Через профилактику курения к профилактике наркомании. Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" по профилактике курения

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа


Здоровье – одно из главных слагаемых красоты. Желание быть красивым, совершенным, такое естественное для человека, – верный стимул для приобщения детей к регулярным занятиям физической культуры, правильному питанию, соблюдению здорового образа жизни, отказ от разрушителей здоровья: прежде всего, от курения. Ибо хорошо известно, что красота и здоровье обратно пропорциональны распространённости курения.

Всерьёз задуматься об этом меня заставила неожиданная откровенность моего первоклассника. Непосредственность и доверие учителю позволили ученику С. рассказать о том, что они с другом М. взяли у бабушки («У неё много в антресоли лежит...») пачку сигарет и, спрятавшись в кустах, попробовали курить. На мой вопрос: «Понравилось»? Ответили дружно: «Нет!», чем усыпили мою бдительность. Но в другой раз этот же ученик так же доверительно и уверенно заявил: «Когда вырасту взрослым, как папа, тогда буду курить!» Неожиданно для меня, остальные дети поддержали: «Конечно, когда взрослый то можно курить»! А на вопрос, какой вред приносит курение людям, ученики не дали четкого ответа.

Действительно, большинство школьников впервые знакомятся с сигаретой в 1-2-х классах. И движет ими, прежде всего, любопытство. Первый опыт весьма неприятен: кашель, тошнота, слёзы из глаз, горечь во рту, головная боль, что заставляет детей «на время потерять интерес к курению».

А вот в средних классах, как правило, интерес к курению начинает резко расти, и число курильщиков среди школьников стабилизируется уже к классу 9 (к сожалению, этот процесс молодеет). А причины этого уже другие, нежели любопытство. Чаще всего это подражание старшим товарищам, желание казаться взрослым, не правильная ориентация: курение – это модно, престижно и т.д., а так же недостаточная информация учащихся о последствиях курения, незнание насколько  эта привычка для здоровья реально опасна.

Итак, никотиновая зависимость школьников – это проблема школы.

Значимость этой проблемы возрастает, если рассматривать курение как своеобразную инициацию перед употреблением более сильного психоактивного вещества. Работа по профилактике курения – это, по сути, работа по профилактике употребления наркотиков подростками.

Обозначив проблему и обсудив её на педагогическом совете школы, решили создать свою программу по профилактике курения. За основу взяли «Программу профилактики курения в школе» под редакцией Касаткина В.Н. (Казань, 2001 год).

Инициативная группа, руководство которой я взяла на себя, определила цели, задачи, составила трёхгодичную программу, наметила профилактические мероприятия.

  • Профилактические занятия в 1-8-х классах (по 12 часов) на уроках СОЗ.
  • Уроки медицины, посвящённые проблемам курения, наркомании, алкоголизма в 9-11-х классах.

Воспитательная работа

  • Классные часы, инсценирование сказок, интеллектуальные игры, ток-шоу.
  • Встречи с врачом-наркологом, работниками ПДН, участковым милиционером, работниками ФАП и другие.
  • Проведение консультаций желающим бросить курить.
  • Индивидуальная работа с родителями и на родительских собраниях.
  • Участие учителей биологии, химии, литература, математики, ИЗО, СОЗ, физической культуры, ОБЖ, истории, начальных классов.

В подростковом возрасте уже трудно достучаться до сознания детей, объяснить, что курение – это пагубная привычка. Значит, начинать воспитание негативного отношения к курению надо гораздо раньше – с начальных классов.

Основная задача моя, как учителя начальных классов, – профилактика аддитивного поведения учащихся, профилактика первичного поискового полинаркотизма (переходная стадия наркомании), т.е. формирование у ребёнка навыков самосохранения (не быть пассивным курильщиком, не выпить неизвестное лекарство), эмоциональное неприятие «наркотических» форм поведения в качестве положительной ролевой модели, формирование собственной жизненной позиции.

На уроках СОЗ (валеологии в 1-4-х классах) включила такие темы:

  • «Какой вред здоровью приносит курение»;
  • «Внешний вид курильщика»;
  • «Сколько лет живёт курильщик»;
  • «Почему не курят спортсмены».

