План внеклассного мероприятия «Говорим на русском языке»

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (45,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Класс – 5 - 8

Форма проведения - устный журнал.

Ход мероприятия

1. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель. - Добрый день, ребята. Предметом сегодняшнего разговора будет наша речь. Послушайте песню композитора Г.Гладкова на стихи О.Александровой и определите ее тему и направления.

(Слайд 2) (Звучит песня “Говорим на русском языке”)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Учитель. - Какой бывает речь? Чем письменная речь отличается от устной? Какая речь сложнее?

3. Постановка учебной задачи.

Учитель. - Итак, сформулируйте тему мероприятия, определите проблемы и задачи, которые будем решать.

(Мы будем говорить об устной речи, ее красоте и чистоте)

4. Построение проекта.

Учитель. - Урок построим в форме устного журнала.

5. Реализация построенного проекта.

Учитель. – Прочитайте и проанализируйте эпиграф.

(Слайд 3)

Как слово наше отзовется...
Ф.И.Тютчев

Страница 1. “Великий и могучий...”

(Слайд 4)

Учащийся 1. (В.Брюсов “Родной язык”)

Мой верный друг! Мой друг коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык!
Мои стихи – как дым алтарный!
Как вызов яростный – мой крик!
Твои богатства, по наследству,
Я, дерзкий, требую себе.
Призыв бросаю, - ты ответствуй.
Иду, - ты будь готов к борьбе!
Но, побежден иль победитель,
Равно паду я пред тобой:
Ты - мститель мой, ты – мой спаситель.
Твой голос – небо надо мной!

Учащийся 2. (К.Алтайский “Русский язык”)

Веками тебя шлифовали без устали
В изустном реченье и в строе строки
Поэты с неведомыми златоустами,
Купцы, академики и мужики.
Ты волен и плавен, как Волга и Ладога,
Как наши равнины, широк и велик,
Живой, как родник,
Многоцветный, как радуга,
Звучащий, как музыка, русский язык.

Учитель. - Основоположником современного русского языка является А.С.Пушкин. Музыкальность и ритмичность его стихов привлекали внимание композиторов.

(Слайд 5) (Звучит песня “Что в имени тебе моем” на стихи А.С.Пушкина)

(Слайд 6) Вывод 1. Чтобы быть достойным гражданином своей страны, надо знать родной язык, ибо, по словам А.И.Куприна, “Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен”.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Учитель. - Нам дан во владение самый богатый, меткий, поистине волшебный язык. Но мы не всегда ценим это богатство, иной раз небрежно относимся к употреблению слов, засоряем речь ненужными выражениями, иноязычной лексикой.

Страница 2. “Чужая медь”.

(Слайд 7)

Учитель - Послушайте рассказ М.Зощенко “Обезьяний язык”, запишите непонятные слова, объясните смысл названия рассказа.

Учащийся 3. (Чтение и обсуждение рассказа М.Зощенко “Обезьяний язык”)

Учащийся 1. (А.Марков “О, как французским усмиряли...”)

О, как французским усмиряли
Вольнолюбивый мой язык!
Сперва к салонам примеряли,
Но он к салонам не привык.
Его монголы укрощали,
Плетьми, стегая на бегу.
А он, без жалоб и печали,
Богаче стал назло врагу! 
Язык мой немцы сокращали
В учителя, пробравшись к нам,
От слов мужицких очищали:
“Зачем России лишний хлам?”

Учащийся 2. (С.Сергеев-Ценский “Наш язык”)

И слово вещее мы ценим,
И слово русское мы чтим,
И силе слова не изменим,
И святотатцев заклеймим, -
Тех, кто стереть готовы грани
Всех слов родного языка,
Всех самоцветов, цветотканей,
До нас дошедших сквозь века,
Кто смотрит взглядом полусонным,
Забившись зябко в свой шалаш,
Кто пишет языком суконным
И выдает его за наш.
Ведь это гений наш народный
Сверкал под гнетом наших туч:
Язык правдивый и свободный,
И величав он, и могуч.
К нам перешел он по наследью,
Для нас дороже он всего,
Мы заменить чужою медью
Не смеем золото его.
Как стража драгоценной чаши,
Должны мы дар веков сберечь
И новым блеском жизни нашей
Обогатить родную речь!

