Школа участвует в широкомасштабном эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования, в рамках которого преподавание информатики ведется с первого класса. Начиная со второго года обучения к работе в тетрадях мы добавили практические занятия в компьютерном классе. Преподавание ведется по учебному комплекту “Информатика в играх и задачах” авторского коллектива под руководством А.В.Горячева [1, 2]. Каждый ребенок имеет рабочую тетрадь-учебник. Одновременно с этим закрепление материала производится с использованием программно-методического комплекса Суворовой Н.И., Куликовой Т.Н. “Путешествие в информатику” [3]. Данная программа компьютерной поддержки работает в сетевом варианте на всех компьютерах в кабинете информатики. Для обучения дети разделены на две группы – занятия проводят одновременно два учителя (начальных классов и информатики). За время урока группы меняются местами. У нас в школе кабинеты расположены на одном этаже, так что потери времени сведены к минимуму, а переход учащихся из одного кабинета в другой является одновременно физкультурной минуткой.
Цели урока:
– закрепить понятия “истина”, “ложь”;
– познакомить с понятием “логическое отрицание”;
– научить отрицанию некоторого свойства с помощью частицы “не”;
– научить классифицировать предметы по одному свойству;
– отработать полученные знания с использованием компьютерной программы;
– отработать навыки пользования манипулятором “мышь” и перемещения объектов на экране нажатой левой кнопкой мыши;
– выбирать объект на экране с помощью мыши (устанавливать указатель мыши и щелкать левой кнопкой мыши).
Оборудование:
– карточки “И” и “Л” для каждого ученика;
– карточки с антонимами;
– кодоскоп с пленкой;
– программа компьютерной поддержки к курсу “Путешествие в информатику”, установленная в компьютерном классе.
Задачи урока:
– Продолжить формирование и закрепление навыков составления истинных и ложных высказываний, высказываний содержащих отрицание;
– формировать у школьников умение преодолевать трудности в учении, развивать логическое мышление;
– адаптировать детей в новой психологической обстановке;
– воспитывать бережное отношение к средствам вычислительной техники.
Подготовка урока:
Класс разделен на 2 группы. Занятие проводят два учителя – первая половина урока: учитель начальной школы занимается с первой группой, учитель информатики – со второй в компьютерном классе, на второй половине урока группы меняются местами
Ход урока
I группа (учитель начальной школы) |
II группа (учитель информатики) |
|
1. Закрепление
2. Проверка домашнего задания: № 12 стр. 6 [1].
|
||
3. Актуализация знаний 1) Все встали! Игра “Делай наоборот”
Игра окончена. Вы совершали обратные действия. А как в русском языке называют слова, обозначающие обратное, противоположное значение? (антонимы) 2) Устно № 13 [1]. Сравните предметы попарно.
4. Объяснение нового материала Продолжаем работу № 14 [1]– по цепочке.
Писать можно, сокращая слова. Если к слову не удается подобрать противоположное по значению, то на помощь приходит частица “не”, которая все отрицает и делает наоборот. Подставим к слову “стеклянный” частицу “не”. Что получается “не стеклянный”. Синий – не синий, т.е. любой цвет, кроме синего. Образуйте слова с противоположным значением с помощью частицы “не”:
На уроке будем учиться употреблять слова с отрицательной частицей “не” (подбирать слова с противоположным значением, с помощью “не”, т.е. отрицать). 5. Работа по учебнику 1) Кодоскоп – посмотрите на множество предметов. Назовите лишний элемент. Объясните, употребив частицу “не”. 2) Выполните аналогичную работу № 15 [1]. Проверяем фронтально – кто согласен (сигнал). 3) Физкультминутка. Встали. Отгадайте загадку: “Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает” (книга) По каким признакам догадались? 4) А теперь отгадайте того, кого загадали в № 19 [1]. – Как вы предлагаете быстрее найти отгадку? (вычеркнуть)
5) Если остается время, то № 16 [1] или загадки:
|
3. Актуализация знаний 1) Игра “Говори наоборот” (по цепочке)
4. Объяснение нового материала Если к слову не удается подобрать противоположное по значению, то на помощь приходит частица “не”, которая все отрицает, делает наоборот – не треугольник.
