Путешествие в растительную клетку

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока: сформировать у учащихся знания о клетке как о живой единице растительного организма.

Задачи:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • раскрыть особенности строения растительной клетки, показать взаимосвязь строения и выполняемых функций на примере органоидов.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

  • продолжить развитие умений учащихся по рисункам определять органоиды, делать схематические зарисовки, продолжить развитие наблюдательности и внимания.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • воспитание интереса к познанию живой природы, воспитание патриотических чувств, гордости за учёных, внёсших вклад в развитие биологии.

Формировать УУД.

  • Личностные УУД: проявлять познавательный интерес к изучению строения растительных клеток; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.
  • Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания; Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.
  • Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; выбирать основания для сравнения объектов живой природы; последовательно выполнять лабораторную работу, уметь правильно работать с микроскопом, готовить микропрепараты и изучать их под микроскопом, создавать модель растительной клетки; представлять информацию в виде схем, таблиц;

Тип урока: объяснение нового материала.

Формы работы учащихся: групповая и индивидуальная работа.

Основные понятия темы: клетка, цитоплазма, ядро, клеточная стенка, плазматическая мембрана, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, рибосомы, митохондрии, лизосомы, вакуоль, хлоропласты, хромопласты, лейкопласты.

Ресурсы: учебник Н.В Пасечник, презентация, инструктивные карточки на каждого учащегося, тесты для контроля знаний на каждого учащегося.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Деятельность учащихся: Слушают, настраиваются на восприятие материала урока.

Деятельность учителя: Проверить готовность к занятию.

II.  Проверка знаний (проверка выполнения домашнего задания) (5 мин)

Деятельность учащихся: Отвечают на вопросы какие органические вещества можно обнаружить в клетке, каким способом их можно обнаружить?

Деятельность учителя: Проверяет домашнее задание, выявляет пробелы и корректирует их.

III. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин).

Деятельность учителя: Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока, ставит цели (проблему).

Слайд 3.

Вопрос к классу:

  • А для чего же мы изучаем клетку? Почему нам это важно при изучении биологии?

Запись темы урока. Предположения по поводу изучаемой темы.

Деятельность учащихся: Отвечают на заданные вопросы.

IV. Изучение нового материала (25 мин).

Цели: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

Деятельность учителя: Организует учебную деятельность, объясняет новый материал.

Ребята мы сегодня с вами исследуем растительную клетку. Узнаем, из чего же состоит клетка Какое строение и какие функции выполняют органоиды клетки.

Слайд 4

Давайте представим, что живой организм - это большой многоэтажный дом, где много квартир. А клетка - это квартира.

С чего же начинается квартира?

Слайд 5

Первое это - стены, стена придает форму, она прочная.

В клетке роль стены выполняет клеточная стенка из целлюлозы.

Придает клетке форму и размеры. Выполняет транспортную функцию и защитную.

И второе - это дверь.

Дверь не впускает чужих, а только своих.

В клетке роль двери играет плазматическая мембрана.

Плазматическая мембрана защищает содержимое клетки от воздействия внешней среды.

Пропускает в клетку и выпускает из клетки вещества.

Слайд 6

Внутреннее убранство квартиры, обстановка, пространство все это в клетке создает цитоплазма.

Внутренняя среда клетки. Состоит из вязкого полужидкого вещества.

Связывает между собой органоиды.

Обеспечивает перемещение различных веществ.

Слайд 7

Далее мы заходим в квартиру и попадаем в коридор, от которого идут дороги в разные части квартиры.

Коридор и дороги - это эндоплазматическая сеть.

ЭПС состоит из сети многочисленных мелких канальцев и полостей, соединенных между собой.

Связывает все части клетки между собой.

Участвует в образовании и транспортировке питательных веществ.

Слайд 8

Далее мы попадаем на кухню. А там стоит холодильник, где находятся все питательные вещества.

Холодильник - это аппарат Гольджи.

Представляет собой стопку уплощенных мембранных мешочков – полостей.

Накапливаются и сортируются различные вещества.

Слайд 9

На кухне есть еще плита, где хозяйки готовят еду, питательные вещества. В клетке таким творцом являются рибосомы.

Мелкие округлые тельца.

Обеспечивают сборку белков.

Слайд 10

Отправляемся дальше. Мы в ванне. Там находятся дезинфицирующие средства, которые борются с грязью и пылью в квартире.

Ванна - это лизосомы.

Лизосомы – это маленькие пузырьки.

Внутри клетки переваривают пищевые частицы.

Уничтожают отслужившие органоиды.

Это чистильщики клетки.

Слайд 11

Когда мы заходим в квартиру после улицы, нам становится тепло и уютно благодаря батареям центрального отопления.

