которые будет идти речь в этой статье, имеют определённые особенности как по форме, содержанию, так и по методической направленности. Это диктанты учебные, очень маленькой формы, но очень насыщенные различными орфограммами. Проводятся они, как правило, в начале урока – своеобразной орфографической разминкой для учащихся.

Прежде всего, это диктанты - номера, где дети пользуются системой нумерации орфограмм. На мой взгляд, номер позволяет ребёнку увидеть в слове орфограмму и правильно решить орфографическую задачу. Цифры, которые дети, ставят над буквой, помогают им фиксировать внимание на данной орфограмме, сосредотачиваться при проверке. Начиная с первого класса, провожу такие диктанты, и они дают положительные результаты. Приведу некоторые из них.

№ 1. Повторяющийся диктант.

Записать предложения под диктовку, указать номера изученных орфограмм (на этот период).

Порядковые номера орфограмм.

  1. Большая буква в именах собственных.
  2. Жи – ши, ча – ща, чу – щу.
  3. Чк – чн.
  4. ь, ъ,
  5. Безударная гласная непроверяемая ударением.
  6. Безударная гласная, проверяемая ударением.
  7. Звонкие и глухие согласные.
  8. Предлоги.

Нечаева Наталья живёт в Москве. Она любит животных. У Наташи есть пёс Шарик и котёнок Пушок. Собака и котёнок живут дружно. Девочка даёт им молоко и хлеб. Она водит их гулять в рощу. Здесь цветут душистые ландыши.

Учащиеся записывают текст на листочках. После записи учитель повторно читает диктант, но при этом объясняет правописание каждого сомневающегося слова. Дети исправляют допущенные ошибки самостоятельно. На следующем уроке учитель диктует этот же диктант, но при этом сообщает, что дети, которые напишут его без ошибок, третий раз уже писать не будут. Проверяется так же. Дети, написавшие диктант без ошибок, освобождаются от следующего. Им предлагается самостоятельная работа, которая содержит те же орфографические задания. Остальные дети пишут диктант третий раз. Как правило, ошибок в работах нет. А если есть, то учитель работает с ними индивидуально.

№ 2. Коллективный диктант.

Класс делится на несколько групп. В каждой группе избирается консультант. Учитель подбирает слова или словосочетания, предлагает детям послушать их и определить орфограмму, которая чаще всех встречается в этих словах. Записать слова, выделяя орфограмму номером. Каждая группа перед записыванием слов или словосочетаний совещается, вспоминает соответственное правило правописания. Проверка происходит так же коллективно.

Чудесная погода, дача, роща, чижи, ландыши, широкая речка, кружились чайка, щука, два леща.

Составьте рассказ, используя опорные слова. Озаглавьте его.

№ 3. Устный диктант.

Прочитайте текст, устно решите орфографическую задачу, запишите номера – ответы.

Меня з(а)овут Ч(ч)а(я)йкин И(и)гор(ь). Я ж(ы)иву в (а)Астрахани. Гор(а)од(т) ст(а)оит на реч(ь)ке В(в)олге. Я люблю читат(ь) ска(с)зки П(п)ушкина и (ч)Чуковского.

( 6 – о, 1-Ч, 2 - а, 1-И, 4-ь, 2-и, 8-в, 1-А, 5-о, 7-д, 6-о, 8-на, 3-чк, 1-В, 4-ь, 7-з, 1-П, 1-Ч)

№ 4. Взаимный диктант.

Его диктует один ученик другому или нескольким. Он называет номер орфограммы, а дети записывают примеры. Например - № 3. У детей в тетрадях: ручка, сумочка, девочка, тучка. Молочная, сказочная, яблочный, удачный, и т. д. - № 6. У детей в тетрадях: окно, стена, деревья, трава, и т. д.

Далее другой ученик называет слова, а дети определяют номер орфограммы, которая чаще всего встречается в этих словах. Например: тетрадь, ученик, пенал, карандаш, портфель, работа. У детей в тетрадях № - 5.

Используя эти слова, составьте рассказ о школе.

Осенью, льёт, деревья, дождь, листья, воробьи, чириканье. У детей в тетрадях № - 4.