Формы работы на уроках

  • Обсуждение отрывков из известных литературных произведений Марк Твен «Том Сойер» мультфильма «Ну, погоди!», связанные с курением.
  • Вернисаж плакатов «Нет курению!».
  • Очень эффектно действует на детей наглядный опыт с «курительной машиной».
  • Интервью с курящим человеком.
  • Сочинение «Сказка о вреде курения».
  • Разучивание песен о вреде табака.

В младшем школьном возрасте у детей богатое воображение. Наряду с положительными представлениями и образами жизненных связей наблюдается и отрицательное. Как ещё помочь младшему школьнику реализовать и осознать себя в самых разных своих проявлениях, сформировать жизненную позицию, позволяющую выстраивать позитивные отношения с людьми, не прибегая к «суррогату» общения в виде сигареты. Как научить отстаивать свою точку зрения в ситуации, активизируя при этом двигательную активность, естественную потребность младшего школьника.

Прочитав всю имеющуюся литературу, побеседовав с педагогами, занимающимися по данной проблеме, в том числе получив личную консультацию кандидата биологических наук, доцента ИПКРО РТ Галеевой С.Г., организовала работу детского объединения по валеологии от Центра по внешкольной работе.

В программу объединения, которую составила, входят следующие мероприятия:

1. Мероприятия, направленные на повышение ризистности и расширения адаптационных возможностей организма.

  • Закаливание – ходьба босиком, полоскание горла прохладной водой.
  • Массаж биологически активных точек.
  • Дыхательная гимнастика.
  • Фитопрофилактика.

2. Мероприятия, направленные на снятие зрительного утомления.

  • Гимнастика для глаз.
  • Обучение грамоте в режиме дальнего зрения.

3. Мероприятия, направленные на снижение и улучшение психоэмоционального напряжения и улучшения деятельности ЦНС.

  • Проведение мышечной релаксации – расслабление мышц кисти рук, ног, шеи, лица.
  • Воздействие цветовых гамм.
  • Использование функциональной музыки, элементов звукотерапии, аромотерапии.
  • Психотелесное ориентирование тела.

4. Мероприятия, направленные на профилактику аддитивного поведения школьника.

  • Диагностика предрасположенности к аддитивному поведению.
  • Профилактика знания, включающие игры-тренинги.
  • Творческие работы.
  • Разучивание песен.
  • Инсценирование сказок.

5. Мероприятия, направленные на повышение двигательной активности учащихся.

  • Упражнения на развитие мускулатуры, укрепления сердца, лёгких, нервной системы и других органов.
  • Упражнения для укрепления мышц спины и профилактики нарушения осанки.
  • Упражнения для профилактики плоскостопия.
  • Подвижные игры.
  • Тесты для определения двигательных навыков.

Примерный план двухгодичного объединения по валеологии

1 часть. Упражнения, направленные на повышение ризистности и расширение адаптационных возможностей организма

  1. Закаливающие процедуры – полоскание горла прохладной водой.
  2. Дыхательная гимнастика по Стрелниковой с включением ТСО-ингалятора с ароматом хвойного настоя и ритмическая музыка.
  3. Точечный самомассаж.

II часть. Основная

  1. Мероприятия, направленные на профилактику аддитивного поведения школьника.
    Обсуждение:
    • «Кого называют пассивным курильщиком»?
    • Дискуссия: «Что нужно делать, если взрослые рядом курят»?
    • Групповая игра-тренинг: «Прошлое, настоящее, будущее...»
  2. Мероприятия, направленные на повышение двигательной активности учащихся.
    • Комплекс упражнений для создания и укрепления «мышечного корсета».
    • Шестиминутный бег на выносливость.
    • Подвижные игры: «Метко в цель», «Рыбаки и рыбки».

III часть. Мероприятия, направленные на снижение психоэмоционального напряжения и улучшения деятельности ЦНС

  1. Игра на внимание «Красные, зелёный, жёлтый».
  2. Упражнения на расслабление мышц кисти рук, рук, ног, шеи, лица под музыку «Шум моря».
  3. Фиточай с шиповником.

