Урок окружающего мира по теме «Разнообразие животных». 3-й класс

Разделы: Начальная школа


Цель: формирование умения различать группы животных.

Задачи:

  1. Создать условия для развития умения называть группы животных (насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие), для ознакомления с новыми группами животных (земноводные и пресмыкающиеся).
  2. Способствовать развитию умений выделять существенные признаки животных разных групп, сравнивать и выделять главное.
  3. Формировать умение получать информацию с помощью вопросов.
  4. Воспитывать любовь к природе.

Планируемые результаты.

Предметные: научатся группировать объекты по их признакам (насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие), называть группы животных по их характерным признакам.

Метапредметные.

  • Познавательные: различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы.
  • Регулятивные: определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
  • Коммуникативные: выразительно читать и пересказывать текст, слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке.
  • Личностные: демонстрируют навыки культурного поведения при общении.

Ресурсы: учебник, хрестоматия; тетрадь для самостоятельной работы; фотографии с изображением животных; схема «Разнообразие животных»; кроссворд «Животные», загадки о животных; энциклопедия «Животные».

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся

Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута уч-ся: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую хочет достигнуть учитель: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

  • создать положительный эмоциональный настрой;
  • помочь принять правильную рабочую позу

– Прозвенел звонок. Начался урок.
Стали ровно, удобно сели.
На меня все посмотрели.

– Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас. У меня сегодня прекрасное настроение, а с каким настроением вы начинаете наш урок?

– Сядьте правильно.

– Посмотрите на доску.

 

Сели за парты.

 

Сели правильно (следят за осанкой).

Актуализация знаний

Цель для учащихся: повторить изученный материал.

Цель для учителя: организовать работу по повторению знаний о живой природе.

Задача: создать необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности обучающихся.

На доске фотографии с изображением берёзы, кузнечика, розы, медведя, сосны, окуня, смородины, голубя.

– Разделите все изображения на две группы.

– Выделите общие признаки растений и животных.

– Животные, как и растения, относятся к живой природе. Назовите признаки живой природы.

 

– Выделите отличительные признаки растений и животных.

– Расскажите о способе питания растений.

 

– Расскажите о способе питания животных.

 

Растения и животные.

Они относятся к живой природе.

Живые организмы рождаются, дышат, питаются, растут, размножаются – оставляют потомство.

Различаются растения и животные по способу питания.

Зеленые растения производят питание из воды и углекислого газа с помощью зеленых листьев на свету.

Животные создавать для себя пищу не могут. Они питаются растениями, или растениями и животными, или другими животными.

Постановка учебной задачи

Цель для учащихся: сформулировать тему и цель урока.

Цель для учителя: создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока.

 

Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 5. Какие животные здесь изображены?

– Рассмотрите на странице 6 схему Маши. Как называется такой приём?

Каждому ли животному со странице 5 найдётся в кластере место?

– Какие группы животных вы могли бы добавить в этот кластер? Почему?

– Где найти нам проверить правильность нашего кластера?

– Посмотрите оглавление учебника и хрестоматии.

– Сколько групп должно быть в схеме у Маши? (Приложение)

– Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

– Правильно! Тема сегодняшнего урока «Разнообразие животных».

– Какую цель для себя вы поставите?

Кластер.

Нет: кобра и жаба. (Оса – насекомое, ворона – птица, крот – зверь, горбуша – рыба.)

В оглавлении учебника или хрестоматии.

6

Различные группы животных.

Научиться различать группы животных.

Совместное открытие знаний

Цель для учащихся: учиться различать группы животных.

Цель для учителя: создать условия для формирования умения выделять существенные признаки животных разных групп, сравнивать и выделять главное.

 

– Рассмотрите, как Маша разделила животных на несколько групп. Дополните Машину схему примерами животных нашего края.

– Давайте внесём в кластер отличительные признаки каждой группы животных.

– Назовите отличительные признаки насекомых.

– Назовите признаки рыб.

– Назовите признаки птиц.

– Назовите признаки зверей.

 

– Для всех ли животных нашлось место на Машиной схеме?

– По очереди, работая в парах, прочитайте два текста в учебнике. Затем расскажите, почему в этой схеме нет места для лягушки и для змеи.

– А есть ли место в нашем кластере?

– К какой группе животных относят лягушек, жаб и тритонов?

– Почему?

– Жизнь земноводных связана и с водой, и с сушей. Рождаются земноводные в воде, а во взрослом состоянии эти животные часть жизни проводят на земле, а часть – в воде. Поэтому они и получили такое название.

– Рассмотрите рисунок обыкновенного тритона и зеленой лягушки. Чем они похожи?

– К какой группе животных относят змей, ящериц, черепах, крокодилов?

– Почему?

