Игровые методы и приемы для развития музыкальных способностей детей

Разделы: Работа с дошкольниками


Музыка и детская музыкальная деятельность – это условие и средство вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего “я” социуму.

“Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего, воспитание человека”, - так писал выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский.

Насколько успешен будет процесс воспитания, зависит от умения, творческого потенциала педагога и от того, какие формы работы он использует, какие методы и приемы считает наиболее эффективными.

Вхождение ребенка в мир музыкального искусства будет проходить легко и радостно через “волшебный мостик” игры. По мнению Н.А. Ветлугиной, музыкальная игра является “одним из средств, которым можно пользоваться при обучении программным умениям, одной из форм игровой деятельности, которая радует, интересует детей, … одним из условий, способствующих развитию художественно-творческих и музыкальных способностей”.

Игровые методы и приемы способствуют:

  • налаживанию гуманного стиля общения взрослого и ребенка, т.к. приобщение детей к ценностям музыкальной культуры несовместимо с натаскиванием, муштрой, окриком;
  • развитию внимания, мышления, воображения, музыкальных и творческих способностей, эмоциональной отзывчивости на музыку в свободной, непринужденной обстановке;
  • сохранению физического и психического здоровья детей.

Эффективность применения игровых методик требует от педагога хорошей профессиональной подготовки.

Педагог:

  • должен хорошо знать возможности детей группы и в соответствии с этим подбирать игровой обучающий материал;
  • быть эмоциональным и уметь выразительно показывать игровые упражнения, т.к. это облегчает подражание и эмоционально заряжает детей;
  • быть способным к импровизации, т.е. уметь гибко изменять свою позицию: то становясь участником игры, активно увлекающим, показывающим, то просто наблюдая со стороны, незаметно руководя, но не заставляя детей, не оценивая, не сравнивая, не наказывая;
  • не допускать “назидательно учительского” тона, т.к. это может нарушить атмосферу доверия детей и ослабить интерес к игре.

Для организации музыкально-игровой деятельности необходимы соответствующие пособия и игрушки.

Предлагаем Вашему вниманию пособия и игрушки, способствующие созданию у детей положительной мотивации к музыкальным занятиям, а так же успешному решению задач по развитию музыкальных и творческих способностей детей. Предлагаемые варианты являются полифункциональными, мобильными, легкими в использовании. Помимо музыкальной деятельности пособия могут быть задействованы в непосредственной образовательной деятельности другого содержания. Пособия и игрушки подходят для обыгрывания различных сюжетов, создания проблемных ситуаций на занятиях, индивидуальной работы с детьми.

Пособия изготовлены педагогами творческой группы МБДОУ д/с №44 – Судоплатовой Еленой Рудольфовной и Братчиковой Юлией Ивановной.

Полифункциональное пособие “Цветик-семицветик”

(изготовила Братчикова Ю.И.)

Описание: пособие состоит из семи связанных крючком лепестков разного цвета, центральной части и “полянки” (куска ткани или вязаного полотна, на котором должен закрепляться цветок). Лепестки имеют лицевую и изнаночную части. На изнаночной части размещается кармашек для карточек с заданиями и липучки, с помощью которых лепесток прикрепляется к полотну (“полянке”).

Изначально данное пособие изготавливалось нами как музыкально-дидактическая игра на развитие памяти и музыкального слуха, описанная в пособии Роот З.Я. “Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста”. В дальнейшем его использование расширилось. С помощью “цветика-семицветика” мы стали организовывать интересные сюжетные музыкальные занятия. Например, ребятам приходит письмо от домовёнка. Он пишет, что живет в музыкальном зале и ему очень нравится слушать, как дети поют и смотреть, как они танцуют. Домовенок сообщает, что приготовил для ребят сюрприз, который лежит в волшебном сундучке. Открыть сундучок поможет “цветик-семицветик”. Отрывая лепестки, дети выполняют задания, упражнения в соответствии с целями и задачами педагога. В последнем лепесточке дети находят ключ, которым открывают сундучок и получают обещанный сюрприз. Вариантов сюжетов может быть множество.