Так же во внеклассных формах работы использовала чтение и обсуждение сказок: «У Эрфа внутри», «Возвращение Гулливера на родину». Дети с большим энтузиазмом инсценировали «Сказку о вреде курения», «Сказку о пользе утренней зарядки».

Вся проведённая работа снимается на видеокамеру, отражается в стенных газетах и журналах, в заметках учащихся и учеников в районной газете «Светлый путь». Своеобразным итогом служат интеллектуальные игры для учащихся и родителей: Ток-шоу «За чистоту родного языка», «Что? Где? Когда?».

Профилактика курения ведётся в тесной связи с родителями. Чётко обозначив курение как проблему, стараясь повысить чувствительность, восприимчивость родителей к проблеме курения, не только рассказываю о плановом комплексе последовательных мероприятий с детьми, направленных против курения, но и самих родителей вовлекаю в эти мероприятия. На родительских собраниях выступают сами родители, учителя, медицинские работники, библиотекарь, милиционер. Стало традицией ежегодно проводить конференции для пап. За последние 2 года провела такие конференции, как «За чистоту русского языка» (о сквернословии), диспут о пользе физического здоровья и вредных привычках, в виде интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?», «Молодость и здоровье нам с бабулей подспорье», «Старты вместе с папой», «Игры доброй воли». Планирую в этом году провести ток-шоу для пап «Курение это хорошо или плохо?»- по принципу телепередачи «Большая стирка».

Вышеназванная система мер, применяемая в начальной школе, предполагает его продолжение в средних и старших классах на уже более разностороннем о высоком уровне . Но это уже прерогаватива узких специалистов.

К всему сказанному и перечисленному хочется добавить, что если школа сумеет преодолеть первую ступень на пути к ЗОЖ, т.е. предупредить увлечение детей курением, то и отпадёт проблема профилактики наркомании.

Результатом системной работы по предупреждению курения и пропаганды ЗОЖ в нашей школе являются:

  • уменьшение числа больных детей и уменьшение пропусков занятий по болезни;
  • возрос интерес учащихся к учёбе;
  • укрепляется дисциплина и нравственная атмосфера ученического коллектива;
  • увеличивается число желающих заниматься в оздоровительных кружках – валеологии, аэробики, танцевальный, волейбол, национальная борьба, музыкальная гостиная;
  • не наблюдаются демонстративно курящие учащиеся на территории школы, в туалетных комнатах нет окурков;
  • среди педагогического коллектива и обслуживающего персонала нет ни одного курящего.

Таким образом, благодаря целенаправленной работе возрос престиж физически здорового ученика без вредных привычек.

Подавляющее большинство людей начинают курить в школьном возрасте, поэтому эффективные меры по профилактике курения в школе помогут многим людям обойти эту форму зависимости.

Помочь сформировать у учащегося негативное отношение к курению с успехом может интеллектуальная игра.


Что? Где? Когда?

Ителлектуальная игра по профилактике курения

Вступление ведущего

Хорошо изестно, что красота и здоровье обратно пропорциональны распространенности курения.

Красивым и здоровым хотят быть все. Однако, далеко не все спешат расстаться с привычкой курить или просто допускают возможность курить от случая к случаю. Так ли это безобидно для здоровья? Сегодня в интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?” мы хотим затронуть эту тему.

Итак, мы начинаем.

(Музыкальная заставка: “Что наша жизнь?.. Игра!”)

На нашем игровом поле вопросы разной степени сложности. Сложность вопроса определяют баллы на пакете. А какой вопрос выпадет – укажет игровой волчок. Сегодня играют: команда «Антикур» и команда «Фильтр». Кто начнет первый раунд, определят зрители, когда команды представят свои визитки.

(Команды представляют свои визитки)

Аплодисменты зрителей подскажут мне, кто будет играть в первом раунде. Напоминаю, что ход команда сохраняет в случае правильного ответа. Если ответ будет неверным или неполным, ход перейдет к другой команде. В нашей игре работает крупье:

Крупье

Леди и джентльмены,
Мадам и месье,
Стоит перед вами
Известный крупье.

Игру начинаем
Для умных детей.
Сюда приглашаем
И наших гостей.