– Два человека получили индивидуальное задание «Работа со словариком»: прочитать в словарике о земноводных и пресмыкающихся. Задание: отчего зависит температура тема пресмыкающихся и земноводных?

 

Тело насекомых разделено на три отдела – голову, грудь, брюшко. У насекомых три пары ног.

Тело рыб покрыто чешуёй.

Тело птиц покрыто перьями; есть крылья.

Тело зверей покрыто шерстью; у них четыре конечности.

Нет.

Работа в парах.

Да.

К земноводным.

Лягушка хорошо плавает, но это не рыба. У нее нет плавников и чешуи. Лягушка прыгает по суше, но это не зверь. Она не покрыта шерстью, кожа у неё голая, влажная.

У них голая, влажная кожа.

К пресмыкающимся.

Они передвигаются по земле.

От окружающей среды.

Физминутка

Цель для учащихся: снять утомление мышц туловища.

Цель для учителя: мобилизовать внимание учащихся к дальнейшей работе.

Игра «Рыба, птица, зверь».

Учитель называет животных: щука, налим, дятел, ёж, слон, чайка, скворец, карась, кабан, лось, снегирь, кот.

Учащиеся, когда слышат название рыбы, то с помощью пантомимы показывают, как плавает рыба в воде. Когда слышат название птицы, машут руками – «крыльями», имитируя полет. А услышав названия зверей, топают ногами.

Выполняют движения

Применение новых знаний

Цель для учащихся: учиться применять полученные знания на практике.

Цель для учителя: выявить пробелы, коррекция; создать условия для формирования нового приёма информационной деятельности – поиска информации по вопросам.

 

Работа в тетрадях.

Задание 2. Учащиеся заполняют пропуски, вставляя слова: паукообразные, насекомые, рыбы, звери.

Задание 3. Учащиеся находят «лишнее» животное в каждом ряду.

  • Бабочка, муравей, паук, стрекоза.
  • Соловей, воробей, сорока, летучая мышь.
  • ŸЖаба, уж, лягушка, тритон.

– Объясните, как рассуждали.

Задание 4. Учащиеся работают в парах.

– Сегодня я хочу научить вас, находить информацию используя вопросы. Для этого нам надо научиться играть в задачи-«данетки».

Ведущий загадывает животное. Игроки должны задавать вопросы, на которые ведущий может ответить только да или нет. Используя ответы, вы должны догадаться какое животное загадали. В своих вопросах вы должны перечислять всевозможные характеристики: внешность, способ питания, среда обитания, группа и так далее. Главное правило: должен быть задан «умный» вопрос. Необходимо слушать и слышать друг друга, не повторяться и быть внимательным. Кто отгадает – становится водящим. Попробуем?

– Сначала давайте попробуем описать животное (параллельно на доске появляется план описания животного).

Лиса.

  • Это птица? Нет
  • Это зверь? Да
  • Живёт в лесу? Да
  • Это хищник? Да
  • Мех серого цвета? Нет
  • Мех рыжего цвета? Да
  • Это лиса!

 

Выполняют задания.

 

 

 

 

 

Слушают учителя.

 

 

 

 

  • Группа
  • Среда обитания
  • Способ питания
  • Внешность
  • Индивидуальные особенности

Задают вопросы и отгадывают животное.

Домашнее задание

Цель для учащихся: закрепить умение группировать животных по группам по их характерным признакам.

Цель для учителя: Создать условия для успешного выполнения домашнего задания.

с. 5–8, отвечать на вопросы, тетрадь с. 2 задание 1, придумать задачу-«данетку» про животное.

Предлагают план выполнения домашнего задания, перечень источников информации для его выполнения.

Итог урока

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Давайте попробуем составить хайку на сегодняшнюю тему.

– Какие правила надо соблюдать при написании хайку? 

  1. Животные
    В небе, в воде и на земле.
    Много их кругом.

  2. Рождаются в воде.
    Живут и на земле.
    Земноводные.

  3. Летом радуют глаз.
    Зимой их не найдешь.
    Насекомые.

– Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

– Удалось ли выполнить поставленную цель?

– Как вы думаете, что мы будем изучать на следующих уроках?

– Какой приём вам помог в работе?

– С каким новым приёмом поиска информации вы сегодня познакомились?

– Как мы подвели итог нашим знаниям?

– У кого получилось?

– Как оцениваете свою работу на уроке?

– А работу класса в целом?

– Какая работа понравилась больше всего?

– Спасибо за урок.

– Оценки получили …

Ответы детей.

 

3 строчки и 17 слогов.

 

 

 

 

 

 

Научиться различать группы животных.

Да.

Изучать каждую группу животных в отдельности

Кластер.

Поиск информации по вопросам – задачи-«данетки».

Написали хайку.

Показывают смайлики.

  • Кластер
  • Работа в парах
  • Игра «Данетки»
  • Хайку

22.03.2015