Урок информатики "Логическое отрицание" (2-й класс)

Разделы: Информатика, Начальная школа

Класс: 2


Школа участвует в широкомасштабном эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования, в рамках которого преподавание информатики ведется с первого класса. Начиная со второго года обучения к работе в тетрадях мы добавили практические занятия в компьютерном классе. Преподавание ведется по учебному комплекту “Информатика в играх и задачах” авторского коллектива под руководством А.В.Горячева [1, 2]. Каждый ребенок имеет рабочую тетрадь-учебник. Одновременно с этим закрепление материала производится с использованием программно-методического комплекса Суворовой Н.И., Куликовой Т.Н. “Путешествие в информатику” [3]. Данная программа компьютерной поддержки работает в сетевом варианте на всех компьютерах в кабинете информатики. Для обучения дети разделены на две группы – занятия проводят одновременно два учителя (начальных классов и информатики). За время урока группы меняются местами. У нас в школе кабинеты расположены на одном этаже, так что потери времени сведены к минимуму, а переход учащихся из одного кабинета в другой является одновременно физкультурной минуткой.

Цели урока: 

– закрепить понятия “истина”, “ложь”;
– познакомить с понятием “логическое отрицание”;
– научить отрицанию некоторого свойства с помощью частицы “не”;
– научить классифицировать предметы по одному свойству;
– отработать полученные знания с использованием компьютерной программы;
– отработать навыки пользования манипулятором “мышь” и перемещения объектов на экране нажатой левой кнопкой мыши;
– выбирать объект на экране с помощью мыши (устанавливать указатель мыши и щелкать левой кнопкой мыши).

Оборудование:

 – карточки “И” и “Л” для каждого ученика;
– карточки с антонимами;
– кодоскоп с пленкой;
– программа компьютерной поддержки к курсу “Путешествие в информатику”, установленная в компьютерном классе.

 Задачи урока:

 – Продолжить формирование и закрепление навыков составления истинных и ложных высказываний, высказываний содержащих отрицание;
– формировать у школьников умение преодолевать трудности в учении, развивать логическое мышление;
– адаптировать детей в новой психологической обстановке;
– воспитывать бережное отношение к средствам вычислительной техники.

Подготовка урока:

 Класс разделен на 2 группы. Занятие проводят два учителя – первая половина урока: учитель начальной школы занимается с первой группой, учитель информатики – со второй в компьютерном классе, на второй половине урока группы меняются местами

Ход урока

I группа (учитель начальной школы)

II группа (учитель информатики)

1. Закрепление

– Вспомните тему прошлого занятия (истинные и ложные высказывания);
– Как вы понимаете “истина”? (правда);
– Как вы понимаете “ложь”? (неправда).

Перед вами карточки “И”, “Л”. Если услышите истинные высказывания, поднимаете карточку “И”, ложные “Л”.

– Мальчик рисует машину – И
– Машина рисует мальчика – Л
– Медведь бродит по лесу – И
– Щука называет себя рыбой – Л (Почему? Щука не говорит)
– Дождя нет, а трава мокрая – И (Почему? От росы).

2. Проверка домашнего задания: № 12 стр. 6 [1].

– Для каких картинок высказывание “На картинке нарисованы только домашние животные” оказалось истинным? (2 и 3) Почему?

3. Актуализация знаний

1) Все встали! Игра “Делай наоборот”

– Встали (сели)
– Сели (встали)
– Открыть глаза (закрыть глаза)
– Повернись направо (налево)
– Повернись налево (направо)

Игра окончена. Вы совершали обратные действия. А как в русском языке называют слова, обозначающие обратное, противоположное значение? (антонимы)

2) Устно № 13 [1]. Сравните предметы попарно.

– Что за слова вы называли? (антонимы)

4. Объяснение нового материала

Продолжаем работу № 14 [1]– по цепочке. Писать можно, сокращая слова.
Стеклянный – (деревянный, пластмассовый, резиновый) – почему? Т.е. предмет может быть изготовлен из любого материала, не из стекла.

Если к слову не удается подобрать противоположное по значению, то на помощь приходит частица “не”, которая все отрицает и делает наоборот. Подставим к слову “стеклянный” частицу “не”. Что получается “не стеклянный”.

