Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Электрический ток»

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»

Классы: 8, 10

Ключевые слова: электрический ток, электрическая цепь , виды соединения


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (456,5 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тип занятия (урока): Урок обобщения и систематизации знаний.

Учебный материал, изученный в главе “Законы постоянного тока” систематизируется и обобщается.

Цель: обобщить и сформировать у учащихся систему теоретических знаний и практических навыков по указанной теме.

Задачи:

Образовательные:

  • провести проверку и учет знаний, навыков и умений по теме: “Законы постоянного тока”;
  • выделить основные положения, изученные на предыдущих уроках, показать взаимосвязь изученных фактов;
  • закрепить умения определять показания приборов и использовать эти данные для расчётов;
  • подготовить учащихся I курса к промежуточной аттестации.

Развивающие:

  • повысить мотивацию к изучению физики (через необходимость практического применения знаний);
  • продолжить развитие познавательных интересов, применяя необычные формы проведения занятий.

Воспитательные:

  • воспитание чувства коллективизма и ответственности за результат своей работы (как индивидуальной, так и в группе).

Коррекционно-развивающие:

  • совершенствовать словесную речь (диалогическую, монологическую, письменную) у студентов с нарушением слуха;
  • закрепить терминологический словарь.

Оборудование и раздаточный материал: Мультимедийный проектор с экраном, компьютер, школьная доска, “смайлики”, листы со словом “ТОК” (2 шт.), карточки с заданием для “Конкурса переводчиков” (2 шт.), на каждого студента: рабочий лист, ручки с синим и красным стержнем, калькулятор, лист с кроссвордом.

Структура (этапы) урока

Организационный момент, постановка цели и ознакомление с планом урока. (10 мин.)

Преподаватель проверяет готовность кабинета и учащихся к уроку.

Сообщает учащимся тему и тип занятия (Слайд 1). Обращает внимание на цель урока (Слайд 2). Учащиеся знакомятся с этапами урока (Слайд 3) и подписывают рабочие листы (Приложение 1). В это время преподаватель записывает (в столбик) имена студентов группы на доску.

1-й этап: Разминка. Слайд 4. (20 – 25 мин.)

Преподаватель на слайдах предлагает задания-вопросы, имеющие практическую направленность.

1-е задание: Запишите названия изображённых устройств в таблицу 1.

На экране последовательно (по щелчку мыши) появляются изображения амперметра, источника тока, лампы, лампы, вольтметра, двух резисторов с разными сопротивлениями и реостата (Слайд 5). Здесь и далее все изображения элементов цепи и их схематические обозначения взяты из презентации “Виртуальная лаборатория” [1].

Студенты, также последовательно, вписывают в таблицу 1 (см. Приложение 1) названия предъявляемых устройств.

Вторая часть 1-го задания: Поставьте в таблицу 1 обозначения элементов электрической цепи, соответственно их названиям.

На экране изображены обозначения на схеме всех, перечисленных выше устройств – элементов электрической цепи (Слайд 6).

Студенты вносят в таблицу 1 схематические изображения устройств напротив их названий.

После выполнения задания демонстрируется проверочный слайд (Слайды 7).

Студенты самостоятельно проверяют свои ответы, ставят “+” или “-” напротив своего ответа ручкой с красным стержнем.

2-е задание: Определите напряжение на резисторе. Начертите схему этой цепи.

На экране появляются элементы цепи: источник тока, амперметр и резистор на 15 Ом, соединённые последовательно. Показания амперметра – 0, 6 А (Слайд 8).

Студенты в рабочих листах вычисляют напряжение по формуле: U=I*R. Чертят схему цепи в отведённом для этого прямоугольнике.

Проверочный слайд – Слайд 9. Преподаватель обращает внимание не только на правильность вычислений и изображения всей схемы в целом, но и на правильную полярность прибора и источника.

Студенты отмечают правильность выполнения задания.

3-е задание: Вычислите силу тока в резисторе. Начертите схему этой цепи.

На экране появляются элементы цепи: источник тока, вольтметр и резистор на 45 Ом. Вольтметр подключён параллельно резистору. Показания вольтметра – 9 В (Слайд 10).

Студенты в рабочих листах вычисляют силу тока по формуле: I=U/R. Чертят схему цепи в отведённом для этого прямоугольнике.

Проверочный слайд – Слайд 11.

Студенты отмечают правильность выполнения задания.

4-е задание: Определите вид соединения резисторов 1 и 2.

На экране демонстрируется цепь, состоящая из источника тока, амперметра и трёх резисторов (Слайд 12). Резисторы 1 и 2 соединены параллельно.

Студенты вписывают вид соединения в рабочий лист.

Определите вид соединения резисторов 2 и 3.

На экране демонстрируется цепь, состоящая из источника тока, амперметра и трёх резисторов, цепь несколько изменена относительно предыдущей (Слайд 13). Резисторы 2 и 3 соединены последовательно.

Студенты вписывают вид соединения в рабочий лист.

Проводится проверка выполнения задания (Слайд 14), учащиеся отмечают правильность своих ответов.

5-е задание: Цепь предназначена для определения сопротивления одной из ламп. Начертите схему данной установки и схему с исправленными ошибками.

