"Мастер". Литературный вечер, посвященный 155-летию со дня рождения А.П. Чехова, для учащихся 9–11-х классов

Разделы: Внеклассная работа

Классы: 9, 10, 11

Ключевые слова: сценарий, биография, внеклассная работа, инсценировка, А.П. Чехов


Программа по литературе в старших классах не позволяет подробно изучать биографии писателей, произведения которых изучаются в школе, поэтому проведение внеклассных мероприятий – это очень хороший и удобный способ познакомить учащихся с жизнью людей, чьи произведения живут уже многие годы и остаются интересными и актуальными и в современном мире. Одним из видов такого внеклассного мероприятия является школьный литературный вечер. Форма проведения вечера позволяет учащимся принять активное участие в его подготовке, ощутить себя героями того времени, о котором идёт речь, окунуться в атмосферу жизни писателя.

При подготовке вечера использованы материалы книги Тамары Сергеевны Сергиенко “Антон Павлович Чехов. Биография. Пособие для учащихся”, Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР Ленинградское отделение, Ленинград, 1963 год.

Методические рекомендации

Вечер проходит в форме чтения книги о жизни А.П. Чехова. Лучше, если ведущими будут юноша и девушка, одетые в строгие костюмы, учащиеся, выполняющие роли А.П. Чехова, О.Книппер, одеты в соответствующие костюмы и читали текст наизусть.

Музыкальные моменты учитель, проводящий мероприятие, может выбирать по своему усмотрению.

Для инсценировки рассказа “Ванька” учитель берёт часть по своему усмотрению.

Цели и задачи.

  1. Познакомить учащихся с биографией А.П. Чехова более подробно.
  2. Воспитание интереса к литературе как учебному предмету.

Ход вечера

На сцене – затемнение. В центре находится экран, на котором высвечен портрет

Презентация

А. П. Чехова (Слайды 1 и 2) (по ходу мероприятия на этом экране будут высвечиваться слайды презентации). С одной стороны от сцены находится стол, на котором лежат книги Чехова, рукописи, стоят письменные принадлежности (по ходу мероприятия это место будет освещаться лучом света). Звучит музыка П. И. Чайковского. Музыка затихает, на экране высвечивается название первой части.

Глава I

“В детстве у меня не было детства”. (Слайд 3)

1 ведущий. В конце XVII века на пустошные земли в районе притока Дона, речки Чёрной Калитвы, пришли первые поселенцы. Среди них был крестьянин Евстратий Чех. Пришёл он, очевидно, с севера из Московской Руси, так как Чеховы всегда говорили по-русски. В памяти потомков осталось только имя первого Чехова, поселившегося на юге России. Немногим более известно о его детях и внуках.

2 ведущий. В течение полутора веков сменялось на воронежской земле одно поколение крепостных Чеховых другим. Долгими зимними вечерами бабки рассказывали внукам о барском произволе, о проданных на сторону родичах, о засушливых годах, когда люди ели лебеду, и годах, когда они “мёрли” от холеры, о неоглядной степи, по которой в зной и стужу отцы гоняли барских быков на продажу в Москву.

1 ведущий. Праправнук Евстратия Чеха - Егор Михайлович Чех, родной дед писателя Антона Павловича Чехова, первый грамотный в своём роду, он дослужился до должности приказчика сахарного завода в Ольховате. Смолоду у Егора Михайловича была одна цель – стать свободным. К 42 годам он скопил, отказывая себе во всём, три с половиной тысячи рублей и выкупил себя и свою семью на волю.

Это было в 1841 году. С этого времени начинается история вольных Чеховых.

2 ведущий. Старшего сына, Михаила, Егор Михайлович отправил в Калугу в ученики к переплётному мастеру; младшего, Митрофана, отдал в “мальчики” к богатому купцу в Ростове; Павла – будущего отца великого писателя – устроил конторщиком у купца Кобылина а Таганроге. (Слайд 4)

Тринадцать лет прослужил Павел Егорович Чехов конторщиком. Это были годы бедной событиями, подневольной жизни. Павел Егорович огрубел, свыкся с подзатыльниками и окриками, выпадавшими на его долю. С первых лет службы он начал откладывать каждый грош, мечтая когда-нибудь выбиться в люди.

