Интеграция как средство внедрения новых педагогических технологий

Разделы: Химия, Биология


Давно было замечено, что не только плохо успевающие, но даже многие отличники совершенно не соотносят сведения о внешнем мире, полученные на одном уроке со сведениями о том же предмете, которые им сообщают на других уроках .

Ставя в обучении в качестве основной задачу развития личности, что мы тем неменeе имеем в школьной системе обучения:

  • многопредметность;
  • разобщённость учебных предметов;
  • плохую ориентацию в содержании смежных дисциплин;
  • идею чёткой специализации;
  • оторванность от жизни;
  • отсутствие целостного восприятия мира;
  • неумение переносить знания от одного предмета к другому;
  • перегрузку учащихся;
  • отсутствие мотивации к предмету;

Дети часто не связывают воедино и разрозненные факты, которые мы им сообщаем в рамках одного предмета.

Из этого можно сделать следующий вывод: большинство наших учеников в процессе обучения не использует важнейшую интеллектуальную способность человека – способность к сравнению, анализу и классификации получаемой извне информации.

Причин этого явления множество:

1. Невероятная перегруженность ребёнка ( мозг не успевает проделать необходимую работу).
2. Возрастная неподготовленность к восприятию тех или иных абстрактных понятий ( непонятное и ненужное в повседневной жизни можно только зазубрить- чтобы забыть сразу же после того, как тема будет изучена; через год понятие понадобится ребёнку вновь, а он его забыл, в отличие от составителей учебника, которые убеждены, что соответствующая тема пройдена и усвоена ).
3. Неподготовленность ребёнка к чтению серьёзных текстов ( они понимают в тексте отдельные слова, с трудом складывая их в какие- то подобия осмыслённых предложений, не воспринимая текста в целом ).
4.Учебные тексты написаны на общенаучном языке, очень далёком от ежедневной речевой практики школьника ( фактически это тексты на иностранном языке, которые легче заучить, чем понять до конца).
5. Дефекты учебников и методик.

В связи с этим возникают задачи:

    1. помочь учащимся усвоить всю совокупность фактов и явлений в их развитии, овладеть общей картиной мира;
    2. покончить с разобщённостью школьных предметов;
    3. возбудить интерес учащихся к учению;
    4. повысить практическую направленность обучения.

Перечень можно было бы продолжать, но важнее напоминать, что это влечёт за собой тяжёлые последствия в средней и старшей школе, когда вернуться к единой и стройной картине мира ученику не под силу, так как интеграция – это сближение , слияние нескольких наук, поэтому сама интеграция родилась именно как один из способов противодействия опасному процессу .

Интеграция в школе может осуществляться на трёх уровнях:

    1. Межпредметные связи.
    2. (Он предполагает привлечение на уроки по данному предмету понятий, образов, представлений из других предметов, т.е. принцип “вторжения в другую область” это необходимо отражать в календарно-тематическом планировании.)

    3. Интегрированные уроки.
    4. (Он предполагает использование на уроках по разным предметам общих принципов, составляющих методологическую основу современного естествознания.)

    5. Интегрированные учебные курсы.
    6. (Этот уровень предусматривает рассмотрение комплекса проблем и явлений, которые по своей сути требуют знаний из разных дисциплин.)

      Проблеме интеграции в настоящее время уделяется большое внимание. Это вызвано необходимостью, дать представление о природе, как о едином целом, характеризующемся общими процессами и управляемом общими законами.

      Учителя старших классов, работающие в обычной системе предметного обучения, но желающие более тесно сотрудничать с учителями смежных предметов, могут проводить иногда уроки, в которых органично сливались бы два — три предмета.

      Темы таких уроков и методику их проведения необходимо тщательно продумывать. Только тогда они позволят учащимся постигать многообразие и взаимосвязь явлений природы, лучше понять эти явления, а учителям дадут возможность полнее раскрыться, “почувствовать” проблемы смежных дисциплин. Подобные уроки надолго остаются в памяти школьников и присутствующих на них гостей, так как они, как правило, хорошо оформлены и эмоциональны.