В клетке такую роли выполняют митохондрии.

Состоят из двух мембран. Внутренняя имеет выросты – кристы.

Митохондрии главные энергетические станции клеток.

Слайд 12

В каждой квартире есть комнатные растения, листья имеют зеленый цвет. Комнатные растения выделяют кислород и образуют органические вещества.

Это происходит за счет пластид зеленого цвета -хлоропластов.

В хлоропластах образуются органические вещества при помощи энергии Солнца.

Слайд 13

Фрукты и овощи на нашем столе содержат пластиды - хромопласты.

Пластиды, которые содержат красно-желтый пигмент.

Слайд 14

Картофель, который мы употребляем, содержат бесцветные пластиды - лейкопласты.

В них накапливаются запасные питательные вещества – крахмал.

Есть еще жизненно необходимые вещи в квартире - это водоснабжение и канализация.

Слайд 15

В клетке с этими вещами можно сравнить вакуоль.

Крупный пузырек, заполненный клеточным соком.

Накапливает питательные вещества и ненужные продукты жизнедеятельности.

Слайд 16

В каждой квартире есть свой хозяин или глава семья, который отвечает за порядок в квартире.

Таким важным элементом в клетке является ядро.

Важнейшая часть клетки.

Ядро состоит из двух мембран, имеет поры и ядрышко.

Отвечает за наследственную информацию клетки.

Вот такое увлекательное путешествие мы с вами совершили. Я надеюсь вам понравилось.

А теперь ответьте на вопрос:

Слайд 17

Из каких главных частей состоит клетка?

Ядро, оболочка и цитоплазма.

Слайд 18

Отметим важные признаки характерные для растительной клетки:

1. Наличие клеточной стенки из целлюлозы.

2. Наличие пластид

3. Наличие крупной вакуоли.

Ответим на вопрос урока.

А для чего же мы изучаем клетку? Почему нам это важно при изучении биологии?

Слайд 19

Запишем выводы.

Выводы из урока:

1. Клетка – это сложная многофункциональная структура всех живых организмов.

2. Из клеток - состоят все растения и живые организмы.

3. Клетка - обладает всеми признаками живого организма (питание, дыхание, рост, развитие, размножение, выделение, обмен веществ.)

Деятельность учащихся:

В ходе обсуждения учащиеся под руководством учителя заполняют инструктивную карточку.

(Приложение 1)

Учащиеся рассматривают слайды презентации:“Строение растительной клетки”.

Зарисовывают в инструктивной карточке клетку и подписывают ее части.

V. Закрепление материала Контролирующее задание (7 мин).

Деятельность учителя:

  • Организует закрепление материала.
  • Проводит проверку полученных знаний.

(Приложение 2).

Деятельность учащихся:

Учащиеся работают индивидуально, выполняя тестовые задания.

Затем меняются своими работами и оценивают друг друга.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (1 мин).

Деятельность учителя:

Вернёмся к целям, поставленным в начале урока.  Удалось ли их достичь? Довольны ли работой на уроке?

Оцените своё настроение.

Деятельность учащихся:

Учащиеся оценивают свое настроение.

VIII. Домашнее задание (2 мин).

Изучить параграф , ответить на вопросы в конце параграфа

По выбору:

  • Выполните модель растительной клетки;
  • Реши кроссворд.(Приложение 3)

Использованная литература:

Учебник В.В. Пасечник Биология. Изд.Просвещение. М:-2012г

Уроки биологии 5-6 классы. Под редакцией В.В.Пасечника. Москва “Просвещение” 2012г.

