Урок литературы "Повесть о житии и храбрости благородного великого князя Александра Невского". 8-й класс

Разделы: Литература


Цели урока:

1) углубить представление о древнерусском жанре литературы - житии;

2) сравнить облик героя как исторического деятеля и как святого;

3) развивать умение анализировать факты из истории страны; способствовать формированию навыков работы с текстом;

4) способствовать формированию патриотических чувств учащихся на примере жизни Александра Невского;

5) способствовать формированию чувства гордости и уважения к историческому прошлому России.

Словарная работа (по ходу урока делаются записи в рабочих тетрадях).

  • Духовная литература
  • Анонимный
  • Канон
  • Житие
  • Агиограф
  • Воинская повесть
  • Триптих

I. Вступительное слово учителя

Духовная литература – особый пласт русской культуры. Само определение – “духовная” - указывает на ее назначение: воспитывать нравственно, побуждать к действиям, показывать идеал.

Возникла духовная литература в X веке в связи с принятием христианства. Благодаря тому, что появилась азбука, литература стала “книжной”. Поначалу она была рукописной, произведения в основном были анонимные (без указания автора), повествование строилось по строгим канонам (правилам) и было тесно связано с религией.

В предыдущих классах мы знакомились с произведениями древнерусской литературы. Вспомните, какие произведения мы читали?

- “Поучение Владимира Мономаха”.

- О чем оно? (Владимир Мономах дает наставление о том, как надо жить; вести хозяйство, управлять домом, как вести себя в гостях, в военном походе и т.п.)

- “Повесть о Петре и Февронии Муромских”.

- О чем повесть? (Феврония излечила князя от болезни. В благодарность он женился на ней. Они полюбили друг друга. Феврония помогала князю управлять государством. Они жили, помогая людям, и умерли в один день, похоронили их в одном гробу)

- “Житие протопопа Аввакума”.

- О чем повествуется в житии? (Аввакум принял муки за старую веру. Его сослали в Сибирь.)

- Вспомните, что такое житие?

Житие – описание жизни святого, совершившего подвиги во имя христианской православной веры.

Людей, которые занимаются написанием жития, называют агиограф (от греч. анос – святой, графо – пишу).

Агиограф – автор жития.

II. Сообщение темы и цели урока

Сегодня мы познакомимся с житием Александра Невского. Русский князь Александр Ярославич (сын князя Ярослава Мудрого) жил в 13 веке. Годы его жизни 1220–1263. Он княжил сначала в Новгороде, затем во Владимире.

Это было трудное время для Руси. К концу 12 века русская земля распалась на мелкие княжеские уделы. Началась усобица. Единства не было ни в чем. Пользуясь распрями князей, полчища монголо - татар вторглись на русские земли. Были разграблены и сожжены Рязань, Коломна, Суздаль, Ярославль, Москва, Галич, Городец и многие другие города.

Когда в 1240 г. монголо – татары сожгли столицу русского государства - Киев, страх охватил всю Европу.

Русские князья должны были ездить в Орду к хану на поклон и, подвергаясь разным унизительным обрядам, платить огромную дань.

В то время как татары разгромили русскую землю на востоке, с севера напасть готовились шведы и литовцы, а с запада – немцы.

Страх и злоба поселились в душах русичей. Их угнетали, обложили данью, угоняли в плен …

И только благодаря уму, мужеству и расчетливости удалось Александру Ярославичу сначала разбить шведов в 1240 году и через два года – немцев (в 1242 году – на Чудском озере).

Победа русских воинов привлекла к себе восхищенное внимание современников, а князь Александр Ярославич, одержавший победу, после смерти был провозглашен святым.

III. Работа с учебником

Чтение материала из учебника об истории написания “Жития”.

IV. Слово учителя

В рукописях житие Александра Невского не имеет устойчивого заголовка и называется “Повесть о житии и храбрости…”, “Слово о великом князе…”, “Житие блаженного великого князя …”.

Строго говоря, “Повесть о житии Александра Невского” лишь отдаленно напоминает традиционное житие святого потому, что на первый план выступает не христианская добродетель князя, как это принято в традиционных житиях, а его воинские подвиги. Хотя перед читателями предстает он как благочестивый христианин, обращающийся к Богу с молитвами. На помощь ему в трудную минуту приходят небесные силы.