(Слайд 8)

Вывод 2. Русский язык – это языковой факел мира и дружбы, это колокол, зовущий властно и призывно.

А “Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус”, - писал Виссарион Григорьевич Белинский - литературный критик, публицист. Во Франции за применение в средствах массовой информации иностранных слов, которым есть замена в родном языке, взимается штраф. Мудрое решение.

Учащийся 3. (В.Шефнер)

Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.

Учитель - “Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас”, - призывал   Иван Сергеевич Тургенев.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Страница 3. “Лишние слова”.

(Слайд 9)

Учащийся 1. (А.Шибаев “Всему название дано...”)

Всему название дано,
К примеру, зверь, предмет.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нет.
И все, что может видеть глаз,-
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас,-
Означено словами.
Они слышны и здесь, и там,
На улице и дома:
Одно – давно привычно нам,
Другое – незнакомо...

Учитель. - Ребята, вы знаете, что такое слова-паразиты, слова-пустышки? Не знаете? Тогда посмотрите знакомую сценку.

(Сценка)

-- Ты сегодня собирался в кино?

-- Ага!

-- А билет еще не купил?

-- Ага!

-- Будешь покупать – купи и мне.

-- Ага!

-- Зайти за тобой?

-- Ага!

Учитель. - Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно.

Учащийся 2. Можно иногда слышать, как ученики говорят: “давайте не будем”, “давайте берите”, “давайте поедем”, “давайте берегите”. Здесь слово “давайте” лишнее, придает речи грубоватый оттенок, его не надо употреблять.

Учитель.- Эти слова звучат в разговорной речи, но их также можно услышать и на уроке. Вспомним “Пролог” А.С.Пушкина к поэме “Руслан и Людмила”. (Звучит отрывок из произведения) Сатирик Кривицкий наполнил его словами-паразитами. Что же получилось? Послушайте. “Как говорится, у Лукоморья, типа того, дуб, значит зеленый. Такая  история. Златая, как бы цепь э-э... на дубе том. Ну-у и днем, как бы, и ночью кот, понимаешь, ученый вроде как, ходит, в смысле, по цепи, типа того, кругом”. Смешно? А, по-моему, глупо, некрасиво и совсем не по-русски.

- А сейчас приглашаю вас на “Веселый урок” Радионяни. (Звучит песня “Лишние слова”)

Учитель. - В русском языке огромное количество слов. Словарь С.Ожегова составляют 120 тысяч слов. А словарь В.Шекспира - 12 тыс. слов. Словарь негра из людоедовского племени “Мумбо-Юмбо” - всего 300. А Эллочка Щукина из романа И.Ильфа и Е.Петрова “12 стульев” легко и свободно обходилась тридцатью.

(Слайд 10)

Вывод 3. “Общаться с языком кое-как – значит, и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно”, - писал А.Н.Толстой.

(А.Сумароков)

Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат;
Но скудно вносим мы в него хороший склад;
Так чтоб незнанием его нам не бесславить,

Нам нужно весь свой склад хоть несколько поправить.

Страница 4. “Точность выражений”.

(Слвйд 11)

Учитель – Русский язык наш очень богатый, в нем очень много различных оттенков, которыми нельзя пренебрегать.

Учащийся 3. (Ю.Тимянский “Рассказ школьного портфеля”)

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.
Ему уже 12.
Но говорит он до сих пор
Не “коридор”, а “колидор”.
Дилектор входит в кабинет...”
“Закрыт магАзин на обед...”
“Хозяйка моет стаканЫ...”
Секет свеклУ...” “Пекет блины...”
И до меня дошел черед:
Портфель он “пОртфелем” зовет.
Но мне не зря “Родную речь”
Судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя:
Пусть и его зовут ПетЯ.

Учитель – Послушайте стих-е и исправьте ошибки, грамматические и орфоэпические.

Учащийся 1. (“Между прочим”)

Говорил он, между прочим,
“КрасивЕе”, “Мы так хочем”,
“ДОсуг, шОфер, прОцент, зАем,
КвАртал, пОртфель, бюллетень”,
“ПОверх плана выполняем”,
“Агент звОнит цельный день”.

Учитель. - Отгадайте загадки, поставив правильно ударения в словах.

1)

На бахче у нас растет,
Как разрежешь – сок течет.
Свеж и сладок он на вкус,
Называется... (арбУз).

