Контрольные работы для проверки качества домашнего чтения литературных произведений

Разделы: Литература


"Почему дети не читают или плохо читают художественные произведения из школьной программы?" – такой вопрос очень часто можно услышать от учителей литературы и родителей. Известен и типичный ответ на этот вопрос: "Потому что наступила другая эпоха: дети сидят за компьютером, смотрят телевизор…" После таких слов кажется странной даже сама возможность продолжения разговора: старое сменяет новое и этот процесс никому не остановить.

Но насколько верен такой подход? Действительно ли преподавание классической литературы в школе переживает системный кризис и уходит в прошлое?

Чтение произведений – это основной вид домашних заданий по данному предмету. Задаются домашние задания и по другим предметам: по физике, по математике, русскому языку и т.д. Любой опытный учитель знает, что домашние задания необходимо не только задавать, но и регулярно проверять их выполнение. Во-первых, эта проверка должна быть письменной, чтобы исправленные учителем ошибки были хорошо видны ученику и родителям, во-вторых, она должна проводиться у всего класса, а не выборочно. Если этого не происходит, то домашние задания в обычном классе регулярно делают лишь три-четыре человека, большая часть класса обращается к домашним заданиям, когда почувствует, что давно не спрашивали, а еще человек пять не выполняет домашних заданий никогда. Именно здесь надо искать основную проблему учителей литературы: предлагая детям трудное, требующее большого терпения домашнее задание, они, как правило, не уделяют достаточного внимания его проверке. Следовательно, о системном кризисе в школьном преподавании литературы говорить еще рано, налицо кризис организационный, который можно преодолеть, не требуя поворота колеса истории вспять.

Для проверки качества выполнения домашнего задания в начале урока мы проводим небольшие контрольные работы, состоящие из десяти вопросов. Ответы ученики кратко записывают на листочках. Далее следует обсуждение ответов и взаимная проверка. Каждый из присутствующих в классе получает оценку. Вся работа занимает чуть более десяти минут. Как показывает многолетняя практика, если изучение нового произведения всегда начинать с такой контрольной работы, то к серьезному разговору о художественных и содержательных особенностях текста обычно готовы 80 % учащихся.

А.Н. Островский. "Гроза".

1. Чем одежда Бориса отличается от одежды других действующих лиц?

Кому принадлежат следующие реплики:

2" Да я, маменька, и не хочу своей волей жить"?

3 "Известно что! К Савелу Прокофичу хочется, выпить с ними, Что, не так, что ли?"

4 "Отчего люди не летают как птицы. Знаешь, мне иногда кажется , что я птица.."

5 "Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда? Говорят, даже легче бывает, когда за какой-нибудь грех здесь, на земле, натерпишься?"

6. "А вот умные люди то замечают, что у нас и время короче становится. Бывало лето и зима-то тянутся-тянутся. не дождешься когда кончатся, а нынче и не увидишь , как пролетят."

7. "Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром отдать не могу... я отдам, отдам, а обругаю.."

8. Кто больше боится грозы: Катерина или Варвара?

9 Каков сюжет росписи на стенах разрушающейся постройки?

10 Что просит Катерина сделать Бориса по дороге в Сибирь?

И.С. Тургенев. "Отцы и дети".

1. Какое звание получил Аркадий Кирсанов в университете?

2. Какое кольцо подарил Павел Петрович княгине Р. ?

3. Как звали младшего сына Николая Петровича?

4. На каком инструменте играет Николай Петрович?

5. К кому отправились в город Базаров и Аркадий?

6. Как называлось имение Кирсановых?

7. Как выглядела визитная карточка Ситникова?

8 Как называлось имение Одинцовой?

9 Как звали сестру Одинцовой?

10 . Назовите книги и фамилии литераторов и авторов книг, фигурирующих в тексте?

И.А. Гончаров. "Обломов".

1.Как звали жену Захара?

2.Назовите фамилию друга Обломова, который пытался занять у него фрак.

3 Назовите две проблемы Обломова в начале романа.

4. Почему Агафья Матвеевна заставляет Обломова гулять по саду и ограничивает его в еде?

5.Что случилось с сыном Обломова после смерти отца?.

6. Кто познакомил Обломова с Ольгой?

7. Какой повод нашел Обломов, чтобы не ездить к Ольге и в театр?

8. Что забыла Ольга в доме Обломова?