Думайте, спорьте,
Решайте, друзья,
Итак, начинаю
Игру с вами я.

Раунд 1

В декабре 2000 года городские власти Нью-Йорка впервые в мире приняли самый жесткий закон о курении, запрещающий курить в общественных местах, на работе, в кафе, в баре, в ресторане. За курение в общественном месте наказывают виновного лишением свободы сроком на один год или штрафом в 1000 долларов. Так что заядлые курильщики вынуждены были приспосабливаться и находить выход, позволяющий им пользовать свои слабости, не нарушая закон.

Вопрос: Какой выход нашли заядлые любители курения?

Ответ: Заядлые курильщики расположились в дешевых кафе, ресторанах, барах, находящиеся на верхних этажах высоких зданий, небоскребах.

Раунд 2

О пагубном влиянии курения на ЦНС и органы чувств убедительно сказал немецкий поэт И. Гете: «От курения тупеешь, оно не совместимо с творческой работой».

Эту точку зрения подтверждает уже много веков бытующая английская пословица:

«Курильщик впускает в свои уста врага, который похищает …».

Вопрос: Закончите английскую пословицу.

Ответ: Мудрая английская пословица гласит: «Курильщик впускает в свои уста врага, который похищает мозг».

Раунд 3

В нашем загадочном черном ящике нехитрая вещица, которая была неизменной спутницей Шерлока Холмса. Известный киноартист Ширвинд собрал коллекцию этих вещиц. Делают ее из дерева, из слоновой кости, из металла, из пластмассы, украшают драгоценностями. Но используется она только тогда, когда набита.Тот, кто использует ее, думает, что получает удовольствие. Однако, удовольствие это мнимое.

Вопрос: Что в черном ящике?

Ответ: Трубка для курения.

Раунд 4

Блиц-турнир (по 30 сек. на вопрос).

Производство безоопасных спичек содействовало развитию и распространению курения. Спички, использовавшиеся ранее, были настолько опасны, что никто не носил их с собой. А сигареты зажигали от камина или лампы.

Вскоре после того, как были изобретены безопасные спички, которые бесплатно прилагались к сигаретам, потребление сигарет удвоилось.

Вопросы

  1. Кто изобрел первые в мире фосфорные спички, француз Шарль Сориа, или немец Камерер?
  2. Какое дерево для спичек считается самым лучшим?
  3. До какой температуры нагревается спичечная головка во время вспышки?

Ответы

  1. Впервые в мире спички, фосфорные, изобрел в 1881 году 19-летний француз Шарль Сориа. Но за неимением средств он не смог получить патент ..., а через год его изобретение «уплыло» к немцу Камереру.
  2. Лучшее дерево для спичек – осина.
  3. Невероятно, но факт: до 1500 градусов!

Раунд 5

Телефон… Радио… Телевидение… Что дальше?

Телефон по праву заслужи первое место в этом ряду. Хотя бы по тому, что был изобретен первым.

«Телефон» – в переводе с греческого – «звук на расстоянии», и, хотя аппарата в отдаленные времена не существовало, да и не могло существовать, сам телефон как таковой был.

В частности, у царя персов Кира. Еще в 530 году до н.э. У него существовала такая система: на определенном расстоянии, в пределах хорошей слышимости, были расставлены люди с зычными голосами. Они-то и передавали сообщения по цепи. С помощью таких крикунов персам удавалось в течении одного дня передать важные сведения на расстояние, равное 30-дневному переходу.

А теперь каждая команда попробует передать «телефонограмму». Но не зычными голосами, а шепотом на ухо друг другу по принципу игры «глухой телефон». Выиграет та команда, которая не перепутает ни одного слова и запишет мне на листке.

Шептограмма уж готова,
Ни одной в ней запятой.
В ней всего четыре слова:
«Не курить! Куряке-бой!»

Раунд 6

Этот продукт жалуют в Европе со времен открытия Америки, с конца XV века. Этот продукт быстро становиться желанным, важным источником прибыли.

Производители превозносили лечебные качества продукта, как средства, смягчающего стресс, снимающего напряжение, дающего энергию, как дезинфицирующее средство против микробов.

