Анализ состояния и развития кадров
Обучение кадров непосредственно в школе, на рабочем месте – это особый вид образовательной деятельности с учетом закономерностей профессионального становления и развития учителя, влияния на него самой профессиональной деятельности и окружающей профессиональной среды.
До недавнего времени говорили лишь о методической работе в школе и имели в виду деятельность руководителя по повышению квалификации педагогических кадров, выявлению, изучению, обобщению и распространению заимствованного, а также своего опыта, сложившегося в коллективе.
Ситуация, связанная с происходящими в последние годы в образовании изменениями, требует иного подхода в организации и содержании не только методической, но и научно-методической работы в школе.
Анализ состояния методической работы в нашей начальной школе позволяет зафиксировать следующие сдерживающие саморазвитие учителей факторы.
Устаревшее понимание задач и функций методической работы: воспитание в кадрах ответственного и творческого отношения к делу и совершенствование учебно-воспитательного процесса.
В данном контексте учитель находится в позиции объекта обучения, в то время, как его саморазвитие возможно лишь в позиции субъекта методической работы.
Сужен спектр форм методической работы. К наиболее часто используемым формам можно отнести: педагогические чтения, методические объединения, семинары классных руководителей, открытые уроки, самообразование.
Однако вызов образованию состоит и в том, чтобы старые, хорошо известные формы наполнить новым содержанием, а также ввести современные формы методической работы, необходимые для развития педагогических кадров и, следовательно, для решения вновь выдвинутых задач развития и образования детей.
Количественный подход в определении результативности методической работы: число открытых мероприятий прямо пропорционально результату.
Отсутствие дифференцированного подхода в обучении кадров: учим всех и всему, учим постоянно. В то же время учителя имеют разную квалификацию, отличный друг от друга уровень мастерства и т.п.
Таким образом, становится очевидным необходимость изменения понимания сути, функций, форм и показателей результативности методической работы в школе, выращивания ее до уровня научно-методического.
Цели и задачи научно-методической и методической работы в школе
В организации методической работы в школе мы будем исходить из следующих положений и убеждений.
1. Потребность школы в обеспечении образовательного процесса программно-методическими материалами, в том числе и для реализации национально-регионального компонента, определяет спектр задач:
– информирование педагогов о новых требованиях, предъявляемых к работе, и последних достижениях педагогической науки и практики;
– обучение и развитие педагогических кадров, повышение их квалификации до уровня, необходимого школе;
– выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта педагогической, инновационной деятельности членов педагогического коллектива;
– подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса: программ, рекомендаций, памяток и др.
2. В методической и научно-методической работе мы выделяем адаптирующие и социализирующие функции (задачи), относящиеся к самому учителю:
– благодаря активному участию в методической работе, учитель сохраняет и закрепляет свое положение в школе; методическая работа способствует решению проблемы самосохранения, преодоления возможного отставания, расхождения между достигнутым уровнем и новыми требованиями к учебно-воспитательному процессу;
– обучение делает профессионала более гибким и мобильным, приспособленным к внешним изменениям, конкурентоспособным;
– обучение на рабочем месте способствует достижению желаемого профессионального статуса и признания в коллективе, большей уверенности в себе;
– методическая работа способствует самореализации, решению личных профессиональных проблем, удовлетворения в работе.
3. В оценке результативности методической работы мы будем исходить из следующих качественных показателей:
– уровень адаптации новых работников в школе;
– профессиональная компетентность молодых учителей и уровень освоения ими учительской профессии;
– рост профессионализма учителей, их готовность решать поставленные школой задачи;
– владение учителями новыми теоретическими знаниями и педагогическими технологиями;
– владение развитым профессиональным педагогическим мышлением, проявляющимся в способности быть чувствительным к проблемам, выдвигать задачи и выстраивать конструкции для их решения;
– качество методического обеспечения учебного процесса;
– освоение учителями наиболее ценного опыта коллег в решении задач, поставленных школой;
– способность учителей к профессиональному саморазвитию на протяжении всего времени работы в школе.
4. Методическую работу учителя мы рассматриваем как низшую ступень его обучения и развития. Следующей ступенью станет научно-методическая работа, которая, по сути, состоит в использовании учителем средств науки для осмысления собственной практики, а также практики коллег, в создании новых продуктов педагогического труда – методических рекомендаций, программ, научно-методического обеспечения учебного процесса.
