Развитое речевое умение – это синтез навыков, когда речевой материал свободно комбинируется в зависимости от речевых нужд, используется без опор в новых ситуациях.
Именно поэтому необходим этап, где бы сформированные навыки целенаправленно совершенствовались, прежде чем быть включенными в свободное говорение, то есть этап совершенствования речевых навыков.
На этапе совершенствования речевых навыков, с одной стороны, закрепляются навыки, выработанные на первом этапе, с другой стороны, начинают закладываться основы для развития речевого умения. Именно создание основ для работы на этапе развития речевого умения является центральной задачей этапа совершенствования речевых навыков. [3, 5]
В силу этого, необходимо совершенствовать и развивать у учащихся такие действия, которые лежат в основе развития речевого умения. В связи с этим основными задачами данного этапа являются следующие.
1. Предельное комбинирование речевого материала и, прежде всего, лексических единиц. Чем большим количеством сочетаний и связей “обрастут” слова, тем выше уровень готовности лексического навыка к включению в речевую деятельность. Огромную роль в этом плане играет варьирование речевых задач, которые способствуют образованию новых сочетаний слов с ранее усвоенными. Это еще не свободное использование лексических единиц, а их целенаправленное “сталкивание” друг с другом и уже известными грамматическими конструкциями. Комбинирование на данном этапе состоит также в новизне речевых задач, в новой трактовке уже известных вопросов и проблем.
2. Постоянная трансформация речевого материала различного уровня и сложности и перефраз этого материала. Это позволяет поддерживать постоянный интерес и внимание, совершенствует операцию сочетания в лексическом навыке.
3. Постоянная репродукция речевого материала на разных уровнях (фраза, сверхфразовое единство) с определенной целью. На этом этапе решаются задачи различного уровня сложности: совершенствуются качества навыков (гибкости, устойчивости) и создаются предпосылки для развития качеств умения (динамичности, продуктивности, самостоятельности, целенаправленности) и механизмов говорения. [3]
Таким образом, суть этапа совершенствования заключается в обучении подготовленному высказыванию на основе его комбинирования и трансформации для выражения собственного отношения к предмету обсуждения. [4, С.170] Решить задачи этапа совершенствования возможно только на основе комплекса средств, структура и содержание которых соответствуют закономерностям процесса совершенствования речевых навыков. В качестве одного из таких средств могут служить лексические таблицы. [4, С.70-76; 5]
Заметим, что на этапе совершенствования речевых навыков мы рассматриваем использование лексических таблиц как:
а) дополнительную опору для обсуждения проблемы урока после работы с разговорными текстами. В этом случае ядерное понятие должно быть более широким, чем проблема, обсуждаемая на основе разговорных текстов;
б) самостоятельную вербальную опору для решения проблемы урока.
Так, например, в первом случае, после работы с речевыми текстами, на основе которых обсуждалась проблема необходимости подвергать прессу цензуре, можно в качестве ядерного понятия в лексической таблице взять понятие “власть”, которое позволит вывести учащихся на более высокий уровень рассмотрения проблемы, привлекая материал разговорных текстов в качестве аргументов и обоснования своей точки зрения. Во втором случае, лексическая таблица содержит проблемные вопросы, вынесенные за рамки блока, и опорные лексические единицы, необходимые для построения высказывания при ответе на данные вопросы. Это не исключает использование разговорных текстов, однако, их исключительная особенность заключается в том, что они не являются непосредственной содержательной основой для высказывания и его образцом, а лишь представляют собой чью-либо точку зрения на один из аспектов проблемы. В данном случае, разговорные тексты служат отправной точкой сигнала к началу обсуждения. Общий ход рассуждений учащихся по проблеме регулируется в дальнейшем не точкой зрения, представленной в разговорном тексте, а всей номенклатурой вопросов, представленной в таблице.
Таким образом, мы получаем опору более высокого уровня, используя которую учащиеся вынуждены самостоятельно выстраивать свое высказывание в зависимости от проблемных вопросов и установок, которые должны нацеливать на выявление логико-смысловых связей, причинно-следственных отношений между отдельными блоками.
- Таблица подобного вида позволяет использовать весь спектр предметов обсуждения, а именно: статус человека, находящегося у власти; влияние власти на взаимоотношения людей; влияние отрицательных проявлений власти на жизнь человека и общество в целом и т.д.
