Коррекционная НОД в средней группе "Путешествие в сказочное королевство" (дифференциация гласных А, У, И, О)

Разделы: Логопедия


Коррекционно-обучающие задачи:

  • Закрепить правильную артикуляцию и произношение гласных звуков.
  • Закрепить понятие гласный звук.
  • Формировать умение выделять заданный звук из звукового ряда, из начала слова.
  • Дифференцировать гласные звуки А,У, И ,О.
  • Учить воспроизводить заданный ритмический рисунок со звуками.
  • Закреплять умение подбирать слова с заданным звуком.
  • Расширять словарный запас, активизировать речь детей.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать правильное речевое дыхание.
  • Развивать фонематический слух и восприятие.
  • Развивать мимическую мускулатуру .
  • Развивать память детей, активизировать процессы мышления.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Формировать бережное отношение к игрушкам, положительное отношение к логопедическим занятиям.

Оборудование: Игрушки (кукла Аня, волк, индюк, ослик), карточки с клоуном, сигнальные обозначения на полу, звуковая дорожка, “волшебное яблочко”, “волшебный замок”, картинки (уточка, ириски, обруч, арбуз).

1. Организационный момент:

Дети входят в группу, садятся на стулья.

Логопед: “Ребята, к нам сегодня в гости пришли игрушки из сказочного королевства”.

- Ослик любит петь песенку о – о – о. Давайте споём вместе с осликом о – о – о.

- Индюк любит петь песенку и – и – и. Давайте споём вместе с индюком и – и – и.

- Волчонок Ух любит песенку у – у – у. Давайте споём вместе с волчонком у – у – у.

- Кукла Аня любит песенку а – а – а. Давайте споём вместе с Аней а – а – а.

Логопед: Дети, наши гости очень долго к нам добирались и устали.

2. Упражнение на развитие мимической мускулатуры и речевого дыхания.

- О – о – о – вздыхает ослик. Дети повторяют.

- И – и – и – вздыхает индюк.

- У – у – у – вздыхает волчонок.

- А – а – а – вздыхает кукла Аня.

Логопед: “Давайте их уложим отдохнуть”.

3. Игра на развитие речевого дыхания, формирование умения пропеть заданный ритмичный рисунок.

- Кукла Аня бай, бай- Спи скорее засыпай

- А – а, А – а, А – а. (качают куклу Аню).

- Спит в кроватке наш волчонок

- Очень маленький ребёнок (приседают, гладят волчонка).

- У – у, У – у, У – у.

- Ослик, ослик баю бай

- Спи скорее засыпай

- О – о, О –о, О – о. (качают ослика).

- Наш индюк улёгся спать

- И забрался под кровать

- И – и, И – и, И – и. (приседают, гладят индюка).

Логопед: “Ну, вот ребята игрушки и уснули”.

Входит доктор.

Доктор: “Ребята, вы игрушек из сказочного королевства не видели?”

Логопед: “ Тихо. Игрушки спят”.

Доктор: “Как хорошо, что они живы и здоровы! А вы, ребята, все здоровы?” - проверяет горло нескольким детям А – а – а. Здоровы, молодцы, не нужны вам всем врачи.

Помогите игрушкам вернутся домой в сказочное королевство, а я к другим детям побегу”.

Доктор уходит.

Логопед: “Поможем игрушкам вернуться домой?”

Дети: “Да, конечно”.

4. Логопед: Дети, в сказочном королевстве живёт весёлый клоун. Он любит петь разные песенки. Давайте его любимые песенки угадаем, может он нам дорогу в сказочное королевство подскажет?”

Детям предлагается узнать звук по артикуляции.

Логопед показывает карточки с клоуном на гласные звуки А,У,И,О. Дети определяют заданный звук и проговаривают его артикуляцию.

Логопед: “Ребята, какие звуки мы сейчас произносили?”

Дети: “А, У, И, О”.

Логопед: “А какие это звуки? Почему?”

Дети: “Гласные, потому что их можно пропеть, протянуть”.

Логопед:

Чтоб дорогу нам найти,
Нужно испытания пройти.
Звуки все скорей поймать
И дорогу гостям подсказать.

5. Игра “Поймай звук”. Развитие фонетического слуха.

Логопед: Я буду произносить звуки, когда услышите звук А, хлопните в ладоши.

Логопед предлагает детям по очереди выделить заданные гласные звуки из звукового ряда.

6. Логопед: “Молодцы, дети. Знаем мы куда идти, как дорожку нам найти?”

Давайте выложим для каждого гостя звуковую дорожку. Дети садятся за столы.

Выделение заданного звука из начала слова.

Логопед: “Я буду произносить слова, если вы услышите звук А в начале слова, выложите - красный квадрат, если любой другой звук - желтый.

Выделение звука А из начала слова (арбуз, утка, аист).

Логопед: “Если вы услышите звук У в начале слова, выложите - красный квадрат, если любой другой звук - желтый.

Выделение звука У из начала слова (утка, уши, индюк).

Логопед: “Если вы услышите звук И в начале слова, выложите - красный квадрат, если любой другой звук - желтый.

Выделение звука И из начала слова (индюк, ослик, ириски).

Логопед: “Если вы услышите звук О в начале слова, выложите - красный квадрат, если любой другой звук - желтый.

Выделение звука О из начала слова (ослик, арбуз, обруч или облако).

Логопед: “Молодцы, ребята. Ну, вот мы и отыскали дорогу в сказочное королевство.

Ой, что это? Волшебное яблочко. Давайте поиграем с ним”.

7. Игра “ Волшебное яблочко”.

Называние слов с заданным звуком.

Логопед по очереди подаёт детям яблочко.

Логопед: “Яблочко возьми, слово на звук А произнеси.

Предположительные ответы детей на звук А (арбуз, абрикос, арка, аист, апельсин, азбука).

Логопед: “Яблочко возьми, слово на звук У произнеси.

Предположительные ответы детей на звук У (уши, утка, удочка, умница, улица, улитка).

Логопед: “Яблочко возьми, слово на звук И произнеси.

Предположительные ответы детей на звук И (ириски, индюк, игрушки, ива, Игнат).

Логопед: “Яблочко возьми, слово на звук О произнеси.

Предположительные ответы детей на звук О (Оля, осень, овощи, окна, обруч).

В группе “появляется сказочный замок”.

Логопед: “Ребята, а давайте подарим нашим гостям на память подарки!”

Дети: “Давайте!”

8. Логопед: “Арбуз кому подарим? – Ане, уточку кому подарим? – волчонку, ириски кому подарим? – индюку, обруч кому подарим? – ослику”.

Итог занятия.

Логопед: “Молодцы, ребята, вы хорошо работали на занятии. Давайте вспомним, какие звуки мы сегодня повторяли?” Детям раздаются подарки (раскраски).