"Почему дети не читают или плохо читают художественные произведения из школьной программы?" – такой вопрос очень часто можно услышать от учителей литературы и родителей. Известен и типичный ответ на этот вопрос: "Потому что наступила другая эпоха: дети сидят за компьютером, смотрят телевизор…" После таких слов кажется странной даже сама возможность продолжения разговора: старое сменяет новое и этот процесс никому не остановить.
Но насколько верен такой подход? Действительно ли преподавание классической литературы в школе переживает системный кризис и уходит в прошлое?
Чтение произведений – это основной вид домашних заданий по данному предмету. Задаются домашние задания и по другим предметам: по физике, по математике, русскому языку и т.д. Любой опытный учитель знает, что домашние задания необходимо не только задавать, но и регулярно проверять их выполнение. Во-первых, эта проверка должна быть письменной, чтобы исправленные учителем ошибки были хорошо видны ученику и родителям, во-вторых, она должна проводиться у всего класса, а не выборочно. Если этого не происходит, то домашние задания в обычном классе регулярно делают лишь три-четыре человека, большая часть класса обращается к домашним заданиям, когда почувствует, что давно не спрашивали, а еще человек пять не выполняет домашних заданий никогда. Именно здесь надо искать основную проблему учителей литературы: предлагая детям трудное, требующее большого терпения домашнее задание, они, как правило, не уделяют достаточного внимания его проверке. Следовательно, о системном кризисе в школьном преподавании литературы говорить еще рано, налицо кризис организационный, который можно преодолеть, не требуя поворота колеса истории вспять.
Для проверки качества выполнения домашнего задания в начале урока мы проводим небольшие контрольные работы, состоящие из десяти вопросов. Ответы ученики кратко записывают на листочках. Далее следует обсуждение ответов и взаимная проверка. Каждый из присутствующих в классе получает оценку. Вся работа занимает чуть более десяти минут. Как показывает многолетняя практика, если изучение нового произведения всегда начинать с такой контрольной работы, то к серьезному разговору о художественных и содержательных особенностях текста обычно готовы 80 % учащихся.
А.Н. Островский. "Гроза".
1. Чем одежда Бориса отличается от одежды других действующих лиц?
Кому принадлежат следующие реплики:
2" Да я, маменька, и не хочу своей волей жить"?
3 "Известно что! К Савелу Прокофичу хочется, выпить с ними, Что, не так, что ли?"
4 "Отчего люди не летают как птицы. Знаешь, мне иногда кажется , что я птица.."
5 "Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда? Говорят, даже легче бывает, когда за какой-нибудь грех здесь, на земле, натерпишься?"
6. "А вот умные люди то замечают, что у нас и время короче становится. Бывало лето и зима-то тянутся-тянутся. не дождешься когда кончатся, а нынче и не увидишь , как пролетят."
7. "Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром отдать не могу... я отдам, отдам, а обругаю.."
8. Кто больше боится грозы: Катерина или Варвара?
9 Каков сюжет росписи на стенах разрушающейся постройки?
10 Что просит Катерина сделать Бориса по дороге в Сибирь?
И.С. Тургенев. "Отцы и дети".
1. Какое звание получил Аркадий Кирсанов в университете?
2. Какое кольцо подарил Павел Петрович княгине Р. ?
3. Как звали младшего сына Николая Петровича?
4. На каком инструменте играет Николай Петрович?
5. К кому отправились в город Базаров и Аркадий?
6. Как называлось имение Кирсановых?
7. Как выглядела визитная карточка Ситникова?
8 Как называлось имение Одинцовой?
9 Как звали сестру Одинцовой?
10 . Назовите книги и фамилии литераторов и авторов книг, фигурирующих в тексте?
И.А. Гончаров. "Обломов".
1.Как звали жену Захара?
2.Назовите фамилию друга Обломова, который пытался занять у него фрак.
3 Назовите две проблемы Обломова в начале романа.
4. Почему Агафья Матвеевна заставляет Обломова гулять по саду и ограничивает его в еде?
5.Что случилось с сыном Обломова после смерти отца?.
6. Кто познакомил Обломова с Ольгой?
7. Какой повод нашел Обломов, чтобы не ездить к Ольге и в театр?