Ссылки на картинки

  1. http://images.yandex.ru/yandsearch?p=4&text=
    %D0%BA%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%
    B0%D1%8F%20%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0%
    20%D0%B8%D0%B7%20%D1%86%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D1%8E%
    D0%BB%D0%BE%D0%B7%D1%8B&fp=4&pos=126&uinfo=
    ww-1066-wh-454-fw-841-fh-448-pd-1.25&rpt=simage&img_url=
    http://content.foto.mail.ru/mail/kolzerin/_answers/i-1098.jpg
  2. http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&fp=0&img_url=
    http://platform.ak.fbcdn.net/www/app_full_proxy.php?app=45439413586&v=1&size=
    z&cksum=c90d0a8bb9192a19fbd53da5c96a6d8e&src=
    http://zauralonline.ru/images/news/055.jpg&text=
    %D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%8B%20%D0%B4%D0%BE%D0%
    BC%D0%B0%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&noreask=1&pos=4&lr=213&rpt=simage
  3. http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&fp=0&img_url=
    http://betstroim.ru/wp-content/uploads/2013/03/venge_big1.jpg&text=
    %D0%B2%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%
    B4%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%8C%20%D0%BA%D0%B2%D0%B0%
    D1%80%D1%82%D0%B8%D1%80%D1%8B%20%D1%84%D0%BE%
    D1%82%D0%BE&noreask=1&pos=5&lr=213&rpt=simage
  4. http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&fp=0&img_url=
    http://cdn.img.ria.ua/photosnew/dom/photo/kvartira_vinnitsa_prodaja__19192160b.jpg&text=
    %D0%BA%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%B0%20%
    D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&noreask=1&pos=4&lr=213&rpt=simage
  5. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%88%D0%B5%D1%80%D0%BE%
    D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%8F%20%D1%
    8D%D0%BF%D1%81&fp=0&pos=0&uinfo=
    ww-1066-wh-454-fw-841-fh-448-pd-1.25&rpt=
    simage&img_url=http://900igr.net/datai/biologija/Organizmy-i-kletki/0014-024-Endoplazmaticheskaja-set.jpg
  6. http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&fp=0&img_url=
    http://re-e.ru/images/zdaniyaipomesh/koridor/2.jpg&text=%D0%BA%
    D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D1%80%20%D1%
    84%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&noreask=
    1&pos=21&lr=213&rpt=simage
  7. http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&fp=3&uinfo=
    ww-1061-wh-454-fw-836-fh-448-pd-1.25&p=3&text=%D1%81%D1%85%
    D0%B5%D0%BC%D0%B0%20%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%
    B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BA%D0%BB%D0%B5%D1%82%
    D0%BA%D0%B8%20%D0%B8%D0%B7%20%D1%86%D0%B8%D1%82%
    D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%B7%D0%BC%D1%8B,%20%
    D1%8F%D0%B4%D1%80%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BE%D0%
    B1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B8&noreask=
    1&pos=106&rpt=simage&lr=213&img_url=
    http://lib.exdat.com/tw_files2/urls_45/15/d-14528/14528_html_m3215ad1d.jpg
  8. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%80%D0%B8%D0%B1%D0%
    BE%D1%81%D0%BE%D0%BC%D1%8B&fp=0&pos=0&uinfo=
    ww-1066-wh-454-fw-841-fh-448-pd-1.25&rpt=simage&img_url=
    http://thenews.kz/static/news/7/d/7dwAa75a.gif
  9. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%80%D0%B8%D0%B1%D0%
    BE%D1%81%D0%BE%D0%BC%D1%8B&fp=0&pos=10&uinfo=
    ww-1066-wh-454-fw-841-fh-448-pd-1.25&rpt=simage&img_url=
    http://www.vokrugsveta.ru/img/cmn/2009/01/20/013.jpg
  10. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BB%D0%B8%D0%B7%
    D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%BC%D1%8B&fp=0&pos=1&uinfo=
    ww-1066-wh-454-fw-841-fh-448-pd-1.25&rpt=simage&img_url=
    http://publications.nigms.nih.gov/insidethecell/images/ch1_lysosome.jpg
  11. http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&fp=21&uinfo=
    ww-1061-wh-454-fw-836-fh-448-pd-1.25&p=21&text=%D1%81%D1%
    85%D0%B5%D0%BC%D0%B0%20%D1%81%D1%82%D1%80%
    D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BA%D0%
    BB%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B8%20%D0%B8%D0%B7%
    20%D1%86%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%
    B0%D0%B7%D0%BC%D1%8B,%20%D1%8F%D0%B4%D1%80%
    D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%BB%
    D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B8&noreask=1&pos=656&rpt=
    simage&lr=213&img_url=http://www.starenie.ru/prichcini/i_mitohondrii.gif
  12. http://web2.mendelu.cz/af_211_multitext/obecna_botanika/obrazky/cytologie/chromoplast.jpg
  13. http://web2.mendelu.cz/af_211_multitext/obecna_botanika/obrazky/cytologie/amyloplast.jpg
  14. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B2%D0%B0%D0%
    BA%D1%83%D0%BE%D0%BB%D1%8C&fp=0&pos=1&uinfo=
    ww-1066-wh-454-fw-841-fh-448-pd-1.25&rpt=simage&img_url=
    http://danesh.roshd.ir/mavara/img/daneshnameh_up/3/30/vacuole3.jpg
  15. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%8F%D0%B4%D1%80%
    D0%BE%20%D0%BA%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B8&fp=
    0&pos=0&uinfo=ww-1066-wh-454-fw-841-fh-448-pd-1.25&rpt=
    simage&img_url=http://content.foto.mail.ru/list/ivankoboss/_animated/i-213.gif

14.03.2015