Деятельность учителя
Цель урока: научить отличать текст от предложения и от группы предложений. К концу урока ученики должны научиться составлять небольшие тексты и редактировать их.
Деятельность учащихся
Постановка цели вслед за учителем.
Деятельность учителя
Записанные на доске в столбик слова (Винтик, Шпунтик, Пончик, песня, Пилюлькин) учитель открывает на 7 секунд и вновь закрывает.
Дает задание – записать в тетрадь слова, которые удалось запомнить, выделить орфограммы пастой зеленого цвета.
Вопрос – “Что увидели?”, “Что заметили?”
Деятельность учащихся
Выполняют задание учителя. Затем сверяют с записями на доске. Недостающие слова дописывают.
Процесс обсуждения строится так, чтобы в нем прозвучало следующее: слова можно разбить на две группы по признаку “Лишнее слово”.
В одном случае этим словом будет “песня” – это не имя собственное, а все оставшиеся слова – имена собственные.
В другом – слово “Пилюлькин”, в котором мягкость согласного обозначена мягким знаком, а в остальных словах мягкость согласного перед согласным обозначена другим способом.
В задании встретились орфограммы: написание имен собственных с большой буквы (Винтик, Шпунтик, Пончик, Пилюлькин – персонажи книги Н. Носова “Незнайка и его друзья”) и мягкий согласный перед мягким согласным.
Деятельность учителя
Проверяет правильность ответов.
Рассказывает о другом персонаже этой замечательной книги. Вот так его описал автор: “Этот коротышка носил яркую голубую шляпу, желтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски. Нарядившись таким попугаем, он по целым дням слонялся по городу, сочинял разные небылицы и всем рассказывал. Кроме того, он постоянно обижал малышек. Поэтому мальчишки, завидев издали его оранжевую рубашку, сейчас же поворачивали в обратную сторону и прятались по домам”.
Спрашивает: “Кто это?”
Деятельность учащихся
Отвечают: “Это главный персонаж книги – Незнайка”.
Деятельность учителя
Подтверждает: “Да, это Незнайка. Сегодня он пожаловал к нам в гости и не с пустыми руками. Он принес для каждой группы (ученики класса, сидящие за круглым столом, случайным образом разбиты на 4 подгруппы) пакет. Но вы же знаете, что Незнайка ужасный путаник, растеряшка и неумеха. Вот и на этот раз он все напутал. Он хотел рассказать о своих друзьях, о городе, в котором они живут, но все предложения, которые он пытался составить, рассыпались на отдельные слова. Как мы можем исправить эту ситуацию?”
Деятельность учащихся
Предлагают восстановить рассыпанные предложения.
Деятельность учителя
Спрашивает: “Что означает “восстановить”?
Деятельность учащихся
Предложение будет восстановлено, если оно будет выражать мысль, чувство, слова будут связаны между собой так, что станет понятно, о чем или что мы хотим сказать.
Деятельность учителя
Практическая работа в группах по восстановлению предложений из набора слов.
Деятельность учащихся
Восстановленные предложения выписываются на доску:
1. Коротышки были очень маленькие
2. В одном сказочном городе жили коротышки.
3. Каждый коротышка был с небольшой огурец.
4. В городе у коротышек было красиво.
Деятельность учителя
“Получился рассказ Незнайки о своих друзьях. Нравится он вам?”
Деятельность учащихся
“Нет. Предложения нужно переставить местами, заменить часто повторяющиеся слова другими.”
Деятельность учителя
“Правильно. Такая работа называется редактированием. Сделайте это.”
Деятельность учащихся
Дети в группах составляют свои тексты, заменяя повторяющееся слово “коротышки” местоимениями.
Результаты групповой работы обсуждаются, и на доске появляется текст: “В одном сказочном городе жили коротышки. Они были очень маленькие. Каждый был с небольшой огурец. В городе у них было красиво.”
Деятельность учителя
Учитель прикрепляет еще одно предложение: “Вот какой чудной был этот Незнайка!”
Вопрос: “Может ли это предложение быть следующим и почему?”
Деятельность учащихся
“Нет, в нем другая, чем в предыдущих предложениях, мысль.”
Деятельность учителя
“Верно! Откройте учебник на с. 87, прочитайте новые сведения авторов учебника.”
Деятельность учащихся
Читают – “Часто нам бывает мало высказать мысль с помощью одного предложения. Мы хотим ее продолжить, развить и делаем это с помощью других, следующих предложений, но не любых. В них должно говориться о том, о чем уже шла речь. Несколько предложений, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль, называют текстом”.
Деятельность учителя
“Можно ли записанные на доске предложения назвать текстом и почему?”
Деятельность учащихся
Дети доказывают, что записанные предложения образуют текст.
Деятельность учителя
“Вот теперь и запишем в тетрадь тему нашего урока. Кто ее сформулирует?”
Деятельность учащихся
В процессе обсуждения дети предложат запись “Учимся составлять текст”.
Далее выполняется практическая работа по памятке № 4 (см. с. 201).
Взаимопроверка в группе.
Деятельность учителя
“Откройте тетрадь-задачник на с. 51, упражнение 246.
Будут ли предложения, взятые из книги Н. Носова, текстом?”
Деятельность учащихся
“Да, поскольку есть главная мысль, идет ее развитие, так как в каждом предложении добавляется что-то новое.
Деятельность учителя
“Найдите в тексте слова, позволяющие коротко сказать, о чем говорится в отрывке. Выпишите их как название текста.”
Деятельность учащихся
“Цветочный город.”
Деятельность учителя
“Найдите в тексте предложение, в котором высказана главная мысль.”
Деятельность учащихся
Дети должны прийти к общему мнению, что таковым является предложение “А сам город назывался Цветочным городом”.
Деятельность учителя
“Выпишите в тетрадь названия цветов, которые росли вокруг домов, впишите в план города название его улиц.”
Деятельность учащихся
В процессе работы отделяются имена собственные от имен, не являющихся таковыми, и применяется орфограмма “большая буква в именах собственных”.
Деятельность учителя
“Итак, поведение Незнайки позволило нам открыть для себя новое знание, чему-то научится.
Что вы сумеете сделать после нашего урока?”
Деятельность учащихся
Важно, чтобы дети выделили то, чему, по их мнению, они смогли научиться, что могут сделать почти самостоятельно.