Детские страхи: причины и формы работы с ними

Разделы: Школьная психологическая служба


Страхи, особенно детские – явление обычное для нормального развития ребёнка. Стоит отметить, что присутствуют для каждого возраста свои “специфические” страхи. В.В.Лебединская говорит, что со временем, при условии нормального развития ребёнка, страхи исчезают. Развиваясь и познавая окружающий мир, дети формируют личный иммунитет к страхам. В старшем школьном возрасте они уже имеют способность отличить придуманную угрозу от реальной [3].

Если рассмотреть подробнее динамическую картину страхов, то мы увидим, что на первом году жизни доминируют страхи, которые возникают при отсутствии мамы или при утрате поддержки близкого лица. В поведении ребёнка появляется беспокойство при взаимодействии с чужими людьми или в новой обстановке.

На втором и третьем году жизни проявление страхов становится более конкретным. Так появляется страх животных, незнакомых предметов, отдельных звуков и пр. Отдельно стоит рассмотреть страх темноты и его следствие - страх тени. В этом возрасте он становится основным. Многие люди в своей жизни сталкивались с ним, у некоторых он сохраняется на протяжении всей жизни. Но что же в нём особенного?

Для ребёнка темнота может ассоциироваться с одиночеством, с тем, что его покинули и он остался один. Дошкольник очень редко может самостоятельно пройти по тёмному коридору или принести что – нибудь из тёмной комнаты. В самой темноте есть неприятные ощущения. Если у ребёнка отдельная комната, то он с трудом засыпает, боясь разных теней и “подкроватных” монстров. Родители, в свою очередь, пытаясь помочь, включают светильники или ночники, что еще больше может усугубить ситуацию, потому что от них падают дополнительные тени, способные напугать. Что же делать родителям?

  • во-первых, если потребуется, не оставлять ребёнка одного в комнате пока он не заснёт;
  • во-вторых, попытаться объяснить, что такое тень;
  • в-третьих, разыграть “теневой спектакль”, чтобы ребёнок сам в нем был участником [2].

В рамках “теневого спектакля” родители могут проводить и профилактическую работу по снижению внушённых страхов. Данные разновидности страхов имеют более социальную окраску. Сами родители могут их формировать, рассказывая ребёнку страшилки о “бабайках”, которые придут и заберут “плохого” ребёнка или же о “Бабе – яге, бармалее” и пр. сказочных существах. Дети воспринимают такие рассказы без какого – либо сомнения и в их мысли закладываются всё новые формы страхов. Лучше этого избегать.

Проблема возникновения детских страхов имеет ещё одну особенность. Поведение самих родителей и морально-психологическая обстановка в семье может являться непосредственными причинами возникновения страха. Проблему семейных факторов впервые раскрыл А.И.Захаров. Он говорил о том, что “если в поведении ребёнка возникли и укрепились страхи, это означает, что в его общении с родителями, в стиле воспитания допущены какие – либо ошибки, что – то важное ускользнуло от внимания родителей” [1].

Подтверждает его идеи и Т.П. Гаврилова, отмечая, что страхи “развиваются при недостатке родительского тепла, когда дети не чувствуют себя защищёнными”. Например, если родители в качестве наказания заставляют сидеть одного ребёнка в закрытой комнате с выключенным светом, в результате можно получить страх темноты и замкнутого пространства. В моей практике был такой случай. В рамках коррекционной работы ко мне попал мальчик, 8 лет. Родители объясняли, что его мучают частые кошмары по ночам и постоянный истерики. В процессе работы мальчик нарисовал свой страх на бумаге <Рисунок1>.

Описывал он его так: “он маленького роста, плохо пахнет и у него большие клыки”. На вопрос, когда же он появился, ребёнок отвечал: “когда меня за плохое поведение закрыли в комнате он первый раз и появился”. Из этого достаточно короткого рассказа первопричина страха понятно сама собой. Решение данной ситуации было такое, что мы посадили это существо в клетку, а ключик от этой клетки отдали ребёнку. Таким символическим способом контроль над своими кошмарами перешёл на сторону ребёнка. В дальнейшей работе мальчик даже подружился со своим страхом и выпустил его на волю. С родителями же ребёнка была проведена консультация по вопросу адекватных методов воспитания.