1 ведущий. Двадцати девяти лет Павел Егорович женился. Нити кровного родства связывали его жену Евгению Яковлевну с простым народом. Дед её, Герасим Морозов, крепостной помещика Татаринова, был офеней – торговцем вразнос и вразвоз. В 1817 году ему удалось выкупить себя и свою семью на волю. (Слайд 5)

2 ведущий. За годы службы у Кобылина Павел Егорович скопил около трёх тысяч рублей. Давняя мечта была близка к осуществлению. В 1857 году, когда у Чеховых родился второй сын, Николай (первый сын Александр родился в 1855 году), Павел Егорович стал владельцем небольшой бакалейной лавки. Он выплачивал пошлину по второй гильдии, хотя это не соответствовало его истинным доходам. Но в доме подрастали дети, и Павел Егорович хотел, чтобы когда они поступят в гимназию, к ним относились лучше, считая их детьми из состоятельной семьи. (Слайд 6) 17 (29) января 1860 года в Таганроге, в маленьком домике на Полицейской улице, у Чеховых родился третий сын – Антон. (Слайд 7)

1 ведущий. Мальчик рос слабым, болезненным. Его почти не была слышно в доме. Незаметно подкрадывался он к коленям матери, часами сидел неподвижно, наблюдая за движениями её ловких рук, то кроивших, то стряпавших. (Слайд 8)

К шести годам Антон стал непоседлив, шаловлив, насмешлив.

2 ведущий. В семь лет он уже умел гонять голубей, любил удить рыбу. Но, главное, у него был Саша, друг, старший брат. Он рассказывал Антону о событиях в гимназии, доверял ему свои тайны. Забравшись в угол, где их никто не мог подслушать, Саша, пристально глядя в глаза младшего брата, шептал: “Клянись!”, и Антоша клялся, бледный от волнения и гордости.

1 ведущий. Осенью 1868 года Антошу отдали в приготовительный класс таганрогской гимназии.

Для Антоши наступила пора, о которой он впоследствии говорил с грустью: “В детстве у меня не было детства”.

Когда Антоше исполнилось восемь лет, отец, решив, что сын достаточно подрос, начал приучать его к торговле.

2 ведущий. Лавка Павла Егоровича (слайд 9), которую он громко именовал “коммерциозным предприятием”, стала для Антоши настоящей каторгой. В ней он с грехом пополам учил и недоучивал уроки, коченел в зимние морозы от холода, проводил дни гимназических каникул. Он должен был помнить, где, на какой полке хранится товар, быстро отпускать его покупателю, получать деньги, сдавать сдачу, записывать всё в особенную книгу. Обслуживал Антоша и посетителей, приходивших в лавку посидеть за стаканом вина.

1 ведущий. Сочетать эти обязанности с занятиями было трудно. Чехов нередко возвращался из гимназии с двойкой, а за двойки отец бил. Напрасно стыдила Евгения Яковлевна мужа за грубое обращение с детьми.

- И меня били, вот я и вышел в люди. Сами же потом благодарить будут, - любил повторять он.

Воспитывая детей в “страхе божьем”, Павел Егорович добился обратного.

Чехов писал позднее:

(Освещается столик около сцены, за ним сидит юноша, играющий роль Чехова, он пишет, ведущий произносит текст, этот же текст высвечивается на экране) (Слайд 10)

“Я получил религиозное образование и такое же воспитание… И что же? Когда я теперь вспоминаю о своём детстве, то оно представляется мне довольно мрачным; религии у меня теперь нет… Когда, бывало, я и два мои брата среди церкви пели трио… на нас все смотрели с умилением и завидовали моим родителям, мы же в это время чувствовали себя маленькими каторжниками…”

2 ведущий. Но уже в юношеском возрасте Чехов сумел, отбросив детские обиды, понять и простить тяжёлые черты в характере отца. Семнадцатилетним гимназистом он пишет своему двоюродному брату Михаилу:

(Освещается столик около сцены, за ним сидит юноша, играющий роль Чехова, он пишет, ведущий произносит текст, этот же текст высвечивается на экране) (Слайд 11)

“…Отец и мать единственные для меня люди на всём земном шаре, для которых я ничего не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дел их рук, славные они люди, и одно безграничное их детолюбие ставит их выше всяких похвал, закрывает собой все их недостатки, которые могут появиться от плохой жизни…”.

1 ведущий. “Детолюбие” Павла Егоровича проявлялось, главным образом, в стремлении дать своим детям образование. Все они учились в гимназии, им наняли учителей музыки и французского языка. Человек разносторонний, Павел Егорович привил своим детям любовь к искусству. Два брата Антона Павловича, Александр и Михаил, стали писателями, Николай и сестра Мария – художниками.

2 ведущий. Ученические годы Чехова совпали с реакцией, наступившей после революционных событий 1861–1862 годов.

Таганрогская гимназия была на отличном счету у министра просвещения Д. А. Толстого. Учителя подбирались по признаку благонадёжности.

