Урок-игра "Экологические группы птиц"

Разделы: Биология


Ребята разбиты на группы по собственному желанию, без учета их способностей. В процессе совместной коллективной деятельности учащиеся находятся в одинаковых условиях.

Цель урока:

Систематизировать знания учащихся об экологических группах птиц, об их приспособленности к различным средам обитания.

Задачи урока:

1) формирование системного и экологического мышления;

2) более глубокое и прочное усвоение учащимися знаний экологических групп птиц;

3) повышение интереса учащихся к биологическим дисциплинам;

4) развитие творческой инициативы и интеллектуальных способностей учащихся;

5) формирование умения общаться, выражать свои мысли, синтезировать и делать выводы, анализировать;

6) развитие монологической речи, логического мышления;

7) воспитание ответственного отношения к природе;

8) воспитание экологически грамотного человека;

9) развитие навыков коммуникационной деятельности;

10) эстетическое воспитание детей.

Оборудование:

веера с 1-го по 8-й номер на столах учащихся; фотографии, рисунки птиц; видеокассеты; оценочный лист.

Построение урока

Урок включает 8 заданий. При составлении заданий соблюдались следующие требования:

а) подбирался доступный для понимания и самостоятельного усвоения учащимися материал;

б) задания имеют познавательную и практическую ценность, ставят учащихся перед необходимостью творческого использования имеющихся у них знаний и приобретения недостающей информации;

в) задания составлены так, чтобы соотношение между известным и неизвестным было оптимальное;

г) они построены на внутрипредметной и межпредметной основе;

д) задания рассчитаны на усилие всего коллектива для их решения.

Первое задание основано на включении понятий в определенную систему. Развивает умение проводить классификацию групп птиц по экологическим признакам. Развивает мышление, умение анализировать и дифференцировать. Обеспечивает внимание. Развивает реакцию.

Второе задание основано на методе исправления неточностей, противоречий в рассказах, составленных самими учащимися специально с допущенными ошибками. Это воспитывает внимание, приучает контролировать других и себя. Чтобы составить “небылицу”, необходимо знание материала. Исправляя ошибки, дети гораздо лучше запоминают верное.

Третье задание на умение составлять вопросы с учетом существенных и несущественных признаков, что требует знание материала и логического мышления, развивает речь и способность выделять главное.

Четвертое задание основано на сопоставлении и анализе. Опираясь на знания образа жизни птиц необходимо представить особенности их строения и наоборот. Это задание способствует развитию устной речи, подготавливает к восприятию последующего материала, осуществляет связь с другими предметами.

Пятое задание на умение находить общее между объектами или явлениями. Способствует развитию образной памяти.

Шестое задание основано на умении выстраивать логические цепочки, проводить аналогии. Развивает эмоциональную память.

Седьмое задание позволяет на практике применять свои знания. Обеспечивает связь с последующим материалом. Ставит перед необходимостью пользоваться дополнительной информацией. Позволяет глубже понять законы природы.

Восьмое задание основано на умении выделять на основании общих признаков единичные признаки, подвести их под соответствующие категории.

Ход урока

Учитель: Сегодня на уроке мне бы очень хотелось узнать, все ли вы поняли, как адаптировались птицы к различным средам обитания.

Мы проведем с вами урок-состязание и попытаемся выяснить, как вы усвоили тему об экологических группах птиц, их особенностях строения, связанных с адаптацией к различным средам обитания. Выясним, умеете ли вы выделять главное из всей известной вам информации.

Для начала давайте представимся: за 1-м столом играет команда “Колибри”, за 2-м — “Ласточки”, за 3—“Киви”.

Оценивать ваши знания, умения, смекалку, активность мне сегодня помогают: классный руководитель и учащиеся 9-х и 10-х классов.

Мы начинаем наши соревнования с разминки. Время обдумывания одного вопроса — 1 минута. Максимальная оценка — 3 балла. Каждая команда должна ответить на два вопроса.

Вопрос № 1. У птиц данной группы перья сидят почти перпендикулярно коже, и лишь концы их загибаются назад. Пух развит обильно, развита копчиковая железа. Центр тяжести тела смещен. Вам необходимо вспомнить экологическую группу птиц с названными признаками и дополнить признаки. (Краткий ответ: водоплавающие; тело удлиненное, ноги выполняют роль весел. Они относительно коротки, три передних пальца имеют плавательную перепонку.)

