Информатизация управления школой

Разделы: Администрирование школы


Компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни. Соответственно, и образование должно отвечать современным требованиям.

В настоящее время в большинстве школ используется устаревшая вычислительная и телекоммуникационная техника. В ряде учреждений и организаций образования созданы и успешно функционируют локальные информатизационные системы. Однако они не объединены в единую систему. Использование информационных технологий и Интернет в общеобразовательных школах пока еще ограничено и очень слабо связано с учебным процессом. В настоящее время это, как правило, занятия по информатике.

Современное развитие средств вычислительной техники, средств связи и программных технологий, в совокупности с их постепенным удешевлением, позволяет массово применять их не только в образовательном процессе, но и в управлении этим процессом.

Режим управления школой можно представить как целенаправленную деятельность по регулированию педагогического процесса в целях перевода его на более высокий уровень. Он состоит из трех этапов: сбора информации, её анализа и принятии воздействующих решений. Руководители школы должны иметь обязательный минимум информации о состоянии и развитии тех процессов, за которые они отвечают и на которые призваны оказывать управляющее воздействие. В связи с этим работу администрации школы можно и нужно организовать с помощью вычислительной техники.

Перевод процесса управления образовательным учреждением на безбумажную технологию позволяет избавиться от рутинного и отнимающего много времени (поэтому малоэффективного!) труда в делопроизводстве, планировании учебного процесса и т.п.

Для более эффективного управления школой в ней должна быть создана единая информатизационная среда, которая бы отвечала следующим требованиям:

база данных системы должна содержать как можно более полную информацию обо всех элементах учебного процесса;
в системе должна быть предусмотрена возможность обмена сообщениями между всеми пользователями;
должна быть предусмотрена возможность взаимного обмена информацией с органами управления образованием;
в системе должна существовать возможность интегрирования электронных учебников.

К сожалению, уровень использования новых информационных технологий в сфере управления школой отстает от общих темпов информатизации образования. Вопросы совершенствования, развития, модернизации внутришкольного управления редко становятся предметом экспериментальной работы, что явно не соответствует значимости этих вопросов для обеспечения развития образования и школы. Конкретные возможности и варианты использования новых информационных технологий в управлении массовой общеобразовательной школой нуждаются в исследовании, актуализации и экспериментальной проверке.

Многие функции и задачи внутришкольного управления в современных условиях могут быть решены значительно более качественно, эффективно, экономично за счет использования возможностей специализированного программного обеспечения.

Стандартная комплектация большинства подобных программ позволяет пользователю вводить базовые данные об учебном заведении, создавать базы данных по кадровому составу и контингенту учащихся, обрабатывать информацию для получения выходных документов, вести электронные варианты книг приказов. Конечно, на первых порах, требуется немало времени для создания баз данных, но при работе в многопользовательском режиме временные затраты существенно уменьшаются. При наличии соответствующих модулей система может быть использована в работе директора, секретаря, завучей, учителей-предметников и классных руководителей, школьного бухгалтера, библиотекаря, медперсонала.

Примерами подобного программного обеспечения являются комплексы: “NetШкола”, “Школьный офис”, “Система управления школой”, АРМ “Директор” и др.

Каждый из этих комплексов позволяет вести сбор и обработку актуальной, исчерпывающей информации о ходе учебного и воспитательного процессов, учитывая которую администрация школы может своевременно реагировать как на негативные, так и на позитивные тенденции.

При решении главной задачи современной школы – наиболее полного удовлетворения познавательных потребностей школьников и их всестороннего развития – возникает необходимость постоянного диагностирования учащихся в ходе образовательного процесса.

Внедрение новых информационных технологий обусловливает получение необходимой управленческой информации, которая имеет не усредненный, а индивидуально-личностный характер, позволяет увидеть продвижение каждого ребенка в процессе обучения. С внедрением новых информационных технологий связано более широкое понимание управления обучением, осознаваемого не только как управление школой, но и управление процессом обучения каждого учащегося.

Богатые возможности для анализа уровня обученности, качества обучения и посещаемости учащихся даёт ведение электронного школьного журнала, который позволяет решить проблему разрозненности данных об успеваемости. Этот модуль имеет возможности для ввода текущих и итоговых оценок по всем классам и всем предметам за текущий учебный период, а также сведений о пропусках уроков (с указанием причин). Фактически, страница электронного журнала идентична странице журнала бумажного, но в отличие от своего бумажного конкурента, он помогает делать аналитические выкладки. Вы имеете возможность проанализировать успеваемость или посещаемость одного ученика или класса в целом, а также работу преподавателя. Компьютерный журнал позволяет автоматически подсчитывать средний балл по учащемуся классу, параллели и по различным контрольным мероприятиям, более дифференцированно оценивать выполнение заданий учащимися, например: можно поставить оценку “4,5”, чего нельзя сделать в официальном журнале успеваемости. Кроме того, с помощью этой программы можно создавать архив оценок за предыдущие учебные года и переносить в личные дела данные о годовых и итоговых оценках. Данный модуль может строить различные графики и диаграммы как для анализа успеваемости каждого ученика, класса и параллели, так и для всей школы в целом. Например,