9. В какой стране случайно встретились Ольга и Штольц?

10. Главная забота дворовых в Обломовке?

Н.С. Лесков. "Очарованный странник".

1.Как называется “знаток в лошадях и при ремонтерах состоящий для их руководства"?

2.Каково полное имя, отчество и фамилия главного героя?

3. В чем состоял татарский (степной) поединок “ только не насчет чести, а чтобы не расходоваться”?

4. Сколько лет главный герой прожил в Рынь-песках?

5. Что означает слово “подщетинин”?

6.Как татары зовут детей русских?

7. С помощью чего главный герой крестил татар и получил возможность бежать?

8. Почему князь простил главного героя, истратившего “казенные” 5 тысяч рублей?

9. Как попал главный герой в армию?

10.Что читал в погребе герой произведения?

Ф.М. Достоевский. "Преступление и наказание".

1 и 2 части.

  1. Где Раскольников окончательно прячет украденные вещи?
  2. Какую работу предлагает Раскольникову Разумихин?
  3. Что смущало Раскольникова в его одежде?
  4. Откуда у Раскольникова 35 рублей?
  5. На что истрачены эти деньги?
  6. Кого первым подозревают в убийстве?
  7. Куда отправила Соня сестру Поленьку после того, как умер Мармеладов?
  8. Что делал Раскольников в квартире старухи, когда вернулся туда через несколько дней после убийства?
  9. Что привиделось и послышалось Раскольникову, когда он больной лежал и спал после совершения убийства?

10. Зачем Раскольникова вызывали в полицейскую контору после убийства?

3,4,5 части.

  1. Какой эпизод просит прочитать в библии Соню главный герой романа?
  2. Что делал Свидригайлов во время чтения Евангелия Соней?
  3. “Все, что полезно человечеству, то и благородно. Я принимаю только одно слово: полезное!" Кому принадлежит эта фраза?
  4. Почему Катерина Ивановна отказалась от исповеди?
  5. Как Свидригайлов распорядился своими лишними деньгами - 10 тысячами?
  6. Что отвечает Раскольников на замечание Лебезятникова: “Если убедить человека логически, что, в сущности, ему плакать не о чем, то он и перестанет плакать”?
  7. Как Лужин, используя Соню, хотел отомстить Раскольникову?
  8. “ Главное думать не надо! Вся жизненная тайна на двух листах помещается” _О каком политическом движении говорит Разумихин?
  9. Продолжите фразу Раскольникова: "Истинно великие люди должны ощущать великую…".

10. Как называлась статья Раскольникова в “Периодической речи”?

6-ая часть и эпилог.

  1. Был ли Раскольников на похоронах Катерины Ивановны?
  2. Раскольников встречается с Свидригайловым в трактире. Была ли эта встреча случайной?
  3. Что снится Свидригайлову в ночь перед самоубийством?
  4. Сколько раз стреляла Авдотья Романовна в Свидригайлова?
  5. Откуда у Свидригайлова появился пистолет, из которого он застрелился?
  6. Сказал ли фразу “Я убил” Раскольников, когда стоял на коленях на Сенной площади?
  7. Свидригайлов собирался жениться, сколько лет было его невесте?
  8. У кого на глазах застрелился Свидригайлов?
  9. Сколько лет должен был провести Раскольников на каторге?
  10. Что явилось причиной болезни Раскольникова в Сибири?

М.Е Салтыков-Щедрин. "История одного города".

  1. С какого слова начались исторические времена для населения города Глупова?
  2. Какой исторический период отражен в описи градоначальников?
  3. Какие две несложные музыкальные пьесы исполнял органчик в голове первого градоначальника?
  4. Вспомните главу “Сказание о шести градоначальницах” и назовите причины смерти некоторых из них.
  5. Что построил градоначальник Бородавкин вместо здания академии?
  6. Восстановите цитату, вставив пропущенные слова: “И вот, в одно прекрасное утро, по дороге показалось … …, которое, постепенно приближаясь и приближаясь, подошло ,наконец, к самому Глупову.”
  7. Что являлось целью и поводом “войн за просвещение”, начатых Бородавкиным?
  8. Градоначальник Ив. Ив. Прыщ, прославившийся своей фаршированной головой и небывалым подъемом благосостояния глуповцев во время его правления, говорил, вступая в должность: “Конечно, и у меня есть план кампании, но этот план таков:…………..”
  9. Какие два великих подвига предстояли градоначальнику Угрюм-Бурчееву?
  10. Какой фразой заканчивается “История одного города”?