2)

Из меня посуду тонкую,
Нежно-белую и звонкую
Обжигают с давних пор,
Называюсь я... (фарфОр).

3)

Эту зелень ты не тронь:
Жжется больно, как огонь.
Неприметна, некрасива,
Называется... (крапИва).

4)

Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный... (каталОг).

(Звучит песня “Правила ударения”)

(Слайд 12)

Вывод 4.  Чтобы не оказаться в смешном положении, надо соблюдать правила устной речи, языковые нормы.

Страница 5. “Тонкость выражений”.

Учитель. - Как видим, в устной речи есть свои строгие правила. К большому сожалению, мы не прислушиваемся к тому, как говорим.

(Слайд 13)

Учащийся 2. “Засыпался” - так говорят о сыпучем материале. У нас же иногда это слово употребляется в смысле “плохо ответил”: “Я сегодня засыпался по математике”. Это слово грубое, жаргонное, его нельзя вводить в речь.

Учащийся 3. “Вставать” - значит подниматься с места. В автобусе, в трамвае часто спрашивают: “Вы сейчас встаете?” Нужно говорить: “Вы сейчас выходите?”

Учащийся 1. (Ю.Благова “Тонкость выражений”)

Я в автобусе стоял,
Вдруг на повороте
Кто-то сзади мне сказал:
- Вы сейчас встаете?
Нам к ответу бы призвать
Этого героя:
- Объясни, как может встать
Тот, кто едет стоя?
Но автобус не привык
Видеть суть ошибок,
Да к тому наш язык
Беспредельно гибок.
И стараются в пути
Дяди или тети
Всех стоящих впереди
Спрашивать:
- Встаете?

Учащийся 2. “Обратно” - значит назад. Некоторые употребляют это слово в смысле “опять”, “снова”: “Этим летом ты обратно поедешь в лагерь?” Получается, что все прошлое лето он ехал из лагеря.

Учащийся 3.

Двух гражданок городских
Слушал я при встрече.
Заурядные у них обороты речи.
Никаких таких примет,
Только многократно,
Там, где надо, там, где нет,
Слышится “обратно”:
--Главк обратно ордер дал
Нашему соседу.
--А у нас большой скандал
Был обратно в среду.
--Я обратно плащ взяла,
Там обратно пятна.

Учащийся 1. “Крайний” - значит находящийся с краю. Иногда крайним называют того, кто после всех стал в очередь. Но ведь у очереди 2 края, - выходит, что стоящий впереди тоже крайний. Поэтому надо спрашивать: “Кто последний?”

Учащийся 2.

Я, бодрясь по мере сил.
У врача в передней
Ожидающих спросил?
-Кто из вас последний?
И сейчас же был ответ
Выдан громогласно:
-В наши дни последних нет.
Я здесь крайний. Ясно? –
Так сострил какой-то бас.
И не без успеха:
Ожидающие враз
Взвизгнули от смеха.
Но сказал я в свой черед
Со злорадством тайным:
-Хорошо смеется тот.
Кто смеется ... крайним!

Учитель. - Опасность, грозящая языку, - это искажение слов в результате невежества.

(Слайд 14) В

ывод 5. Стать невеждой несложно - просто надо перестать работать над своей речью. “По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности”, - говорил К.Паустовский. А И.С.Тургенев призывает всех: “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!”

(Сергей Скачко “Язык”)

С благоговеньем прикасайся
К тому, чем ты вооружён,
Твори светло и упивайся
Безбрежным русским языком
Воздушно лёгок, сочен, вкусен,
Суров и нежен, многолик,
Во всех мелодиях искусен
Наш удивительный язык.
Ему к лицу и термин узкий,
И междометный вздох, и клич,
Гордись, что понимаешь русский,
Старайся глубину постичь.
Смешно и грустно слышать, право,
Как эллочек и фимок рать
К заморским “ингам”, „шн” и “вау”
Его, кряхтя, хотят прижать.

Язык не выбирают, однако это не снимает ответственности за него.

Учащийся 3.

Как стража драгоценной чаши,
Должны мы дар веков сберечь
И новым блеском жизни нашей
Обогатить родную речь.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Страница 6. “Как аукнется – так и откликнется”.

(Слайд 15)

Учитель. - Важнейшее средство выразительности речи – интонация. С помощью интонации мы можем не только выразить тончайшие оттенки мысли и чувства, но и добиться того, чтобы сказанное приобрело смысл.