 Рисунок 1

Для ведения личных дел сотрудников, формирования штатного расписания, анализа данных по кадровому составу образовательного учреждения и обработки информации для получения выходных документов можно также использовать базу данных, с помощью которой можно получить информацию об учителях, делая запросы по выбранным вами критериям:

анкетным данным;
образованию;
преподаваемому предмету;
месту жительства;
прохождение аттестации;
курсов повышения квалификации и т. д.

В этом модуле автоматизирован процесс движения кадров (назначения, переводы с должности на должность, увольнения). Он позволяет улучшить организацию переподготовки и аттестации преподавателей школы и проведения тарификации сотрудников.

Существуют программные системы (как отдельные, так и являющиеся частью программных комплексов), позволяющие автоматизировать одну из самых трудоёмких областей работы завуча – составление расписания занятий, так называемые редакторы расписания, например ХроноГраф

Обычно процесс составления расписания составляет 2–3 недели. Используя редактор расписания, эта работа может быть выполнена в течение 2–4 дней. Данные программы автоматически составляют расписание занятий, учитывая обязательные, желательные и просто свободные дни/часы преподавателей, занятость кабинетов, свободные часы от уроков для конкретных классов.

Редакторы расписания возьмут на себя бремя рутинной работы и позволят сконцентрировать основное внимание на выполнении многочисленных требований по организации учебного процесса.

Активным участником программы информатизации должна стать школьная библиотека. Специальные модули или отдельные программы, например МАРК обеспечивают создание и ведение электронных каталогов, определяют обеспеченность школы учебниками, реализуют возможность составления сложных поисковых запросов, ведут учет библиотечного фонда. Полноправными пользователями таких программ могут быть не только библиотекари, но и учителя-предметники, классные руководители и ученики.

Неотъемлемой частью управления школой является бухгалтерия и материальный учет. Поэтому во многие программные комплексы входят специальные модули, которые позволяют автоматизировать бухгалтерский учет в образовательном учреждении.

Эффективным рычагом управления школой может быть страничка в Интернете. Оперативность, информативность, доступность – основные приоритеты школьной странички. На страничке всегда “свежая” информация о жизни школы, которая сопровождается фотоснимками. Кроме этого, очень много официальной информации по учебному процессу: расписание уроков, звонков, таблицы с анализом успеваемости, итогами аттестации (в сравнении с прошедшими годами), Устав, Положения, программы, расписания выпускных экзаменов, новости, объявления и т. д. Каждый из участников образовательного процесса найдет на ней полезную для себя информацию.

Внедрение новых информационных технологий в управление школой.

Целью работы, проводимой в нашей школе, является разработка и использование системы мер, обеспечивающих повышение качества и эффективности внутришкольного управления на основе информационных технологий.

Исходя из наличия компьютерной и копировально-множительной техники, была проведена подготовительная работа по рациональному размещению технических средств. На данный момент в нашей школе оборудованы 2 компьютерных класса с возможностью выхода в Интернет по выделенной линии, обеспечены техникой бухгалтерия, секретарь и кабинет директора, с которого также есть доступ к Интернет.

Работа по внедрению новых информационных технологий в школе ведётся по следующим направлениям:

1. Учебно-педагогическая деятельность.

Три учителя нашей школы прошли подготовку в Самарском и Нижегородском Интернет – центрах.

С лета 2001 года начали свою работу школьные курсы компьютерной грамотности для учителей, на которых они приобрели навыки пользования компьютером, сетью Интернет и применения новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе, которые были организованы учителями информатики нашей школы. К настоящему времени прошли обучение более сорока педагогов. Таким образом, не только учителя информатики, но и учителя предметники сами применяют компьютерную технику при подготовке и проведении уроков и внеклассных мероприятий.

Компьютер приходит на помощь педагогам и при осуществлении контроля знаний у учащихся. В практике работы учителей нашей школы есть опыт применения тестовых программ при проведении экзаменов, зачётов, контрольных мероприятий и различных самостоятельных работ по: русскому языку, геометрии, биологии, информатике, иностранному языку и истории и др. Данные программы были составлены силами педагогического коллектива совместно с учащимися, а также используем готовые тесты, взятые с мультимедийных CD или из Интернет.