Полифункциональное пособие “Волшебный кубик”

(изготовила Братчикова Ю.И.)

Описание: связанные крючком разноцветные грани куба (15х15) скрепляются друг с другом, одна из граней скрепляется только с одной стороны (куб должен открываться). К кубу изготавливаются приложения: заламинированные картинки, которые прикрепляются к граням куба с помощью липучек.

Пособие изготавливалось для проведения музыкально-дидактических игр (“Ритмический кубик”, “Кубик – календарик”, “Кубик – оркестр”, “Музыкальный кубик”) предложенных Матвиенко Е.Ю. в журнале “Музыкальный руководитель” (№ 5. 2008 г.). Для каждой игры автор предлагала использовать отдельный куб. В нашем варианте нужен только один куб, а приложений к нему (картинок для игр и т.д.) может быть сколько угодно. Куб так же может использоваться как сюрпризный момент. С помощью него хорошо обыгрываются разнообразные сюжеты.

Полифункциональное пособие “Музыкальные грибочки”

(изготовила Братчикова Ю.И.)

Описание: бутылочки от “Актимэль” или “Иммунеле” - ножки грибочков, шляпки грибов связаны крючком и обязательно снимаются. Ножки для грибов обрезаются так, чтобы получились грибы разные по высоте (высокие, средние и низкие).

Пособие может использоваться:

  • как самодельный шумовой инструмент (в ножку насыпается наполнитель, горлышко закрывается картонкой со скотчем и закрепляется шляпка);
  • как музыкально-дидактическая игра на развитие тембрового слуха (при использовании различных наполнителей);
  • как музыкально-дидактическая игра для развития звуковысотного слуха (“Какой грибочек поет? (высоко – низко); или по типу игры “Бубенчики” (звуки: высокий – средний – низкий);
  • как музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма (“Выложи ритмический рисунок”, “Отгадай, какую песенку поют грибочки?”).

Полифункциональное пособие “Веселые котята”

(изготовила Братчикова Ю.И.)

Описание: круглые пластиковые шарики разного размера (большие и маленькие), в которых продаются конфеты “Чупа-чупс” или пенопластиковые шарики, которые продаются в магазинах для рукоделия, обвязываются крючком. В пластиковые шарики можно засыпать наполнитель, для звукового эффекта.

Пособие может использоваться:

  • как самодельный шумовой инструмент;
  • как музыкально-дидактическая игра на развитие тембрового слуха (при использовании различных наполнителей);
  • как музыкально-дидактическая игра для развития звуковысотного слуха (“Кошка и котенок)”
  • как музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма (“Выложи ритмический рисунок”, “Отгадай, какую песенку поют котята?”);
  • как методический прием “Забавные игрушки”. Котята “прыгают” в ручки или садятся плечо детям, хорошо выполняющим задания.

Полифункциональное пособие “Паровозик”

(изготовила Судоплатова Е.Р.)

Описание: модель изготовлена из плотной бумаги и тонкого картона.

Пособие используется как сюрпризный момент, как игрушка, сопровождающая восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения. С помощью данного пособия можно быстро составить сюжет развлечения или занятия.

Куклы текстильные: “Баба Яга”, “Веселинка”, “Птичка”

(изготовила Судоплатова Е.Р.),

“Музыкальная сова” (изготовила бабушка воспитанника группы “Теремок” - Припадчева Галина Владимировна)

Куклы используются как сюрпризный момент, сопровождают восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения. С помощью перечисленных игрушек можно быстро составить сюжет развлечения или занятия. А “Музыкальная сова” стала у нас ведущей музыкальной гостиной и клуба “Музыкальный эрудит”.

Используемая литература

  1. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших учебных заведений. – Дубна: Феникс+, 2011.
  2. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению: Учеб. Пособие. – СПб.: Издательство “Музыкальная палитра”, 2005.
  3. Столярова В.В. “Воспитание ребенка средствами музыки”// “Музыкальный руководитель”. 2012. №3
  4. Роот З.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста: Пособие для музыкальных руководителей. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  5. Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. Практическое пособие. – Москва: “АЙРИС-пресс”, 2009

9.02.2015