Урок русского языка по теме: "А если одного предложения мало?"

Разделы: Начальная школа


Деятельность учителя

Цель урока: научить отличать текст от предложения и от группы предложений. К концу урока ученики должны научиться составлять небольшие тексты и редактировать их.

Деятельность учащихся

Постановка цели вслед за учителем.

Деятельность учителя

Записанные на доске в столбик слова (Винтик, Шпунтик, Пончик, песня, Пилюлькин) учитель открывает на 7 секунд и вновь закрывает.

Дает задание – записать в тетрадь слова, которые удалось запомнить, выделить орфограммы пастой зеленого цвета.

Вопрос – “Что увидели?”, “Что заметили?”

Деятельность учащихся

Выполняют задание учителя. Затем сверяют с записями на доске. Недостающие слова дописывают.

Процесс обсуждения строится так, чтобы в нем прозвучало следующее: слова можно разбить на две группы по признаку “Лишнее слово”.

В одном случае этим словом будет “песня” – это не имя собственное, а все оставшиеся слова – имена собственные.

В другом – слово “Пилюлькин”, в котором мягкость согласного обозначена мягким знаком, а в остальных словах мягкость согласного перед согласным обозначена другим способом.

В задании встретились орфограммы: написание имен собственных с большой буквы (Винтик, Шпунтик, Пончик, Пилюлькин – персонажи книги Н. Носова “Незнайка и его друзья”) и мягкий согласный перед мягким согласным.

Деятельность учителя

Проверяет правильность ответов.

Рассказывает о другом персонаже этой замечательной книги. Вот так его описал автор: “Этот коротышка носил яркую голубую шляпу, желтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски. Нарядившись таким попугаем, он по целым дням слонялся по городу, сочинял разные небылицы и всем рассказывал. Кроме того, он постоянно обижал малышек. Поэтому мальчишки, завидев издали его оранжевую рубашку, сейчас же поворачивали в обратную сторону и прятались по домам”.

Спрашивает: “Кто это?”

Деятельность учащихся

Отвечают: “Это главный персонаж книги – Незнайка”.

Деятельность учителя

Подтверждает: “Да, это Незнайка. Сегодня он пожаловал к нам в гости и не с пустыми руками. Он принес для каждой группы (ученики класса, сидящие за круглым столом, случайным образом разбиты на 4 подгруппы) пакет. Но вы же знаете, что Незнайка ужасный путаник, растеряшка и неумеха. Вот и на этот раз он все напутал. Он хотел рассказать о своих друзьях, о городе, в котором они живут, но все предложения, которые он пытался составить, рассыпались на отдельные слова. Как мы можем исправить эту ситуацию?”

Деятельность учащихся

Предлагают восстановить рассыпанные предложения.

Деятельность учителя

Спрашивает: “Что означает “восстановить”?

Деятельность учащихся

Предложение будет восстановлено, если оно будет выражать мысль, чувство, слова будут связаны между собой так, что станет понятно, о чем или что мы хотим сказать.

Деятельность учителя

Практическая работа в группах по восстановлению предложений из набора слов.

Деятельность учащихся

Восстановленные предложения выписываются на доску:

1. Коротышки были очень маленькие
2. В одном сказочном городе жили коротышки.
3. Каждый коротышка был с небольшой огурец.
4. В городе у коротышек было красиво.

Деятельность учителя

“Получился рассказ Незнайки о своих друзьях. Нравится он вам?”

Деятельность учащихся

“Нет. Предложения нужно переставить местами, заменить часто повторяющиеся слова другими.”

Деятельность учителя

“Правильно. Такая работа называется редактированием. Сделайте это.”

Деятельность учащихся

Дети в группах составляют свои тексты, заменяя повторяющееся слово “коротышки” местоимениями.

Результаты групповой работы обсуждаются, и на доске появляется текст: “В одном сказочном городе жили коротышки. Они были очень маленькие. Каждый был с небольшой огурец. В городе у них было красиво.”

Деятельность учителя

Учитель прикрепляет еще одно предложение: “Вот какой чудной был этот Незнайка!”

Вопрос: “Может ли это предложение быть следующим и почему?”

Деятельность учащихся

“Нет, в нем другая, чем в предыдущих предложениях, мысль.”

Деятельность учителя

“Верно! Откройте учебник на с. 87, прочитайте новые сведения авторов учебника.”

Деятельность учащихся

Читают – “Часто нам бывает мало высказать мысль с помощью одного предложения. Мы хотим ее продолжить, развить и делаем это с помощью других, следующих предложений, но не любых. В них должно говориться о том, о чем уже шла речь. Несколько предложений, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль, называют текстом”.

Деятельность учителя

“Можно ли записанные на доске предложения назвать текстом и почему?”

Деятельность учащихся

Дети доказывают, что записанные предложения образуют текст.

Деятельность учителя

“Вот теперь и запишем в тетрадь тему нашего урока. Кто ее сформулирует?”

Деятельность учащихся

В процессе обсуждения дети предложат запись “Учимся составлять текст”.

Далее выполняется практическая работа по памятке № 4 (см. с. 201).

Взаимопроверка в группе.

Деятельность учителя

“Откройте тетрадь-задачник на с. 51, упражнение 246.

Будут ли предложения, взятые из книги Н. Носова, текстом?”

Деятельность учащихся

“Да, поскольку есть главная мысль, идет ее развитие, так как в каждом предложении добавляется что-то новое.

Деятельность учителя

“Найдите в тексте слова, позволяющие коротко сказать, о чем говорится в отрывке. Выпишите их как название текста.”

Деятельность учащихся

“Цветочный город.”

Деятельность учителя

“Найдите в тексте предложение, в котором высказана главная мысль.”

Деятельность учащихся

Дети должны прийти к общему мнению, что таковым является предложение “А сам город назывался Цветочным городом”.

Деятельность учителя

“Выпишите в тетрадь названия цветов, которые росли вокруг домов, впишите в план города название его улиц.”

Деятельность учащихся

В процессе работы отделяются имена собственные от имен, не являющихся таковыми, и применяется орфограмма “большая буква в именах собственных”.

Деятельность учителя

“Итак, поведение Незнайки позволило нам открыть для себя новое знание, чему-то научится.

Что вы сумеете сделать после нашего урока?”

Деятельность учащихся

Важно, чтобы дети выделили то, чему, по их мнению, они смогли научиться, что могут сделать почти самостоятельно.