Давно было замечено, что не только плохо успевающие, но даже многие отличники совершенно не соотносят сведения о внешнем мире, полученные на одном уроке со сведениями о том же предмете, которые им сообщают на других уроках .
Ставя в обучении в качестве основной задачу развития личности, что мы тем неменeе имеем в школьной системе обучения:
- многопредметность;
- разобщённость учебных предметов;
- плохую ориентацию в содержании смежных дисциплин;
- идею чёткой специализации;
- оторванность от жизни;
- отсутствие целостного восприятия мира;
- неумение переносить знания от одного предмета к другому;
- перегрузку учащихся;
- отсутствие мотивации к предмету;
Дети часто не связывают воедино и разрозненные факты, которые мы им сообщаем в рамках одного предмета.
Из этого можно сделать следующий вывод: большинство наших учеников в процессе обучения не использует важнейшую интеллектуальную способность человека – способность к сравнению, анализу и классификации получаемой извне информации.
Причин этого явления множество:
1. Невероятная перегруженность ребёнка ( мозг не успевает проделать необходимую работу).
2. Возрастная неподготовленность к восприятию тех или иных абстрактных понятий ( непонятное и ненужное в повседневной жизни можно только зазубрить- чтобы забыть сразу же после того, как тема будет изучена; через год понятие понадобится ребёнку вновь, а он его забыл, в отличие от составителей учебника, которые убеждены, что соответствующая тема пройдена и усвоена ).
3. Неподготовленность ребёнка к чтению серьёзных текстов ( они понимают в тексте отдельные слова, с трудом складывая их в какие- то подобия осмыслённых предложений, не воспринимая текста в целом ).
4.Учебные тексты написаны на общенаучном языке, очень далёком от ежедневной речевой практики школьника ( фактически это тексты на иностранном языке, которые легче заучить, чем понять до конца).
5. Дефекты учебников и методик.
В связи с этим возникают задачи:
- помочь учащимся усвоить всю совокупность фактов и явлений в их развитии, овладеть общей картиной мира;
- покончить с разобщённостью школьных предметов;
- возбудить интерес учащихся к учению;
- повысить практическую направленность обучения.
Перечень можно было бы продолжать, но важнее напоминать, что это влечёт за собой тяжёлые последствия в средней и старшей школе, когда вернуться к единой и стройной картине мира ученику не под силу, так как интеграция – это сближение , слияние нескольких наук, поэтому сама интеграция родилась именно как один из способов противодействия опасному процессу .
Интеграция в школе может осуществляться на трёх уровнях:
- Межпредметные связи.
- Интегрированные уроки.
- Интегрированные учебные курсы.
(Он предполагает привлечение на уроки по данному предмету понятий, образов, представлений из других предметов, т.е. принцип “вторжения в другую область” это необходимо отражать в календарно-тематическом планировании.)
(Он предполагает использование на уроках по разным предметам общих принципов, составляющих методологическую основу современного естествознания.)
(Этот уровень предусматривает рассмотрение комплекса проблем и явлений, которые по своей сути требуют знаний из разных дисциплин.)
Проблеме интеграции в настоящее время уделяется большое внимание. Это вызвано необходимостью, дать представление о природе, как о едином целом, характеризующемся общими процессами и управляемом общими законами.
Учителя старших классов, работающие в обычной системе предметного обучения, но желающие более тесно сотрудничать с учителями смежных предметов, могут проводить иногда уроки, в которых органично сливались бы два — три предмета.
Темы таких уроков и методику их проведения необходимо тщательно продумывать. Только тогда они позволят учащимся постигать многообразие и взаимосвязь явлений природы, лучше понять эти явления, а учителям дадут возможность полнее раскрыться, “почувствовать” проблемы смежных дисциплин. Подобные уроки надолго остаются в памяти школьников и присутствующих на них гостей, так как они, как правило, хорошо оформлены и эмоциональны.
