Национально-региональный компонент при изучении информатики

Разделы: Информатика


За семидесятой параллелью

Как и ныне, в давние века

С песнями надрывными метели

Ворошили плотные снега.

Дальний предок - корень мой по крови,

Обращаясь к тундре, произнес:

Для меня родная ты отныне,

И по праву первого в краю

Жителя - тебе сегодня имя

Я навеки вечные даю -

Нарекаю я тебя Ямалом.

Леонид Лапцуй

Народы, проживающие на Ямале, можно условно разделить на коренные и пришлые. К коренным народам относятся те народы, которые испокон веков жили на Севере. Это ненцы, ханты, манси, селькупы, энцы и др. К пришлым народам относятся русские, украинцы, белорусы и многие другие, приезжавшие сюда на протяжении четырехсот лет с конца XVI по конец XX века. Это были купцы, служащие чиновники, священники и учителя, геологи и ученые. Особенно бурный наплыв пришлых народов произошел во второй половине ХХ века, когда на Ямале были открыты богатые нефтяные и газовые месторождения.

Сейчас культуры коренных и некоторых народов во многом перемешались. Наш поселок сравнительно молодой и коренных жителей практически встретить невозможно. Многие дети, которые заканчивают школу, родились уже здесь, на Севере, некоторую часть продолжают привозить родители из всех регионов России и ближнего зарубежья. Ведь, в конце концов, мы все живем на этой земле и просто обязаны знать ее законы - как природные, так и человеческие. А человеческие законы можно узнать, только изучая культуру народа - предания, легенды, сказки, мифы, рассказы и повести писателей Севера, географическое местоположение Ямала.

Конечно, более подробно о культуре, истории, местоположении Ямала ребята узнают на таких уроках как география, литература, история, биология, обществознание и т.п. Но и на уроках информатики можно внести свой вклад в изучении обычаев местных народов - это и решение задач, в которых используются местный колорит, обозначения. Насколько мне известно, большая часть учителей информатики на уроках программирования, решения задач с использованием электронных таблиц, используют задачи из курса математики. Дети устают, им хочется отвлечься. Для многих учеников, которые только-только начинают изучать школьный курс информатики, этот предмет является загадкой, чем-то необычным, можно даже сказать - сказкой. И не успевают они в эту сказку попасть, как мы опять начинаем рассматривать математические задачи (найти сумму, вычислить площадь, решить систему уравнений и т.д. и т.п.).

Предлагаю вашему вниманию несколько задач к использованию на различных уроках информатики, а также как пример - разработку урока.

Пойдем со мной в наш тихий лес.

Там есть черника и морошка.

Там всевозможнейших чудес

Сто тысяч и еще немножко! (Роман Ругин)

Задачи по программированию

1. Полуостров Ямал уменьшается за счет понижения суши приблизительно на 6 м2 в год. Какую площадь суши поглотит море за 6 тыс. лет? Ответ выразите в км2.

2. Определите, какое поголовье оленей должна иметь семья пастуха-оленевода, состоящая из шести-семи человек, если на хозяйственные нужды (перевозку чума, формирование аргишей и т.д.) требуется 50 быков, фонд производителей составляет 15 быков, для возобновления стада необходимо 50 важенок (из них 10 яловых), 20 телят родилось прошедшей весной и 50 - нынешней.

Примечание: Чум - традиционное жилище народов Крайнего Севера, имеющую форму кругового конуса; аргиш - поезд из нарт; нарты - сани, служащие для перевозки грузов на оленях; важенка - олениха.

3. Для пошива малицы требуется 4 оленьи шкуры на основу шубы, по 1 на панду и капюшон, а для пошива ягушки - 4 шкуры на подклад и 4 шкуры сверху. Сколько требуется оленьих шкур, чтобы сшить верхнюю одежду для семьи, состоящей из n взрослых мужчин и m женщины?

Примечание: Малица - верхняя мужская, ягушка - верхняя женская одежда из оленьих шкур.

4. Каков общий вес нагруженного аргиша, если средний вес нагруженной нарты не должен превышать 180-200 кг?

Примечание: Зимой аргиш состоит из 7 нарт. Они называются не хан, сябу, 2 нарты - вандако, сундук, юхна, нутос.

