Традиционные и инновационные формы контроля

Разделы: Иностранные языки

Классы: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Традиционно, выделяют несколько форм проведения контроля в зависимости от условий его организации. Контроль может быть индивидуальным, фронтальным, групповым, парным. Каждая из существующих форм может осуществляться устно или письменно. Выбор той или иной формы зависит от объекта проверки (аспект языка – вид речевой деятельности) и вида контроля (итоговый, текущий).

Рассмотрим подробнее перечисленные формы контроля.

Индивидуальный контроль считается наиболее объективным видом контроля, так как свидетельствует о достижениях каждого ученика.

Поэтому он больше всего подходит для проверки уровня владения языком в ходе итогового контроля. Достоинство индивидуального контроля - возможность с достаточной глубиной оценить уровень подготовки учащегося. Недостатки связаны со следующими обстоятельствами:

  • малый охват учащихся в ходе урока;
  • снижение активности остальных учащихся во время беседы с одним из учеников.

По этой причине индивидуальный контроль целесообразно сочетать с фронтальным: учащиеся получают задание дополнить, исправить ответ своего товарища.

Фронтальный контроль протекает в форме беседы учителя со всеми учащимися, которые со своих мест отвечают на его вопросы. Может проводиться несколько раз в течение одного урока.

Достоинства фронтального контроля:

  • возможность охвата проверяющим всех учащихся;
  • высокая активность учащихся;
  • высокий темп работы, который может варьироваться в зависимости от трудности задания и готовности учащихся.

К недостаткам относят его поверхностный характер из-за рассредоточенности внимания учителя между учащимися и невозможности уделять больше внимания каждому. Таким образом, при фронтальном контроле трудности связаны со сложностью фиксации внимания на работе всех учащихся и, следовательно, возможной недостаточной объективностью оценки их ответов. По этой причине фронтальный контроль больше всего подходит для текущей проверки, но не итоговой, поскольку в этом случае нет возможности определить умения учащихся с достаточной глубиной и полнотой.

Групповой контроль проводится в форме выполнения задания, адресуемого всем учащимся. Это может быть беседа на известную учащимся тему, разыгрывание по ролям прочитанного текста, участие в ролевой игре. Учитель заранее составляет сценарий беседы и определяет ее участников.

Вариантом группового контроля является парный контроль, получивший распространение за последние годы. Учащиеся работают в паре, выполняя предложенное задание.

Успех в обучении иностранному языку во многом зависит от того, в какой степени качество знаний, умений и навыков учащихся находится в поле зрения учителя и какое внимание уделяется профилактике ошибок.

Контроль уровня владения иностранным языком приобретает особую важность в связи с новациями в практике преподавания языка и в методической науке: введение единого государственного экзамена, переход школ на обучение иностранному языку со 2-го класса, усиление коммуникативной и практической направленности обучения, разработка государственного стандарта обучения, внедрение инновационных методик и т.п.

В практике обучения иностранным языкам используются следующие методы контроля уровня владения языком:

  • индивидуальный опрос;
  • фронтальный опрос;
  • групповая проверка;
  • тестирование.

Современное общество характеризуется очень быстрыми и глубокими изменениями. Мы наблюдаем их в общественной структуре, в отношениях между отдельными странами и народами, в отношениях «индивид-общество» и наоборот. Все изменения, которые вносят что-то новое, обычно называются новшествами. Сегодня они вторгаются во все сферы общественного труда.

Образование как подсистема глобальной общественной системы, от которой ему нельзя отставать, должно учитывать все происходящие изменения, меняя соответственно свою структуру.

В последние годы все больше заявляет о себе новая область знания - педагогическая инноватика - сфера науки, изучающая процессы развития школы, связанные с созданием новой практики образования. Эти процессы и называют инновационными [Поташник, Лазарев 1995: 234].

Понятие «инновация» впервые появилось в исследованиях вXIX в. и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Это его значение до сих пор сохранилось в этнографии. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения ученых примерно с конца 50-х гг. на Западе и в последнее десятилетие в нашей стране.

Педагогическая инновация - это изменение, направленное не улучшение развития, воспитания и обучения школьников [Ангеловски 1991: 67].

К основным функциям инновационной деятельности учителя педагоги-исследователи относят прогрессивные (так называемые бездефектные) изменения педагогического процесса и его компонентов, одним из которых является педагогическая технология.

Индивидуальный опрос как форма контроля требует слишком много времени. Групповая форма проверки, также как и фронтальная (ответы на вопросы учителя), не даёт возможности установить и оценить понимание, например, содержания текста каждым учеником. Иными словами, данные приёмы проверки знаний, умений и навыков учащихся не всегда отвечают требованиям, предъявляемым к рациональному контролю. Поиск эффективных форм контроля обусловил всё возрастающий интерес к методу тестов.