И лишь во второй половине XX века признано, что употребление этого продукта не дает здоровья, а ухудшает его. В цивилизованном мире ведется борьба с употреблением этого продукта. На каждой упаковке надпись, что Минздрав предупреждает об опасности для жизни.

Однако селекционеры вывели также такие сорта этой культуры, которые с успехом применяются в декоративном садоводстве.

Вопрос: Назовите это декоративное растение, семена которого у вас на столе.

Ответ: Душистый табак.

Раунд 7

Блиц-турнир (на решение каждого вопроса по 30сек.).

Вопрос от учителя физкультуры из области спорта.

Известно, что курильщику тяжело заниматься спортом. Но регулярные занятия спортом – верная дорога к здоровью. Это знали люди с античных времен. Уже в то время в Древней Греции в местности Олимпия проводились Олимпийские игры. Эти соревнования организуются с тех пор, один раз в 4 года. Победитель Олимпийских игр – самое почетное звание для спортсмена.

Вопросы

  1. Какова максимальная продолжительность Олимпийских игр, летних и зимних?
  2. Кто из известных античных учетных побеждал на Олимпийских играх?

Ответы

  1. Продолжительность летних Олимпийских игр не должна превышать 15 дней, зимних – 10 дней.
  2. Знаменитый греческий философ и математик Пифагор побеждал в Олимпийских состязаниях кулачных бойцов.

Раунд 8

«… требуется, чтобы на каждой упаковке табачных изделий имелись предупредительные надписи о вреде курения табака и информационные надписи о содержании смолы и никотина в дыме сигареты.

Запрещается розничная продажа табачных изделий и курение в организациях здравоохранения, образования, культуры, на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте…

Не допускается продажа табачных изделий лицам моложе 18 лет.

Вопрос: Строки, из какого документа прозвучали выше? Какой даты?

Ответ: Закон «Об ограничении курения табака», принятый и подписанный президентом Российской Федерации В.В. Путиным 10 июля 2001 года.

Раунд 9

Каждый год затраты на медицинскую помощь курильщикам, вполне сознательно подвергающих свое здоровье жестокому испытанию на прочность, уходит свыше 200 миллиардов долларов. Эту весьма приличную сумму было бы куда как практичнее «перебросить» на финансирование системы охраны материнства и детства – в выигрыше бы осталось все человечество. Но этого не произойдет, пока миллиардная армия курильщиков не найдет в себе силы и здравого смысла для отказа от пагубной привычки.

С целью объединения усилий всего человечества в борьбе с табаком Всемирная Организация Здравоохранения уже на протяжении многих лет проводит глобальную акцию…

Вопрос: Назовите, какую глобальную ежегодную акцию проводит Всемирная Организация Здравоохранения. И в какой день (назвать дату).

Ответ: 31 мая – Всемирный день без табачного дыма.

Раунд 10

Табачная зависимость, согласно Международной классификации болезней, приравнена к наркомании. Мало того, эксперты утверждают, что никотиновая зависимость сильнее, чем алкогольная, а употребление табака вызывает больше случаев смерти и инвалидности, чем любая отдельно взятая болезнь.

Набор болезней, возникновение которых связано с курением, поистине впечатляет: рак легких, сердечные заболевания, эмфизема, хронический бронхит, язва желудка, инсульт и др.

Серьезно повредить свое здоровье рискуют курящие табак; те, кто жует табак. Так же рискуют заболеть…

Вопрос Кто еще серьезно рискует заболеть?

Ответ Две третьих ядовитых веществ, образующихся при курении, попадает не в организм курильщика, а в воздух. Следовательно, заболеть рискуют некурящие, вдыхающие дым, так называемые пассивные курильщики.

Раунд 11

Зеро (ноль очков, а на вопрос ответить).

Есть страна, в которой за курение в общественном месте наказывают виновного лишением свободы сроком на один год.

Вопрос: Назовите эту страну.

Ответ: США.

Раунд 12

Это техническая культура. Стебли ее являются сырьем для получения лимонной кислоты. Некоторые виды ее разводят как декоративные растения. А хозяйки иногда кладут ее в шифоньер для хранения вещей. Однако, более широкое и распространенное ее применение известно всему миру.