Некоторые литературоведы определяют это произведение как воинскую повесть.

Воинская повесть – произведение древнерусской литературы о военных походах, сражениях, нашествиях, осаде городов, подвигах воинов.

V. Работа с текстом

- Прочитайте первый абзац.

- Как называет себя рассказчик?

- Что он этим хочет подчеркнуть?

(Повествование начинается традиционно для жития: автор уничижительно говорит о себе, потому что человек в те времена считал себя песчинкой у ног Господа и во всем видел только проявление Божьей воли, поэтому авторы книг, икон считали себя лишь орудием в руках Всевышнего. И, конечно, не могли сравнивать себя, свою жизнь с жизнью с подвигами святых, о которых пишут.)

- Далее автор рассказывает нам о внешнем облике князя, перечисляет его достоинства (прочитать).

Демонстрация портрета Александра Невского.

Таким изобразил Александра Невского художник Корин, автор триптиха “Александр Невский”

Триптих картина, состоящая из трех частей.

- Каким изобразил художник Александра Невского?

- Найдите, как убеждает нас автор жития в том, что он был современником Александра? (“был самовидец деяний…”, “слышал от господина своего…”)

- Если вы внимательно читали текст, то обратили внимание, что его можно условно разделить на три части.

Познакомив нас в начале повести с главным героем, автор рассказывает о его битве.

- С кем? Где? Когда? (Со шведами на р. Неве в 1240 году)

- Как поступает Александр Невский, узнав об опасности? (Идет в церковь, получает благословение)

- Зачем? (Укрепить свой дух)

- Укрепив свой дух, помогает укрепиться духом своей дружине. Какие слова помогают князю и его дружине? (Не в силе Бог, а в правде)

VI. Пересказ первой части

- Как звали шестерых воинов Александра, которые, как говорит автор, “крепко сражались”?

- С чем сравнивает автор их сердца? (Сердца львов)

Прочитать последнюю часть.

После этой победы стали звать Александра – Александром Невским, потому что битва была на берегу Невы.

- А вот что было после победы? Прочитайте.

- Как известно, лучшие качества характера человека проявляются в годину испытаний. Как видим, Александр забыл прежние обиды и вернулся в Новгород, чтобы защитить русскую землю от немецких рыцарей.

VII. Пересказ второй части

VIII.Беседа

- Когда произошла битва на Чудском озере? (5 апреля 1242 года). Известна эта битва как Ледовое побоище.

- Почему Александр называет рыцарей “народом высокомерным”? (Они похвалялись: “посрамили народ славянский…”, “возьмем Александра руками…”)

Ученик читает:

“Такого поражения не знали до того времени Тевтонский орден. С тех пор со страхом смотрели рыцари на Восток. Запомнилось им Чудское озеро. И слова Александра Невского тоже запомнились. А сказал он:

- Кто с мечом на русскую землю придет, от меча и погибнет! И много раз так было! И всегда так будет!”

- Каков последний подвиг Александра Невского? Зачем он пошел к царю Восточному? И о ком идет речь? (О хане Батые)

Русские должны были платить дань Орде. Но Александр Невский берег свой народ. Дань они платили, а в войнах монголо - татар в качестве союзников не воевали.

- Прочитайте, как об этом пишет автор? (Князь же великий Александр пошел к царю, дабы отмолить людей от беды той.)

- Удалось ему это? (Да)

- Что хан сказал?

Из заключительной части жития мы узнаем, что, вернувшись из Орды, князь разболелся и вскоре умер.

Источники утверждают, что он был отравлен в Орде, выпил питье с ядом. Так в расцвете лет закончилась жизнь славного князя.

- Прочитаем, какими словами автор описывает боль от утраты.

- Как называет автор Александра? (Солнце земли Суздальской)

IX. Заключение

В заключение послушайте стих Аполлона Майкова, который называется “Кончина Александра Невского”.

X. Обобщение

Оба произведения, и житие и стихотворение, передают то горе, которое охватило всех русичей. В этой скорби выражена огромная народная любовь к князю. А за подвиги свои и службу русскому народу он причислен к лику святых и почитается всеми православными.

XI. Домашнее задание

Подготовить по плану письменную характеристику князя Александра Невского, используя текст “Жития”.

11.03.2015