Урок биологии в школе VIII вида по теме "Бактерии. Значение бактерий в природе и жизни человека". 7-й класс

Разделы: Коррекционная педагогика


Цель урока: формировать представление о бактериях и об их значение в природе и жизни человека.

Задачи урока.

Образовательная: изучить особенности бактерий, разнообразие видов и форм бактерий, их значение в природе и жизни человека.

Развивающая: развивать познавательную деятельность.

Коррекционная: корригировать умение устанавливать связь между бактериями и значением бактерий в быту.

Воспитательная: воспитывать потребность соблюдения гигиенических норм в быту.

Методы:

словесный (беседа, диалог);

наглядный (работа с рисунками, схемами);

практический (поиск информации);

дедуктивный (применение знаний).

Формы работы:

фронтальная;

индивидуальная.

Речевой материал: бактерии, кокки, бациллы, вибрионы, спириллы, бактерии гниения, почвенные бактерии, клубеньковые бактерии, молочнокислые бактерии, кишечная палочка, болезнетворные бактерии.

Средства обучения:

Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - З.А. Клепинина “Биология. Растения. Бактерии. Грибы”, Москва “Просвещение”, 2012.

Рабочая тетрадь к учебнику для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - З.А. Клепинина “Биология. Растения. Бактерии. Грибы”, Москва “Просвещение”, 2005.

Оборудование: компьютер.

Краткое описание.

Среда обитания и общие признаки бактерий: строение клетки и жизненные формы.

Процессы жизнедеятельности: питание, размножение.

Значение бактерий в природе и в жизни человека.

Меры профилактики бактериальных инфекций.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Отчет дежурного. Проверка принадлежностей.

- Здравствуйте. Садитесь. Ребята кто дежурный в классе?

2. Мотивации к восприятию учебного материала.

- Сегодня на уроке пойдет разговор о совершенно необычных организмах, которых скорее всего, из вас никто не видел, но обязательно слышал.

II. Сообщение темы и целей урока.

1. Вступительное слово:

- Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы должны будете назвать тему урока.

Отправимся в путь без сомнений и муки, 
Чтоб тайны освоить великой науки.
Раскроим сегодня бактерий секреты – 
Без ядер, зато санитары планеты!
Их изучали до нас очень многие
Открыли секреты заведомо строгие.
Придется пройти нам по дебрям науки
Желательно только без лени и скуки.

- Какая тема нашего урока? (Бактерии)

- Тема нашего урока “Бактерии”.

Презентация “Бактерии”.

- Сегодня на уроке мы изучим особенности бактерий и их значение в природе и жизни человека. Это и будет целью урока.

- А работать мы будем по плану. Вы узнаете, кто открыл бактерии, где они обитают, какое у бактерий строение, о процессах жизнедеятельности и многообразии бактерий, о значении бактерий в природе и в жизни человека.

План урока:

Открытие бактерий.

Кто такие бактерии?

Среда обитания бактерий.

Строение бактерии.

Многообразие бактерий.

Значение бактерий в природе и жизни человека.

III. Изучение нового материала.

- Начнем изучение нового материала. Я вам буду рассказывать, а вы внимательно слушайте и запоминайте, чтобы потом могли ответить на вопросы.

1. Из истории о бактериях.

- И первый пункт плана урока “Открытие бактерий”.

- Первые бактерии возникли на земле более 3 миллиардов лет назад. Благодаря воздействию бактерий изменялась и развивалась живая оболочка Земли – биосфера. Бактерии, участвовали в почвообразовании и создавали условия растений.

А открытие мира бактерий связано с именем нидерландского ученого Антони ван Левенгука. Обладая природной любознательностью, Левенгук с интересом рассматривал все, что попадалось под руку, с помощью своего микроскопа, дающего увеличение до 300 раз. И вот благодаря своей любознательности Левенгук в 1676 году открыл бактерии.

- Кто и в каком году открыл бактерии?

(Антони ванн Левенгук в 1676 году)

- Каким прибором пользовался Левенгук при открытии бактерий?

(Микроскопом)

- Значит бактерии – это, какие организмы по размерам?

(Бактерии – мельчайшие организмы.)

Вывод: бактерии – это мельчайшие организмы и их открыл Антони ван Левенгук в 1676г.

2. Среда обитания.

- Современными учеными бактерии обнаружены везде: в воде, в почве, в воздухе, на скалах, в полярных снегах, в песке, в полезных ископаемых, в живых организмах и в других местах. Бактерии переносят высушивание, сильные холода, жару, не теряя при этом жизнеспособности.

- Где обитают бактерии?

(Бактерии обитают всюду)

Вывод: бактерии обитают всюду.