Вопрос: Определите, о какой культуре идет речь, выберите ее из трех чашечек и назовите ее применение.

Ответ: Речь идет о махорке. Всему миру она известна. Особенно в качестве применения ее измельченных листьев для курения.

Музыкальная пауза.

(Поет К. Шульженко)

Часто вспоминая свои я выступления,
Начинаю строго себя я упрекать,
В том, что позволяла дымить себе на сцене
И любила, грешная, самосад сажать.
Давай забудем про сизый дым родной,
Курить не будем, дружочек мой.

(Поет М. Боярский)

Опять скрипит мой голос – сел от курева давно,
И ветер бередит на сердце рану.
Что шляпа, трубка – старый имидж – все равно.
И не найти покоя Д’Артаньяну.

Пора – пора – порадуемся на своем веку.
Курительную трубку в Казанке утоплю.
Пока – пока – совсем еще не растерял здоровье,
Судьбе своей скажу я: «Ай – лав – ю!»

(Поет Э.Пьеха)

Как же мне не веселиться.
Не раскрыть вам свой секрет,
Почему на этой сцене
Молода я много лет.

Почему я не старею,
Не полнею никогда.
Потому что отказалась
От вина и табака.

Пап-пап – папарабу …

Заключительное слово ведущего

Спасибо за игру. Надеюсь, вы получили удовольствие, ибо игра носила не только развлекательный характер, но и информационный.

Здоровье – одно из главных из главных слагаемых красоты. Желание быть красивым, современным, такое естественное для человека, – верный стимул для приобщения к регулярным занятиям физической культурой, правильному питанию, соблюдению ЗОЖ, отказу от разрушителей здоровья, прежде всего от курения.

Надеюсь, что знания, полученные в этой игре, найдут свое продолжение в вашей жизни.

Будьте здоровы и счастливы!


Приложение

Визитка команды Антикур

Командир. Вас приветствует команда…

Все. Антикур!

Командир. Наш девиз: ...

Все.

Мы не курим и не пьем,
Мы здоровье бережем.

Командир. Ты уже вырос?

Все. Ага!

Командир. Если не куришь...

Все. Не начинай.

Командир. Если начал…

Все.

Бросай!
Бросай курить, бросай!
Здоровый образ жизни начинай!

Песня

Синий дым клубится,
Синий дым плывет.
Тлеет сигарета
И к себе зовет.

У-у-у

А глаза давно уже слезятся.
Ищу я лишь ее, мечту свою
И только лишь она мне нужна.
Ты, доктор, знаешь все,
Ответь же мне:
Она, зачем мне она…

Облака качнутся,
Поплывут назад.
Голова кружится,
Не могу стоять!

У-у-у

На кого же мне облокотиться?
Капля никотина –
Это все же яд.
Помните об этом
Много лет подряд

У-у-у

Позаботьтесь о своем здоровье.

Визитка команды Фильтр

Командир. Вас приветствует команда…

Все.Фильтр!

Командир. – Наш девиз: ...

Все.

Фильтр честью дорожит
И здоровью не вредит.

Командир. Наши правила: ...

Все.

Фильтруй свои привычки!
Пропусти через фильтр свои поступки.
Дыши только фильтрованным воздухом!
Запусти свой фильтр здоровья.

Песня «По секрету всему свету»

1.

Я, я, я
Секретов не держу.
Всем, всем
Про куренье расскажу.
Я, я, я
Не шкаф и не музей –
Хранить секреты от друзей.

2.

Кто, кто
Кто не курит и не пьет,
Тот, тот, тот
Здоровье бережет.
Мы, мы
Мы хотим вам дать совет,
Как быть здоровым много лет.

Припев:

Ля-ля-ля. Жу-жу-жу
Ля-ля-ля. Жу-жу-жу
По секрету всему свету
Про куренье расскажу.
Жу-жу-жу!

3.

Я, я, я
Секретов не держу,
Всем, всем, всем
Про куренье расскажу.
Да, да
Куренье – вред,
Мои друзья!
Не тратьте вы
Здоровье зря!