1 ведущий. Любовью гимназистов пользовался лишь учитель закон божьего Покровский, человек умный и образованный. Наскоро объяснив очередной отрывок из евангелия, он вытаскивал какую-нибудь далеко не священную книгу и, убедившись, что за дверью никто не подслушивает, читал ученикам вслух. От Покровского Чехов впервые услышал о Чернышевском и Щедрине, Шиллере и Шекспире.

Весельчак и балагур, походивший, по словам Чехова, на гусара, Покровский любил давать ученикам прозвища. Как-то, приступив к опросу, он развернул журнал и, лукаво сощурившись, произнёс:

- Антоша Чехонте!

Чехов улыбнулся: прозвище было не обидное и забавное.

Став писателем, Чехов послал Покровскому свою книгу “Пёстрые рассказы”. На заглавном листе стояло – “Антоша Чехонте”. Прозвище, данное Покровским, стало псевдонимом молодого писателя.

2 ведущий. В тринадцать лет Чехов впервые попал в театр. Шла оперетта “Прекрасная Елена”. Жиденький оркестр, галёрка, забитая шумными зрителями, игра артистов – всё это ошеломило Антона.

Чехов полюбил театр. В те дни, когда гимназистам запрещали посещать театр, он пробирался на спектакль переодетый и загримированный, с подвязанной бородой, в синих очках. Скупой слезой, он плакал на инсценировке “Хижины дяди Тома”, смеялся над лукавыми проделками Льва Гурыча Синичкина, холодел от волнения, слушая монологи Гамлета.

1 ведущий. Когда Антону было пятнадцать лет, его старшие братья уехали учиться в Москву. Александр поступил в университет, Николай - в Училище живописи, ваяния и зодчества. Антон скучал без братьев. Каждый месяц он посылал им свой рукописный журнал “Заика” и с нетерпением ждал ответа. С первых лет студенческой жизни брат Саша начал сотрудничать в московских газетах, и в глазах Антона он был почти писателем.

Ведущие уходят. Звучит музыка. На экране появляется название второй главы.

Глава II

Вдали от семьи. (Слайд 12)

2 ведущий. Торговые дела Павла Егоровича шли между тем всё хуже и хуже. Непрактичный и увлекающийся, он делал одну ошибку за другой. На последние деньги Павел Егорович затеял вдруг постройку дома. Недостающие деньги были взяты в долг в надежде, что торговля выручит. Но покупатели всё реже появлялись в лавке, зато кредиторы осаждали хозяина. “Коммерциозное предприятие”, которым так гордился Павел Егорович, пришлось закрыть.

В дом Чеховых вошла нужда. Иной раз нечем было накормить детей, из-за не внесённой вовремя платы за обучение Антона неделями не допускали на уроки. Всё чаще дети слышали страшное слово “долговая яма”.

Отец Чехова решил бежать от тюрьмы в Москву. Однажды ночью он уехал из дому, даже не попрощавшись с детьми. За старшего в доме остался Антон.

1 ведущий. Делами Павла Егоровича занялся жилец Чеховых судебный чиновник Селиванов. Пообещав Евгении Яковлевне выиграть дело, Селиванов не удержался от соблазна нагреть руки на чужой беде. Дом Чеховых перешёл в его собственность, в счёт долга была отобрана мебель. Чеховы остались нищими. Годы не стёрли в памяти Чехова горечи, пережитой при разорении родного дома. Воспоминаниями о тяжёлых для семьи Чеховых днях 1876 года навеян рассказ “Чужая беда”, написанный Антоном Павловичем Чеховым 10 лет спустя.

Полужиая от горя, Евгения Яковлевна, забрав младших детей, уехала к мужу в Москву. Шестнадцатилетний Антон должен был решить нелёгкую задачу, как просуществовать в Таганроге до окончания гимназии.

2 ведущий. Стремление к независимости с первых лет самостоятельной жизни определяло характер Чехова. В Таганроге у Антона были родственники, но Чехов отказался от помощи людей, живших по пословице: “Покорство лучше упорства”. Покориться – означало подавить в себе то светлое, гордое и чистое, что только начало разгораться в душе будущего писателя.

Когда Селиванов предложил Чехову подготовить его племянника Петю Кравцова в юнкерское училище, Антон согласился. Зависимому положению бедного родственника он предпочёл нелёгкий труд. Это было началом “выдавливания из себя раба”.

Новый, 1877 год Антону пришлось впервые встречать в разлуке с семьёй.

1 ведущий. Весной 1877 года Антону удалось съездить в Москву. Чеховы жили в сыром подвале, спали на полу.