5. Ягель вырастает за год на 1 мм. Сосчитайте, сколько потребуется времени, чтобы он вырос на 2,5 см.

П р и м е ч а н и е. Ягель - лишайник, мох; основная пища северных оленей.

6. Для хранения продуктов выкопан ледник в форме прямоугольного параллелепипеда размером 2,4x6x2,5 м. Определите площадь льда, необходимого для заполнения ледника, если известно, что толщина льда в водоеме 40 см и 10% объема теряется из-за неплотного прилегания кусков льда.

7. Если олень хорошо выпасся и не переутомлен, то он очень легок на бегу и за двое суток (48 ч) может преодолеть до 370 км. Какова средняя скорость бега оленя, если, преодолев половину расстояния, он отдыхал 12 ч?

8. Небольшое стойбище при перекочевке обычно преодолевает в день около 50 км. Определите, за сколько дней стойбище преодолеет расстояние, равное S км.

9. Определите высоту чума, имеющего форму конуса, если внутренняя площадь равна 30 м2, а длина шеста, образующего каркас, - 6 метров.

Задачи для электронных таблиц

1. Микробы, растущие на отходах нефтяного производства, могут давать 1 кг белковой массы на 1 кг сырья. Выразите количество белковой массы у в зависимости от количества сырья х. Постройте график этой зависимости.

2. Ночью температура окружающего воздуха менялась по закону h=t2-5t+4, где t - время после полуночи в часах. Постройте график для 0<=t<=6. Найдите по графику: 1) Сколько градусов показывал термометр в 1 час, 2, 3, ,5, 6 часов? 2) В какое температура время температура была ниже нуля? 3) В какое время температура была наименьшей?

3. Используя данные различных метеостанций о средней месячной температуре в Ямало-Ненецком округе, постройте таблицу:

Станция

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

год

Тамбей -24,6 -25,8 -25 -15,9 -7,2 1 5,5 6,4 2,3 -5,8 -15,9 -21,7
Гыдаямо -27,6 -27,3 -25,8 -17,4 -7,8 2 9,6 8,2 2,5 -7,6 -19 -24,8
Новый Порт -24,8 -24,1 -21,9 -13,7 -5,3 2,9 11 10 4,5 -4,9 -16,8 -21,9
Тазовское -26,7 -25,8 -22,5 -14,2 -5,5 5,2 13,4 10,7 4,2 -6,5 -19,4 -24,9
Ра-Из -19,5 -18 -17,3 -11,8 -6,8 1,5 7,8 6 -0,1 -8,1 -15 -17,6
Сидоровск -27,1 -25,0 -20,0 -12,4 -3,7 8,0 14,6 11,2 5,0 -6,4 -20,0 -26,1
Салехард -23,6 -22,2 -18,3 -9,4 -1,6 7,8 13,8 11,6 5,4 -3,7 -15,3 -21,2
Полуй -23,6 -22,0 -17,3 -8,2 -1,0 8,3 13,8 11,2 5,3 -4,4 -16,2 -21,2
Уренгой -25,7 -24,6 -20,0 -11,0 -2,9 8,0 14,5 11,6 5,2 -5,5 -18,5 -25,0
Надым -23,6 -22,8 -18,3 -9,0 -1,5 8,6 14,7 11,4 5,5 -4,5 -17,2 -22,8
Мужи -22,4 -20,8 -15,8 -6,8 0,2 9,2 14,4 12,0 5,8 -3,2 -13,9 -19,9
Толька -25,2 -23,0 -16,2 -7,3 0,5 10,6 16,0 12,5 6,2 -4,4 -18,1 -25,0
Халясовая -23,8 -21,6 -16,7 -7,2 -0,4 10,7 15,9 13,0 6,4 -4,4 -17,3 -23,8

Используя статистические функции, посчитайте для каждой станции среднюю годовую температуру. Добавьте в таблицу и посчитайте данные для среднегодовой температуры по Ямало-Ненецкому округу, минимальную и максимальную годовую температуру.

4. Составьте таблицу "Механическое движение населения ЯНАО (человек)" и определите миграционный прирост населения отдельно по годам и всего за четыре года.

