Урок по теме «Церковь и государство в XIV–XVI вв.» согласно требованиям ФГОС

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тип урока: комбинированный

Класс: 6

Цель: создать условия для формирования следующих универсальных учебных действий (УУД):

Личностные УУД (мотивация освоения темы урока, оценивание усваемового содержания, обеспечивающего личностный моральный выбор, умение находить ответ на вопрос: “Какое значение для меня имеет изучение истории русской православной церкви?”)

Познавательные УУД (формулирование познавательной цели, смысловое чтение, поиск,выделение и структурирование информации, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей, произвольное и осознанное построение речевого высказывания)

Регулятивные УУД (постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, осознание качества и уровня усвоения)

Коммуникационные УУД (контроль, коррекция действий партнера, умение с достаточной точностью выражать свои мысли, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Задачи: 

  • Организовать работу по мотивации учения обучающихся (организовать работу с маршрутным листом, с таблицей ЗХУ)
  • Подвести обучающихся к самостоятельной постановке цели и задач учебной деятельности
  • Организовать индивидуальную работу обучающихся, работу в парах и в группах (на основе работы с текстом учебника и раздаточным материалом,ЭОР)
  • Активизировать детей на творческую работу на всех этапах урока
  • Способствовать развитию учебно-познавательного интереса к изучению истории своей страны, истории русской православной церкви, на примере православных монастырей и христианских подвижников.
  • Организовать рассуждение о разных представлениях среди средневековых жителей о богатстве церкви.
  • Организовать работу с понятиями в игровой форме “Экскалатор”
  • Организовать рефлексию учебной деятельности

Ожидаемые результаты:

  • Личностные: Учащиеся умеют: определять собственное отношение к событиям в истории, формулировать свою точку зрения
  • Метапредметные: Учащиеся умеют: организовать свою деятельность в парах и в группах, определять цели и задачи, планировать и оценивать свою работу, высказывать суждения, отвечать на вопросы, презентовать результат своей работы, взаимодействовать друг с другом.
  • Предметные:
  • Учащиеся знают: изменения произошли в положении русской православной церкви в 14-16 вв, историю создания основных православных монастырей Руси, христианских пастырей, кто такие “нестяжатели” и “иосифляне”, суть теории “Москва - третий Рим”
  • Учащиеся умеют: структурировать информацию в таблицу, работать с документами и учебником, ЭОР, составлять исторический портрет, рассуждать, делать выводы.

3. Методы обучения:

  • Частично-поисковый

4. Средства обучения:

Интернет-ресурсы:

  1. http://pravfilms.ru/
  2. http://simvol-veri.ru/xp/
  3. http://www.rusidea.org/
  4. http://www.bestpeopleofrussia.ru/persona/Sergiy-Radonejskiy/bio
  5. http://www.pravoslavie.ru/
  6. http://3rm.info/
  7. http://www.iosif-vm.ru/
  8. http://solovki-monastyr.ru/
  9. http://www.stsl.ru/#ad-image-0

5. Организационные формы:

  • фронтальная
  • групповая
  • индивидуальная

6. Педагогические технологии:

  • Технология диалогового взаимодействия с элементами ТРКМ
  • ИКТ

7. Технологическая карта урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Вводно-мотивационный
1 Актуализация знаний:  
1.1 Организовать проверку домашнего задания:

1. Проверка исторических дат

2. Проверка исторических понятий

3. Вставь пропущенное слово

Участие в проверке

Слайды 2,4,5

1.2 Организация беседы по вопросам:

Скажите, что подчеркивал Иван III, провозглашая себя самодержцем?(что держит землю сам и не подчиняется ордынским ханам)

Какой герб стал у Московского государства при Иване III?(двухглавый орел Византии)

Скажите, что значила церковь для средневекового человека? (Церковь поддерживала Александра Невского в борьбе с крестоносцами, вдохновляла Дмитрия Донского на Куликовскую битву и т.д.)

Предположите, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (о церкви и государстве)

Сформулируйте тему нашего урока:

(Церковь и государство)

Участие в беседе
1.3 Организация работы с таблицей ЗХУ Заполнение таблицы ЗХУ
1.4 Организация формулирования цели урока. Формулирование цели
Технологический этап:
2.1 Организация индивидуальной работы

1. Определите, как изменилось положение русской православной церкви в 14-16вв?

2. Какие последствия имели эти изменения?

Индивидуальная работа

С.183 учебник

Слайд 8

2.2 Организация планирования работы в группах в т.ч.:

Определение сроков выполнения работ

Обсуждение с учащимися критериев оценки качества работ в группе

Планирование работы в группе

Участие в обсуждении

2.3 Организация работы в группах:

1 группа: Соловецкий монастырь

2 группа: Иосифо-Волоколамский монастырь

3 группа: Троице-Сергиев монастырь

4 группа: Сергий Радонежский

Работа в группах

Приложение 2

Приложение 2а

ЭОР

Слайды 10,12,14

2.4 Организация публичного выступления Презентация результатов групповой работы
2.5 Организация беседы:

Обобщение итогов работы группы

Участие в беседе
2.6 Организация работы с таблицей “Нестяжатели и иосифляне” Составление таблицы

Слайды 16-19

2.7 Организация работы в парах:

1 вариант - “стригольники”

2 вариант - “жидовствующие”

Работа в парах
2.8 Организация обсуждения:

Выделить общие позиции по взглядах ересей.