Синий – не синий, т.е. любой цвет, кроме синего.

Образуйте слова с противоположным значением с помощью частицы “не”:

– умеет (не умеет);
– белый (не белый);
– знайка (незнайка).

На уроке будем учиться употреблять слова с отрицательной частицей “не” (подбирать слова с противоположным значением, с помощью “не”, т.е. отрицать).

5. Работа по учебнику

1) Кодоскоп – посмотрите на множество предметов. Назовите лишний элемент. Объясните, употребив частицу “не”.

2) Выполните аналогичную работу № 15 [1]. Проверяем фронтально – кто согласен (сигнал).

3) Физкультминутка. Встали. Отгадайте загадку: “Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает” (книга) По каким признакам догадались?

4) А теперь отгадайте того, кого загадали в № 19 [1].

– Как вы предлагаете быстрее найти отгадку? (вычеркнуть)

а) зверей
б) птиц
в) желтых
г) зеленых

Итог: муха.

5) Если остается время, то № 16 [1] или загадки:

– Не жар, не огонь, а возьмешь в руки – жалит (крапива)
– Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит (река)
– Не портной, а всю жизнь с иголками ходит (еж)
– Не лает, не кусает, а в дом не пускает (замок)
– Всегда во рту, а не проглотишь (язык)

3. Актуализация знаний

1) Игра “Говори наоборот” (по цепочке)

– Закрыть (открыть)
– Налево (направо)
– Холодно (тепло)
– Горький (сладкий)
– Треугольник (квадрат, круг, овал) – почему?
Т.е. может быть любой предмет кроме треугольника.

4. Объяснение нового материала

Если к слову не удается подобрать противоположное по значению, то на помощь приходит частица “не”, которая все отрицает, делает наоборот – не треугольник.

– Красный – не красный, т.е. любой кроме красного.

На уроке будем учиться употреблять слова с отрицательной частицей “не” (подбирать слова с противоположным значением, с помощью “не”, т.е. отрицать).

5. Работа с компьютерной программой

(Объяснение происходит на демонстрационном экране через проектор)

Сегодня выполняем задание 18 [3].
Составь истинные высказывания. Задание состоит из двух уровней.

1 уровень – на экране слева разноцветные геометрические фигуры, справа – 4 высказывания со словами “На рисунке есть…” и “На рисунке отсутствует…”. Под рисунком расположены названия фигур, а под высказываниями – желтые окна. Требуется выбрать названия предметов и поместить их в окна так, чтобы все четыре высказывания были истинными для рисунка.

2 уровень – на экране слева изображение объекта, справа – 4 высказывания со словами “На рисунке НЕ…”. Внизу расположены названия, а справа от высказываний – желтые окна. Требуется выбрать названия и переместить их в окна, чтобы все 4 высказывания были истинными для рисунка.

При помощи чего мы перемещаем высказывания? (мыши)

Какую кнопку на ней нужно нажимать? (левую и держать)

Если вопросов нет – приступайте к выполнению.

Результат первого уровня показываете мне, на втором уровне выполняете – до 10 раз.

6. Гимнастика для глаз (1 мин.)

Сели спокойно. Выполняем упражнения.

– похлопали глазками;
– закрыли глаза, мысленно посмотрели наверх, налево, вниз, направо, вверх, еще раз, открыли глаза.

I группа (учитель информатики) II группа (учитель начальной школы)

6. Закрепление нового материала

Игра “Говори наоборот” (по цепочке)

– Закрыть (открыть)
– Налево (направо)
– Холодно (тепло)
– Горький (сладкий)
– Истина (ложь)
– Треугольник (квадрат, круг, овал) – почему? Т.е. может быть любой предмет кроме треугольника.

Если к слову не удается подобрать противоположное по значению, то на помощь приходит частица “не”, которая все отрицает, делает наоборот – не треугольник.

– Красный – не красный, т.е. любой кроме красного.

На уроке вы научились употреблять слова с отрицательной частицей “не” (подбирать слова с противоположным значением, с помощью “не”, т.е. отрицать).

7. Работа с компьютерной программой

(Объяснение происходит на демонстрационном экране через проектор).