- Содержание и форма ЛТ-2 позволяет обеспечить транспонировку заданной проблемы на личность, дает учащимся возможность аргументировать свою точку зрения, привести пример из личного опыта, вынуждает привлекать дополнительные сведения из ранее изученных. [1; 4]
Отбор предметов обсуждения, связанных с центральным понятием, очень важен. Чем ярче, интереснее, актуальнее предмет обсуждения, тем больший эмоциональный отклик это вызовет у говорящего, провоцируя тем самым потребность в использовании данных лексических единиц. А значит, будет способствовать и запоминанию материала, так как “эмоционально окрашенный материал запоминается – при прочих равных условиях – лучше”. Отсутствие моделей, грамматических структур в таблице для данного этапа нацеливает говорящего на необходимость их самостоятельного выбора и трансформации в зависимости от цели высказывания. Совершенно естественно, что говорящему придется самостоятельно составлять программу своего высказывания, осуществлять перенос старого материала в новую ситуацию. Это способствует совершенствованию таких качеств навыков как устойчивость, гибкость, развивает механизмы комбинирования, упреждения, репродукции. (см.ниже, ЛТ- 2) Последний (крайний справа) блок, представленный в лексической таблице в форме ключевых обобщающих лексических единиц и словосочетаний, позволяет многократно использовать лексику таблицы в различных сочетаниях, что активизирует речевую деятельность, обеспечивает повторяемость, а также создает возможность выйти на высший уровень мышления – уровень обобщения, то есть, подводит учащихся к самостоятельному речетворчеству. [2]
Исходя из вышесказанного, мы приходим к выводу, что с помощью лексических таблиц возможно решение всего комплекса задач, выдвигаемых на этапе совершенствования лексических навыков и, главное, подготовить почву для перехода к собственно речевому умению.
Проблема урока: “WHAT IS THE POWER?
Цели урока:
учебная: совершенствовать лексические навыки говорения по проблеме на основе комбинирования, трансформации и репродукции усвоенных и новых лексических единиц;
познавательная: раскрыть понятие “власть”; показать приемы реализации убеждений и жизненных позиций;
развивающая: научить самостоятельному формулированию понятия; развивать оперативную память и планировать свое высказывание с помощью вербального материала;
воспитательная: воспитывать убежденность в приоритетности общечеловеческих ценностей; формировать чувство толерантности в восприятии чужой точки зрения.
План урока
1. Экспозиция.
Mass Media have become a part of our life. Thanks to them we are kept informed about the latest news and current events in different spheres of life: economy, culture, politics, even everyday life. But do Mass Media always present useful information? Is it always verified? Are all journalists just to their readers? (Вопросы носят риторический характер и не предполагают развернутых ответов учащихся) To our great pity Mass Media don’t realize how powerful they are.
2. Речевая подготовка. Are Mass Media powerful? Why do you think so? Which of Mass Media is the most powerful? Do the journalists have power over people? (Учитель обращается попеременно к учащимся, нацеливая их на употребление лексики из таблицы - 1 и одновременно подводя к проблеме урока)
- What sort of materials shouldn’t be presented? Why?
- Do Mass Media need censorship?
3. Постановка проблемы.
Debates around censorship are not over. Should the Media be free or they need to be censored? Who can regulate the process? Some politicians say it should be regulated by those who have enough power? But what is the power? Today we will try to answer these questions.
Учитель записывает на доску три вопроса, составляющие проблему урока: Do Mass Media need censorship? Are the Media free? What can the power do?
Предъявление разговорных текстов-мнений.
I часть урока. (Учащимся предлагается текст-мнение-1)
Учитель: They say, journalists and reporters aren’t free in choosing printing materials. One of them, Michael Linch, 32 years old, a journalist, says what he thinks about it. Read and say if you find his opinion reasonable.
Michael: “How free are the Media? Well – it varies from country to country. No doubt, sometimes different problems, lighted by the press, confuse. So it is said a lot about the necessity of censorship. Lack of freedom is a serious journalistic issue. But one has the right to choose the appropriate material “The Act of Democrats” says: “The press is free, it cannot be controlled by public, it cannot be censored. It is an essential element of “The Act of Democrats”.
I protect the freedom of the press. Neither government nor economics can limit our rights. Even a president is not allowed to restrict the freedom.
To my mind, only two things should be obviously distinguished: freedom and permission. As for freedom, it should be external, but permission should be always internal.
You know, sometimes it is difficult not to publish the information, which is useful and very important for public, but there are some restrictions. In some countries there are very few limits on what journalists can report. In Britain, for example, there is an “Official Secrets Act”. This means that it is against the law to report certain sensitive information about the Defence, Military Forces and Intelligence Matters”. The argument here is that newspapers often invade people’s private lives and print sensational stories that are not true. Should this be allowed to happen if public sometimes needs it?”
Упражнениe 1. (Предполагает целенаправленный выбор материала из текста-мнения для решения поставленной речевой задачи):
Учитель: Think over the following statements. Are they true about Michael? Explain your point of view. Use the text if necessary.
— Michael protects the freedom of the press and journalists; -Michael thinks that journalists are not limited to publish what they want;
— He approves journalists who sometimes publish sensational stories; - Michael is against censorship; -Michael is a true journalist.
Упражнениe 2. (Предполагаeт комментирование отдельных высказываний и точек зрения, представленных в тексте).
Учитель: Comment on the following Michael’s statements. What makes Michael think so? Do you agree with him? :
— Sometimes problems, lighted by the press, confuse;
— Even a president is not allowed to restrict the freedom of journalists;
— Freedom should be external, but the permission should always be internal;
— Newspapers often invade people’s private lives;
Упражнение 3. (Предполагает комментирование отдельных предметов обсуждения, аналогичных тем, о которых идет речь в тексте).