На экране демонстрируется цепь, состоящая из источника тока, амперметра, вольтметра и двух ламп. Вольтметр подключён параллельно к обеим лампам, и нарушена полярность подключения вольтметра (Слайд 15).

Преподаватель обращает внимание студентов на то, что

1) в задании подчёркнуто слово “одной”;

2) нужно нарисовать две схемы – изображённой цепи и правильную.

Студенты в рабочих листах рисуют две схемы.

Проверка – Слайд 16. Преподаватель указывает на ошибки в предъявленной цепи (при необходимости возвращается к Слайду 15).

Студенты отмечают “+” или “-” правильность изображения каждой схемы.

Преподаватель просит подвести итог этапа (Слайд 17) – учащиеся подсчитывают количество правильных ответов – это число зачисляется как баллы за конкурс.

Преподаватель выписывает на доску количество баллов, заработанное каждым студентом, напротив его имени.

2-й этап: Кроссворд. Слайд 18. (7 – 10 мин.)

Преподаватель собирает у студентов их рабочие листы и выдаёт листы с кроссвордами (см. Приложение 2). На экране предъявляется задание: Отгадайте слова по вертикали и получите (или угадайте) слово в горизонтальной выделенной строке (Слайд 19).

Пока студенты выполняют работу, преподаватель перепроверяет рабочие листы. При необходимости вносит изменения в количество баллов, записанные на доске. По окончании конкурса сообщает об изменениях студентам.

По истечении времени студентам предлагается обменяться работами. Таким образом, каждый будет проверять не свою работу.

Проверка: преподаватель, пройдя по гиперссылке, открывает документ Excel – кроссворд с ответами (Приложение 3). Студенты проверяют работы своих одногруппников и подсчитывают число баллов согласно правилам (Слайд 20).

Преподаватель добавляет полученные баллы к уже записанным на доске. За скорость (кто быстрее всех и правильно) могут присуждаться бонусные 2 балла.

Преподаватель подводит предварительный итог – количество баллов за два этапа.

3-й этап: Слова, слова (работа группами). Слайд 21. (20 – 30 мин.)

Группа студентов делится на две команды (при нечётном количестве студентов в группе предлагается поучаствовать в конкурсе студенту из числа приглашённых). Каждая команда получает лист формата А4, в центре которого написано слово ТОК (Приложение 4).

На экране появляется 1-е задание: На каждую букву заданного слова нужно придумать слова-термины, количество которых определяется числом свободных сторон (Слайд 22) [2].

Преподаватель поясняет, что каждая свободная сторона на рисунке указана чёрточкой, и что слова должны быть обязательно физическими терминами (по любой теме). На работу даётся 10 – 15 мин.

Ответ может выглядеть приблизительно так:

По окончании работы преподаватель собирает листы и выдаёт карточки с заданием для “Конкурса переводчиков” (Приложение 5) [2]. На экране демонстрируется 2-е задание (Слайд 23): Конкурс переводчиков. Переведите на русский язык греческие и латинские слова:

  • фотос -
  • термос -
  • эмиссио -
  • генерацио -
  • позитивус -

На выполнение работы даётся 10 – 15 мин.

Завершив работу (или по окончании времени), проводится проверка (Слайд 24). После этого команды сдают свои карточки.

Пока преподаватель подсчитывает количество слов и проверяет правильность их написания, студенты знакомятся с занимательной информацией по теме урока (Слайд 25).

Знаете ли вы?

... что сопротивление кожи человека обычно изменяется от 1 кОм (для влажной кожи) до 100 кОм (для сухой кожи). Сопротивление внутренних тканей тела равно от 100 до 500 Ом.

...что при силе тока 0,6 – 1,5 мА человек начинает ощущать протекание тока; электрический ток величиной 25 – 50 мА вызывает нарушения в работе лёгких и сердца; ток более 5 А вызывает немедленную остановку сердца.

... что сила тока в канале линейной молнии от 60 до 170 кА [3].

После этого информация обсуждается с преподавателем.

Итоги этапа (Слайд 26). Участникам команды, придумавшей больше слов или выполнившей 1-е задание быстрее, присуждается по 2 балла. Соперникам – по 1 баллу. Так же и для 2-го задания: победителям – по 2 балла, соперникам – по 1.

Баллы записываются на доску.

Подведение итогов. (7 – 10 мин.)

Учащимся предлагается высказать своё мнение об уроке с помощью “смайликов” (Слайд 27) (Приложение 6). В это время преподаватель подсчитывает итоговые баллы. После оглашения баллов, заработанных каждым студентом в течение урока, выставляются оценки согласно критериям. Критерии демонстрируются на экране (Слайд 28), поэтому каждый студент сам себе может выставить оценку.

Преподаватель благодарит всех за работу (слайд 29).

Используемые источники.

  1. http://www.myshared.ru/slide/174888/
  2. Л.В. Анцифирова, Л.С. Савинова “Методика преподавания физики в колледже”, методические разработки для преподавателей ИСР и учителей специальных коррекционных школ, – Новосибирск: изд. НГТУ, 2008 г.
  3. А.Т. Смирнов, М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов и др. “Основы безопасности жизнедеятельности”: Учеб. для общеобр. учр.10 кл. – М.: ООО “Издательство АСТ”, 2000. – 384 с.: ил.