Урок-игра «Путешествие к Робинзону Крузо» по теме «Сложение и вычитание в пределах 100 (устные вычисления)». 2-й класс

Разделы: Начальная школа


Цель урока: Закрепление вычислительных умений и навыков сложения и вычитания числа в пределах 100 (устные вычисления).

Задачи урока:

  • Совершенствовать навыки устного счёта.
  • Развивать внимание, усидчивость, наблюдательность, формировать умение решать проблемы, совершенствовать процесс мышления.
  • Прививать любовь к предмету, воспитывать доброе отношение к окружающему миру, друг к другу ,чуткость, стремление к взаимовыручке.

Вид урока: заочная математическая экскурсия, с постановкой творческих заданий.

Раздел программы: “Прибавление и вычитание чисел в пределах 100”.

Оборудование: Учебники, тетради, записи музыки, шаблоны смайликов, раздаточный материал.

Технологии: Игровая, здоровьесберегающая технология ,  обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Ход игры

1. Организация игры.

Подготавливает рабочее место для занятия, создает комфортную ситуацию на уроке.

- Выйдем из-за парт, встанем в круг, возьмемся за руки; Я улыбнусь вам, вы улыбнётесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня вместе! Все мы здоровы. Глубоко вдохните свежесть весеннего утра. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

2. Целеполагание и мотивация.

Создает проблемную ситуацию, мотивирует познавательную деятельность, определяет цели и условия работы, напоминает алгоритм работы.

Сегодня мы с вами, ребята, отправимся в гости к Робинзону Крузо.

- А кто такой Робинзон Крузо? ( Дома ребята готовят ответ на этот вопрос из Интернета, на уроках внеклассного чтения дети читали отрывки).

- Путешествие далёкое, интересное, но опасное, поэтому мы берём с собой самых, дружных, сообразительных и находчивых математиков.

- А есть ли среди вас такие?

- А это мы проверим, когда вы выполните три задания.

Слушайте внимательно!

ЗАДАНИЕ №1.

Учитель называет числа 15, 18, 20, 3, 45, 37. Дети должны определить лишнее число, ответить, почему 3 — лишнее число? (Число 3 — однозначное, а все остальное – двузначные.)

Увеличить однозначное число на 10. Сколько стало? ( 13) Какое это число? (Двузначное.)

ЗАДАНИЕ №2.

Как получить из однозначного числа двузначное? (Прибавить десяток.)

ЗАДАНИЕ №3.

Назовите ответ.

70 – 3 = 60 и 12 =
60 – 5 = 13 и 43 =
80 – 2 = 80 и 19 =
100 – 8 = 17 и 90 =

- Молодцы! Все вы хорошо справились с заданием и можете смело отправиться в путешествие. Проходите на корабль по рядам парами.

Проходя, дети первого ряда отвечают, как можно получить число 11, второго ряда – 12, третьего – 13.

Создает условия для применения знаний и умений.

3. Актуализация знаний и умений.

– Располагайтесь поудобнее, любуйтесь морем, дышите свежим воздухом. Так, в путь.

(Включаю музыку).

– Наш корабль подходит к “ Острову попугаев”. Вас встречает говорящий попугай Гоша. Он интересуется, сможете ли вы расставить в приведенных примерах нужные знаки?

  • 36 * 4 * 8 = 32
  • 72 * 6 * 40 = 38
  • 63 * 7 * 23 = 93

Дети решают примеры. Гоша хвалит детей за успехи и прощается с ними.

– И дети снова отправляемся в путь. Перед нами “Остров обезьян”.

Хозяйка острова приготовила для них два хитрых примера:

  • 74 – 50 = 16
  • 70 – 54 = 24

– В чём хитрость этих примеров? (В первом примере вычитаем пять десятков, во втором примере вычитаем пять десятков и четыре единицы.)

– Правильно ли обезьяна их решила?

Какую ошибку в вычислениях она допустила?

Ответив на вопросы, дети “плывут” дальше.

Физкульминутка.

Мы танцуем “Хлопай – топай”
Утром, днём и вечером!
Лучший танец —
“Хлопай – топай”,
Когда делать нечего...
Кем бы ни был ты — отличник
Иль совсем наоборот,
Разучите танец этот
И танцуйте целый год!

4. Систематизация и обобщение знаний и умений. Закрепление и применение учебного материала.

– Перед нами “Остров Слонов”. Маленький слонёнок давно ждёт гостей. Он учится в школе зверей и никак не может справиться с домашним заданием.

Вот его примеры:

  • 80 – 43 =
  • 60 – 15 =
  • 96 – 50 =
  • 73 – 40 =

Дети с радостью помогают слонёнку найти ответы.

– А вы правильно поступили?

– Значит, за вас тоже кто-то решает домашнюю работу?

– Как надо было поступить? ( Объяснить, но не решать.)

– А теперь объясните слонёнку, как надо решать такие примеры. Слонёнок всё понял.

В благодарность дети получают от него “бананы” и “ананасы”(рисунки), прощаются со своим новым другом – и снова в путь.

– Что это? Необитаемый остров?

– Ребята, наш корабль захватили дикари! Пока вы не дадите ответы на их вопросы, они нас не выпустят, потопят корабль. Быстрее за работу! ( Решение примеров.)

  • 43 + 7 =
  • 68 + 6 =
  • 76 + 5 =
  • 81 – 5 =
  • 54 – 9 =
  • 82 – 7 =

– Ура! Ответ найден, мы на свободе! Скорее на корабль! Нас ждёт Робинзон!

– Ой, что это? На палубе вода!

– Кто-то из дикарей успел пробить наш корабль. Ищите “пробоину”! Она находится в ответах. Дети проверяют ответы:

  • 64 + 3 – 30 = 37
  • 86 – 60 + 4 = 18
  • 7 + 53 – 9 = 41
  • 58 + 7 – 20 = 45

“Пробоины” найдены, ответы исправлены.

Учитель. А вот и сам Робинзон Крузо! Встречайте его (Дети хлопают в ладоши.)

Робинзон. Как вы повзрослели! И, наверное, стали ещё сообразительнее. А ну-ка, я проверю:

– Лестница состоит из 11 ступенек. На какую ступеньку надо встать, чтобы быть на середине? (Дети отвечают.)

– Молодцы, ребята! Вы настоящие путешественники: смелые, находчивые, сообразительные, знающие.

5. Подведение итогов.

Рефлексия.

А теперь оцените свою работу. Если вы довольны собой, нарисуйте улыбающийся смайлик. Если не все получилось - нарисуйте серьезный смайлик, а если вы недовольны своей работой, то грустный.

За то, что вы не испугались трудностей, стойко преодолели все преграды, вам Робинзон приготовил подарки. (Открытки.)

17.05.2015