Обобщающий урок-игра по теме «Механика»

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (13 МБ)


Эпиграф к уроку:

Сделал, что мог,
пусть другие сделают лучше.
Исаак Ньютон.

Цель урока: повторить, обобщить и закрепить знания по теме: “Механика”.

Задачи:

  • Развивать устную речь учащихся, коммуникативные способности.
  • Совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач.
  • Расширить кругозор учащихся, прививать интерес к предмету.

Ход урока

Сегодня мы проведем необычный урок, а урок-игру по теме “Механика”, в ходе этой игры, мы повторим и обобщим полученные знания по разделу “Механика”.

Урок пройдет в несколько этапов, класс разделен на две команды, каждая из которых постарается приложить все усилия, для победы. Поэтому нашу игру я хочу начать такими словами:

Чтобы спорилось нужное дело,
чтобы в жизни не знать неудач
Мы в поход отправляемся смело
В мир природы и сложных задач.
Не беда, что идти далеко.
И не бойся, что путь будет труден.
Достижения крупные людям,
Никогда не давались легко.

1 Конкурс “ Разминка”. (5 минут.)

Проходит в виде викторины, каждой команде по очереди задаются вопросы, за каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Если команда отвечает неправильно, то право ответа передается другой команде..

Вопросы:

1. Механика делится на два раздела ( кинематика и динамика).

2. Что такое траектория движения (линия по которой движется тело).

3. Тело, относительно которого рассматривается движение других тел, называют (телом отсчета).

4. Движение при котором скорость постоянна называется (равномерное и прямолинейное).

5. Кинематика – это наука (о движении).

6. Динамика – это наука (о силах).

7. Ускорение-это (предел отношения скорости к промежутку времени).

8. Импульс тела – это (произведение массы тела на его скорость).

9. Основные законы механики (законы Ньютона).

10. Виды механической энергии (кинетическая и потенциальная).

11. Предельно допустимая скорость по городу или другому населенному пункту (60 км/ч).

12. Основные виды сил в природе (тяжести, упругости, трения).

13. Изменение формы тела(деформация).

14. Движение тела только под действием силы тяжести (свободное).

15. Единица измерения работы (Джоуль).

16. Единица измерения мощности (Ватт).

17. Время за которое совершается один оборот (период)

18. Число оборотов за одну секунду(частота).

19. Единица измерения ускорения (кг м/с).

20. Единица измерения силы? (Н).

2 Конкурс “Наоборот” (3 минуты).

Вам раздаются фразы (физические законы, определения и т.д), в которых, все слова заменены противоположными по смыслу, нужно восстановить оригинал. За каждую правильную фразу, команда получает 2 балла.

3 Конкурс “Физики и теоретики”. (3 минут).

Найти ассоциацию с данным словом: (1 балл).

1 Команда:

1. Мгновенная – скорость.

2. Свойство присущее всем телам – инерция.

3. Динамометр – прибор.

4. Три закона – Ньютона.

5. кг м/с – импульс..

2 Команда:

6. Вынужденные – колебания.

7. Потенциальная – энергия.

8. Ньютон – сила.

9. Мощность – Ватт.

10. Центростремительное – ускорение

4 Конкурс “Колесо истории”. (5 минут).

Надо угадать ученого, о котором пойдет речь:

Если вы угадываете с первого раза, то получаете 5 балов, но если вы не можете угадать, вам предоставляются подсказки, каждая подсказка отнимает 1 бал, всего 4 подсказок. Если после того, как закончились подсказки, вы не угадываете ученого, то это может сделать вторая команда, за 1 балл.

Загадка 1 команде: После окончания университета, он занялся исследованиями в области механики и астрономии.

Подсказки:

1. Им открыт принцип относительности движения и закон инерции.

2. Еще в студенческие годы, он открыл, что период колебаний маятника не зависит от амплитуды.

3. Он открыл 4 спутника у Юпитера и фазы Венеры.

4. Для изучения закономерностей свободного падения тел он использовал наклонную башню.

(Итальянский ученый Галилео Галилей.)

Загадка второй команде: Творец классической механики.

Подсказки:

1. На надгробной плите могилы этого ученого высечены слова:

“...пусть смертные радуются, что существовало такое украшение рода человеческого”.

2. Он был политик, член учредительного парламента, человек, который совершенно непонятным образом научную работу сочетал с административной.

3. В 27 лет он стал профессором Кембриджского университета.

4. Он открыл 3 основных закона механики.

(Английский ученый Исаак Ньютон).

5 Конкурс “Физическое лото”.

Командам раздаются буквы, из которых надо составить формулы и пояснить их. В течении 2 минут, команды должны составить, как можно больше формул. За каждую правильную формулу с пояснением команда получает 1 балл.

6 Конкурс “Головоломка”

Нужно прочитать высказывания ученых, подобрав ключ к головоломке.

В течении 2 минут, за правильное высказывание команда получает 3 балла.

1. “ Гипотез не сочиняю”. Исаак Ньютон.

2. “ Дайте мне материю и движение, и я построю мир”. Рене Декарт.

7 Конкурс “Реши задачу”.

Задача 1 команде:

Деревянный брус длиной 10м, шириной 50 см и толщиной 30 см подъемный кран переносит с одного здания на другое со скоростью 5 м\с. Определить кинетическую энергию бруса? (плотность дерева равна 400 кг\м3). Ответ выразить в кДж.

Задача 2 команде:

Емкость с керосином размерами 20 см * 30 см * 50 см поднимают на высоту 50 м. Определить потенциальную энергию при поднятии этой емкости? (массой емкости пренебречь, плотность керосина равна 800 кг\м3). Ответ выразить в кДж.

Подведение итогов.

Головоломка 1:  Прочитайте слова И. Ньютона, двигаясь по часовой стрелке, пропуская, определенное количество кружков.

Головоломка 2: Положите лист с вырезанными квадратами на головоломку, поворачивая его 4 раза, прочитайте слова Рене Декарта.

  • Вращательный покой – Поступательное движение
  • Вынужденный подъем – Свободное падение.
  • Пластическое поглаживание – Упругий удар.
  • Свободный покой – Вынужденные колебания.
  • Духовная пряма – Материальная точка.
  • Беспредел оригинального отторжения – Закон Всемирного тяготения.
  • Беспредел потери остановки – Закон сохранения импульса.
  • Замедление вынужденного подъема – Ускорение свободного падения.

Приложение.