Демографические
показатели

1995 г.

1996 г.

1997 г.

1998 г.

всего

Прибыло 29412 23858 22281 18701
Выбыло 24331 21735 20279 21803
Миграционный
прирост

Текстовой редактор

1. Наберите таблицу по образцу:

Редкие и исчезающие виды животных на территории ЯНАО,
включенные в Красную книгу РСФСР, СССР и МСОП
(Международного союза охраны природы и природных ресурсов)
(млекопитающие, птицы, рептилии и амфибии)

Отряды и виды животных Категория Распространение

Млекопитающие

Хищные
Белый медведь 3 Побережье Карского моря,
о-ва Белый и Шараповы кошки
Ластоногие
Атлантический морж 1 Западное побережье п-ва Ямал
от о-ва Белый до о-ва Шараповы кошки
Китообразные
Гренландский кит 1 Заходы к северо-западному
побережью п-ва Ямал

Птицы

Орлан белохвост 3 В пойме реки Оби и др. рек
в тайге и лесотундре
гнездятся несколько сотен пар птиц
Стерх 1 Бассейн р. Куноват, низовья Оби.
Сохранилось не более 30 особей

2. Используя различное начертание шрифта, наберите текст по образцу:

Бей - "река", реконструируется из самодийских языков. Многочисленны реки (Харбей, Сандибей, Ямбей, Талбей и др.).

Еган - "река" (традиц. Хант), варианты: ех, ягун, яун, аган, егун, ега, яга, яха, ехан, егон, юган, яган.

Ненцы - народность ЯНАО. Произошло от ненэць - "человек".

Уренгой - поселок городского типа в ЯНАО. Дал название крупнейшему газоконденсатному месторождению, г. Новый Уренгой. Толкование ненецкого слова уренгой несколько: 1) "обгорелый холм"; ") "лысый холм"; №) "холм, на котором растут лиственницы, пригодные для шестов чума"; ;) "холм, поросший желтой травой".

Яха - "река" (ненец). Термин широко распространен на севере Западной Сибири, в том числе, на Ямале и Гыдане. Например, рр. Еряха, Лимбяяха, Надаяха, Парнэяха, Пыряяха, Яраяха.

3. Используя панель инструментов "Рисование", наберите по образцу:

СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА,

ИЗБРАННОЙ 21.04.96 г.

("рис.1")

Урок информатики в 6-ом классе

Тема урока: Координаты, координаты, координаты, …

Триединая цель урока:

1. Познавательный аспект. Обобщить и закрепить знания по теме: "Исполнитель "Чертежник"; продолжать формировать навыки самостоятельно добывать знания.

2. Развивающий аспект. Развивать речь учащихся; развивать воображение, фантазию, алгоритмическое мышление; интерес к предмету; развивать моторику мелких мышц.

3.Воспитывающий аспект. Воспитывать товарищество, деликатность, дисциплинированность, умение выслушать другого человека; воспитывать бережное отношение к имуществу школы и учебным пособиям; воспитывать патриотизм, гордость за край в котором живешь.

Тип урока: комбинированный, урок-обобщение.

Оборудование урока:

1) Словарные слова: "Алгоритм", "Исполнитель", "Координата".

2) Обучающая программа "Алгоритмика".

3) Историческая справка о Рене Декарте и его портрет на стенде "Жизнь замечательных людей".

4) Классная доска. На доске записано число, тема урока и высказывание "Учится можно только весело… Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом. А. Франс"

5) Изображения: флаг ЯНАО, орнамент "рога оленя", примеры разнообразных орнаментов.

Ход урока:

I. Организационный этап (1-2 мин.)

Учебно-воспитательная задача: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к предстоящему занятию.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку (наличие тетрадей, дневников, письменных принадлежностей, рабочая поза).

Определение отсутствующих.

II. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний (9-10 мин.)

Учебно-воспитательная задача: предотвратить забывание изученного материала, углубить сведения о ранее изученном, уточнение приобретенных повторений.

1) Вступительное слово учителя.

Тема нашего урока "Координаты, координаты, координаты…". Сегодня мы должны закрепить ранее изученные знания, а также будем продолжать развивать с вами фантазию, воображение, речь.