8. Что забыла Ольга в доме Обломова?
9. В какой стране случайно встретились Ольга и Штольц?
10. Главная забота дворовых в Обломовке?
Н.С. Лесков. "Очарованный странник".
1.Как называется “знаток в лошадях и при ремонтерах состоящий для их руководства"?
2.Каково полное имя, отчество и фамилия главного героя?
3. В чем состоял татарский (степной) поединок “ только не насчет чести, а чтобы не расходоваться”?
4. Сколько лет главный герой прожил в Рынь-песках?
5. Что означает слово “подщетинин”?
6.Как татары зовут детей русских?
7. С помощью чего главный герой крестил татар и получил возможность бежать?
8. Почему князь простил главного героя, истратившего “казенные” 5 тысяч рублей?
9. Как попал главный герой в армию?
10.Что читал в погребе герой произведения?
Ф.М. Достоевский. "Преступление и наказание".
1 и 2 части.
- Где Раскольников окончательно прячет украденные вещи?
- Какую работу предлагает Раскольникову Разумихин?
- Что смущало Раскольникова в его одежде?
- Откуда у Раскольникова 35 рублей?
- На что истрачены эти деньги?
- Кого первым подозревают в убийстве?
- Куда отправила Соня сестру Поленьку после того, как умер Мармеладов?
- Что делал Раскольников в квартире старухи, когда вернулся туда через несколько дней после убийства?
- Что привиделось и послышалось Раскольникову, когда он больной лежал и спал после совершения убийства?
10. Зачем Раскольникова вызывали в полицейскую контору после убийства?
3,4,5 части.
- Какой эпизод просит прочитать в библии Соню главный герой романа?
- Что делал Свидригайлов во время чтения Евангелия Соней?
- “Все, что полезно человечеству, то и благородно. Я принимаю только одно слово: полезное!" Кому принадлежит эта фраза?
- Почему Катерина Ивановна отказалась от исповеди?
- Как Свидригайлов распорядился своими лишними деньгами - 10 тысячами?
- Что отвечает Раскольников на замечание Лебезятникова: “Если убедить человека логически, что, в сущности, ему плакать не о чем, то он и перестанет плакать”?
- Как Лужин, используя Соню, хотел отомстить Раскольникову?
- “ Главное думать не надо! Вся жизненная тайна на двух листах помещается” _О каком политическом движении говорит Разумихин?
- Продолжите фразу Раскольникова: "Истинно великие люди должны ощущать великую…".
10. Как называлась статья Раскольникова в “Периодической речи”?
6-ая часть и эпилог.
- Был ли Раскольников на похоронах Катерины Ивановны?
- Раскольников встречается с Свидригайловым в трактире. Была ли эта встреча случайной?
- Что снится Свидригайлову в ночь перед самоубийством?
- Сколько раз стреляла Авдотья Романовна в Свидригайлова?
- Откуда у Свидригайлова появился пистолет, из которого он застрелился?
- Сказал ли фразу “Я убил” Раскольников, когда стоял на коленях на Сенной площади?
- Свидригайлов собирался жениться, сколько лет было его невесте?
- У кого на глазах застрелился Свидригайлов?
- Сколько лет должен был провести Раскольников на каторге?
- Что явилось причиной болезни Раскольникова в Сибири?
М.Е Салтыков-Щедрин. "История одного города".
- С какого слова начались исторические времена для населения города Глупова?
- Какой исторический период отражен в описи градоначальников?
- Какие две несложные музыкальные пьесы исполнял органчик в голове первого градоначальника?
- Вспомните главу “Сказание о шести градоначальницах” и назовите причины смерти некоторых из них.
- Что построил градоначальник Бородавкин вместо здания академии?
- Восстановите цитату, вставив пропущенные слова: “И вот, в одно прекрасное утро, по дороге показалось … …, которое, постепенно приближаясь и приближаясь, подошло ,наконец, к самому Глупову.”
- Что являлось целью и поводом “войн за просвещение”, начатых Бородавкиным?
- Градоначальник Ив. Ив. Прыщ, прославившийся своей фаршированной головой и небывалым подъемом благосостояния глуповцев во время его правления, говорил, вступая в должность: “Конечно, и у меня есть план кампании, но этот план таков:…………..”