Конечно, большое значение имеет и общее неблагополучие семьи (алкогольно зависимые или криминальные родители). Практика показывает, что проблема излишних страхов может быть вызвана и конфликтными отношением между членами семьи и резким изменением в структуре семьи (развод, повторный брак, рождение второго ребёнка).

Но при этом стоит отметить, что причиной излишних страхов может выступать не только негативное воздействие близких, но и нейтральные ситуации, возникающие в семье. Можно описать ситуацию сердечного приступа дедушки на глазах у внука. Это может спровоцировать у ребёнка страх за свою жизнь и за жизнь родителей. Однако, стоит помнить, что степень травмирующего воздействия одного и того же события может отличаться по причине личностных особенностей детей. Одни ребята будут более устойчивыми к стрессовым ситуациям, другие же более чувствительными и ранимыми.

Если уж мы перешли к описанию влияния личностных особенностей, то стоит отметить и поговорить о том, как чувство страха может помогать ребёнку в достижении его целей. Например, страх может быть способом привлечения дополнительного внимания родителей. В этом случае ребёнок может демонстрировать страх, получая при этом определённые вторичные выгоды, такие как: родители проводят дополнительное время рядом, засыпают вместе с ним, разрешают подольше посмотреть телевизор или поиграть в игры. Взрослые в такой ситуации не должны идти на поводу. Так Р. Дрейкурс писал: “Не позволяйте детским страхам произвести на вас впечатление”. Это, конечно, не означает, что Вы должны полностью лишить эмоциональной поддержки ребёнка. Нельзя полностью игнорировать страх, но Ваша реакция должна быть адекватной, необходимо настраивать ребёнка на то, что он способен самостоятельно справиться со своим страхом. Дополнительной поддержкой может служить детские игрушки, Вы можете наделить их “охранными функциями” для ребёнка [3].

В ряде случаев стиль воспитания может формировать навязчивые страхи. Так, если родительское отношение характеризуется сочетанием излишнего внимания, заботы о ребёнке и тщательного, мелочного контроля, то в итоге мы получаем личность, которая к окружающему миру относится, как к источнику опасности и угрозы, отсюда и навязчивые страхи.

Стоит отметить ещё одну причину возникновения детских страхов, которая лежит внутри самих родителей. Как мы знаем, ребёнок является отражением своей семьи. А если в семье взрослые обладают высоким уровнем тревожности и выраженными страхами, то детям ничего другого не остаётся, как принять в себя всё беспокойство, тревожные предчувствия, опасения и страхи. Здесь, прежде всего, важно помочь родителю увидеть, каким образом его собственная тревожность влияет на страхи ребёнка и попытаться уменьшить её проявление в его присутствии. Ребёнку стоит передавать оптимистические ожидания и отношение к жизни, выражать уверенность в завтрашнем дне [3].

Подводя некоторый итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что страх, как эмоция, может возникать у детей по различным причинам, будь то семейная негативная обстановка или же отдельная ситуативная реакция. Родители в такой ситуации должны отмечать поведенческие и эмоциональные изменения, происходящие с ребёнком, и выступать для него хорошим примером преодоления такого рода проблем. Можно использовать беседы, рассказывать, как в своё время Вы сами справлялись со своими страхами. В таких условиях будет полезна эмоциональная закалка личности ребёнка через распорядок дня, через дозированную спортивную и интеллектуальную нагрузку. Всё это способствует усилению волевых качеств личности, вырабатывает самообладание и психическую стойкость.

Литература:

  1. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей – СПб.: Союз, 2004 г.
  2. Орлова Л.В. Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста средствами сенсомоторной арт-терапии (практикум для психологов, педагогов и родителей). – М.: Издательство “Весть” ГОУ ВПО “ШГПУ”, 2006 г.
  3. Щербатых Ю.В. Психология страха. – М.: Эксмо, 2002 г.