Урок по теме «Десятичные дроби». 5-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели:

  • Образовательные:
    • систематизировать знания учащихся по данной теме;
    • организовать работу ребят по закреплению понятия десятичной дроби, правил арифметических действий с десятичными дробями.
  • Развивающие:
    • развивать у учащихся навыки устного счёта, логического мышления, внимание, память, математическую речь;
    • способствовать развитию самостоятельности, умению оценивать свою работу.
  • Воспитательные: воспитывать интерес к математике, дисциплинированность, аккуратность, ответственное отношение к учебному труду.

ХОД УРОКА

1. Из  истории  возникновения десятичных дробей

Уже несколько тысячелетий человечество пользуется дробными числами, а вот записывать их удобными десятичными знаками оно додумалось значительно позже. Именно голландского математика Симона Стевина считают изобретателем десятичных дробей. В конце 16 века он предложил записывать дробные числа десятичными знаками. В своей книге  « Десятая» (1585г.) он излагает теорию десятичных дробей и предлагает писать цифры дробного числа в одну строку с цифрами целого числа, при этом нумеруя их.
Современную запись десятичной дроби, т.е. отделение целой части от дробной с помощью запятой, предложил немецкий математик, астроном, механик, оптик и астролог, первооткрыватель законов движения планет Солнечной системы.
В русском языке слово «дробь» появилось в 8 веке, оно происходит от слова «дробить», т.е. разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики (17 век) дроби так и назывались «ломаные числа». Этим названием пользуется и автор первого русского учебника математики  Леонтий Филиппович Магницкий.
Интересное и меткое «арифметическое» сравнение делал Лев Николаевич Толстой. Он говорил, что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель то,что он думает о себе. Чем большего человек о себе мнения, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь. Т.е., тем меньше и значит человек.

2. Устно

1) Расположи дроби в порядке убывания. Из соответствующих им букв составь фамилию первопроходца, полярника, доктора географических наук, который родился в нашей области.

3,03 3,003 0,3 0,033 0,33 3,3
Ш А О В К У

(Ушаков). Будущий географ, первопроходец, полярник, доктор географических наук, выдающийся организатор, почётный полярник СССР, писатель и художник-график Георгий Ушаков родился в с. Лазареве Амурской области в семье казака 30 января 1901 года. Академик В. Обручев так сказал об Ушакове: «Его географические исследования и открытия в Арктике являются самыми большими достижениями 20 века по исследованию полярных стран».

2) Выполни  арифметические действия с десятичными дробями и расшифруй пословицу.

0,8 + 0,3;      46,83 • 10;   2,3 • 3;                5,3 – 3,2;   32,5:100;            10,5:0,5.
1,1 красна;   2,1 птица;   468,3 перьями;   0,325 а;   6,9 человек;   21 ученьем.

3) Во сколько раз 25,375 больше 0,25375?

4) Глядя на равенство  1,32 • 2,4= 3,168, скажите, чему равно частное 3,168 : 2,4?

5) Вычисли наиболее удобным способом:    (15,3 • 5) • 20;     (2,5 • 1,34) • 4.

3. Работа с классом по закреплению материала

1) Найти значение выражения:  (36,9 + 163,15) : 50 • 8,2

1) 36,9 + 163,15 =200,05;                 3) 4,001 • 8,2 = 32,8082;
2) 00,05 : 50 = 4,001;                       4) 32,8082 – 1,9982 = 30,81.

2) Реши уравнение:   9,25х – 1,25х = 4;

Решение:

(9.25 – 1,25)х = 4;
8х = 4;
х = 0,5.

Ответ:  0,5.

3) Расстояние от столицы Приамурья – Благовещенска до Москвы по железной дороге 7970,4 км, а по воздуху в 1,23 раза меньше. Найти расстояние от Благовещенска до Москвы по воздуху.

Решение. 7970,4 : 1,23 = 6480( км).

Физминутка

Руки в стороны и вверх – повторяем дружно!
Засиделся ученик – разминаться нужно!
Мы сначала всем в ответ головой помашем: НЕТ!
Энергично, как всегда, головой помашем: ДА!

4) В настоящее время в нашей Амурской области проживает 811274человек .67% населения проживает в городах области. Сколько человек проживает в сельской местности?

Решение.

1) 100% – 67% = 33% населения проживает в сельской местности.
2) 811274 • 0,33 = 267720,42;   267720 чел. проживает в сельской местности.

4. Самостоятельная работа

1) Найти значение выражения:

1 вариант:   0,56 : 0,7 + 85,5 : 3,42 – 4: 0,8.
2 вариант:   0,64 : 0,8+ 20,48 : 5,12 + 2 : 0,4.

2) Решить уравнение:

1 вариант:   3,85х + 2,15х = 7,2
2 вариант:   8,13х + 1, 87х = 16,9.

3) Реши задачу:

1 вариант:  За 2,5м марли заплатили 50рублей. Какова стоимость 3,5м марли?
2 вариант:   За 3,5часа стая гусей пролетела 217км. За какое время она пролетела бы 248 км, если бы летела с той же скоростью?

5. Домашнее задание

Составить 5 примеров на все действия с десятичными дробями.
Дополнительно (по желанию) составить задачу с десятичными дробями, используя региональный компонент.

6. Итог урока

В конце урока предложить ребятам заполнить анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.

  • На уроке я работал                              активно / пассивно
  • Своей работой на уроке я                   доволен / не доволен
  • Урок для меня показался                    коротким / длинным
  • За урок я                                              не устал /  устал
  •  Моё настроение стало                        лучше / хуже
  • Материал урока мне был                    понятен / не понятен
  • Домашнее задание мне кажется         лёгким / трудным.

Приложение 1

Приложение 2