3. Строение бактерии

- Несмотря на то, что бактерии обитают в разных средах, они имеют одинаковое внутреннее строение.

- Вспомним строение растительной клетки. Посмотрите на слайд, здесь изображена растительная клетка. Вспомним строение. Назовите основные части растительной клетки.

(Основные части строения растительной клетки: ядро, цитоплазма, вакуоль, оболочка)

- А теперь посмотрите на бактерию. И скажите, какое строение имеет клетка бактерии. Перечислите основные части бактерии.

(Основные части бактерии: оболочка, вакуоль, цитоплазма).

- Чем бактерия отличается от растительной клетки?

(Клетка бактерии отличается от растительной клетки – тем, что у бактерии нет ядра).

Вывод: у бактерии нет ядра.

4. Многообразие бактерий.

- В мире очень много разных бактерий. Они различаются например по форме. Сейчас я вам расскажу о самых распространенных бактериях по форме.

Формы бактерий:

Кокки – это бактерии округлой формы.

Бациллы – эти бактерии имеют палочковидную форму.

Спириллы – эти бактерии похожи на спирали.

Вибрионы – а эти бактерии похожи на запятую.

Словарная работа: проговорите названия бактерий.

Жизнедеятельность бактерий:

- Дальше вы узнаете о процессах жизнедеятельности бактерий.

- Современным ученым известно большое количество бактерий. Бактерии различаются и по способу дыхания. Некоторым бактериям кислород необходим для жизни, а другим не нужен. Многие бактерии при дыхании могут светиться.

- Ребята, что вы можете сказать о процессе дыхания бактерий?

(Некоторым бактериям кислород необходим для жизни, а другим не нужен.)

Питание осуществляется всей поверхностью клетки. Есть бактерии, которые питаются готовыми органическими веществами живых и мертвых организмов. Другие бактерии живут внутри других организмов и приносят им пользу.

- Скажите, как питаются бактерии?

(Питание осуществляется всей поверхностью клетки)

Движение. Передвигаются бактерии при помощи жгутиков.

- Как передвигаются бактерии?

(Передвигаются бактерии при помощи жгутиков)

Размножение.

- А сейчас вы посмотрите ролик о размножении бактерий и скажите, как размножаются бактерии?

Динамическая пауза. Приложение 2

Ролик о размножении бактерий.

Бактерия! Начинается с одной.
Бактерия! И становится двойной.
Бактерия! Сто раз и пополам.
Бактерия! Сила поступает к нам.
Бактерия! Так и будем мы расти!
Бактерия! Нет преграды на пути!
Бактерия! Воцаримся тут и там!
Бактерия! Целый мир подвластен нам!

- Как размножаются бактерии?

(Бактерий размножаются путем деления клетки на две части)

- Правильно. Большинство бактерий размножаются путем деления клетки на 2 части. Для бактерий характерен высокий темп размножения: деление происходит быстро.

- Скажите, если бактерии дышат, питаются, размножаются, то какие это организмы?

(Бактерии – это живые организмы)

Вывод: бактерии – живые мельчайшие организмы, которые живут всюду.

5. Значение бактерии в природе и жизни человека.

- Бактерии широко распространены в природе и очень малы. Насколько же велико их значение? Может быть оно также мало, как и они сами?

- Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю послушать рассказ о том, как разные бактерии заспорили между собой, кто из них нужнее на Земле. И не придя к единому мнению, они обратились к человеку, чтобы он их рассудил. Давайте послушаем, что рассказывают о себе бактерии.

Бактерии гниения

Мы - бактерии гниения.
Нас не любят, к сожалению.
Портим мы у вас продукты:
Мясо, овощи и фрукты.
Портим всё: бумагу, сено.
Но нужны мы, несомненно:
Санитары мы Земли.
Трудимся без устали.
Кто уходит в мир иной,
Превращаем в перегной.

- О каких бактериях говорили?

(Бактерии гниения)

- Какое значение у этих бактерий?

(Бактерии гниения портят продукты, делают перегной)

- Бактерии гниения – своеобразные санитары нашей планеты. Бактерии гниения разлагают органические вещества отмерших растений и животных, выделения живых организмов и другие органические отходы, превращают их в перегной, участвуя, таким образом, в образовании почвы.

Но и много неприятностей приносят нам эти бактерии, деятельность которых приводит к порче продуктов питания.

- Как вы думаете, как человек защищает продукты питания от бактерий гниения?

(Человек хранит продукты в холодильнике, консервирует)

- Конечно же, правильно. Люди большинство продукты хранят в холодильнике. Также чтобы продукты не портились, их солят, сушат, маринуют, консервируют, то есть создают для бактерий неблагоприятные условия.

