В обучении технологии важное место отводится методу проектов. Под проектом понимается самостоятельная творческая работа учащихся, выполненная от идеи до ее воплощения в жизнь под контролем и при консультировании учителя.
До 8-го класса учащиеся по теме «Обработка пищевых продуктов» осваивают достаточно большое количество видов кулинарной обработки. Поэтому по теме «Блюда из дрожжевого теста» на кулинарных работах я предлагаю творческие проекты.
О работе по проекту написано много хороших и умных статей в журнале «Школа и производство». Проектный метод я стала использовать с 1997 года, за это время наработан опыт, но и исправлена не одна ошибка. К сожалению, о своих неудачах педагоги пишут мало, а столкнувшись с ними, исправляют в одиночку. Мне пришлось работать над такими вопросами:
- Как «разгрузить» учащегося, ведь большую часть материала можно выполнить дома или в библиотеке? (Библиотекарь стала с подборкой литературы приходить к нам на урок).
- Как увидеть трудности ребенка и уделить всем нуждающимся время на уроке для консультации?
- Как сделать теоретическую часть проекта более разнообразной. Часто учащиеся, особенно те, кто потерял интерес к обучению, поработав с учебником или в библиотеке, выполняют однотипные задания; встречалось даже списывание друг у друга. Как этого избежать?
- Как «вписаться» во временные рамки на уроке, если работа очень объемная, а дети проявляют к ней интерес?
Таких вопросов пришлось решить не мало, и один из них – защита проекта.
Каждый учащийся пишет и выполняет интересный проект, но рассказать на уроке о них сразу 10–15 человек не успевают. Значит, будут избранные? Проводила, как и многие, научно-практические конференции по защите проекта. Но в школе, где в параллели по пять 6-х классов, получалось прослушивать только наиболее удавшиеся работы. Слабым учащимся не хватало времени, да и желания (рассказывать о своей работе перед большой аудиторией страшно, стыдно и т.д.). Я стала использовать групповую форму защиты проекта, и предложенная форма прошла успешную проверку при организации проектной деятельности учащихся. Идею такой формы защиты мне подсказала учитель технологии школы № 13 пос. Черёмухово (г. Североуральск) Рагозина О.Г. Это еще раз подчеркивает полезность взаимопосещений уроков.
Работу над проектом начинают с коллективного обсуждения изделий, которые выбираются для изготовления. Учащиеся знакомятся с тем, как создают эти изделия в промышленности. В начале разрабатывают рецепт изделия. Большое внимание уделяется материалоемкости, экономии времени и электроэнергии. Также выбираем рецепты приготовления, которые не требуют больших денежных затрат. Результаты этой работы оформляются в виде технологических схем и карточек самоконтроля, где могут быть указаны режимы обработки продуктов, технологическая последовательность, формы нарезки теста.
На организационном этапе учащиеся знакомятся с историей традиций, обычаев проведения народных праздников с традиционными блюдами, выбирают блюда, которые должны готовить и собирают о них материал.
Реализация проекта происходит на технологическом этапе, где учащиеся на уроках наглядно обосновывают технологические решения, составляют теоретическую часть проекта, которая состоит из разделов:
- История изделия. Работа с библиотечной литературой, изучение национальных блюд из дрожжевого теста, история уральских блюд, блюд из черствого хлеба. Стараюсь, чтобы учащиеся заинтересовались такими истинно уральскими изделиями, как: мусник (так называли пермяки пирог из муки); тупоськи – вид оладий; шанежки; закрытые пироги с грибами, брусникой и рыбой.
- Описание выбора материалов. Учащиеся изучают и собирают материал о свойствах муки, дрожжей, как эти свойство влияют на качество теста и изделия. Заодно повторяют темы 5, 6 и 7-х классов: блюда из яиц, молочные продукты. На практических занятиях узнают о способах приготовления начинок для пирогов и их видах.
- Оборудование, инструменты и приспособления. Слушают мое объяснение и составляют конспект о видах сковородок, противней, листов. По карточкам знакомятся с видами печей. Составляют план раздела для своего изделия.
- Технология выполнения блюда из дрожжевого теста. Разрабатывают и оформляют технологическую карту своего кулинарного изделия.