Вопрос № 2. К какой экологической группе относятся птицы со следующими признаками строения: очень длинные крылья, широкий рот, отличное зрение. С чем связаны особенности их строения? (Краткий ответ: авиабионты; со способом добычи корма; ловят насекомых на лету; быстрый, маневренный полет.)

Вопрос № 3. Внимательно посмотрите кинофрагмент, но без звука. (Об африканском страусе.) К какой экологической группе относят африканского страуса? Каковы особенности строения этой группы? (Краткий ответ: птицы пустынь; мозолистые, сильные ноги, длинная шея, перья без бородок 2-го порядка.)

Вопрос № 4. К чему может привести употребление ядохимикатов на полях и огородах? (Краткий ответ — накоплению их в организме насекомоядных птиц в больших количествах, что может привести к гибели птиц.)

Вопрос № 5. Что произойдет, если на оперение водоплавающих птиц попадет нефть или мазут? (Краткий ответ: слипаются перья, так как пух не может превращаться в порошок.)

Вопрос № 6. Почему при попадании в воду стирального порошка водоплавающие птицы не могут плавать? (Краткий ответ: жироподобное вещество смывается, оперенье намокает.)

Разминка закончена. Приступаем к основным заданиям.

На доске записаны следующие экологические группы птиц:

1) птицы леса — куриные;

2) птицы степей и пустынь — хтонобионты;

3) птицы открытых воздушных пространств — авиабионты;

4) птицы болот, водоемов и их прибрежий — гидробионты;

5) водоплавающие птицы;

6) птицы леса — дендробионты;

7) хищные птицы;

8) обитатели холодных южных морей.

Задание № 1. На партах лежат номера от 1 до 8. Я буду показывать какой-либо вид птиц, а вы должны поднять номер той экологической группы, к которой эта птица относится (по внешним признакам). Фотографии и картинки птиц на столе учителя.

1) Ушастая сова.

2) Дарвиновский вьюрок.

3) Скопа обыкновенная.

4) Тетерев-косач.

5) Императорский пингвин.

6) Белая куропатка.

7) Розовый фламинго.

8) Бородач-ягнятник.

9) Утка-пеганка.

10) Пестрый дятел.

Ответы:1—7,2—6, 3—7, 4—1, 5—8, 6—1, 7—4, 8—7, 9—5, 10—6

Задание № 2. Следующий конкурс “Мюнхаузенов”. Вам нужно придумать рассказ- небылицу, в котором необходимо сделать 10 ошибок. Лучшие “врали” расскажут, а вы внимательно слушайте и определите, где наши “Мюнхаузены” преувеличили. За каждый рассказ — 5 баллов, за каждую найденную ошибку + 1 балл. Время обдумывания — 2 минуты. 1–я команда рассказывает для 2-й; 2–я команда для 3-й; 3–я команда для 1-й.

Задание № 3. “Составь кроссворд”. Вам предстоит составить вопросы к кроссворду, чтобы ответы были следующие:

С1 Т Р И Ж
О С2
Р О Ж3
В4 О Д О П Л А В А Ю Щ И Е
К А Л
П5 Е Р Е П Е Л К А6 Н
И А
С
Т

Оценивается правильность составления вопроса. Максимальное количество баллов — 3.Время обдумывания вопросов 3 — минуты.

Задание № 4. Наш следующий конкурс “Знаете ли вы признаки экологических групп”. На вопрос необходимо давать полный ответ. Время обдумывания — 2 минуты. Максимальное количество баллов — 5.

Итак, вопрос команде “Колибри”, внимание на экран! Пожалуйста, определите, о какой экологической группе птиц видеосюжет, и какие признаки характерны для них. ( О лесных куриных.)

Предполагаемый ответ. Это птицы леса — куриные. Эту группу составляют птицы главным образом растительноядные, зерноядные.

Характерные признаки — клюв короткий, надклювье слегка крючковатое, тело округлое, плотное, на сильных ногах с крепкими пальцами. Крылья короткие, отлично приспособлены для быстрого взлета вверх в случае нападения хищников. Они не делают длительных перелетов, грудные мышцы, грудина и киль не велики.

