В первый класс приходит маленький Человек он очень хочет учиться, ему интересно, но…
Проходит время – месяц, четверть, год…, и "Не хочу я в эту школу!" Что случилось? Почему наш маленький Человек с таким желанием шедший в школу, теперь ищет с не меньшим желанием причину туда не пойти?
Причин может быть много, но одна из главных, по-моему, это – отметка. Не оценка, а отметка. Наша славная "пятибалльная", а на самом деле почти "трехбалльная" (много ли "2" можно выставить за четверть, а за год?) система. И бьем мы маленького Человека отметкой по ручкам, по голове. А он хоть и маленький, но очень быстро понимает, что “5” ему никогда не поставят – не умеет он писать красиво. Ручки опустились, головка поникла. Проходит еще немного времени и Человек понимает, что и “2” ему не поставят. Вот и получили мы из маленького Человека серого ученика.
Или другой вариант, когда отметка становится страшилищем (дома ругают), и ребенок проводит все уроки в тревоге и страхе. Маленький Человек превращается в дрожащего зубрилку.
И чего мы достигли? Зачем? Приятно иметь кнут? А если попробовать без кнута, только с пряником?
Ш.А. Амонашвили писал: “Отметка не может быть мерилом знания. Это “кнут и пряник” ими десять лет пугают ребенка, и часто все его силы уходят на противостояние страху”.
Итак, в первый класс пришел маленький Человек. Удастся ли мне представить для него школьные предметы так, чтобы не отпугнуть его их сложностью, чтобы не дать почувствовать их чужими и далекими, не имеющими никакого отношения к его размышлениям и переживаниям? Учеба – это труд, а любой труд должен оплачиваться. Чем? “Как чем? Пятерками!” Идет малыш в школу, и все взрослые за редким исключением, ему говорят: “Пятерочки будешь носить, умница”.
На первом родительском собрании выясняем с родителями зачем ребенок пришел в школу: получать знания или получать отметки. Если вам нужны “пятерки”, я вам их выставлю, и в школу можно не ходить. Обычно такой поворот событий заинтересовывает родителей, и мы становимся единомышленниками: в школу дети идут за знаниями.
Начинаем придумывать награды. Согласитесь, писать палочки, буквы и цифры красиво скучновато, чтобы мы не придумывали (У нас прекрасные учебники “Школа 2000-2100”). У кого-то дома есть необыкновенная игрушка, например, очень симпатичная обезьяна размером с первоклассника. Она может улыбаться и хмуриться, не любит, когда шумят, дерутся и т.д. Обезьяна очень любит талантливых первоклассников. В конце уроков самому умелому, спокойному, догадливому, … всем и каждому пожмет руку. А в конце недели обязательно самого…угостит конфетой (каждого ребенка). Недели через 2-3 обезьяна уезжает домой, а приезжает ёжик.
Время идет, меняю тактику. Надо “ставить” руку, учить списывать слова аккуратно, красиво, правильно, не торопясь. А как же не торопиться, когда так хочется гулять, поговорить, да мало ли интересных дел. Следующий ход, придуманный родителями и мной: за красиво выполненную работу – конфетка, орешек, сосучка. Что угодно, только для всех приз одинаковый. А вот оцениваю я каждого индивидуально. Кто-то сразу свой приз получит, кто-то сам перепишет (благо простой карандаш можно стереть и заново написать), а кто-то сядет мне на руки, и мы вместе перепишем.
Поняла, кто на что способен. И малыши, как мне кажется, стали ценить моё отношение к каждому.
И начинает “работать” рожица:
– учитель доволен, молодец;
– постарайся, ты можешь лучше;
– учитель расстроен, я плохо тебя научила, попробуем исправить?
С “рожицами” мы дружили весь первый класс. Постепенно ввожу следующие значки за часть работы, может быть и за один пример, одно слово, одно предложение:
! – здорово это у тебя получилось!
? – мне не понятно, что-то случилось?
И, конечно, пишу в тетради после работы: “Молодец!”, “Умница!”, “Постарайся!”, “Спасибо за старание”.
Учимся, учеников сравниваю только с самим собой: “Вчера было только одно красивое слово, а сегодня целая строчка!”, “Вчера ты решила 4 примера, а сегодня целых 7”. “У тебя что-то случилось?”. Посмотри, вчера как красиво написал, а сегодня что-то грязновато. Тебе нужна моя помощь?”