- Послушаем о следующей группе бактерий.

Почвенные бактерии

Молодцы вы, но без нас
Не смогли бы жить растения.
Перегной мы после вас
Превращаем в удобрения
Минеральные. И вот
Корень в почве их найдёт,
В лист зелёный передаст.
Лист для всех живых создаст
Органическую пищу:
Для животных, человека,
Для бактерий и грибов.
Потому без лишних слов
Мы, признайте, лучше всех.

- Назовите группу бактерий, о которых услышали?

(Почвенные бактерии)

- Для чего нужны эти бактерии?

(Почвенные бактерии необходимы для получения минеральных удобрений из перегноя)

- Почвенные бактерии перерабатывают перегной до минеральных веществ, которые могут поглощаться растениями из почвы.

Если бактерии гниения и почвенные бактерии не участвовали бы в круговороте веществ, поверхность земли покрылась бы толстым слоем останков погибших организмов. Круговорот веществ в природе обеспечивают бактерии гниения и почвенные бактерии.

Клубеньковые бактерии

Что за бред тут? Что за смех?
Мы - особые бактерии.
К нам относятся с доверием
Соя, клевер, астрагал.
Очень дружим мы с бобовыми.
И не зря ведь клубеньковыми
Ласково ты нас назвал.
Мы азот свободный воздуха
Без усталости, без отдыха
Превращаем в аммиак.
Лучше всех мы, что, не так?!

- Назовите группу бактерий?

(Клубеньковые бактерии)

- Каково значение этих бактерий?

(Эти бактерии выделяют в почву азот необходимый для растений)

- Назовите семейство растений, которые имеют клубеньки на корнях?

(Семейство бобовых)

- Эти бактерии, способны усваивать азот из воздуха и превращать его в минеральные вещества, которые потом и усваивают растения. Эти бактерии поселяются на корнях бобовых растений, таких как горох, фасоль, клевер, люцерна, образуя на них клубеньки, и поэтому получили название клубеньковые бактерии.

Молочнокислые бактерии

Я главней! Ты - почвы житель.
Я же в почве жить не стану.
Превращаю в сыр, в сметану
Я парное молоко.
А ещё капусту сквашу,
Огурцы, томаты ваши
Сохраню я много дней.
Кукурузу, что скосили,
Превращу я в сочный силос.
Ну, скажите ж, кто нужней?!

- Назовите группу бактерий.

(Молочнокислые бактерии)

- Какое значение у этих бактерий?

(С помощью молочнокислых бактерий получают различные продукты питания)

- Да, эти бактерии приносят пользу для человека и их используют для приготовления многих молочнокислых продуктов: сметаны, кефира, ряженки, сыра, квашеной капусты, а также для производства силоса – корма для домашних животных.

Кишечная палочка

Мы нужней! Мы тут, в кишечнике.
Ты попробуй-ка без нас.
Заболеешь в тот же час.
Съешь салат, попьёшь компот, -
Будет пучить твой живот.
Будешь мучиться до слёз.
Мы с тобою — симбиоз.
Палочка кишечная
Всех главней, считаю я.

- Про какую бактерию говорили?

(Кишечная палочка)

- Какое значение для человека имеет кишечная палочка?

(Кишечная палочка положительно влияет на организм человека)

- Есть бактерии, живущие в кишечнике человека их примерно от 300 до 1000 видов. Учёные считают, что их общая масса может достигать 1 кг.

Все они играют важную роль в нашем организме, участвуют в пищеварении, вытесняют вредные бактерии из организма человека.

Кишечная палочка – одна из таких бактерий, и она является спутником человека. Она обитает в кишечнике, помогает расщеплять молочный сахар и вырабатывать витамины. Она необходима организму человека.

Болезнетворные бактерии

Мы тоже живём в кишечнике.
И с нами болеет он.
Я - палочка дизентерийная,
Холерный я вибрион.
Попробуй, не вымой руки,
Мы сразу тебя найдём.
Уж мы нe умрём от скуки.
Мы живо тебя изведём!

- Какие бактерии вам о себе рассказали?

(Болезнетворные бактерии)

- Как они влияют на организм человека?

(Болезнетворные бактерии вызывают различные заболевания в организме человека)

- Верно. Некоторые виды бактерий поселяются в организмах растений, животных, человека и отравляют организм живых существ продуктами своей жизнедеятельности, то есть вызывают болезнь.

Например, у человека бактериальными являются такие заболевания, как ангина, туберкулёз, дизентерия, дифтерия и многие другие.

Одними болезнетворными бактериями человек заражается при общении с больными людьми, другими - при употреблении пищи или воды, в которую попали болезнетворные бактерии.