На стене висело составленное отцом. (Слайд 13)

Расписание делов и домашних обязанностей для выполнения по хозяйству семейства Павла Чехова, живущего в Москве.

Николай Чехов, 20 лет. Встаёт от 5–7 и по усмотрению и по внутреннему направлению.

Иван Чехов, 17 лет. По хозяйственным наблюдениям и согласно сему расписанию.

Михаил Чехов – 11 1/2 лет, Мария Чехова 14 лет. Хождение неотлагательное в церковь ко всеношному бдению в 7 часов и ранней обедне в 6 1/2 и поздней в 9 1/2 по праздникам

Утвердил отец семейства для исполнения по расписанию.

Отец семейства Павел Чехов.

Неисполняющие подвергаются сперва строгому выговору, а затем наказанию, при коем кричать воспрещается”

2 ведущий. Три года прожил Антон, окружённый чужими и не всегда доброжелательными людьми. Он научился скрывать всё, что могло выдать его слабость, вызвать жалость или насмешку.

Антон не всегда бывал сыт, расползлась изношенная одежда, приходилось рассчитывать каждую копейку, чтобы вовремя внести плату за обучение в гимназии и послать деньги матери. И всё-таки впервые в жизни Чехов был свободен и, следовательно, в какой-то мере счастлив. Для него, с детства скованного тисками отцовской тирании, главным условием человеческого счастья была свобода. “Даже намёк, даже слабая надежда на её возможность даёт душе крылья”, - эти слова из рассказа “Человек в футляре” вырвались из самой глубины души писателя.

1 ведущий. Впервые Антон сам располагал своим временем. В промежутках между занятиями в гимназии и беготнёй по урокам он умел выкраивать время для чтения, для участия в любительских спектаклях и сочинительства. Чехов ещё не помышлял, не догадывался, что рождён писателем, но не писать уже не мог.

Первые произведения Чехова не сохранились. Известны только их названия : пьеса “Нашла коса на камень”, водевиль “Не даром курица пела” и драма “Безотцовщина”.

Звучит музыка. На экране название третьей главы.

Глава III

“Прощай, дом! Прощай, старая жизнь!”. (Cлайд 14)

2 ведущий. Чехов приехал в Москву в солнечный августовский день 1879 года. (Cлайд 15)

С приездом Антона жизнь Чеховых сразу изменилась к лучшему. Он получил стипендию в 25 рублей, которую учредило Таганрогское городское управление для одного из своих уроженцев, поехавших получать высшее образование. Кроме того, у Чеховых поселились гимназические товарищи, приехавшие вместе с Антоном учиться в Москву. Платили они мало, но и эти небольшие деньги были помощью. Голодные дни для семьи миновали.

Осенью Чеховы перебрались из подвала в квартиру на втором этаже. (Cлайд 16)

1 ведущий. Из университета Чехов любил возвращаться самым длинным путём. К дому вели и кривые переулки с покосившимися домишками и широкие улицы с аляповатыми особняками богачей. У ворот стояли неподвижные, как памятники, дворники. Чехову нравилась суета торговых рядов, толпа, в которой мелькали салопы купчих, крылатки студентов, тулупы мужиков. Страстный рыболов, он подолгу простаивал возле витрин с рыболовными принадлежностями. Бесполезные для него сейчас, они всё равно казались соблазнительными.

2 ведущий. Как и старшие братья, он решил попытать счастья в юмористических журналах. 24 декабря Антон Павлович послал в петербургский журнал “Стрекоза” рассказ “Письмо донского помещика Степана Владимировича N. к учёному соседу д-ру Фридриху”. Чехов считал этот день началом своей литературной деятельности.

Получив рассказ, редакция “Стрекозы” в “Почтовом ящике” (специальный раздел журнала) ответила Чехову: “Москва, Драчёвка, г. А.Ч-ву. Совсем не дурно. Присланное поместим. Благословляем и на дальнейшее подвижничество”. Кроме того, редакция сообщала молодому автору, что “гонорар предлагается … в размере 5 к. со строки”.

Чтобы содержать семью, Антону Павловичу приходилось писать по 3-4 рассказа в неделю, писать, как он выражался, “наотмашь, не перебеляя”.

1 ведущий. Поиски своего пути в большую русскую литературу для начинающего писателя были трудными. Но неодолимое стремление к правде, отвращение к мещанству и пошлости, деспотизму и насилию, никогда не покидавшее писателя сознание своей принадлежности к классу тружеников с первых же лет литературной деятельности определило его творческое лицо.