Учитель: Recently, the great influence of Mass Media has been discussed on TV. Read the following statements and try to guess what these people are and what problems they are talking about?
A politician: Several times I suggested to ban all American movies on TV. Nothing useful is shown, just blood and violence. It’s extremely dangerous for our children! But I don’t have any support!
A singer: A lot of people ask me why I spend a lot of time abroad. It’s comfortable for me. I like cameras. I am free there.
A pensioner: My grandson spends all days in front of TV. It’s horrible. He watches everything! His parents don’t pay any attention to that. They explain he knows better what he likes or dislikes! But that’s impossible! He should be taught!
Упражнение 4. (Основанное на аналогичных тексту или близких по смыслу высказываниях).
Учитель: It’s said that power spoils people. Is that really so? Why? Complete the statements:
- Power gives the opportunity…- Politicians …
- The representative of the government …- Before the elections…
- People who have the power often…- In fact, they …and …
- In some cases…- It’s difficult to…
— That’s why… - As a result…
II часть урока. (Учащимся предлагается текст-мнение-2. Работа по тексту строится по аналогии с текстом-1)
Учитель: Press and TV reflect the way we live. It makes us accept reality and helps us to understand who we are. Look through the opinion of Mrs. Brown. What is her attitude to Mass Media? Explain your reasons.
Mrs.Brown, 37 years old, a housewife.
I am terrified with the fact given in the magazine, that a spectator (adult or child) watches on TV 3340 scenes of violence a week, 464 murders and 80 tortures. I was confused with that. It’s too bad, especially for young people. Not long ago a horrible thing happened to two children, aged 11 and 13, who played in the yard. They exploded a gas container by accident. They did like the heroes in American MacGyver serial. They just combined fiction and reality. The worst thing about it is bad influence of TV.
Besides, there are a lot of exaggerated satirical programmes on TV. It’s normal to laugh at politicians and their actions or decisions, but sometimes their images are manipulated. Let’s take our Prime-Minister, an honorable man. Last week he was involved into scandal. How could it happen! It’s so embarrasing! To my mind, the information should be censored and it shouldn’t concern the politicians!
Упражнение 1. Учитель: TV and press form our system of values and make us accept the reality. Confirm the following statements of Mrs.Brown if they are true. Use the text if needed.
- It’s always a pleasure to read magazines. Reading helps you to relax;
- I really appreciate the humour of some satirical programmes;
- TV influences young people very much;
Упражнение 2. Учитель: Does Mrs. Brown characterize Mass Media in the following way? Give your reasons:
There is a lot of crime and violence on TV today;
— The programmes are terrible!;
— TV influences only adults;
— TV is harmful for old people;
— Despite everything, we should respect our politicians!;
What does “the power” mean according to Mrs. Brown?;
— Do Mrs. Brown and Michael’s opinions differ?.
Упражнение 3. Учитель: They say, Mass Media have bad influence on people. Is that true? Complete the statements:
It’s horrible…
Satirical articles…
The result of bad influence…
The statistics of some magazines…
Something should be done with…
Mass Media should respect…and…
Упражнение 4. Учитель: As we know, to be the representative of power is rather difficult. It takes a lot of responsibility. What do you think about the following opinions of well-known politicians? Use the text and lexical table–2 to express your own ideas. (см. ниже)
- — I don’t understand it when young people don’t vote;
— Very few people use power in their own purposes;
— People are usually pushing on in rat-race; – What about you? What do you think about Modern TV and press?
— Should information be censored? Why? Why not?
— What could be changed if there is strong power over Mass Media? Do we need it? Why?
— What do you think about the power of Modern TV and press? What is the power?
В заключении урока учитель предлагает учащимся индивидуальную или групповую работу с иллюстрированным материалом (рис.1, 2, 3, 3.1, 3.2) и сформулировать понятие “The Power”.
Домашнее задание: подготовить устное сообщение по проблеме “The Power: its positive and negative influence”
ЛТ-2
What associations do you have with the word “power”?
|
What can the power do?
|
||||||||||||||||
Where can the power be expressed?
|
What does it give?
|
||||||||||||||||
What do the representatives of power sometimes do?
|
What does the power lead to?
|
Использованная литература:
- Зимняя И.А. Психологические особенности интенсивного обучения взрослых иностранным языкам. В кн.: Методы интенсивного обучения иностранным языкам. – Вып. 3. М., 1977.
- Леонтьев А.Н. Мотивы, эмоции, личность.– В кн.: Психология личности. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырева.– М.: Изд-во МГУ, 1982
- Пассов Е.И. Программа – концепция коммуникативного иноязычного образования.- М.: Просвещение, 2000.
- Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Русский язык, 1989, - с.234-245.
- Царькова В.Б. Классификация опор в целях развития речевого умения.– В сб.: Проблемы коммуникативного метода обучения иноязычной речевой деятельности. Известия ВГПИ, т. 213. Воронеж, 1980. с. 151 – 162.