- Экономическое обоснование проекта. Составляют калькуляцию рецепта и расчет времени на изготовление блюда. Учитывают затраты энергии, сравнивая затраты традиционных способов обработки продуктов и новых современных, с использованием электрооборудования, микроволновых печей. Важно обращать внимание учащихся и на экологические аспекты их трудовой деятельности.
- Реклама изделия и социологический опрос. Этот
раздел учащиеся делают в неурочное время с
особым удовольствием. С понятием реклама
учащиеся знакомы при выполнении проектов в 6-х и
7-х классах, поэтому творчески подходят к заданию.
Они пишут стихи, частушки, песни и исполняют их на
защите, рисуют рекламные плакаты, одеваются в
национальные костюмы, пословицами и поговорками
зазывают на дегустацию своего блюда.
Каждый учащийся проводит социологический опрос, задавая вопросы разработанные на уроке, родителям, учителям, сверстникам и делает из опроса вывод. Вопросы могут быть любыми:
– Ваше любимое блюдо из дрожжевого теста?
– Какой хлеб вы предпочитаете?
– Знаете ли вы уральскую кухню?
– Устраивает ли вас ассортимент кулинарных изделий в школьной столовой? И т.д. - Защита проекта. Проходит за два урока. На защиту приглашаются все желающие: родители, классный руководитель, мальчики класса. Учащиеся для защиты заранее готовят и оформляют свое изделие из теста. Каждый рассказывает один из разделов своего проекта (заранее распределенный), обязательно используя наглядность – иллюстрации, схемы, демонстрацию приема, инструментов и т.д. Используя свой рекламный проспект, демонстрируют свое изделие и правильно подают его уже на засервированный стол для чая.
После выступлений происходит дегустация блюд. Каждый учащийся может дополнить любой раздел своими сведениями. Каждый гость и участник защиты выставляет баллы и оценку за проект в своей таблице (см. таблицу 1). Мне остается добавить только свою таблицу. Оценки выставляются сразу.
Таблица 1.
Критерий оценки | Иванов | Петров | Ильин |
1. Знания по теме 2. Правильность разработки технологического процесса 3. Соблюдение технологии приготовления 4. Соблюдение требований к качеству и дегустация изделия 5. Соблюдение правил оформления и подачи блюда 6. Грамотность подачи материала (грамотность, четкость, краткость и научность речи) 7. Время работы 8. Реклама изделия 9. Наглядность подачи материала 10. Творчество в работе и дополнения в выступлениях других |
При четкой организации работы за 2 урока успевают защититься все учащиеся. Не нужно оставаться после уроков, учащиеся не устают слушать друг друга из-за частой смены «декораций», получается объективная оценка, т.к. учащийся оценил себя сам, его оценил учитель и его одноклассники. Тройки при защите проекта очень редки. Процесс защиты проекта позволяет использовать знания и умения, полученные на уроках технологии, и знания, полученные на других предметах (биологии, анатомии, литературы, физики, химии), и свой личный опыт. Это создает условия воспитания и развития творческого потенциала, заметно повышает самооценку учащихся и создает положительную мотивацию самообразования. Эти уроки являются благодатной почвой для развития еще одной цепочки воспитания учащихся. Многие родители проявляют большой интерес к работе детей, и продляется одна из форм сотрудничества.
Рис.1.
Учитывая индивидуальные особенности детей, наполняемость классов, можно поручить выполнить теоретическую часть проекта только по одному разделу или дополнить такие разделы:
- Мнение диетологов и медицины.
- Как отражена данная тема в литературе, искусстве, народном творчестве и т.д.
По своему опыту убедилась, что предлагаемая форма к освоению учащимися технологии, оправдана и эффективна. Рада буду узнать ваше мнение о ней.
В каждый раздел ставятся баллы:
- 0 – нет критерия;
- 1 – есть критерий;
- 2 – критерий проявлен очень хорошо.
В итоге, если учащийся набрал:
- от 5 до 10 баллов, получает оценку «3»;
- от 10 до 15 – оценку «4»;
- от 15 до 20 – оценку «5».