В педагогической практике контроль в виде тестирования впервые был применён в 1864 году в Великобритании Дж. Фишером для проверки знаний учащихся. Основателем же тестологии считается Ф.Гамильтон, который в конце XIX века разработал и активно применял задания для оценки индивидуальных способностей человека. Впервые термин «тест» введён в научный обиход американским психологом М.Кеттелом (1890), который подготовил серию тестов, измеряющих интеллектуальный уровень человека.

Термин «тест» (от англ. “test”) означает «испытание», «проверка», «проба». Исследователи, работающие в области психологии, методики, социологии, дидактики, по-разному трактуют это понятие. Однако, существует общее определение, согласно которому тест – это совокупность вопросов и заданий, предъявляемых испытуемому с целью выявления социальных, психологических или психофизиологических характеристик его личности.

В настоящее время в практике обучения иностранным языкам учителя широко используют тестовые задания для контроля уровня сформированности языковых навыков и речевых умений. Тест обученности – это совокупность заданий, сориентированных на определение уровня усвоения определённых аспектов содержания обучения. Он состоит из задания на деятельность данного уровня и эталона.

Использование тестовых форм имеет рядпреимуществ, к которым можно отнести следующие:

  • объективность результатов, независимость отметки от личных суждений и симпатий учителя;
  • экономичность во времени (как при проведении, так и при проверке);
  • одновременный охват проверкой всех учащихся;
  • создание одинаковых условий для контроля всех учащихся.

В методической литературе рассматриваются следующие функции тестов:

Диагностика. Данная функция состоит в том, что тесты не только показывают, насколько усвоен учебный материал, но и каков характер пробелов в усвоении.

Прогнозирование. Тесты дают информацию для прогнозирования успешности обучения, которая может служить основой для распределения учащихся по группам, занимающихся по разным программам.

Управление учебным процессом. Тесты позволяют осуществлять необходимую для учителя и учащихся обратную связь, обеспечивающую управление учебным процессом и способствующую эффективному обучению.

Стимулирование мотивации учения и аттестации. Периодические промежуточные тесты помогают выявлять успешность ходя обучения, закономерно обнаруживать склонности учащихся и на основе этого пробуждать у них интерес к изучению иностранного языка.

Результаты проверки тестов анализируются учителем и служат для него, с одной стороны, показателем уровня знаний учащихся, а с другой – самооценкой работы самого учителя, что позволяет ему внести необходимые коррективы в процесс обучения.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование тестов является наиболее эффективным средством осуществления контроля уровня владения языком, а также проверки знаний, умений и навыков учащихся в процессе обучения иностранному языку [Рыбакова, Григорьева 2001: 103].

Лингводидактическое тестирование. Лингводидактическое тестирование занимается разработкой и использованием языковых и речевых тестов и является областью методики и преподавания иностранных языков (ИЯ), с одной стороны, а с другой стороны относится к педагогическому (предметному) тестированию как часть к общей тестологии.

В отечественной методической литературе по лингводидактическим тестам встречаются различные определения теста. Э.А. Штульман определяет тест так: «Методический тест – это контрольное задание, проводимое в равных для всех обучающихся условиях, длительность и характер которого строго соотнесены с объективными факторами и результаты выполнения которого поддаются количественной оценке, являясь показателем определенных итогов учебного процесса к моменту данного теста» [Штульман 1972: 101].

Следует согласиться с В.А.Коккотой, который под лингводидактическим тестом понимает подготовленный в соответствии с определенными требованиями комплекс заданий, прошедших предварительное апробирование с целью определения его показателей качества, и позволяющий выявить у тестируемых степень их языковой и/или речевой компетенции [Коккота 1975: 27].

Основная роль тестирования в преподавании ИЯ заключается в обратной связи (в широком смысле) и в контроле (в узком смысле) и чем теснее взаимосвязаны тестирование и учебный процесс, тем эффективнее учебный процесс и качественное тестирование.

Из многочисленных функций лингводидактического тестирования наиболее важными являются учебно-организационные функции контроля.

К учебно-организационным можно отнести следующие функции:

  • функции прогноза успешности обучения;
  • функция определения готовности к учебе;
  • функция диагноза пробелов;
  • функция определения общего владения иностранным языком.

Функции контроля это:

  • функции определения
    а) текущей и промежуточной успеваемости;
    б) итоговой успеваемости;
    в) эффективности обучения (приема, метода);
  • функции самоконтроля (взаимоконтроля).

Исходя из общего определения лингводидактических тестов, их можно подразделить на две группы: языковые и речевые тесты.

Языковые тесты измеряют в основном лингвистическую компетенцию тестируемых. Лексические и грамматические тесты – примеры языковых тестов. Речевые тесты – тесты чтения, аудирования и другие названные тесты обладают различными характеристиками степени коммуникативности. Общий характер теста языковой, речевой или комбинированный определяется объектами тестирования в совокупности с конкретной целью и функцией составляемого теста [Бим, Биболетова 1998: 16].