Бинарное участие учителей смежных дисциплин в организации интегрированных уроков позволяют учащимся легко включаться в новый блок информации, что снимает монотонность урока и позволяет переключать внимание, а это обеспечивает высокую активность и поддерживает интерес к учению. Формы проведения интегрированных уроков различны: собеседования, семинар, конференция, ролевые игры, зачетные занятия, дискуссии, лекции и т.д. Проведение интегрированных уроков создает условия для использования при обсуждении учебной темы разнообразных заданий, способствующих развитию интереса учащихся к предмету. Поэтому интегрированные уроки нередко совместно готовят, а иногда и проводят учителя разных предметов.
Опыт проведения интегрированных уроков позволяет дать следующие рекомендации:
1. Интегрированные уроки проводятся в одной параллели, не чаще одного – двух раз в четверть.
2. Подготовка к ним ведётся в течение нескольких недель, в зависимости от темы и типа урока.
3. К каждому уроку выбирается девиз. В качестве девиза используются высказывания ученых, писателей, поэтов, отражающие глубину человеческой мысли, созвучной выбранной на уроке проблеме.
Педагоги используют в основном три типа интегрированных уроков:
урок – изучение нового материала;
урок – обобщение и закрепление изученного;
урок контроля знаний.
Так как интеграция, как учебная категория - это процесс и результат создания непрерывно связанного, единого, цельного, которая в обучении реализуется как взаимопроникновение учебных предметов друг в друга, через использование ряда сквозных идей, проходящих через различные школьные предметы, что приводит к стиранию граней между ними, то у меня возникла идея пересмотреть календарно-тематическое планирование в 11 классе. Я решила изучать тему “Основы цитологии” по курсу “Общая биология” и курс “Органической химии” параллельно через систему провидения интегрированных уроков.
Каждый интегрированный урок в этом курсе проводится в течение двух уроков, поэтому увеличивается время на изучение темы. Следствием этого стали высокие результаты экзаменов, как по биологии, так и по химии. Учащиеся применяют на каждом экзамене знания смежных дисциплин, раскрывая проблему в комплексе. Это стимулирует к продолжению и совершенствованию применения интегрированных уроков, которые несут в себе многофункциональные нагрузки.
Календарно- тематическое планирование.
Химия |
Биология |
1. Основные положения теории химического строения | 1. Клеточная теория |
2. Зависимость свойств веществ от строения | 2. Строение клетки. Строение и функции клеточной оболочки. |
3. Зависимость свойств органических веществ от наличия функциональных групп. | 3. Цитоплазма. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. |
4. Свойства веществ основных классов органических соединений. Взаимное влияние атомов в молекуле. | 4. Цитоплазма. Митохондрии. Пластиды. |
5. Генетическая связь органических веществ. | 5. Лизосомы. Клеточный центр. Органоиды движения клеток. Клеточные включения. Аппарат Гольджи. |
б. Зачёт по изученной теме | б. Ядро. Клетка как единое целое. |
7. Интегрированный урок по теме “Углеводы” |
7. Интегрированный урок по теме “Углеводы” |
8. Семинар по теме “Углеводы” | 8. Семинар по теме “Углеводы” |
9. Интегрированный урок по теме “Жиры” | 9. Интегрированный урок по теме “Жиры” |
10. Семинар по теме “Жиры” | 10. Семинар по теме “Жиры” |
11. Амины. Строение и свойства | 11. Неклеточные формы жизни. Вирусы. |
12. Анилин | 12. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Этапы энергетического обмена. |
13. Аминокислоты. Их строение и свойства. | 13. Автотрофные и гетеротрофные клетки. Фотосинтез. |
14. Изомерия аминокислот. Синтез полипептидов. | 14. Особенности пластического и энергетического обменов в растительной клетке. |
15. Интегрированный урок по теме “Белки” | 15. Интегрированный урок по теме “Белки” |
16. Семинар по теме “Белки” | 16. Семинар по теме “Белки” |
17. Интегрированный урок по теме | 17. Интегрированный урок по теме |
“Нуклеиновые кислоты” | |
“Нуклеиновые кислоты” | |
18. Семинар по теме “Нуклеиновые кислоты” | 18. Семинар по теме “Нуклеиновые кислоты” |
19. Интегрированный урок по теме “Высокомолекулярные соединения” | 19. Интегрированный урок по теме “Высокомолекулярные соединения” |
20. Практическая работа “Распознавание волокон и пластмасс” | 20. Практическая работа “Распознавание волокон и пластмасс” |
Введение в школе интеграции во всех её видах способствует формированию у учащихся интегративного мышления, которое предполагает:
- широту знаний учащихся;
- умение работать на стыках наук;
- предвидение последствий принятых решений;
- чувство сопричастности ко всему происходящему в мире;
- чувство ответственности за деяния человека;
- привычку соизмерять воздействия на природу с возможными последствиями.