И вот мы уже во втором классе. В августе, обычно, объясняю на педсовете, почему не буду аттестовывать детей в этом году. Педсовет разрешает не аттестовывать и мы учимся спокойно еще целый год.
В первой четверти все, как в первом классе. Но постепенно, малыми дозами, начинаю подводить детей к мысли, что не все могут быть отличниками, что учиться нужно по способностям, что не учиться – стыдно. Здесь мне помогает мое неумение петь и очень плохое умение рисовать. Объясняю детям: “Я совсем не умею петь. И песни к празднику с вами готовит Светлана Эдуардовна. Но разве я от этого стала хуже?”;
“Я училась рисовать, но у меня это получается гораздо хуже, чем решать задачи. Я никогда не нарисую так, как Ирина Викторовна. Разве я от этого стала хуже?”
“Да, Максим при письме допускает много ошибок. Но он очень старается. Вы слышали как Максим поет?”
В классе есть девочка, у нее плохое зрение, дальнозоркость, +6. На фоне этого, конечно, проблемы с учебой. Но Даша действительно самая старательная девочка в классе. Самое главное было не отбить у ребенка желание учиться. И у нас получилось. Кто-то из способных детей сам заметил: “А я бы с Дашкиными глазами читать не смог”. Как я была рада! Дети сами заметили Дашины старания, теперь в 5-м классе продолжают помогать ей.
У каждого человека есть своя изюминка, надо найти ее, поддержать ребенка и учить добывать знания. Учить учиться не ради отметок, а ради знаний.
Где-то во втором полугодии второго класса начинаю ставить отметки – 5, 4, 3. Но весь секрет в том, что официально мы не аттестовываемся, поэтому и нормы выставления отметок у меня свои:
- умный, способный, но вертлявый Никита может получит “4” и за исправления - - “сначала думай, а потом пиши”;
- спокойный Саша, учеба которому дается с трудом, может получить “5” за то, что сегодня решил верно 4 примера, а вчера только 2.
Обязательно все отметки объясняю детям: почему, за что, как исправит.
Я бы с удовольствием не ставила отметки во втором классе, но в третьем мы обязаны аттестовывать учеников, и дети, как и родители должны быть к этому готовы.
Еще одна школьная проблема – проверочные, самостоятельные и контрольные работы. Давайте изменим к ним отношение, не будем проверять как ребенок выучил, чему он научился. Давайте сделаем наоборот: “Ребята, завтра у нас самостоятельная работа. Я хочу проверить, как Я вас научила, на что мне надо обратить внимание. Можно ли переходить к новой теме”.
Ребенок спокойно выполняет работу. А после уроков (благо у нас есть группа продленного дня) мы спокойно сделаем вместе то, что малыш не смог сделать сам.
По системе “пряника” я учу уже четвертый набор детей, у меня опять первый класс. Опять у нас конфеты, чупа-чупсы, карамельки. И первая моя награда: “Не хочу на каникулы!” Значит, все правильно, учиться интересно, учение успешно.
А старшие?
Самые старшие уже студенты, 11-й класс не закончили только 2 ученика – поступили в техникум. Мои девятиклассники учатся успешно, мы никого не потеряли, никто не стал “грозой” школы, никто не прогуливает занятия.
Мой 5 “Б”, по-настоящему “мой” - я осталась классным руководителем, учится.
Лидеры – отличники или всего одна “4”.
В сентябре на классном часе произошел разговор: “Почему у меня четверки?”, я не успела ответить, ответила Катя: “Если тебе нужны “5”, давай Ольге Александровне дневник, она их тебе поставит. А так, Юра, учись!” Юра подумал и согласился, закончил первую четверть отлично.
Заканчиваются каникулы, послезавтра в школу, наступает время “улыбок” O
P.S.
Я, конечно читала рекомендательное письмо Министерства Образования по безотметочному обучению. Все очень хорошо для ребенка, для ученика. Но опять забыли, что учитель тоже человек, и если он начнет заполнять все таблицы, которые рекомендуют, то врядли останется время для подготовки и урокам. Опять недоверие к учителю. Неужели я не знаю успехи и промахи, и сильные, и слабые стороны своих учеников? А если мне это не интересно, то никакие таблицы не помогут. И если мне придется выбирать между отметками и таблицами, я выберу отметки (а ставить их буду по-своему).