      Бинарное участие учителей смежных дисциплин в организации интегрированных уроков позволяют учащимся легко включаться в новый блок информации, что снимает монотонность урока и позволяет переключать внимание, а это обеспечивает высокую активность и поддерживает интерес к учению. Формы проведения интегрированных уроков различны: собеседования, семинар, конференция, ролевые игры, зачетные занятия, дискуссии, лекции и т.д. Проведение интегрированных уроков создает условия для использования при обсуждении учебной темы разнообразных заданий, способствующих развитию интереса учащихся к предмету. Поэтому интегрированные уроки нередко совместно готовят, а иногда и проводят учителя разных предметов.

      Опыт проведения интегрированных уроков позволяет дать следующие рекомендации:

      1. Интегрированные уроки проводятся в одной параллели, не чаще одного – двух раз в четверть.

      2. Подготовка к ним ведётся в течение нескольких недель, в зависимости от темы и типа урока.

      3. К каждому уроку выбирается девиз. В качестве девиза используются высказывания ученых, писателей, поэтов, отражающие глубину человеческой мысли, созвучной выбранной на уроке проблеме.

      Педагоги используют в основном три типа интегрированных уроков:

      урок – изучение нового материала;
      урок – обобщение и закрепление изученного;
      урок контроля знаний.

Так как интеграция, как учебная категория - это процесс и результат создания непрерывно связанного, единого, цельного, которая в обучении реализуется как взаимопроникновение учебных предметов друг в друга, через использование ряда сквозных идей, проходящих через различные школьные предметы, что приводит к стиранию граней между ними, то у меня возникла идея пересмотреть календарно-тематическое планирование в 11 классе. Я решила изучать тему “Основы цитологии” по курсу “Общая биология” и курс “Органической химии” параллельно через систему провидения интегрированных уроков.

Каждый интегрированный урок в этом курсе проводится в течение двух уроков, поэтому увеличивается время на изучение темы. Следствием этого стали высокие результаты экзаменов, как по биологии, так и по химии. Учащиеся применяют на каждом экзамене знания смежных дисциплин, раскрывая проблему в комплексе. Это стимулирует к продолжению и совершенствованию применения интегрированных уроков, которые несут в себе многофункциональные нагрузки.

Календарно- тематическое планирование.

Химия

Биология

1. Основные положения теории химического строения 1. Клеточная теория
2. Зависимость свойств веществ от строения 2. Строение клетки. Строение и функции клеточной оболочки.
3. Зависимость свойств органических веществ от наличия функциональных групп. 3. Цитоплазма. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы.
4. Свойства веществ основных классов органических соединений. Взаимное влияние атомов в молекуле. 4. Цитоплазма. Митохондрии. Пластиды.
5. Генетическая связь органических веществ. 5. Лизосомы. Клеточный центр. Органоиды движения клеток. Клеточные включения. Аппарат Гольджи.
б. Зачёт по изученной теме б. Ядро. Клетка как единое целое.

7. Интегрированный урок по теме “Углеводы”

7. Интегрированный урок по теме “Углеводы”
8. Семинар по теме “Углеводы” 8. Семинар по теме “Углеводы”
9. Интегрированный урок по теме “Жиры” 9. Интегрированный урок по теме “Жиры”
10. Семинар по теме “Жиры” 10. Семинар по теме “Жиры”
11. Амины. Строение и свойства 11. Неклеточные формы жизни. Вирусы.
12. Анилин 12. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Этапы энергетического обмена.
13. Аминокислоты. Их строение и свойства. 13. Автотрофные и гетеротрофные клетки. Фотосинтез.
14. Изомерия аминокислот. Синтез полипептидов. 14. Особенности пластического и энергетического обменов в растительной клетке.
15. Интегрированный урок по теме “Белки” 15. Интегрированный урок по теме “Белки”
16. Семинар по теме “Белки” 16. Семинар по теме “Белки”
17. Интегрированный урок по теме 17. Интегрированный урок по теме
“Нуклеиновые кислоты”  
  “Нуклеиновые кислоты”
18. Семинар по теме “Нуклеиновые кислоты” 18. Семинар по теме “Нуклеиновые кислоты”
19. Интегрированный урок по теме “Высокомолекулярные соединения” 19. Интегрированный урок по теме “Высокомолекулярные соединения”
 
20. Практическая работа “Распознавание волокон и пластмасс” 20. Практическая работа “Распознавание волокон и пластмасс”

Введение в школе интеграции во всех её видах способствует формированию у учащихся интегративного мышления, которое предполагает:

  • широту знаний учащихся;
  • умение работать на стыках наук;
  • предвидение последствий принятых решений;
  • чувство сопричастности ко всему происходящему в мире;
  • чувство ответственности за деяния человека;
  • привычку соизмерять воздействия на природу с возможными последствиями.