К интегрированному курсу разработаны и применяются тесты с использованием компьютера, а также опорные конспекта по темам : “Белки”, “Жиры”, “Углеводы”, “Нуклеиновые кислоты”.
Тест по теме: “Нуклеиновые кислоты”.
1. Мономерами нуклеиновых кислот являются.
а) аминокислота;
б) нуклеотиды;
в) жиры;
г) глюкоза.
2. Нуклеиновые кислоты выполняют в клетке функции.
а) каталитическую;
б) энергетическую;
в) транспортную;
г) информационную.
3. Какую роль в синтезе белка играет ДНК?
а) каталитическую;
б) обеспечивает клетку энергией;
в) содержит информацию о первичной структуре белка;
г) осуществляет доставку кислот к рибосоме.
4. Отрезок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре одного белка, называется :
а) геном;
б) генетическим кодом;
в) генотипом;
г) генофондом.
5. Молекула ДНК представляет собой:
а) двойную спираль;
б) одиночную спираль;
б) молекулу, создающую богатые энергией связи;
г) длинную полипептидную цепь.
6. Какую роль в синтезе белка играет Т-РНК
а) каталитическую;
б) энергетическую;
в) осуществляет транспорт аминокислот;
г) информационную.
7. Молекулу ДНК, на которой записана информация о первичной структуре всех молекул белка, называют.
а) генетическим кодом;
б) геномом;
в) генотипом;
г) генофондом.
8. РНК представляет собой:
а) молекулу, состоящую из нуклеотидов имеющую форму двойной спирали;
б) молекулу, состоящую из нуклеотидов и имеющую одну спираль;
в) молекулу, состоящую из различных аминокислот и имеющую форму клубка.
9. Роль РНКв синтезе белка состоит в:
а) обеспечении хранения наследственной информации;
б) обеспечении клетки энергией;
в) обеспечении передачи генетической информации из ядра в цитоплазму;
г) осуществлении транспортировки аминокислот к рибосоме.
10. В состав ДНК входит:
а) рибоза;
б) дезоксирибоза;
в) глюкоза;
г) фруктоза.
Тест по теме “Жиры, Липиды”.
1. Какова функция липидов в клетке:
а) каталитическая;
б) транспортная;
в) информационная;
г) энергетическая.
2. Липиды входят в состав:
а) оболочки растительной клетки;
б) клеточных мембран;
в) хромосом;
г) рибосом.
3. Липиды состоят из:
а) аминокислот;
б) нуклеотидов;
в) глюкозы и фруктозы;
г) глицерина и жирных кислот.
4. В состав жирных жиров входит остаток:
а) стеариновая кислота;
б) пальмитиновая кислота;
в) олеиновая кислота;
г) капроновая кислота.
5. В процессе обмена веществ, при гидролизе жира образуется:
а) глицерин и жирные кислоты;
б) глюкоза;
в) крахмал;
г) фруктоза.
6. При расщеплении из одного грамма жира выделяется:
а) 9.2 кДж;
б) 17,6 кДж;
в) 9.3 кДж;
г) 8 кДж.
7. Мыло образуется при взаимодействии жира с:
а) щёлочью;
б) спиртом;
в) серной кислотой;
г) поваренной солью.
8. Жиры растворяются :
а) в воде;
б) в кислоте;
в) в ацетоне;
г) в соде.
9. Взрослому человеку необходимо жира в сутки:
а) 50 гр.;
б) 100 гр.;
в) 20 гр.;
г) 10 гр..
10. Первые исследования по изучению строения жиров провели:
а) Шееле и Шеврель;
б) Бертло;
в) Вюрц;
г) Лавуазье.
По теме “Интеграция как средство внедрения новых педагогических технологий” имеются мои публикации в приложении “Химия” к газете “Первое сентября” с 1997 по 2003 учебный год.