Как наиболее эффективно организовать процесс обучения? Как наиболее успешно добиться решения поставленных задач? Эти вопросы всегда остаются актуальными, несмотря на то, что разрабатываются новые педагогические технологии, появляются новые формы и методы обучения. В этой статье я бы хотел поделиться с Вами своими размышлениями на эту тему и, если это возможно, пригласить Вас к разговору.
Как известно, каждый школьный предмет ставит свои задачи по обучению подрастающего поколения, решение которых осуществляется в процессе изучения данного предмета в школе.
Но вместе с тем, процесс обучения в школе преследует единые, общие цели, достижение которых осуществляется в рамках всех без исключения школьных дисциплин.
В связи с тем, что в настоящее время претерпели изменения ценностные ориентиры и требования, предъявляемые обществом к подрастающему поколению, изменились и задачи, которые ставит общество перед образованием.
Современному обществу требуется активная личность; творческая личность; личность, способная найти выход из любой сложившейся ситуации; личность, приспособленная к жизни в современном меняющемся мире; личность, способная к самообразованию.
Достижение поставленных целей, на мой взгляд, возможно лишь в том случае, если в процессе обучения в школе перед учащимися будут постоянно возникать ситуации, моделирующие ситуации реальной жизни: ситуации, требующие творческого подхода к решению, самостоятельного принятия решений, совместного поиска решений. И задача каждого школьного предмета заключается в создании и моделировании таких ситуаций. Мы как будто приглашаем учащихся в создаваемый нами “модельный мир”, мир со своими сюрпризами и сложностями, открытиями и нерешёнными вопросами, мир, где важно уметь общаться, рассуждать, думать, сравнивать, анализировать, договариваться, искать общее решение, обсуждать совместно новые идеи, выслушивать мнения друзей, одноклассников, уметь аргументировать свою точку зрения, уметь вести диалог, уметь признавать свои ошибки и устранять их, уметь самостоятельно добывать новые знания и использовать их на практике для достижения поставленных задач.
Этому невозможно научить, невозможно научить творить, мыслить, действовать, единых алгоритмов и правил в этих вопросах не существует. Всему этому школьник должен научиться сам на основе проб и ошибок, удач и неудач. А для этого каждый ученик должен постоянно попадать в ситуации, в которых он – главное действующее лицо, где от него во многом зависит успех общей работы. Наша задача – постоянно создавать такие условия.
На мой взгляд, в таких условиях созданного “мира” школьник сможет максимально раскрыться, показать все свои возможности и способности, проявить и развить свои таланты. А главное – найти себя, почувствовать свою значимость и осознать, что он – личность, способная мыслить, творить, создавать новое.
При таком подходе к обучению становится очевидным, что главная роль в этом процессе отводится не получению как можно большего объёма знаний в “готовом виде” из различных источников, а осуществление самостоятельного поиска знаний, обладая для этого необходимыми умениями и навыками вести такой поиск.
Объём информации лавинообразно растёт, а объять необъятное невозможно, нужно лишь уметь найти и использовать необходимую информацию. Поэтому знания, как цель, превратились в следствие новых, более общих целей и задач, стоящих перед современным образованием.
Как же создать этот мир? Если мы хотим, чтобы каждый школьник был активным гражданином общества, которое будет жить и действовать в нашем “модельном мире”, мы должны обратить внимание на цели нашего юного гражданина, ведь естественное желание школьников – жить в понятном мире, заниматься деятельностью, смысл и цель которой им ясна, а также виден реальный результат этой деятельности. Эти важные требования мы обязательно должны учитывать при организации образовательного процесса (при создании нашего “мира”).
Всё начинается с интереса, с вопросов, которые есть у школьников. Опираясь на это можно создать такую ситуацию, которая позволит ученикам осознать свои возможности и ограничения, которые необходимо преодолеть (не потому, что надо, а потому что это хочется сделать!).
Для успешной реализации такого подхода необходимым является условие широкого применения форм и методов обучения, направленных на реализацию поисковой, исследовательской, творческой деятельности учащихся, когда учащиеся сами на основе собственных наблюдений и экспериментов находят различные закономерности, формулируют выводы, на основании которых в дальнейшем выдвигают гипотезы, добывая таким образом знания самостоятельно и применяя их в дальнейшем на практике.
На мой взгляд, всё это возможно лишь в том случае, если вначале занятия (а также в ходе него) перед учащимися будут возникать различные проблемные ситуации, которые позволят вовлечь учащихся в содержательную и активную работу. Именно такой подход я пытаюсь реализовать в своей педагогической деятельности, выстраивая её на основе идей проблемного обучения.