Вопрос команде “Ласточки”. О какой экологической группе идет речь и каковы её признаки? (Видеосюжет о дендробионтах.)

Предполагаемый ответ. Это птицы леса - дендробионты. Эту группу составляют насекомоядные птицы, которые живут в основном в дуплах.

Характерные признаки — долотообразный клюв, череп прочный, мощные мышцы шеи, для выдалбливания дупла для гнезд. Слюнные железы сильно развиты, язык длинный, тонкий для захвата насекомых. Короткие ноги с крепкими когтями, 2 пальца, расположены вперед, и жесткий хвост, надежная опора.

Вопрос команде “Киви” (видеосюжет о пингвинах). Докажите, что пингвины относятся к птицам холодных южных морей.

Предполагаемый ответ. Это не летающие, но хорошо плавающие птицы. У пингвинов на груди есть киль, к которому крепятся мощные крыловые мышцы. Кости у них неполые, аптерий нет, перьевой покров чрезвычайно плотный, чешуйчатый. Крылья их превратились в сильные ласты. Пингвины под водой летят, взмахивая крыльями и руля ногами, с разгону могут выскочить на льдину или берег. На суше они неуклюжи.

Задание № 5. Из предложенных вариантов звеньев слов необходимо выбрать лишнее слово. Поднимите номер лишнего слова, сначала 1-й группы слов, затем 2-й, затем 3-й.

1—кречет 1—фламинго 1—пестрый каменистый дрозд
2—стерх 2—кулик-чибис 2—поползень обыкновенный
3—бородач 3—пеликан 3—кедровка
4—беркут 4—венценосный журавль 4—щур

Задание № 6. Конкурс “Аналогии”. Подбери четвертое слово так, чтобы оно относилось к третьему, как второе к первому. Задание выполняется на листочках. Время выполнения работы — 2 минуты.

1. беркут — 2. острый клюв

3. утка — 4. ……………..

 

1. пингвин — 2. ласты

3. ласточка — 4. ………….

 

1. цапля — 2. болото

3. сокол — 4. …………

 

1. баклан — 2. копчиковая железа

3. филин — 4…………………

Задание № 7.

Вопрос №1. Максимальное количество баллов — 5. Время обдумывания вопроса — 3 минуты. Подумайте, какие изменения в жизни птиц леса произойдут, если:

А) произведена санитарная рубка деревьев (отвечает команда “Ласточек”).

Краткий ответ: старые деревья — дупла для дендробионтов, изменение количества птиц.

Б) уничтожены хищные птицы (отвечают “Киви”).

Краткий ответ: хищные санитары, поэтому болезни птиц, вспышка численности мышевидных грызунов.

В) проведена борьба с гнусом (отвечают “Колибри”).

Краткий ответ — исчезнут насекомоядные птицы.

Вопрос № 2. Как вы думаете, откуда в погибших бакланах были найдены пестициды, которые применяют на полях? Предложите свои версии.

Вопрос № 3. Назовите несколько видов птиц, гнездующихся колониями. В связи с чем у них развился такой тип гнездования? Ваши версии.

Вопрос № 4. В начале века на юге страны в степях часто встречалась крупная птица дрофа. В наше время эта птица является большой редкостью. Что могло сказаться на резком сокращении численности дрофы? Ваши версии.

Задание № 8. “Докажите и обоснуйте” Время обдумывания вопроса — 1 минута. Максимальное количество баллов — 5.

Вопрос команде “Киви”. Докажите, что сокол относится к хищным птицам.

Вопрос команде “Колибри”. Докажите, что цапля относится к птицам болот, водоемов их прибрежий.

Вопрос команде “Ласточки”. Докажите, что филин относится к ночным хищникам.

Подведение итогов и объявление результатов.

Оценочный лист

Название команды Разминка Задание №1 Задание №2 З.3 З.4 Задание №5 Задание №6 З.7 З.8
1 2 1 2 3 4 5 6 7 8 Рассказ Ошибки 1 2 3 1 2 3 4 1 2
"Ласточки"                                                
"Киви"                                                
"Колибри"