Выделить различие во взглядах “стригольников” и “жидовствующих”

Участие в рассуждении

Слайд 21

2.9 Организация работы с понятиями “Экскалатор” Работа в группе

Приложение 3

Слайд 22

2.10 Организация обсуждения

В чем суть теории “Москва – третий Рим”

Участие в обсуждении

Слайд 23-24

Рефлексия:
3.1 Организация работы с таблицей ЗХУ Заполнение таблицы ЗХУ
3.2. Организация и подведение итогов деятельности учащихся на уроке:

Оцените свою работу и поставьте себе оценку за урок

Участие в подведении итогов

Оценивание

Приложение 4

3.3 Определение домашнего задания по выбору учащихся:

Параграф 22

Составить вопросы к “Да-нет-ке”

Сделать презентацию о любом монастыре.

Запись домашнего задания

8. Таблица соответствия УУД и УЗ

  Учебное задание Формируемые УУД
Вводно-мотивационный этап
1 Актуализация знаний:  
1.1 Запишите пропущенную дату

Соедините стрелочками понятие с его значением

Вставьте пропущенные слова

РУУД (оценка) осознание качества и уровня усвоения
1.2 Ответьте на вопросы ПУУД(общеучебные)произвольное и осознанное построение речевого высказывания
1.3 Заполните таблицу ЗХУ ЛУУД(самоопределение)мотивация учения

РУУД(оценка)выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

1.4 Сформулируйте цели нашего урока ПУУД(общеучебные)формулирование познавательной цели

РУУД(целеполагание)постановка учебной задачи

Технологический этап
2.1 Определите, как изменилось положение русской православной церкви ПУУД(общеучебные)смысловое чтение

ПУУД(логические)установление причинно-следственных связей

2.2 Разделитесь на группы и обсудите критерии оценки качества работы в группе РУУД(планирование) составление плана и последовательности действий
2.3 Работа в группах:

1 группа: Составьте рассказ о создании Соловецкого монастыря

2 группа: Иосифо-Волоколамский монастырь

3 группа: Троице-Сергиев монастырь

4 группа: Составьте исторический портрет Сергия Радонежского

ПУУД(общеучебные)смысловое чтение

ПУУД(общеучебные)поиск и выделение информации

КУУД(постановка вопросов)инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

КУУД(управление поведением партнера) контроль, коррекция дествий партнера

ЛУУД(нравственно-этическое оценивание) оценивание усваемового содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор

2.4 Представьте свой результат КУУД(умение с достаточной точностью выражать свои мысли)
2.5 Ответьте на вопросы ПУУД(общеучебные)произвольное и осознанное построение речевого высказывания
2.6 Составьте таблицу “Нестяжатели и иосифляне” ПУУД(общеучебные)поиск, выделение и структурирование информации
2.7 Работа в парах:

1 вариант - “стригольники”

2 вариант - “жидовствующие”

ПУУД(общеучебные)смысловое чтение

ПУУД(логические)выбор оснований и критериев для сравнения

2.8 Определите общие позиции во взглядах ересей.

Определите различие во взглядах “стригольников” и “жидовствующих”

ПУУД(логические)выбор оснований и критериев для сравнения

ПУУД(общеучебные)произвольное и осознанное построение речевого высказывания

КУУД(умение с достаточной точностью выражать свои мысли)

2.9 Работа в парах с понятиями:

Разделитесь на “учеников” и “учителей”

Ученик – отвечает понятия, учитель слушает и ставит оценку

РУУД(контроль)сличение способа действия и его результата

КУУД(управление поведением партнера)

ПУУД(логические)подведение под понятие

РУУД (оценка) осознание качества и уровня усвоения

2.10 Предположите

В чем суть теории “Москва-третий Рим”

ПУУД(логические)выдвижение гипотез и их обоснование

ПУУД(общеучебные)произвольное и осознанное построение речевого высказывания

Рефлексия
3.1 Заполните таблицу ЗХУ ЛУУД (смыслообразование)умение находить ответ на вопрос: “Какое значение имеет для меня изучение истории русской православной церкви?”
3.2 Оцените свою работу на уроке и поставьте себе оценку за урок РУУД (оценка) осознание качества и уровня усвоения
3.3 Запишите домашнее задание -

Список источников

  1. Данилов А.А. История России: с древнейших времен до конца XVI века: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2013.-256с.
  2. Арьяева Л.В.Информационное взаимодействие в современной школе: опыт диалога. Монография. – СПб.: ИПК СПО, 2012. - 244с.
  3. Асмолов А.Г., Барменская Г.В., Володарская И.В.,. Карабанова О.А, Салхина Н.Г., Молчанов С.В. Пособие для учителя. (Стандарты второго поколения).— М.: Просвещение, 2011. - 159с.
  4. Гусева С.Н. Формирование понятий в школьном курсе географии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/605877/
  5. Даудова О.Б. и др. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. – СПб.: КАРО,2013. - 176с.
  6. Котова Н.Н. Угрина Н.Г. Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/602943/.
  7. ФГОС-II — основа модернизации российского образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://knmc.kubannet.ru/node/976
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/под ред. И.А. Сафроновой. - М.: Просвещение, 2011. - 48с.