К примеру, на уроках физики в 7 классе при изучении некоторых физических величин я создаю ряд проблемных ситуаций, краткое описание которых приведу далее.
Проблемная ситуация, создаваемая при изучении физической величины “длина”.
Учитель: | Ребята, оглянитесь вокруг себя. Расскажите, что вас окружает. |
Учащиеся: | Парта, учебник, одноклассники, стены класса, здания за окном и др. |
Учитель: | Давайте все тела, которые нас окружают, будем называть физическими телами (таким образом вводится понятие “физическое тело”). Приведите примеры различных физических тел. |
Учащиеся: | (приводят примеры). |
Учитель: | Итак, нас окружает много физических тел. Скажите, отличаются ли эти тела друг от друга? Если да, то назовите их отличительные свойства. |
Учащиеся: | Конечно, отличаются! Одно тело может быть больше, другое - меньше, одно длиннее, другое короче, одно тяжелее, другое легче, у тел может быть разная форма, цвет и т.д. (свои ответы учащиеся подтверждают примерами). |
Учитель: | Таким образом,
получается, что все тела обладают своими
свойствами, которые позволяют нам отличить это
тело от какого-либо другого. Ребята, вы говорили, что одни тела могут быть длиннее, а другие - короче. Давайте договоримся такое свойство тел называть “длина”. Вы приводили примеры тел разной длины. Скажите, можно ли определить длину какого-либо тела? |
Учащиеся: | Да, длину тела можно измерить линейкой. |
Учитель: | Совершенно верно!
Давайте такие свойства тел, которые можно
измерить будем называть физическими
величинами (К физическим
величинам относятся также измеряемые свойства
явлений. Но этот момент я рассматриваю несколько
позднее, поскольку речь о явлениях пока не идёт, а
внимание учащихся акцентируется именно на
свойствах тел). Итак, длина – это физическая
величина. А измерить физическую величину можно с
помощью физического прибора. Линейка – это
физический прибор для измерения длины. Интересно, а как же измеряли длину тел, когда линеек ещё не было? Придумайте какие-нибудь способы, которыми на ваш взгляд можно было бы пользоваться для измерения длины в этом случае. |
Таким образом, перед учащимися поставлена проблемная ситуация, которую они пытаются разрешить в ходе беседы друг с другом в группах. В результате этой беседы учащиеся выдвигают много различных предложений (эти предложения можно дополнить рассказом учителя о способах измерения длины в древности) и в итоге они приходят к следующему выводу:
Учащиеся: | Чтобы измерения длины были более точными, необходимо длину всех тел сравнивать с длиной какого-нибудь выбранного тела (таким образом учащиеся самостоятельно подходят к пониманию необходимости применения эталона длины). |
В ходе дальнейшей беседы учащиеся знакомятся с единицами измерения длины.
В качестве домашнего задания я предлагаю школьникам изготовить свою линейку. В качестве “эталона” длины предлагаю им полоску плотной белой бумаги (длина полоски 1 м.). Учащиеся самостоятельно изготавливают точные копии предложенного “эталона” из бумаги и самостоятельно наносят на неё деления, разбивая полоску на 10 и 100 равных отрезков. Таким образом, изготовленная линейка содержит шкалу, проградуированную в дециметрах и сантиметрах. Изготовленные линейки учащиеся приносят в класс и на уроке мы обсуждаем какими способами ребята воспользовались для того, чтобы разделить линейку на 10 и 100 равных отрезков.
На одном из очередных занятий при изучении физической величины “площадь” создаю следующую проблемную ситуацию:
Учитель: | Итак, мы выяснили: для того, чтобы определить площадь тела прямоугольной формы, необходимо измерить длину и ширину тела, а затем перемножить эти величины. Но существует огромное количество тел, имеющих непрямоугольную форму. Как измерить площадь этих тел? |
В ходе дальнейших обсуждений учащиеся высказывают следующее предложение:
Учащиеся: | Тело непрямоугольной формы можно разбить на отдельные прямоугольники, чем меньше будут эти прямоугольники, тем результат будет точнее. Измерив площадь этих прямоугольников, можно найти площадь тела. |
На основе этого способа предлагаю учащимся измерить площадь их ладони.
Данную работу учащиеся выполняют по-разному: некоторые на своей ладони рисуют различные прямоугольники, а затем, измеряя их длину и ширину, вычисляют площадь каждого из прямоугольников. А кто-то обводит кисть руки на чистом листе бумаги в клеточку и, вычислив площадь одной клеточки, а также подсчитав их количество, определяют площадь всей ладони.