Я думаю, каждому из вас (хотя бы иногда) приходилось на улице у прохожих спрашивать, как дойти к какому-то дому, зданию или любому другому месту. Возможно несколько вариантов ответов, например, прохожий может махнуть рукой в сторону и сказать: "Там, за этим домом". Как еще могут вам ответить люди?


А если вы пришли к указанному вам месту, а нужное здание вы не обнаружили?


Ну, как говорят "Язык и до Киева доведет". А что же делать мореплавателям? Как доплыть до нужного места? Ведь ни медузы, ни рыбы вам помочь не могут. Допустим, ваш друг знает на каком острове зарыт клад и просит вас отправиться за ним. А дорогу указал таким образом: "Доплывешь до первого острова, повернешь налево, а там рукой подать!" Далеко ли вы уплывете с таким объяснением? Что же делать? Так вот ответ на эти вопросы предложил греческий ученый Гиппарх, а расскажет нам о нем, и не только о нем, Аня.

2) Сообщение Ани "Поговорим о координатах".

"За 200 лет до нашей эры греческий ученый Гиппарх предлагает хорошо известные нам координаты: широту и долготу. С помощью этих двух чисел можно точно определить положение острова, поселка, горы или колодца в пустыне и нанести их на карту или глобус. Научившись определять в открытом море широту и долготу местонахождения корабля, моряки получили возможность, никого не спрашивая, выбирать нужное им направление.

Конечно, у народностей, которые проживают на нашей земле, именуемой Ямал, таких понятий как широта, долгота, координаты не было. Тундра для ненца - это огромный, просторный чум. В ней каждую равнину, излучину реки, сопку он узнает по известным только ему приметам, шепоту Земли в полярную ночь и стужу. Большие и малые реки, цветы и травы, ягель - все имеет для него свое название и значение.

В 14 веке французский математик Н. Орсем ввел по аналогии с географическими, координаты на плоскости. Он предложил покрыть плоскость прямоугольной сеткой и называть широтой и долготой то, что мы теперь называем абсциссой и ординатой.

Это нововведение оказалось чрезвычайно удачным. На его основе возник метод координат, связавший геометрию с алгеброй. Основная заслуга этого метода принадлежит великому французскому математику Рене Декарту. В его честь такая система координат называется декартовой. На этой системе основаны многие способы указания места."

3) Слово учителя.

Кто такой Рене Декарт вы можете узнать, прочитав на нашем стенде "Жизнь замечательных людей", а вот как о нем вспоминает современник Христиан Гюйгенс, откликнувшийся на весть о кончине Декарта стихами, нам прочитает Маша.

4) Стихотворение о Декарте читает Мария.

"Душа, которая столь мудрости великой

Являла разуму сокрытое от глаз,

Создав миров картины разноликих,

Ушла, покинув мир земной и нас.

Декарт… Природою он первой был оплакан,

В своем отчаяньи склонившийся над ним.

В последний раз угас священный факел,

Но ярче вспыхнул свет идей, рожденным им."

5) Слово учителя.

Спасибо, Маша. Хорошо, но вы можете спросить: "А при чем здесь математика, если вы находитесь на уроке информатики?". Кто может ответить, с какой целью мы завели речь о координатах? (Ответ: На уроке информатики мы познакомились с исполнителем "Чертежник", которому для построения рисунка необходимо указывать координаты точек.)

Верно, но координаты нам нужны не только для этого, когда мы будем программировать с вами графические изображения, без координат мы просто не сможем обойтись.

Прежде, чем мы перейдем с вами к основной части урока, давайте немного повторим. Итак:

- Вот мы употребили с вами слово исполнитель. Сформулируйте определение исполнителя. (Ответ: Исполнитель - это объект или субъект, исполняющий алгоритм.)

- Хорошо, а что такое алгоритм? (Ответ: Алгоритм - это точное предписание действий.)

- Какие свойства алгоритма вы знаете? (Ответ: Понятность, точность, конечность.)

- Как называется набор действий, которые может выполнять исполнитель? (Ответ: Система команд исполнителя (СКИ).)