Л.Н. Толстой. "Война и мир".

Первый том.

  1. Чем болела А.П. Шерер в июле 1805 года?
  2. Как называлось имение кн. Болконского?
  3. Зачем приехала в дом Шерер кн. Друбецкая?
  4. За что Пьер был выслан из столицы?
  5. Почему офицер Телятин неприятен читателю?
  6. "Благословляю тебя на великий подвиг", - сказал Кутузов Багратиону перед Шенграбенским сражением. Какой подвиг предстоял генералу?
  7. Что объединяет главнокомандующего Кутузова и солдата Тимохина на смотре в Браунау?
  8. Что удалось совершить батарее капитана Тушина в ходе Шенграбенского сражения?
  9. Как назвал кн. Василия приказчик Болконского Алпатыч?
  10. Что ответил Кутузов царю Александру I на требование скорее начинать сражение?

Второй том.

  1. Чем закончилась дуэль Долохова с Пьером?
  2. Сколько денег проиграл Ростов Долохову?
  3. Сколько добродетелей должен воспитывать в себе каждый масон?
  4. Как поступил кн. Андрей со своими крепостными крестьянами?
  5. Какой проект привез в Петербург кн. Андрей в 1809 году?
  6. Опишите встречу князя Андрея со Сперанским?
  7. Как изменился дуб, замеченный кн. Андреем по дороге в имение?
  8. На каких условиях кн. Николай Болконский согласился на женитьбу сына?
  9. Куда хотел увезти А. Курагин Наташу после венчания?
  10. Вспомните слова Пьера в разговоре с Наташей Ростовой в конце 2-го тома.

Третий том.

  1. Продолжите цитату: “12 июня силы Западной Европы перешли границы России и началась война, то есть...”
  2. Где находился Император Александр, когда получил сообщение о переходе французской армией русской границы?
  3. О чем просили Николая Ростова родители в письме перед началом кампании 1812 года?
  4. Что помогло Наташе Ростовой в лечении ее болезни больше, чем медицина?
  5. Какой язык стал учить князь Голицын в 1812 году и даже нанял для этого учителя?
  6. Что изменилось в жизни старого кн. Болконского после начала войны 1812 года?
  7. Кто остался в имении Лысые горы после отъезда оттуда всей семьи в августе 1812 года?
  8. Как решила поступить кн. Марья с господским хлебом в Богучарове?
  9. Какой приказ отдал Кутузов после военного совета в филях?
  10. Какая идея заставила Пьера остаться в Москве?

Четвертый том и эпилог.

  1. Были ли полезны, по мнению Толстого, полки ополченцев в войне 1812 года?
  2. Какой французский маршал лично допрашивал Пьера?
  3. Где находился раненый Андрей Болконский, когда врач решил, что опасность миновала?
  4. Чем представлялась кн. Андрею смерть после странного сна, в котором он не успевает закрыть дверь, за которой находилась смерть?
  5. На что употреблял свои личные силы Кутузов после выхода французской армии из Москвы?
  6. Какую историю часто рассказывал Платон Каратаев пленным?
  7. Почему недовольство императора Кутузовым особенно усилилось в Вильне?
  8. Что случилось с Кутузовым после получения ордена Георгия 1-ой степени?
  9. Кого больше других полюбил Николай Болконский (сын кн. Андрея)?
  10. Какой вывод делает Толстой в последнем абзаце своего романа, от чего надо отказаться и что признать?

А.П. Чехов. "Вишневый сад".

  1. Вишневый сад – комедия или трагедия?
  2. Как Петя Трофимов попал в имение Раневской?
  3. Что известно о способе приготовления сушеной вишни? (Забыли)
  4. Продолжите фразу: До сих пор были в деревне только господа и мужики, а теперь появились...”
  5. Сколько лет шкафу в детской комнате?
  6. Продолжите фразу Гаева:” Если против какой-нибудь болезни предлагается очень много средств, то это значит....”
  7. Как Фирс относится к отмене крепостного права?
  8. Продолжите фразу Лопахина: “ Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и живя тут, мы сами должны бы ......”
  9. Какую фразу постоянно повторяет Петя Трофимов о любви?
  10. О чем сожалеет запертый в доме старик Фирс?