К интегрированному курсу разработаны и применяются тесты с использованием компьютера, а также опорные конспекта по темам : “Белки”, “Жиры”, “Углеводы”, “Нуклеиновые кислоты”.

Тест по теме: “Нуклеиновые кислоты”.

1. Мономерами нуклеиновых кислот являются.

а) аминокислота;
б) нуклеотиды;
в) жиры;
г) глюкоза.

2. Нуклеиновые кислоты выполняют в клетке функции.

а) каталитическую;
б) энергетическую;
в) транспортную;
г) информационную.

3. Какую роль в синтезе белка играет ДНК?

а) каталитическую;
б) обеспечивает клетку энергией;
в) содержит информацию о первичной структуре белка;
г) осуществляет доставку кислот к рибосоме.

4. Отрезок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре одного белка, называется :

а) геном;
б) генетическим кодом;
в) генотипом;
г) генофондом.

5. Молекула ДНК представляет собой:

а) двойную спираль;
б) одиночную спираль;
б) молекулу, создающую богатые энергией связи;
г) длинную полипептидную цепь.

6. Какую роль в синтезе белка играет Т-РНК

а) каталитическую;
б) энергетическую;
в) осуществляет транспорт аминокислот;
г) информационную.

7. Молекулу ДНК, на которой записана информация о первичной структуре всех молекул белка, называют.

а) генетическим кодом;
б) геномом;
в) генотипом;
г) генофондом.

8. РНК представляет собой:

а) молекулу, состоящую из нуклеотидов имеющую форму двойной спирали;
б) молекулу, состоящую из нуклеотидов и имеющую одну спираль;
в) молекулу, состоящую из различных аминокислот и имеющую форму клубка.

9. Роль РНКв синтезе белка состоит в:

а) обеспечении хранения наследственной информации;
б) обеспечении клетки энергией;
в) обеспечении передачи генетической информации из ядра в цитоплазму;
г) осуществлении транспортировки аминокислот к рибосоме.

10. В состав ДНК входит:

а) рибоза;
б) дезоксирибоза;
в) глюкоза;
г) фруктоза.

Тест по теме “Жиры, Липиды”.

1. Какова функция липидов в клетке:

а) каталитическая;
б) транспортная;
в) информационная;
г) энергетическая.

2. Липиды входят в состав:

а) оболочки растительной клетки;
б) клеточных мембран;
в) хромосом;
г) рибосом.

3. Липиды состоят из:

а) аминокислот;
б) нуклеотидов;
в) глюкозы и фруктозы;
г) глицерина и жирных кислот.

4. В состав жирных жиров входит остаток:

а) стеариновая кислота;
б) пальмитиновая кислота;
в) олеиновая кислота;
г) капроновая кислота.

5. В процессе обмена веществ, при гидролизе жира образуется:

а) глицерин и жирные кислоты;
б) глюкоза;
в) крахмал;
г) фруктоза.

6. При расщеплении из одного грамма жира выделяется:

а) 9.2 кДж;
б) 17,6 кДж;
в) 9.3 кДж;
г) 8 кДж.

7. Мыло образуется при взаимодействии жира с:

а) щёлочью;
б) спиртом;
в) серной кислотой;
г) поваренной солью.

8. Жиры растворяются :

а) в воде;
б) в кислоте;
в) в ацетоне;
г) в соде.

9. Взрослому человеку необходимо жира в сутки:

а) 50 гр.;
б) 100 гр.;
в) 20 гр.;
г) 10 гр..

10. Первые исследования по изучению строения жиров провели:

а) Шееле и Шеврель;
б) Бертло;
в) Вюрц;
г) Лавуазье.

По теме “Интеграция как средство внедрения новых педагогических технологий” имеются мои публикации в приложении “Химия” к газете “Первое сентября” с 1997 по 2003 учебный год.