Учащийся 1. (В.Солоухин “Слово о словах”)

Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не  взвесишь,
Не отправляй его в полёт.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить,
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.

Учащийся 2. (В.Шефнер)

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести,
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить...
И не делай их слугами в мелком быту –
Береги изначальную их чистоту.

Учитель. - “Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинаний – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться”,- говорил писатель - Константин Георгиевич Паустовский.

(Звучит песня “Занимательная грамматика”)

(Слайд 16) Вывод 6. Владеть голосом – полдела. Надо уметь выразить свою мысль четко и образно.

Страница 7. “Несуразные вещи”.

(Слайд 17)

Учитель. - Чтобы тебя понимали окружающие, надо следить за своей дикцией. Если этого не делать, можно получить вот такие несуразные предложения. Послушайте ляпы из школьных сочинений и исправьте их.

- С М.Ю.Лермонтовым я познакомилась в детском саду.

- Писатель в своих произведениях показывает нам простой язык.

- Пушкин пришел ко мне с колыбелью.

- Муму прижалась к стенке, когда подошла барыня и оскалила зубы.

- Март так назван в честь морфологического бога войны – Марса.

- Сочинение по роману М.Шолохова “Поднятая церемония”.

- Английский естественный испытатель искал испорченный гарем.

- У меня стоит оценка за 30 февраля?

- На их лицах не унывает улыбка.

- Медвежонок представляет собой обезьяну.

- Ты наказана за свою преданность.

- Есть не только дикая природа, но и домашняя.

- От восьми десятнадцатых...

- Рассказ А.П.Чехова “Мультипришибеев”.

- Кровать девочки очень помята: она ночью сильно ворочалась.

- Трещит злопамятная печь.

- В эпоху социологизма.

- Слава богу, ты умер. И теперь я спокойна.

- С тех пор церковь стоит до сих пор.

- Извинительное наклонение.

- Черестепенные члены предложения.

- Пах – известный русский композитор.

- Я подъехала к куче толпы.

- Мне удалось спасти котенка от минуемой смерти.

Учащийся 3. (Н.Заболоцкий “Читая стих”)

Любопытно, забавно и тонко:
Стих, почти не похожий на стих.
Бормотанье сверчка и ребенка
В совершенстве писатель постиг.
И в бессмыслице скомканной речи
Изощренность известная есть.
Но возможно ль мечты человечьи
В жертву этим забавам принесть?
И возможно ли русское слово
Превратить в щебетанье щегла,
Чтобы смысла живая основа
Сквозь него прозвучать не могла?
Нет! Поэзия ставит преграды
Нашим выдумкам, ибо она
Не для тех, кто, играя в шарады,
Надевает колпак колдуна.
Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык.

Учитель. - Чтобы избежать нелепых ошибок, поиграем в скороговорки.

(Слайд 18) (Игра “Всех скороговорок не перескороговоришь”)

- Купила Марусе бусы бабуся, на рынке споткнулась бабуся о гуся.

- На реке поймали рака. Из-за рака вышла драка. Это Лещ – забияка снова бросил рака.

- В грязи у Олега увязла телега: сидеть тут Олегу до самого снега.

- Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки на дворе.

- Лена искала булавку, а булавка упала под лавку. Под лавку залезть было лень, искала булавку весь день.

(Слайд 19) Вывод 7. Речь человека – это его визитная карточка.

9. Рефлексия деятельности (итог занятия).

(Слайд 20) Страница 8. “Богатейший язык”.

1)

  • “Нам дан во владение самый богатый, меткий и поистине волшебный язык” (К.Паустовский)
  • “Русский язык неисчерпаемо богат и все более обогащается с быстротой поражающей” (М.Горький)
  • “Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения” (В.Белинский)
  • “Богатый, звучный, живой, отличающийся гибкостью ударений и бесконечно разнообразный в звукоподражаниях, способный к передаче тончайших оттенков” (П.Мериме)

- А каково ваше отношение к языку?

2) (А.Яшин “Русский язык”)

Я люблю свой родной язык:
Он понятен для всех, он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч...
Для народов всех в мире стран
Он на дружбу, на братство дан...

3) (И.Тургенев “Русский язык”)

“Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!”

(Слайд 21) Вывод 8. “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык! Этот клад, это достояние”. (И.Тургенев)