Таким образом, с нашей точки зрения, методическая работа учителя – необходимое условие для его перехода на более высокие ступени развития и саморазвития.
Потенциальные категории учителей, нуждающихся в обучении
1. Вновь прибывшие учителя.
Задачи адаптации:
– разрушать те нормы профессионального поведения, которые вступают в противоречие с нормами школы;
– заинтересовывать человека в работе в данной школе;
– прививать новые формы профессионального поведения, разделяемого педагогическим коллективом школы;
– устранить недостаток знаний, необходимых для работы в нашей школе.
Методы обучения:
– обучение на рабочем месте: в группе новичков, при выполнении заданий в группе с коллегами, через участие в управлении, в процессе самоанализа и самооценки;
– обучение вне рабочего места: в процессе административного контроля, стажировка, обучение в мастер-классе.
2. Учителя, готовящиеся к аттестации,
или имеющие замечания по итогам аттестации
Задачи адаптации:
– выявить и устранить недостатки;
– развить требуемые профессиональные умения и навыки.
Методы обучения:
– обучение на рабочем месте: педагогические мастерские, обучение при выполнении задания в группе, обучение на собственных открытых уроках, самоанализ и самооценка, участие в управлении;
– обучение вне рабочего места: обучение в процессе внутришкольного контроля, экспертиза и контроль равного равным, педагогические чтения, индивидуальные консультации.
3. Молодые специалисты
Задачи адаптации:
– обеспечить вхождение в должность.
Методы обучения:
– в процессе контроля и экспертной оценки руководителя школы или его заместителя, копирование, стажировка, работа по инструкции;
– наставничество, консультации опытных педагогов;
– ролевые игры, тренинги умелой деятельности, моделирование и анализ ситуаций;
– просмотр видеозаписей собственных открытых уроков;
– посещение открытых мероприятий и их анализ.
4. Обучение учителей при введении инноваций
Задачи адаптации: мотивация и подготовка учителя к освоению новшеств.
Методы обучения:
– на рабочем месте: педагогические мастерские, обучение при выполнении задания в группе, обучение на собственных открытых уроках, самоанализ и самооценка, участие в управлении;
– вне рабочего места: в педагогических мастерских учителей-новаторов, стажировка, обучение внутришкольного контроля, экспертиза и контроль равного равным, проблемно-деловая игра, рефлексивно-ролевая игра, урок-панорама, лекция, семинар, обсуждение книг, педагогические чтения, аукцион педагогических идей, просмотр видеофильмов открытых уроков, групповые и индивидуальные консультации, посещение и анализ открытых мероприятий.
О научно-методической работе в школе
В научно-методической работе участвуют учителя, перешедшие, в основном, в режим саморазвития, или испытывающие потребность в более высоком уровне методической работы.
Научно-методическая работа будет выстраиваться в соответствии со следующими принципами:
1. Научность
Поиски и разработки учителей должны иметь глубокую методологическую основу с опорой на:
– универсальные научные теории;
– законы гуманитарного, психолого-педагогического знания (законы культурного и психологического развития Л.С. Выготского, теории личности, личностно-деятельностный подход А.Н. Леонтьева, теория развивающего обучения и др.);
– основы профессиональной деятельности (психология труда учителя – Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова; учение о структуре и природе труда учителя – В.А. Сластенин, теория личностно-ориентированного образования – Е.В. Бондаревская, Ю.Н. Кулюткин, В.В. Сериков и др.).
2. Системность
Планирование и реализация всех ступеней научной и практической разработки проблемы: диагностика и анализ качества образовательного процесса – выявление проблем – осмысление теоретических основ проблемы – выдвижение задач – конструирование схем их решения – реализация решения – разработка и продвижение методических рекомендаций, материалов;
3. Актуальность
То есть направленности не на “вечные” проблемы образования, а на профессионально значимые, касающиеся отдельного учителя проблемы в области преподаваемого предмета, воспитательной работы и т.д.
Направления научно-методической работы
1. Совершенствование содержания образования
– стандартизация начального общего образования;
– разработка регионального компонента содержания образования;
– моделирование разноуровневого содержания;
– гуманитаризация содержания образования;
– пути решения проблемы преемственности между дошкольным и начальным, начальным и основным общим образованием;
– внутренняя и межпредметная интеграция содержания образования;
– воспитательный (ценностно-ориентирующий и личностно-развивающий) потенциал содержания образования.