Используя эти опоры, составьте рассказ об осени.

Слова для таких диктантов подбираются детьми дома, как домашнее задание.

№ 5. Быстрый диктант.

Предложения для такого диктанта должны быть краткими, например, пословицы, поговорки, фразеологизмы, те, которые учащиеся могут запомнить и использовать в своей речи. Например: Птица сильна крыльями, а человек дружбой. Человек без друзей, что дерево без корней. Не спеши языком, торопись делом. Жизнь дана на добрые дела. Не учись разрушать, учись строить.

Для диктанта предлагается один, два предложения, не больше. Их легко запомнить, объяснить правописание.

Учитель объясняет, что читать каждое предложение будет один раз. Его необходимо внимательно послушать, определить орфограммы, которые встретились, записать предложение, расставляя номера орфограмм. Всё происходит в быстром темпе. Проверка диктанта – коллективная, групповая или взаимопроверка.

№ 6. Продолжающийся диктант.

Он так же проводится в начале урока, имеет небольшой объём, ограничен временем. От всех остальных видов учебных диктантов отличается тем, что строится на основе связного текста, который продолжается из урока в урок. Такой диктант может продолжаться три–пять уроков. Желательно, чтобы текст был интересный и насыщен изучаемыми орфограммами. Например, диктант, который можно предложить детям в четвёртом классе. Он – для проверки сформированности навыка падежных окончаний существительных, а так же для закрепления безударных гласных в корне слова.

Зимняя экскурсия.

Вчера мы с классом ходили в зимний лес на экскурсию. Снег засыпал все дорожки. Лучи солнца освещали холодным светом всю местность. Вот ….

Вот метель намела большие сугробы. Наши мальчики скатали большой снежный ком. Сверху поставили ещё два. Сделали снеговика. Потом…

Потом в лесу мы заметили, как от ёлки к ёлке прыгал пушистый зверёк. Это белка. С деревьев падали шапки снега. Большая ворона хлопала крыльями на верхушке берёзы. Но вот…

Но вот пухлая туча медленно затянула горизонт. Начал валить хлопьями снег. Мы подъехали к деревне. Там ….

Там в окнах мелькали тусклые огни. Быстро наступали длинныё зимние сумерки. Дома мы писали сочинение. Каждый писал, что он увидел и услышал, что он помнил.

Учитель предупреждает учащихся, что будет диктовать текст без повторения предложения, быстрее, чем обычный диктант. Дети сами должны определить изученные орфограммы, записать текст и выделить номера. Конечно, детям интересно, что же было дальше в лесу с ребятами. Учитель заверяет их, что на следующем уроке рассказ об экскурсии будет продолжен.

№ 7. Обратный диктант.

Это один из интересных видов учебных диктантов, потому, что это диктант для учителя. Дети получают домашнее задание: подготовить текст диктанта для учителя. Необходимо подобрать два – три предложения, чтобы потом на уроке продиктовать учителю. Учитель записывает текст на доске каллиграфически и грамотно, даёт образец объяснения каждой орфограмме.

№ 8. Незнакомый диктант.

Это один из видов выборочных диктантов, но с другим заданием. Учитель диктует текст, а учащиеся выписывают на листочках только те слова, правописания которых они не знают. Слова с известными орфограммами пропускают. Например, предлагается текст: Чтобы поддержать силы космонавтов во время пребывания на орбитальной станции, построили маленький стадион. На нём всегда два снаряда: бегущая дорожка и велосипед.

Дети в третьем классе записали такие слова: орбитальная станция, стадион, снаряд, велосипед. Следующая задача учителя и детей – определить, как пишутся незнакомые слова. Идёт работа с орфографическим словарём. Дети могут совещаться при этом с соседом по парте, пользоваться дополнительной справочной литературой.

Считаю, что каждый такой нестандартный учебный диктант положительно влияет на формирование грамотности учащихся. Диктанты необычные для детей, их методика проведения своеобразна, поэтому им и интересна. Кроме этого, диктанты в неразрывной взаимосвязи вмещают в себя элементы коллективного и индивидуального, а это даёт возможность каждому учащемуся проявить себя.