В ходе изучения физической величины “объём” создаю следующую проблемную ситуацию:
Учитель: | Мы выяснили, что для определения объёма тела прямоугольной формы потребуются данные о его длине, ширине и высоте. Измерив эти величины, мы сможем рассчитать объём тела. Но тогда каким образом можно определить, например, объём жидкости? |
После обсуждения в группах учащиеся высказывают следующие предложения:
Учащиеся: | 1. Можно налить
жидкость в сосуд прямоугольной формы, измерив
длину, ширину сосуда и высоту, на которую
поднялась жидкость, вычислить её объём. 2. Можно склеить сосуд прямоугольной формы известной длины, ширины и высоты (например, по 1 дм.) из пакетиков Tetra Pak. Объём этого сосуда будет известен (в нашем примере – 1 дм3). К боковой стенке приклеить полоску бумаги, которую разбить на отрезки равной длины (например, на 10 отрезков, получим 1 деление – 0,1 дм3). Получим прибор для измерения объёма. (Примечание: 1. Для того чтобы был виден уровень жидкости в созданном “приборе”, рядом со шкалой можно сделать прорезь, которую затем заклеить прозрачной лентой. 2. Сосуд можно склеить из картона, обклеив его затем скотчем. 3. Толщиной стенок изготовленного сосуда можно пренебречь, хотя на это необходимо обратить внимание школьников). |
После этого знакомлю учащихся с физическим прибором для измерения объёма – мензуркой, а в качестве домашнего задания предлагаю изготовить свою мензурку на основе выдвинутых в классе предложений по её изготовлению или придумать свой способ её изготовления и принести мензурку в класс.
В результате некоторые учащиеся придумали ещё один способ – на баночку из-под майонеза наклеивали лейкопластырь, а затем с помощью мерного стакана или шприца наливали в неё известное количество воды и наносили деления на пластыре, получив тем самым “мензурку” со шкалой, проградуированной в миллилитрах.
В ходе дальнейшего изучения физической величины “объём” создаю новую проблемную ситуацию:
Учитель: | Итак, мы выяснили, что объём жидкости можно определить, например, при помощи мензурки, объём твёрдого тела прямоугольной формы можно вычислить. Но как определить объём тела, имеющего непрямоугольную форму? |
Проблема поставлена и в ходе беседы приходим с учащимися к её решению. И здесь из класса поступает предложение: давайте попробуем сами экспериментально определить объём каких-нибудь тел непрямоугольной формы.
Таким образом цель следующего урока поставлена самими учащимися, причём ход достижения этой цели им также ясен и понятен. И на следующем занятии учащиеся выполняют лабораторную работу по измерению объёма тел непрямоугольной формы с помощью мензурки. Особенность этой лабораторной работы заключается ещё и в том, что учащиеся не знакомятся с ходом выполнения работы по учебнику (так как такая работа превращается в бездумные действия по образцу), а формулируют и составляют этот ход работы самостоятельно, что более ценно.
Я попытался изложить лишь отдельные общие примеры создания проблемных ситуаций на уроках физики в 7 классе при изучении некоторых физических величин. С полными разработками некоторых моих уроков, построенных на основе проблемного подхода, Вы можете ознакомиться в следующих источниках:
1. Газета “Физика” – приложение к газете “Первое сентября” (№21, 2003г.);
2. Сайт “Образование Красноярья” (в рубрике “В помощь учителю – Разработки уроков – Физика”) – http://www.cross-edu.ru.
3. Сайт Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования (в рубрике “Деятельность – Методическая – Физика”) – http://www.cross-ipk.ru
Организация процесса изучения материала на основе проблемного подхода позволяет мне добиться понимания школьниками сути происходящего, смысла и значения вводимых понятий, новых физических величин, понимания значения и смысла их работы в целом.
Вся эта работа проходит совместно в процессе диалога, в процессе живого общения. Причём эта работа очень продуктивна, так как она интересна школьникам и школьники понимают, что и зачем они делают.
Учащиеся превращаются в исследователей, первооткрывателей. И пусть многое, о чём идёт речь, уже открыто, придумано, изобретено. Важен сам процесс этой работы (к тому же вдруг мы придумаем что-то новое?!).
На мой взгляд, проблемное обучение (совместно с использованием современных педагогических технологий) является как никогда актуальным, так как обладает огромным потенциалом для создания того “мира”, о котором я попытался рассказать.
Было бы очень интересно узнать Ваше мнение, дорогие коллеги, по поводу прочитанного, а также познакомиться с Вашими идеями.