2. Совершенствование образовательного процесса
– внедрение активных, современных моделей обучения;
– коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения;
– использование компьютерных технологий и учебников;
– формирование мотивационной основы образования;
– диагностика уровня учебных достижений учащихся;
– мониторинг эффективности образовательного процесса;
– психологизация образовательного процесса.
Формы научно-методической работы
1. Поисковая и исследовательская работа: разработка и апробация авторских программ; рецензирование, работа в редакционно-издательской комиссии; изучение теоретического материала по изучаемой проблеме; участие в научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях по итогам исследования в виде докладов, выступлений, тезисов; написание методического пособия; составление справочника, словаря, тематических сборников; статьи в журналах, сборниках.
2. Разработка методической документации: работа по составлению учебных планов и программ; разработка анкет, различных положений о конкурсах, выставках, олимпиадах; разработка методик диагностики учащихся.
3. Подготовка аудио- и видеозаписей.
4. Повышение квалификации: участие в проблемных семинарах; авторские семинары; открытые уроки; работа с научной и методической литературой; участие в конкурсах профессионального мастерства; наставничество т т.п.
5. Обобщение и распространение инновационного педагогического опыта: систематизация и обобщение материалов творчески работающего учителя или собственного опыта инновационной деятельности; оформление результатов исследования в виде доклада, брошюры, статьи, монографии; презентация и распространение инновационных наработок в образовательный процесс; мастер-классы, педагогическая мастерская; встречи с творческими учителями; оказание методической помощи.
Факторы, благоприятно влияющие на развитие и саморазвитие учителя
1. У каждого учителя может быть свой путь и свои предпочтения относительно способов обучения. Однако для успешного профессионального роста должны быть обязательно использованы четыре источника, - цикл Колба, - самообразование, общение, систематическое обучение на курсах, практика и эксперимент.
Самообразование, самостоятельное чтение литературы служит главным источником получения теоретических знаний, обоснований собственных умозаключений и гипотез, способом получения большого объема новой информации.
В общении происходит освоение знаний, более глубокое их понимание, проникновение в их смысл, установление связей с другими явлениями и понятиями.
Специальные занятия имеют целенаправленный характер, всегда ограничены во времени. Определенный круг изучаемых явлений позволяет учителю углубиться в суть вопроса.
Окончательным критерием принятия или непринятия той или иной позиции, введения в практику обучения той или иной технологии является все же практика.
2. Профессиональная среда благоприятно сказывается на развитии кадров, если в ней:
– есть учителя, создающие признанные в коллективе образцы педагогической и управленческой деятельности;
– есть кадры, способные и желающие обучать других и передавать свой опыт;
– создан микроклимат, ориентированный на обмен опытом и сотрудничество;
– есть возможности для профессионального общения;
– определены задачи, требующие совместного решения;
– есть ориентация на изменение и самосовершенствование;
– предметная среда соответствует образовательным технологиям.
Стимулирование профессионального роста и развития учителя
Изучение мотивации к труду учителя позволит определить и вознаграждения, которые могут быть использованы для профессионального развития учителя. Мы предполагаем использовать следующие стимулы.
1. Мотив самостоятельности, реализации себя в педагогической деятельности как творческой:
– открытие собственного мастер-класса для учителей школы, города;
– содействие в разработке и утверждении авторской программы;
– творческий отпуск в каникулярное время;
– дополнительные дни к отпуску.
2. Мотив личного развития, приобретения новой информации:
– направление на стажировку или престижные курсы;
– предоставление времени на методическую работу (работа на дому);
– творческий отпуск в каникулярное время;
– дополнительные дни к отпуску.
3. Мотив самоутверждения, достижения социального успеха:
– направление на конференции и проблемные семинары в регионе и за его пределами для выступления и обмена опытом;
– содействие в подготовке публикаций;
– представительство от школы на ответственных мероприятиях городского и областного уровней;
– привлечение к руководству методическими группами в школе;
– получение права на проведение семинаров, лекция для коллег в школе;
– рекомендации учителя в ИПК для чтения своего курса;
– ответственность за стажировку молодых учителей с оплатой этой работы.