Сегодня выполняем задание 18 [3]. Составь истинные высказывания. Задание состоит из двух уровней.

1 уровень – на экране слева разноцветные геометрические фигуры, справа – 4 высказывания со словами “На рисунке есть…” и “На рисунке отсутствует…”. Под рисунком расположены названия фигур, а под высказываниями – желтые окна. Требуется выбрать названия предметов и поместить их в окна так, чтобы все четыре высказывания были истинными для рисунка.

2 уровень – на экране слева изображение объекта, справа – 4 высказывания со словами “На рисунке НЕ…”. Внизу расположены названия, а справа от высказываний – желтые окна. Требуется выбрать названия и переместить их в окна, чтобы все 4 высказывания были истинными для рисунка.

При помощи чего мы перемещаем высказывания? (мыши)

Какую кнопку на ней нужно нажимать? (левую и держать.)

Если вопросов нет – приступайте к выполнению.

Результат первого уровня показываете мне, на втором уровне выполняете – до 10 раз.

8. Гимнастика для глаз

Сели спокойно. Выполняем упражнения.

– похлопали глазками;
– закрыли глаза, мысленно посмотрели наверх, налево, вниз, направо, вверх, еще раз, открыли глаза.

7. Закрепление нового материала

1) Все встали! Игра “Делай наоборот”

– Встали (сели)
– Сели (встали)
– Открыть глаза (закрыть глаза)
– Повернись направо (налево)
– Повернись налево (направо)

Игра окончена. Вы совершали обратные действия. А как в русском языке называют слова, обозначающие обратное, противоположное значение? (антонимы)

2) Устно № 13 [1]. Сравните предметы попарно.

– Что за слова вы называли? (антонимы)

3) Продолжаем работу № 14 [1] – по цепочке. Писать можно, сокращая слова.
Стеклянный – (деревянный, пластмассовый, резиновый) – почему? Т.е. предмет может быть изготовлен из любого материала, не из стекла.

Если к слову не удается подобрать противоположное по значению, то на помощь приходит частица “не”, которая все отрицает и делает наоборот. Подставим к слову “стеклянный” частицу “не”. Что получается “не стеклянный”.

Синий – не синий, т.е. любой цвет, кроме синего.

Образуйте слова с противоположным значением с помощью частицы “не”:

– умеет (не умеет);
– белый (не белый);
– знайка (незнайка).

На уроке учимся употреблять слова с отрицательной частицей “не” (подбирать слова с противоположным значением, с помощью “не”, т.е. отрицать).

8. Работа по учебнику

1) Кодоскоп – посмотрите на множество предметов. Назовите лишний элемент. Объясните, употребив частицу “не”.

2) Выполните аналогичную работу № 15 [1]. Проверяем фронтально – кто согласен (сигнал).

3) Физкультминутка. Встали. Отгадайте загадку: “Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает” (книга) По каким признакам догадались?

4) А теперь отгадайте того, кого загадали в № 19 [1].

– Как вы предлагаете быстрее найти отгадку? (вычеркнуть)

а) зверей
б) птиц
в) желтых
г) зеленых

Итог: муха.

5) Если остается время, то № 16 [1] или загадки:

– Не жар, не огонь, а возьмешь в руки – жалит (крапива)
– Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит (река)
– Не портной, а всю жизнь с иголками ходит (еж)
– Не лает, не кусает, а в дом не пускает (замок)
– Всегда во рту, а не проглотишь (язык)

9. Итог урока (2 минуты). (Обе группы в классе одновременно).

– Что вспомнили? (истина, ложь, антонимы)
– Что узнали нового? (есть частица НЕ, которая отрицает значение слова)
– Когда мы используем отрицание?
– Что было интересно?

10. Домашнее задание: № 16-18 [1], подобрать загадки с частицей НЕ.

Литература.

1. Информатика в играх и задачах. 2 класс (1-4). – М., “Баласс”, “Экспресс”. – 1998.
2. Информатика в играх и задачах. 2 класс (1-4). Методические рекомендации для учителя. – М., “Баласс”, “Экспресс”. – 1998.
3. “Путешествие в информатику” 2 класс. Пособие для преподавателя. Суворова Н.И., – Москва, ООО “Маркет ДС Корпорейшн”, 2002.