2 ведущий. Знаменитый чеховский лаконизм, умение “говорить просто о важном” пришли к писателю не сразу. На его ранних вещах лежит печать поспешности. Начинающий автор прощает себе и многословие и грубоватую шутку. Но с каждым новым рассказом – а написал их Антон Павлович за эти годы очень много – всё яснее проявлялись черты нового, чеховского стиля. Писатель безжалостно отвергал то, что ещё вчера казалось ему удачным. Так исчезли из его рассказов длинноты, вульгаризмы, стремление рассмешить читателя иногда в ущерб замыслу произведения.

1 ведущий. Студентом последнего курса Чехов поехал летом с семьёй в Воскресенск, где учительствовал его брат Иван. Зелёный городок с чудесными окрестностями, рыбная ловля, долгие прогулки – всё это радовало Антона Павловича, уставшего от городской сутолоки. Но и здесь он отдыхал на свой, чеховский лад.

Познакомившись с заведующим земской больницы, известным врачом Архангельским, Чехов устроил себе добровольную практику. Антон Павлович принимал больных, ездил на вскрытия, выступал экспертом в суде. В пёстром калейдоскопе мелькавших перед ним людей – помещиков, чиновников, офицеров, крестьян – находил он героев своих будущих рассказов

2 ведущий. В июне 1884 года Чехов закончил университет. “Живу с апломбом, - сообщает он друзьям об этом событии, - так как ощущаю у себя в кармане лекарский паспорт”.

Звучит музыка. На экране название следующей главы.

Глава IV

“Талант”. (Cлайд 17)

1 ведущий. Осенью на дверях квартиры писателя появилась табличка: “Доктор А.П. Чехов”.

В том же, 1884 году на прилавках книжных магазинов появилась тоненькая книжка: А. Чехонте “Сказки Мельпомены”. В неё вошли рассказы Чехова из театральной жизни. Имя автора было незнакомо книгопродавцам. Руководствуясь названием “Сказки”, они положили книгу в детский отдел. Скандал, учинённый покупателем из-за того, что его детям продали такую “безнравственную” книгу, да несколько поверхностных рецензий – вот и все отклики на первую книгу Чехова. (Слайд 18)

2 ведущий. Голодная юность, напряжённая работа, неумение да и нежелание беречь себя не прошли для Чехова бесследно. Писателю не было и двадцати пяти лет, когда у него впервые началось легочное кровотечение.

Освещается стол, стоящий в стороне, за ним сидит ученик, исполняющий роль Чехова, он пишет.

Ученик. Вот уже три дня, как у меня ни к селу, ни к городу идёт горлом кровь. Причина сидит, вероятно, в лопнувшем сосудике.

Свет гаснет.

2 ведущий. Верил ли Чехов в основательность этих объяснений? Вряд ли. Внимательный врач, он просто не в состоянии был так ошибиться. Туберкулёз в то время был страшной болезнью: лечить его не умели. Пока болезнь ещё щадила, пока напоминала о себе только осенью и весной, писатель гнал от себя мысль о нависшей над ним беде.

1 ведущий. Девизом официального искусства эпохи “безвременья” - так называла русская интеллигенция вторую половину 80-х годов XIX века – было примирение с действительностью.

Издатель журнала “Осколки” Лейкин требовал от своих сотрудников одного: рассказ должен быть смешным, никаких идей, никаких выводов, “читатель этого не любит”. (Cлайд 19)

Лейкину казалось, что сотрудник Чехов вполне отвечает “осколочным” требованиям. Время от времени прижимистый издатель скупо, по копеечке, набавлял ему гонорар. Рассказы Чехонте привлекали к журналу всё большее число подписчиков. Даже читателям “Осколков”, равнодушным к художественным достоинствам. Было ясно, что эти рассказы не идут ни в какое сравнение со смешными, но неуклюжими творениями Лейкина!

2 ведущий. Несмотря на умение Чехова всё переживать молча, у него как-то вырвалось признание, что “одиночество в творчестве – тяжёлая штука”. Люди, окружавшие писателя, не могли по-настоящему оценить значение его труда. Литературный муравейник считал Чехова способным юмористом. Однако мысль о том, что бок о бок с ними тянет журнальную лямку замечательный писатель, показалась бы литературным коллегам Чехова смехотворной.

Однажды, это было в марте 1886 года, Чехов увидел среди полученных писем конверт, надписанный незнакомым почерком. (Cлайд 20)

Появляется Чехов с письмом в руке, он изображает чтение письма на фоне голоса ведущего.