Внедрение новых информационных технологий в управление школой невозможно без овладения учащимися компьютерной грамотностью. Необходимые знания, умения и навыки пользования персональным компьютером и программирования учащиеся приобретают:

при изучении информатики на уроках (в нашей школе информатика изучается в 5 – 9 кл. по 1 часу и в 10, 11 кл. по 2 часа в неделю);
при изучении компьютерных технологий на занятиях в кружках;
при изучении программирования на факультативах.

Наши ученики написали много творческих работ по различным предметам, и оформили их в виде презентаций в среде PowerPoint.

В школе накоплен положительный опыт использования развивающих компьютерных игр, для стимулирования учеников более серьёзно и глубоко изучать различные предметы, а также принимать более активное участие в общешкольных мероприятиях. Например, в ходе традиционно проводимой недели физики, чтобы “заработать” специальные физические деньги и “оплатить” ими компьютерные игры, необходимо лучше знать предмет и участвовать в различных конкурсах и викторинах.

В декабре 2002 года на базе нашей школы проходило общегородское мероприятие, посвящённое битве за Москву. Подготовку такого объёмного материала, который требует сопровождения картами боёв, фотографиями, плакатами и т.п. было бы трудно осуществить без использования возможностей компьютера. Для демонстрации собранных материалов применялся мультимедийный проектор.

В феврале 2003 года силами учителей и учащихся был создан первый в городе официальный школьный сайт ( http://arzschool14.by.ru ), на котором можно найти не мало информации о работе и жизни школы.

2. Управленческая деятельность.

Эффективность управления школой значительно повышается, если компьютеризировать рабочие места директора, завучей, социального педагога и бухгалтера.

Однако из-за недостаточного финансирования это пока не удаётся сделать в полном объёме. К тому же специализированное программное обеспечение очень дорогое, поэтому там, где возможно, его приходится заменять прикладными программами интегрированного пакета MS Оffiсе. Но некоторые шаги по внедрению компьютерной техники и улучшению навыков работы с ней нами уже сделаны.

Компьютер директора и секретаря были объединены в локальную сеть. Это даёт возможность секретарю работать со школьными базами данных, одна из которых содержит основные типовые документы, что облегчает ведение делопроизводства. Заполнены базы данных типа “Контингент”, “Кадры” и др.

Доступ к компьютеру секретаря имеет социальный педагог. В своей работе ему помогают не только вышеперечисленные, но и другие базы данных, а именно: “Категории семей” (неполные, многодетные, неблагополучные, семьи с детьми-инвалидами и т.д.) и “Питание учащихся”.

Ощутимую пользу оказывает компьютер в моей работе завуча-координатора. Одной из наиболее трудоёмких частей работы является расписание, его составление и осуществление замен уроков. Для упрощения этих процедур был приобретён редактор расписания ХроноГраф. К сожалению, в данной версии нет возможности автоматически производить замены занятий, поэтому приходится это делать вручную. Но все же, с помощью компьютера оформляется доска объявлений о произведённых заменах для учителей и учащихся в едином стиле. Например, для учителей:

Таблица 1

для учеников:

Таблица 2

Такая подача информации очень наглядна. К тому же, создав единожды подобные образцы можно пользоваться ими многократно.

При подготовке и проведении различных совещаний, педсоветов, психолого-педагогических консилиумов очень удобно использовать компьютер и мультимедийный проектор, например:

Рисунок 2

Перспективы развития школы, связанные с информатизацией управления

Одним из самых перспективных путей решения проблемы автоматизации управленчиской деятельности является создание в школе локальной сети с использованием современных интернет - технологий. Преимущества такого решения очевидны. Это возможность осуществить:

    • комплексную автоматизацию управленческого процесса;
    • “подключить” к учебно-воспитательному процессу родителей при наличии у них доступа к Интернет;
    • централизовано хранить информацию в единой базе.

На данный момент в нашей школе, как уже указывалось, между собой объединены только компьютеры директора и секретаря. В дальнейших планах – компьютеризировать и подключить к единой сети рабочие места каждого из завучей, соц. педагога и обеспечить возможность доступа к школьному серверу с любого из имеющихся компьютеров.

Таким образом, в школе может быть создано единое, открытое, доступное педагогам, ученикам, управленцам, другим специалистам школы информационное пространство, целостная информационная среда, комплексно отражающая жизнедеятельность школы. Однако, успешное функционирование подобной информационной системы предполагает наличие в штате сотрудников должности администратора сети.

В условиях работы по созданию локальной сети актуальным становиться наполнение школьной компьютерной базы данных новой информацией. Например, можно создать хранилище:

  • календарно-тематических планов для дальнейшего их использования другими учителям или в другом учебном году;
  • разработок внеклассных мероприятий;
  • фрагментов уроков и классных часов с экологическим содержанием (экологическое воспитание - одно из направлений работы нашей школы), и т. п.