"Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]". 3-й класс

Разделы: Начальная школа


Тип урока: изучения нового материала.

Цели:

Обучающие:

  • познакомить учащихся с правописанием буквы «ы – и» после «ц»,
  • научить правильно обозначать орфограмму в различных частях слова, расширить лексический запас учащихся;

Развивающие:

  • развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать;
  • развивать орфографическую зоркость.

Личностные УУД:

  • устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом;
  • определять общие для всех правила поведения;
  • определять правила работы в группах;
  • оценивать усваиваемое содержание;
  • устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • работать по плану;
  • высказывать своё предположение на основе учебного материала;
  • отличать верно выполненное задание от неверного;
  • осуществлять самоконтроль;
  • совместно с учителем и товарищами давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике, тетради;
  • ориентироваться в своей системе знаний;
  • проводить анализ учебного материала;
  • проводить классификацию, указывая на основание классификации;
  • проводить сравнение, объясняя критерии сравнения;

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  • владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Оборудование:

  • «Русский язык 3 класс 1 часть» С. Иванов и др. – Москва: «Вентана – Граф», 2012.
  • Рабочая тетрадь «Пишем грамотно»3 класс 1 часть, С Иванов и др., – Москва: «Вентана-Граф».
  • Карточки.
  • Схемы по алгоритму.
  • Тест, ключ к тесту
  • Компьютер, проектор, доска.

Формы работы:

  • Фронтальная;
  • Групповая;
  • Работа в парах;
  • Индивидуальная.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный.

Этап мотивации

Сумели вместе на урок собраться,
за работу дружно взяться
Будем думать, рассуждать,
Друг другу будем помогать
Можем мы урок начать.

– Пожелайте друг другу удачи!

– Покажите с помощью карточки

  • Жёлтый – мне хорошо,
  • Красный – мне тревожно,
  • Синий – мне грустно.

 

 

 

 

Показывают карточки

2. Изучение нового материала.

Постановка учебной проблемы

на доске слова:

Цирк – цырк, синицы – синици,
Станция – станцыя, циган – цыган.

– Почему одно и то же слово написано два раза?

– А у вас в данный момент запись этих слов вызывает затруднение?

– А в каких частях слова неясное написание и после какого звука?

– Как вы думаете будет называться тема урока?

– Чему мы можем научиться на уроке?

 

Планирование УД.

– Составим план изучения новой темы.

– Кто обозначит последовательность нашей работы, используя карточки?

План: что изучаю, проверяю, наблюдаю, оцениваю, применяю.

 

Работа с грамматическим материалом.

На доске слова:

Цирк синицы секция
Циркуль скворцы акация
Цифра птенцы станция

– Прочитайте слова первого столбика

– В какой части слова орфограмма? Что заметили?

– Найдите нужную схему.

– Прочитайте слова второго столбика. В какой части слова орфограмма?

– Что заметили? Найдите нужную схему.

– Прочитайте слова третьего столбика. На что оканчиваются эти слова?

 

Выведение правила. Работа в парах.

– Посоветуйтесь друг с другом и сделайте вывод: в каком случае после «ц» пишется «ы», а в каком «и».

– Прочитайте правило в учебнике. Правильно мы сформулировали?

– Мы не сказали о словах-исключениях. Запишите их в тетради.

– Предлагаю чистоговорку: «Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул «цыц»

 

Работа со словарём

– Значения каких слов непонятны.? (цыкать)

 

Составление алгоритма применения правила.

– Попробуйте с соседом составить алгоритм к правилу.

Работа в парах

3. Закрепление изученного.

По учебнику. Упражнение 1 страница 122

Работа в тетрадях с печатной основой.

Упражнения 1, 2, 3 страницы 33-34

Взаимопроверка

Групповая работа.

4. Выполнение тестового задания.

а) В корнях слов после «Ц» звук «Ы» обозначается:

  • всегда буквой и;
  • буквой «И» , кроме слов – исключении;
  • буквой «Ы»

б) В окончаниях после «ц» пишется:

  • буква «и»
  • буква «ы»

в) Найди и подчеркни «лишнее» слово.

  • Ц – фра, ц –ганка, ц –кнуть, ц – ц

– Что вам помогло выполнить тестовое задание?

Проверка по эталону.

5. Рефлексия. Итог урока.

Продолжите предложения:

  • На уроке я узнал…
  • Я смог…
  • Я смогу применить…

– Кому на уроке было легко?

– Для кого тема была трудна?

– Оцените свою работу с помощью карточки.

 

6. Домашнее задание.

упражнение 3 стр 122, из учебника,

(по выбору)

  • Составить кроссворд,
  • Составить текст «В цирке»
 

23.02.2015