“Милостивый государь, Антон Павлович! Около года тому назад я случайно прочёл в “петербургской газете” Ваш рассказ, названия его я теперь не припомню, помню только, что меня поразили в нём черты особенностей своеобразности, а главное – замечательная верность, правдивость в изображении действующих лиц и также при описании природы… У Вас настоящий талант, талант, выдвигающий Вас далеко из круга литераторов нового поколения… Вы, я уверен, призваны к тому, чтобы написать несколько превосходных, истинно художественных произведений. Вы совершите великий нравственный грех, если не оправдаете таких ожиданий…”.

Чехов перевернул страницу и взглянул на подпись – Григорович. От волнения строчки запрыгали у него перед глазами: известный писатель, близко знавший Белинского, пишет ему, и как пишет!

Талант! Слово, которое рассеивало все сомнения, давало силу и дерзость, было, наконец, произнесено, впервые произнесено без всяких оговорок.

1 ведущий. Среди произведений Чехова значительное место занимают рассказы о детях.

Антон Павлович любил детей, умел дружить с ними.

В любви Антона Павловича к детям была и нежность и вместе с тем тревога. Чехова волновала судьба будущих граждан России. Писатель знал, как мешают уродливые условия жизни многим из них вырасти добрыми, полезными для общества людьми.

Главным героем рассказов Чехова о детях стал “маленький каторжник”, задавленный бедностью, брошенный на произвол судьбы.

Небольшая инсценировка рассказа “Ванька”.

1 ведущий. Рассказы Чехова завоевывали всё более широкий круг читателей. В 27 лет к нему пришла шумная слава. Каждый новый рассказ Антона Павловича становился событием, редакторы толстых журналов наперебой уговаривали его бросить сотрудничество в газетах.

Поездки Антона Павловича в Петербург превращались в триумф. В маленьком номере гостиницы “Москва”, где останавливался писатель, с утра толпились многочисленные поклонники и поклонницы его таланта. Чехов стал модным писателем, злобой дня.

В 1888 году Академия наук присудила Чехову половинную премию за сборник “В сумерках”. (Cлайд 21)

Звучит музыка. На экране название следующей главы.

Глава V

“Чеховский театр”. (Cлайд 22)

2 ведущий. Как-то в шутку Антон Павлович сказал, что он писал всё, кроме стихов и доносов. Но если беллетрист Чехов шёл без скачков и провалов от лёгкого успеха своих ранних рассказов к всемирной славе, то отношения с драматургией складывались у него мучительно и трудно. Писатель не раз давал себе обещание больше не писать для театра, но давая это обещание, знал, что обманывает сам себя. Не писать для театра он не мог. (Cлайд 23)

Первой пьесой Чехова, увидевшей сцену, была драма “Иванов” (1887).

Освещается стол, за ним сидит Чехов, он пишет.

Чехов. Театралы говорят, что никогда они не видели а театре такого брожения… никогда в другое время им не приходилось слышать столько споров, какие видели и слышали она на моей пьесе. Шумели, галдели, хлопали, шикали; в буфете едва не подрались, а на галёрке студенты хотели вышвырнуть кого-то, и полиция вывела двоих. Возбуждение было общее.

2 ведущий. В начале 1889 года “Иванов” прошёл с огромным успехом в Александринском театре в Петербурге.

“Пьеса до того оригинальна, что странно глядеть” - говорил Левитан. Этой “странности”, необычайности, которая в глазах Левитана была достоинством, не простил Чехову Театральный комитет при обсуждении пьесы “Леший” (1889). Она была признана “прекрасной драматизированной повестью, но не драмой”.

Оскорбительное равнодушие и непонимание, которым был встречен “Леший”, на долгие годы оторвали Чехова от театра. Шумный успех написанных им в конце 80-х годов водевилей почти сердил писателя.

1 ведущий. Только в 1895 году Чехов снова возвращается к “большой” драматургии. “Можете себе представит, пишу пьесу,” - сообщает он в письме, словно изумляясь тому, что решился вновь встать на тернистый театральный путь.

Чехов писал “Чайку”.

Годы, отделяющие “Лешего” от “Чайки”, были наиболее значительными в жизни Чехова. За это время было совершенно путешествие на Сахалин, окрепла связь писателя с народом, была написана “Скучная история”, “Дуэль”, “Палата № 6”, неизмеримо выросли слава и общественный авторитет.

Ученик Гоголя и Островского, Чехов пошёл дальше своих великих предшественников, приближая русский театр к жизненной правде. С Чеховым в театр пришло понятие “второго плана” и “подтекста”.