- Как вы думаете, что нужно делать человеку, чтобы не заразиться болезнетворными бактериями?

(Меньше общаться с больным человеком, делать уборки помещения)

- Конечно, чтобы избежать бактериальной инфекции, человеку необходимо соблюдать определённые правила:

  • правильно хранить и приготавливать продукты питания,
  • мыть овощи, фрукты, не пить сырую воду,
  • следить за чистотой своего тела и жилища,
  • вовремя делать профилактические прививки.

Бактерии погибают при воздействии высоких температур, прямого солнечного света, воздействии дезинфицирующих средств, например хлорки.

- Болезнетворные бактерии – являются возбудителями многих заболеваний. Например, дизентерия – или по-другому еще её называют болезнь “немытых рук”. Как вы думаете, почему?

(Много бактерий собирается у нас на руках, если их не мыть с мылом, то большое количество бактерий попадет в организм человека. Это вызывает заболевание)

- Какие правила необходимо соблюдать?

(Мыть руки с мылом)

Словарная работа: прочитайте названия групп бактерий.

- Несмотря на всё, чтобы вы ответили бактериям?

(Бактерии необходимы в природе и жизни человека)

- Для чего необходимо знать человеку о значении бактерий?

(Человеку необходимо знать о значении бактерий, чтобы использовать их в хозяйственной деятельности и бороться с ними)

Вывод этапа: бактерии мельчайшие живые организмы. Они участвуют в круговороте веществ в природе. Роль бактерий в природе и жизни человека огромна. Бактерии, обитая везде, часто определяют различные процессы, происходящие в природе. Человеку необходимо знать о значении бактерий использовать их в хозяйственной деятельности и бороться с ними.

IV. Первичное закрепление изученного материала.

- А сейчас мы с вами еще раз поговорим о бактериях.

1. Работа в тетрадях. Приложение 3

- Откройте тетради на странице

2. Зачитайте первый вопрос: кто такие бактерии? Ответ найдите в учебнике на странице 207.

(Бактерии мельчайшие живые организмы разнообразной формы.)

- Запишите ответ в тетрадь.

- Кто и когда открыл бактерии?

(Нидерландский ученый Антони ван Левенгук в 1676 году)

- Запишите.

- Где обитают бактерии?

(Бактерии живут всюду)

- Записываем ответ.

- Какое строение имеет бактерия?

(У бактерии нет – ядра.)

- Почему бактерии – это живые организмы?

(Бактерии дышат, питаются, размножаются)

- Используя текст учебника на стр. 207, ответьте на вопрос: какое значение имеют бактерии в природе и жизни человека?

(Они играют как положительную, так и отрицательную роль. Значение особенностей этих живых организмов помогает человеку использовать их в хозяйственной деятельности и бороться с ними.)

- Откройте тетради на стр. 3 и найдите задание 1. Прочитайте задание. Вспомним названия бактерий? А теперь запишите названия бактерий в тетрадь.

- Сверим ваши ответы со слайдом. Поднимите руки, у кого нет ошибок.

- Выполните следующее задание 2 на стр.4

- Проговорим названия групп бактерий еще раз. Запишите названия групп бактерий в тетрадь с доски.

(Бактерии гниения, почвенные бактерии, клубеньковые бактерии, молочнокислые бактерии, кишечная палочка, болезнетворные бактерии).

- Скажите, какой вывод мы можем сделать?

(Бактерии – живые мельчайшие организмы, необходимые в природе и жизни человека)

Вывод этапа: действительно бактерии играют огромную роль в природе и жизни человека.

V. Итог урока.

1. Подведение итога урока.

- А сейчас подведем итоги урока.

- Какую тему урока мы изучили?

(Бактерии)

- Какая цель урока была?

(Изучить особенности бактерии и их значение в природе и жизни человека)

- Кто такие бактерии?

(Бактерии – это мельчайшие живые организмы)

- Какое значение бактерий в природе и жизни человека?

(В природе и жизни человека бактерии играют

положительную и отрицательную роль.)

Вывод урока: бактерии необходимы в природе и жизни человека, т.к. без них многие процессы остановятся, и нарушается экологическое равновесие.

Домашнее задание:

Откройте тетрадь на стр.7. Здесь записано домашнее задание.

I вариант

Заполнить таблицу “Значение бактерий” в тетради на стр. 8, используя текст учебника на стр. 205-207

II вариант

Ответить на вопросы по теме “Бактерии” в тетради на стр. 9 и прочитать текст учебника на стр. 206 – 207 “Болезнетворные бактерии”.

III вариант

Читать текст учебника на стр. 204 и выполнить задание в тетрадях на стр. 10.

22.02.2015