- С какими исполнителями на уроках вы уже познакомились? (Ответ: "Перевозчик", "Черепаха", "Чертежник".)

- Назовите СКИ "Чертежника". (Ответ: поднять перо; опустить перо; перейти в точку.)

- Каким образом мы задаем точку для "Чертежника"? (Ответ: координатами)

- У "Чертежника" есть отличительная особенность: он строит изображения не на всей координатной плоскости, а только на отдельной ее части. На какой? (Ответ: в I четверти.)

III. Этап проверки домашнего задания (5 мин.)

Учебно-воспитательная задача: проверить правильность, полноту и сознательность выполнения домашнего задания всем классом; выяснить причины невыполнения задания отдельными учениками; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, умениях и навыках.

1) Выявит факт выполнения домашнего задания всем классом (на дом было задание найти национальные орнаменты или придумать самим и построить проект на листе в I координатной четверти).

2) Выяснить причины невыполнения и принять меры, чтобы домашнее задание было выполнено на следующий урок.

3) Отдельные работы (3-4 ученика) рассмотреть всем классом.

IV. Этап всесторонней проверки знаний (15-20 мин.)

Учебно-воспитательная задача: Глубоко и всесторонне проверить знания у всех учащихся; закрепить, уточнить и систематизировать знания учащихся; формировать у учащихся навыки правильного воспроизведения своих знаний и умений; проверка организации самостоятельной домашней работы учащихся.

1) Работа в тетрадях.

Прежде чем мы приступим к работе за ЭВМ, мне бы хотелось уточнить (в форме диктанта), у кого и какие трудности возникают по данной теме. Итак, открываем тетради, записываем число, "Классная работа" и тему урока.

Постройте в тетради I координатную четверть. 6 единичных отрезков вверх и 10 единичных отрезков вправо. Я буду называть координаты точек. Ваша задача: верно отметив на координатной плоскости и соединив последовательно эти точки, получить какой-то законченный рисунок. А какой, узнаем после диктанта.

Итак, слушайте внимательно:

(1;0), (2;1), (3;0), (4;1), (1;4), (2;5), (3;4), (4;5), (5;4), (4;3), (5;2), (5;4), (6;3), (6;5), (7;4), (8;5), (9;4), (6;1), (7;0), (8;1), (9;0).

Ответ: ("рис. 2"). Сначала выборочно уточнить у ребят, какая фигура получилась, затем проверить у каждого ученика.

Ребята, а кто из вас знает, как правильно называется этот орнамент? (Ответ: рога оленя). Подумайте хорошенько, где он употребляется как символ Ямало-Ненецкого автономного округа? (Ответ: на государственном флаге ЯНАО, "рис. 3")

2) Физкультминутка

А сейчас встаньте, мы с вами выполнит небольшую разминку (проговаривая слова, выполняются движения руками и головой)

Морошка, морошка Белою метелью
Тоненькая ножка. Гуси налетели,
Ягода-фонарик, На болото сели,
Сладостью подарит. Всю морошку съели.
Солнца луч в окошке - Гуси на болото
Золотые рожки. Прилетают рано.
Вышла я из чума - Завтра за морошкой
Нет нигде морошки. Раньше солнца встану.

3) Работа за ЭВМ.

Теперь мы спокойно сядем с вами за компьютеры. Необходимо выполнить домашнее задание (повесить на доску примеры разнообразных орнаментов, "рис. 4").

V. Этап информации учащимся о домашнем задании, инструктаж по его усвоению (5 мин.)

Учебно-воспитательная задача: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику их выполнения, подвести итог урока.

1) Подведение итогов: как работал класс, кто из ребят работал особенно старательно, что нового узнали учащиеся.

2) Постановка домашнего задания.

Составить ребусы к словам: "Координата", "Точка", "Исполнитель", "Алгоритм".

Подведем итоги

Пусть молодые расслышат

Речь поколений и далей.

Помнят пусть или запишут

Строки любви и печали.

"Ивыр", мансийское сказание

В наш век для современного учителя, главное - не бояться трудностей, надо экспериментировать, пробовать различные методы и методики в преподавании своего предмета. Учиться должно быть интересно не только ученикам, главное, чтобы и учителю было интересно преподавать свой предмет.