2 ведущий. В октябре 1896 года “Чайка” была поставлена на сцене Александринского театра в Петербурге, того самого театра, в котором был встречен злобой гоголевский “Ревизор” и освистана “Женитьба”. (Cлайд 24)

При первых же репликах зал замер в недоумении: на сцене какая-то девица, нюхающая табак, учитель, рассуждающий о своей трудной жизни: “Я получаю всего 23 рубля в месяц”. В партере хихикнули, ложи отозвались смехом. Первые ряды зашевелились, заговорили, демонстративно поворачиваясь спиной к сцене. Актёры растерялись, заглушаемые шумом реплики звучали неуверенно. Когда Заречная – Комиссаржевская произнесла первые слова своего монолога, в зале не смеялись, хохотали.

Занавес опустился под свистки, шиканье, яростное топанье ног.

1 ведущий. Провал “Чайки” тяжело отразился на здоровье писателя.

В марте 1897 года он приехал на несколько дней из Мелихова в Москву. За обедом в ресторане “Эрмитаж” у Антона Павловича хлынула горлом кровь. Суворин отвёз его к себе в больницу. Как врач, Чехов понимал своё состояние.

Через два дня Чехов встал. Целый день Антон Павлович ходил по делам, много говорил. К утру кровотечение повторилось; Чехова положили в клинику.

Две недели пролежал Антон Павлович в клинике.

Осенью 1897 года он уехал по совету врачей в Ниццу.

2 ведущий. В Ницце было тепло, солнечно. Во дворе пансиона для русских, где жил писатель, цвели олеандры, на улицах продавали охапки душистых цветов. А Чехов скучал по осеннему русскому небу, по серенькой московской погоде.

В мае Антон Павлович вернулся в Мелихово. (Cлайд 25)

В 1898 году были написаны “Человек в футляре”, “Ионыч”, “Душечка”. Если в начале своего творческого пути Чехов смеялся над духовным убожеством мещанина, то в этих произведениях он обличает обывательщину как страшное общественное зло.

1 ведущий. Вехой в развитии не только русского, но и мирового театра стал 1897 год. В один из июньских дней этого года в московском ресторане “Славянский базар” встретились руководитель Московского филармонического общества В.И. Немирович-Данченко и молодой актёр-любитель К.С. Станиславский. (Cлайд 26)

Беседа длилась 18 часов. На этом “историческом заседании”, как его назвал Станиславский, был решён вопрос о создании Московского Общедоступного театра.

Художественный театр был основан на паях. В число пайщиков вступил и Чехов. Но на просьбу Немировича разрешить постановку “Чайки” он долго отвечал отказом. В конце концов, Чехов нехотя уступил уговорам.

2 ведущий. Осенью 1898 года проездом из Мелихова в Ялту писатель остановился в Москве посмотреть репетиции.

Сидя на репетиции в сыром, холодном, ещё не отделанном зале театра, освещённом огарками свечей, Антон Павлович с радостью почувствовал, как со сцены на него повеяло настоящим искусством. (Cлайд 27)

На другой день он уехал в Ялту.

1 ведущий. В Москве шли репетиции “Чайки”.

Каждое утро, просыпаясь, Антон Павлович вспоминал, что до премьеры осталась неделя, пять дней, два дня… Днём отвлекала работа, по вечерам от этих мыслей уйти было некуда.

17 декабря 1898 года состоялся первый спектакль “Чайки” в Художественном театре. (Cлайд 28)

“Как мы играли, не помню, - писал в своих воспоминаниях Станиславский. – Первый акт кончился при гробовом молчании зрительного зала. Но вдруг, после долгой паузы, в публике поднялся рёв, треск, бешеные аплодисменты…Чехову была послана подробная телеграмма.

2 ведущий. До сих пор зрители видят изображение летящей птицы на сером занавесе Художественного театра. Чайка стала его эмблемой.

1889 год стал годом окончательного утверждения драматургии Чехова на русской сцене.

Звучит музыка. На экране название последней главы.

Глава VI

“Ялта”. (Cлайд 29)

2 ведущий. По настоянию врачей Чехов был вынужден в 1898 году навсегда покинуть Москву и поселиться на юге. (слайд 30)

В Крыму на окраине Ялты Антон Павлович купил маленький участок земли и начал строить дачу. (Cлайд 31)

Осенью Чехов вселился в свой новый дом. Антон Павлович не любил Ялту. Южная природа казалась ему слащавой: ленивая курортная жизнь, толпы праздных людей раздражали его. Но дом свой, белый, лёгкий, молодой сад, где каждое дерево было посажено им самим, Чехов любил. Каждое утро Антон Павлович часами работал в саду: обмазывал кусты роз, окапывал деревья. (Cлайд 32)

1 ведущий. 17 января 1900 года старая кухарка Чеховых торжественно объявила гостям, пришедшим поздравить Антона Павловича с днём рождения:

- Теперь наш батенька, Антон Павлович, генерал. (Cлайд 33)

Чехов получил в этот день известие об избрании его в почётные академики по разряду изящной словесности.

