Урок-обобщение по теме «Тепловые явления»

Разделы: Физика


Незнающие пусть научатся,
а знающие вспомнят еще раз.

Цель урока: сформировать умения и навыки обобщать и систематизировать изученный материал по теме:

Задачи урока.

Образовательные:

  • Обобщить и систематизировать знания по теме “Агрегатные состояния вещества”.
  • Продолжить формирование умений излагать свои мысли, добиваться обобщённости, системности через учебную деятельность,

Воспитательные:

  • Развивать мотивацию изучения физики.
  • Развивать умение работать в группе, развивать сотрудничество.
  • Формировать самооценку как неотъемлемого компонента познания самого себя, своих взаимоотношений с другими учащимися и с окружающей действительностью.
  • Формировать необходимость использования полученных знаний.

Развивающие.

  • Формировать первый опыт самодиагностики личных исходных и конечных знаний.
  • Развивать умение самостоятельно работать с текстом.
  • Развивать умение учащихся наблюдать, анализировать, обобщать.
  • Способствовать расширению кругозора учащихся, развитию интереса к физике, логического мышление, познавательного и творческого мышления.

Ход урока

Организационный этап. Формулировка цели урока, знакомство учащихся с планом урока. Для обеспечения мотивации познавательной деятельности учащихся, активной мыслительной деятельности, самоконтроля используются маршрутные листы групп, где указаны задания, вид деятельности.

1. Проверка знаний учащихся фактического материала на примере занимательного опыта.

(Пробирку заполняем на 1/8 водой, закрываем пальцем отверстие и резко поршень поднимаем вверх, вода закипает. Почему?)

2 задание выполняют по вариантам.

Объяснить физические явления в русских народных сказках и стихах.

1 вариант.

Смотрю на термометр:
Чуть ниже нуля,
Но льдом не покрыта вода.
Колышется море, песок шевеля..
Скажи почему нету льда?

2 вариант.

То мороз, то снег с водой,
А белье в тазу горой.
Высохнет когда быстрей –
В день морозный иль сырой?

3 задание. Проводится в форме теста с последующей взаимопроверкой. (Меняются вариантами)

Заполните маршрутный лист, согласны ли вы со следующими утверждениями (да /нет): Приложение 1

Вариант 1

1. Испарением называют переход молекул из жидкости в пар.

2. Испарение происходит при температуре кипения.

3. Если нет притока энергии к жидкости извне, то ее температура при испарении понижается.

4. Вода, пролитая на пол, испаряется значительно медленнее, чем то же количество воды в стакане.

5. Чем выше температура жидкости, тем испарение происходит медленнее.

6. Конденсацией называется процесс перехода молекул из пара в жидкость.

7. Конденсация пара сопровождается выделением энергии.

Вариант 2

1. Энергию движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело, называют внутренней энергией.

2. Внутреннюю энергию тела нельзя увеличить, совершая над ним работу.

3. Перенос энергии от более холодного тела к более горячему называют теплопроводностью.

4. Конвекция происходит в твердых телах.

5. Энергия которую тело отдает или получает при теплопередаче называется количеством теплоты.

6. Перенос энергии от одного тела к другому или от одной его части к другой осуществляют молекулы или другие частицы.

7. Внутренняя энергия измеряется в Ньютонах.

1 группа (ответы)

  1. Да
  2. Нет
  3. Нет
  4. Нет
  5. Да
  6. Да
  7. Нет

2 группа (ответы)

  1. Да
  2. Нет
  3. Да
  4. Нет
  5. Нет
  6. Да
  7. Да

4 задание

1. На рисунке представлен график нагревания и кипения жидкости. Выберите правильное утверждение. (уровень А).

1 карточка

А. Температура кипения равна 48 °С.

Б. Этот график построен для спирта.

В. Этот график построен для эфира.

2 карточка

На рисунке показан график охлаждения и кристаллизации твердого тела. Выберите правильное утверждение.

А. Температура плавления равна 282 °С.

Б. В течение 3 минут длилась кристаллизация тела.

В. Этот график построен для олова.

3 карточка

На рисунке показан график нагревания и плавления твёрдого тела. Выберите правильное утверждение.

А. Тело плавилось в течение 6 минут.

Б. Для плавления 1 кг данного твёрдого вещества требуется затратить 340 кДж теплоты.

В. Температура плавления данного тела равна 100 °С.

5 задание. Какие приборы изображены на рисунке, их назначение, принцип работы. Определить влажность воздуха в классе.

Физминутка

Сообщение учащегося о влажности воздуха.

Дополнительный материал. Это интересно!

Удивляйся! А вам известно, что если кому-либо из жителей, обитающих на северо-западе китайской провинции Юньнань, нужен дождь, то они просто выходят из дома на улицу и начинают кричать: “Дождик!.. Дождик!.. Пуще!..”. И дождь на самом деле не заставляет себя ждать. Причем чем сильнее кричит человек, тем сильнее сыплет дождь, чем дольше кричит, тем дольше идет. Такой феномен наблюдается высоко в горах Гаолигуншань, где расположена группа с под названием “Заколдованные”. Если на берегу любого из этих озер кто-нибудь громко заговорит или закричит, тут же с неба проливается вода. Ученые полагают, что воздух в этой местности настолько насыщен влагой, что малейшее сотрясение его вызывает образование из паров воды дождевых капель..

Интересно:

на самой высокой горе - Джомолунгме (Гималаи) на высоте 8848 м вода кипит при 70°С, а в кастрюлях-скороварках температура кипения достигает 120°С при давлении 200 кПа.

6 задание. Решите задачу.

1 вариант

Построил заяц избушку лубяную. А лиса – ледяную. Но пришла весна - растаяла избушка у лисы. Какое количество теплоты необходимо для того, чтобы весь лёд, что использовала лиса для постройки избушки, растаял?

Объём льда – 4 м3, плотность льда – 900 кг/м3, удельная теплоёмкость льда – 2100 Дж/(кг 0С), удельная теплота плавления льда –3,4*105 Дж/кг, начальная температура льда – (-10°С).

2 вариант

Сколько энергии получит ваш организм, если вы выпьете один стакан чаю при 60?С. (Массу воды в стакане принять равной 200 г., температуру тела человека принять равной 37 °С, удельная теплоёмкость воды равна 4200 Дж/кг °С

Подведение итогов.

Рефлексия.

Выбери из предложенных рисунков тот, который соответствует твоему настроению после пройденного урока и отметь его.

Домашнее задание.

Отгадать или составить свой кроссворд, № 1140, №1032 (на 5).

Презентация

Приложение

9.02.2015