Вопросы организации самостоятельной деятельности учащихся постоянно находились и находятся в центре внимания педагогов, методистов, психологов – обществу всегда нужны высококвалифицированные специалисты, способные к эффективной работе по специальности, компетентные, ответственные, способные самостоятельно принимать решения.
В настоящее время вопросы организации самостоятельной работы в вузе приобретают особую актуальность в связи с возрастанием интереса к проблемам повышения качества образовательного процесса в высшей школе, являясь важным его показателем. Изменяющаяся парадигма образования с информационной на смыслопоисковую по новому наполняют и содержание понятия “самостоятельная работа студента” (далее СРС). Раньше одной из проблем, которые был призван решать вуз была научить студентов учиться и самостоятельно овладевать знаниями. Сегодня СРС должна стать одним из главных условий успешной коммуникации в профессиональном коллективе, то есть знания, приобретенные самостоятельно, являются залогом успешного функционирования в (будущем) профессиональном коллективе. Перед преподавателем стоит задача – воспитать определенную культуру самостоятельной работы, обеспечить рациональную организацию самообучения и обеспечить практическое приложение знаний и умений, приобретенных студентом самостоятельно.
Как следствие, изменяются и подходы к организации самостоятельного чтения на иностранном языке в вузе как важной части подготовки будущих специалистов. Самостоятельное чтение способствует расширению кругозора, позволяет удовлетворять запросы и интересы личности, является дополнительным источником и средством увеличения лексического запаса и развития устной речи. Кроме того, сегодня, когда в учебный процесс прочно входят различные компьютерные технологии, Интернет, создаются специальные интерактивные программы обучения чтению, что значительно увеличивает привлекательность данного вида деятельности для студентов и в целом повышает эффективность самостоятельной работы. Самостоятельное чтение в вузе осуществляется в следующих формах: самостоятельное чтение в аудитории, домашнее чтение, индивидуальное чтение. Продуктивность самостоятельного чтения зависит от наличия интереса к чтению, скорости чтения, общего уровня психологической и педагогической готовности учащихся к самостоятельному чтению на иностранном языке. К самостоятельной работе предъявляется ряд требований: увлекательность форм, процесса и материала работы, добровольность, необходимость реализации межпредметных связей, знание процедуры выполнения, умение пользоваться текстом как средством обучения.
Один из видов самостоятельного чтения, которое является обязательным аспектом для студентов языковых факультетов, это индивидуальное чтение, то есть вид чтения, когда инициатива чтения исходит от самого учащегося, а преподаватель лишь направляет и контролирует процесс. Некоторые методисты термину “индивидуальное чтение” предпочитают “личностное чтение”, полагая, что последний наиболее точно отражает сущность данного вида деятельности. Безусловно, данный вид чтения дает возможность студенту пережить чувство свободного выбора. Он сам осуществляет выбор книги в соответствии со своими интересами и потребностями, сам выбирает посильный для него темп работы, что позволяет ему больше надеяться на собственные силы, развивает самостоятельность. Взаимодействие преподавателя и студента является равноправным общением: преподаватель - человек, вызывающий подлинный интерес к чтению, к себе как к партнеру, он информативен для студента; студент – уникальная личность, общение с которой рассматривается как сотрудничество.
На обязательном этапе контроля прочитанного, кроме традиционной проверки слов, выражений текста, рекомендуется “выводить” студента на анализ произведения, привлекать его фоновые знания, приветствовать выражение собственных суждений, отношения к происходящим событиям и т.д.
Кроме руководства и контроля со стороны преподавателя высшим показателем владения иностранным языком является самоконтроль с последующей самокоррекцией. Самоконтроль - важный атрибут самостоятельной работы – выступает в учебном процессе в единстве с контролем учителя. Однако должен осуществляться переход от внешнего контроля преподавателя к самоконтролю студента и от внешней оценки к выработке его самооценки.
Успех чтения также зависит от владения студентом элементарными навыками самостоятельной работы над текстом. Необходимо специально обучать умениям использовать при чтении различные памятки, ключи, видеть в тексте опоры и прочее. Безусловно, все эти навыки должны быть сформированы у студентов еще на младших курсах.
Таким образом, если придать самостоятельному чтению системный характер, активизировать этот процесс, то это, несомненно, будет способствовать развитию самостоятельности студентов и прочному усвоению иностранного языка в целом.