2 ведущий. Весной 1900 года на гастроли в Крым выехал Художественный театр.

(Cлайд 34)

Это были самые счастливые дни в ялтинской жизни Чехова. Антон Павлович был очень оживлён, он весь как бы искрился светом.

В мае 1901 года Чехов женился на актрисе Художественного театра Ольге Леонардовне Книппер. (Cлайд 35)

1 ведущий. Зиму 1904 года врачи разрешили Чехову провести в Москве.

Освещается стол у сцены, за ним сидит Ольга Книппер, она пишет.

О. Книппер. Он радовался и умилялся на настоящую московскую зиму, радовался, что можно ходить на репетиции, радовался, как ребёнок, своей новой шубе и бобровой шапке.

1 ведущий. Весной здоровье Антона Павловича катастрофически ухудшилось: туберкулёз лёгких сменился туберкулёзом кишок. Врачи решили отправить Чехова на лечение в Германию, в Баденвейлер. (Cлайд 36)

Третьего июня Чехов выехал из России.

2 ведущий. В Баденвейлере, курортном городке, тихом и скучном. Чехов целыми днями лежал в кресле на балкончике своей гостиницы и наблюдал за снующей внизу толпой. (Cлайд 37)

Томительно тянулись пустые дни, бессонные ночи. Всё мучительней становилось удушье. Но Чехов оставался всё тем же: спокойным, немного насмешливым, и когда у него хватало сил говорить, он не жаловался, а шутил.

На сцене появляется Ольга Книппер. (Cлайд 38)

О. Книппер. Даже за несколько часов до своей смерти он заставил меня смеяться, выдумывая один рассказ. После трёх тревожных, тяжёлых дней ему стало легче к вечеру… Антон Павлович начал придумывать рассказ, описывая необычайно модный курорт, где много сытых, жирных банкиров, здоровых, любящих хорошо поесть, краснощёких англичан и американцев, и вот все они, кто с экскурсии, кто с катанья, с пешеходной прогулки – одним словом, отовсюду, собираются с мечтой хорошо и сытно поесть после физической усталости дня. И тут вдруг оказывается, что повар сбежал и ужина никакого нет, - и вот как этот удар по желудку отразился на всех этих избалованных людях… Я сидела прикорнувши, на диване, после тревоги последних дней и от души смеялась…

В начале ночи он проснулся и в первый раз в жизни сам попросил послать за доктором… Пришёл доктор, велел дать шампанского. Антон Павлович сел и как-то значительно, громко сказал доктору по-немецки (он очень мало знал по-немецки): “Ich sterbe”. Потом взял бокал. Повернул ко мне лицо, улыбнулся своей удивительной улыбкой, сказал: “Давно я не пил шампанского” - покойно выпил всё до дна, тихо лёг на левый бок и умолкнул навсегда.

По музыку О. Книппер уходит со сцены.

2 ведущий. Чехов скончался 2 (15) июля 1904 года в три часа ночи. Тело Антона Павловича было перевезено в Россию и похоронено в Москве на Новодевичьем кладбище. (Cлайд 39)

1 ведущий. “Меня будут читать лет семь, семь с половиной, а потом забудут” - говорил Чехов. (Cлайд 40)

Пожалуй, ни один из великих писателей не был так скромен в оценке своего труда. Немало времени прошло со дня смерти Чехова, но каждое новое поколение, не только на Родине писателя, но и далеко за его пределами, видит в нём современника и друга.

2 ведущий. Навеки связан Чехов с судьбами Родины, с тем, что она пережила, и с тем, что её ждёт в будущем. В неразрывной связи со своей землёй, со своим народом видел Чехов счастье писателя. Он писал Григоровичу.

Освещается стол, за ним сидит Чехов, пишет.

Чехов. Пока на Руси существуют леса, овраги, летние ночи, пока ещё кричат кулики и плачут чибисы, не забудут ни Вас, ни Тургенева, ни Толстого, как не забудут Гоголя. Вымрут и забудутся люди, которых вы изображали, но Вы останетесь целы и невредимы. Такова Ваша сила и таково, значит, счастье.

2 ведущий. Таковы сила и счастье самого Чехова.

Звучит музыка. Все участники вечера выходят на сцену.