На уроке будем учиться употреблять слова с отрицательной частицей “не” (подбирать слова с противоположным значением, с помощью “не”, т.е. отрицать). 5. Работа с компьютерной программой (Объяснение происходит на демонстрационном экране через проектор) Сегодня выполняем задание 18 [3]. 1 уровень – на экране слева разноцветные геометрические фигуры, справа – 4 высказывания со словами “На рисунке есть…” и “На рисунке отсутствует…”. Под рисунком расположены названия фигур, а под высказываниями – желтые окна. Требуется выбрать названия предметов и поместить их в окна так, чтобы все четыре высказывания были истинными для рисунка. 2 уровень – на экране слева изображение объекта, справа – 4 высказывания со словами “На рисунке НЕ…”. Внизу расположены названия, а справа от высказываний – желтые окна. Требуется выбрать названия и переместить их в окна, чтобы все 4 высказывания были истинными для рисунка. При помощи чего мы перемещаем высказывания? (мыши) Какую кнопку на ней нужно нажимать? (левую и держать) Если вопросов нет – приступайте к выполнению. Результат первого уровня показываете мне, на втором уровне выполняете – до 10 раз. 6. Гимнастика для глаз (1 мин.) Сели спокойно. Выполняем упражнения.
|
|
I группа (учитель информатики) | II группа (учитель начальной школы) | |
6. Закрепление нового материала
Если к слову не удается подобрать противоположное по значению, то на помощь приходит частица “не”, которая все отрицает, делает наоборот – не треугольник.
На уроке вы научились употреблять слова с отрицательной частицей “не” (подбирать слова с противоположным значением, с помощью “не”, т.е. отрицать). 7. Работа с компьютерной программой (Объяснение происходит на демонстрационном экране через проектор). Сегодня выполняем задание 18 [3]. Составь истинные высказывания. Задание состоит из двух уровней. 1 уровень – на экране слева разноцветные геометрические фигуры, справа – 4 высказывания со словами “На рисунке есть…” и “На рисунке отсутствует…”. Под рисунком расположены названия фигур, а под высказываниями – желтые окна. Требуется выбрать названия предметов и поместить их в окна так, чтобы все четыре высказывания были истинными для рисунка. 2 уровень – на экране слева изображение объекта, справа – 4 высказывания со словами “На рисунке НЕ…”. Внизу расположены названия, а справа от высказываний – желтые окна. Требуется выбрать названия и переместить их в окна, чтобы все 4 высказывания были истинными для рисунка. При помощи чего мы перемещаем высказывания? (мыши) Какую кнопку на ней нужно нажимать? (левую и держать.) Если вопросов нет – приступайте к выполнению. Результат первого уровня показываете мне, на втором уровне выполняете – до 10 раз. 8. Гимнастика для глаз Сели спокойно. Выполняем упражнения.
|
7. Закрепление нового материала 1) Все встали! Игра “Делай наоборот”
Игра окончена. Вы совершали обратные действия. А как в русском языке называют слова, обозначающие обратное, противоположное значение? (антонимы) 2) Устно № 13 [1]. Сравните предметы попарно.
3) Продолжаем работу № 14 [1] – по
цепочке. Писать можно, сокращая слова. Если к слову не удается подобрать противоположное по значению, то на помощь приходит частица “не”, которая все отрицает и делает наоборот. Подставим к слову “стеклянный” частицу “не”. Что получается “не стеклянный”. Синий – не синий, т.е. любой цвет, кроме синего. Образуйте слова с противоположным значением с помощью частицы “не”:
На уроке учимся употреблять слова с отрицательной частицей “не” (подбирать слова с противоположным значением, с помощью “не”, т.е. отрицать). 8. Работа по учебнику 1) Кодоскоп – посмотрите на множество предметов. Назовите лишний элемент. Объясните, употребив частицу “не”. 2) Выполните аналогичную работу № 15 [1]. Проверяем фронтально – кто согласен (сигнал). 3) Физкультминутка. Встали. Отгадайте загадку: “Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает” (книга) По каким признакам догадались? 4) А теперь отгадайте того, кого загадали в № 19 [1].
5) Если остается время, то № 16 [1] или загадки:
|
|
9. Итог урока (2 минуты). (Обе группы в классе одновременно).
|
||
10. Домашнее задание: № 16-18 [1], подобрать загадки с частицей НЕ. |
Литература.
1. Информатика в играх и задачах. 2 класс (1-4). – М., “Баласс”, “Экспресс”. – 1998.
2. Информатика в играх и задачах. 2 класс (1-4). Методические рекомендации для учителя. – М., “Баласс”, “Экспресс”. – 1998.
3. “Путешествие в информатику” 2 класс. Пособие для преподавателя. Суворова Н.И., – Москва, ООО “Маркет ДС Корпорейшн”, 2002.