- Какие два великих подвига предстояли градоначальнику Угрюм-Бурчееву?
- Какой фразой заканчивается “История одного города”?
Л.Н. Толстой. "Война и мир".
Первый том.
- Чем болела А.П. Шерер в июле 1805 года?
- Как называлось имение кн. Болконского?
- Зачем приехала в дом Шерер кн. Друбецкая?
- За что Пьер был выслан из столицы?
- Почему офицер Телятин неприятен читателю?
- "Благословляю тебя на великий подвиг", - сказал Кутузов Багратиону перед Шенграбенским сражением. Какой подвиг предстоял генералу?
- Что объединяет главнокомандующего Кутузова и солдата Тимохина на смотре в Браунау?
- Что удалось совершить батарее капитана Тушина в ходе Шенграбенского сражения?
- Как назвал кн. Василия приказчик Болконского Алпатыч?
- Что ответил Кутузов царю Александру I на требование скорее начинать сражение?
Второй том.
- Чем закончилась дуэль Долохова с Пьером?
- Сколько денег проиграл Ростов Долохову?
- Сколько добродетелей должен воспитывать в себе каждый масон?
- Как поступил кн. Андрей со своими крепостными крестьянами?
- Какой проект привез в Петербург кн. Андрей в 1809 году?
- Опишите встречу князя Андрея со Сперанским?
- Как изменился дуб, замеченный кн. Андреем по дороге в имение?
- На каких условиях кн. Николай Болконский согласился на женитьбу сына?
- Куда хотел увезти А. Курагин Наташу после венчания?
- Вспомните слова Пьера в разговоре с Наташей Ростовой в конце 2-го тома.
Третий том.
- Продолжите цитату: “12 июня силы Западной Европы перешли границы России и началась война, то есть...”
- Где находился Император Александр, когда получил сообщение о переходе французской армией русской границы?
- О чем просили Николая Ростова родители в письме перед началом кампании 1812 года?
- Что помогло Наташе Ростовой в лечении ее болезни больше, чем медицина?
- Какой язык стал учить князь Голицын в 1812 году и даже нанял для этого учителя?
- Что изменилось в жизни старого кн. Болконского после начала войны 1812 года?
- Кто остался в имении Лысые горы после отъезда оттуда всей семьи в августе 1812 года?
- Как решила поступить кн. Марья с господским хлебом в Богучарове?
- Какой приказ отдал Кутузов после военного совета в филях?
- Какая идея заставила Пьера остаться в Москве?
Четвертый том и эпилог.
- Были ли полезны, по мнению Толстого, полки ополченцев в войне 1812 года?
- Какой французский маршал лично допрашивал Пьера?
- Где находился раненый Андрей Болконский, когда врач решил, что опасность миновала?
- Чем представлялась кн. Андрею смерть после странного сна, в котором он не успевает закрыть дверь, за которой находилась смерть?
- На что употреблял свои личные силы Кутузов после выхода французской армии из Москвы?
- Какую историю часто рассказывал Платон Каратаев пленным?
- Почему недовольство императора Кутузовым особенно усилилось в Вильне?
- Что случилось с Кутузовым после получения ордена Георгия 1-ой степени?
- Кого больше других полюбил Николай Болконский (сын кн. Андрея)?
- Какой вывод делает Толстой в последнем абзаце своего романа, от чего надо отказаться и что признать?
А.П. Чехов. "Вишневый сад".
- Вишневый сад – комедия или трагедия?
- Как Петя Трофимов попал в имение Раневской?
- Что известно о способе приготовления сушеной вишни? (Забыли)
- Продолжите фразу: До сих пор были в деревне только господа и мужики, а теперь появились...”
- Сколько лет шкафу в детской комнате?
- Продолжите фразу Гаева:” Если против какой-нибудь болезни предлагается очень много средств, то это значит....”
- Как Фирс относится к отмене крепостного права?
- Продолжите фразу Лопахина: “ Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и живя тут, мы сами должны бы ......”
- Какую фразу постоянно повторяет Петя Трофимов о любви?
- О чем сожалеет запертый в доме старик Фирс?