Семинар-практикум для педагогов «Создание атмосферы психологической поддержки в классе»

Разделы: Классное руководство, Школьная психологическая служба


Цель: Актуализация знаний педагогов о важности и необходимости поддержания положительной психологической атмосферы в ходе учебного процесса.

Задачи:

  • Обсудить с педагогами составляющие психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в классе.
  • Способствовать эффективному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на личностно-ориентированное взаимодействие с детьми.
  • Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование своих коммуникативных умений.
  • Применить различные виды работы группы для достижения задач семинара.

Участники: педагоги школы

Длительность мероприятия: до 90 минут.

Материалы и оборудование: стулья по количеству участников, столы, ручки, доска с магнитами, бумага, карточки с ситуациями.

Формы работы: беседа, мозговой штурм, практические ситуации.

Ход семинара

Информационная часть

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы поговорим о важности и необходимости поддержания положительной психологической атмосфере в ходе учебного процесса.

1. Что такое психологическая атмосфера на уроке? Как мы это для себя определяем?

- Это такая атмосфера, которая побуждает учеников к учению.

- Это атмосфера сотрудничества учеников и учителя.

- Это атмосфера конфронтации (конфликта) учеников и учителя.

- Доброжелательная атмосфера, когда хочется общаться с детьми.

- Атмосфера взаимного доверия и уважения.

- Атмосфера взаимного издевательства и унижения.

- Атмосфера упреков и принуждения.

- Атмосфера эмоциональной включенности и взаимопомощи. И т. д.

Психологическая атмосфера указывает на эффективное либо неэффективное взаимодействие участников учебного процесса, которое зависит как от компетенции учителя, так и от эмоционального благополучия детского коллектива.

2. По каким признакам мы можем судить: благоприятная или неблагоприятная атмосфера на уроке:

- Что мы переживаем на эмоциональном уровне (когда неблагоприятная атмосфера - раздражение, волнение, отчаяние, гнев, желание убежать; когда благоприятная атмосфера - спокойствие, благодарность за внимание и понимание, вдохновение).

- Как мы себя чувствуем физически (когда все хорошо на уроке - ничего не болит, находимся в тонусе; когда атмосфера неблагоприятная - болит голова, появляется усталость и т. д.)

- Как мы себя ведем (вербально и невербально) (когда атмосфера неблагоприятная - повышаем голос, упрекаем, требуем, ругаем, можем сказать ученику обидное слово, выгнать ученика из класса; стучим кулаком по столу, хмуримся, сжимаем челюсти, скрещиваем руки на груди, отворачиваемся к окну или доске, можем подойти и дернуть ученика за рукав, развернуть к себе, постучать указкой по столу). Какое мы испытываем желание? (Чтобы скорее кончился урок.) Какое желание испытывают при этом дети? (Чтобы скорее кончился урок.)

Риторический вопрос: как часто это происходит?

- К чему может привести такая атмосфера, если она повторяется? К стрессовому состоянию как учителя, так и учеников.

- Выделим факторы, нарушающие благоприятную атмосферу в классе и приводящие к стрессу учащихся:

A) Когда ученикам не ясно, каких результатов работы ждет от них учитель.

Б) Недостаточное использование или недооценка возможностей детей, когда им поручается выполнение задач, которые по сложности ниже способностей.

B) Перегрузка, когда работа слишком сложная или ставит перед учениками слишком много задач.

Г) Недостаточность ресурсов или данных для использования в работе, то есть отсутствие наглядных материалов, инвентаря (физкультура или труд), инструментария (химия, физика, биология), отсутствие убедительности, скудность материала, однообразные и неинтересные формы подачи материала.

Д) Неучастие, когда у детей нет возможности для выражения своего мнения.

- Как мы себя ведем, когда в классе благоприятная атмосфера: улыбаемся, жесты спокойны, мы обращены лицом к детям, нам интересно на этом уроке, мы чаще хвалим успешных детей, подбадриваем менее успешных... Какое желание мы при этом испытываем? (Желание учить.) Какое желание при этом испытывают дети? (Желание учиться.)

Риторический вопрос: как часто это происходит?

3. При каких отношениях учителя и учеников возможна эффективная атмосфера в классе?

- Отношения партнерства, сотрудничества, сотворчества.

4. Какие созидающие приемы - приемы, улучшающие отношения, - мы используем?

- Проявление доброты, внимания, заботы; просьба, поощрение, одобрение, похвала; доверие, авансирование личности; прощение, проявление огорчения, поручение важного дела и т. д.

5. Какими принципами должен руководствоваться учитель, чтобы создать в классе нужную атмосферу?

Психолог Карл Рождерс, один из основателей гуманистического направления в современной психологии, выделяет следующие принципы:

1. С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное к ним доверие.

2. Он должен помогать учащимся формулировать и уточнять цели и задачи, стоящие как перед классом, так и перед каждым учащимся в отдельности.

3. Учитель должен выступать в качестве источника разнообразного опыта, к которому ученик может всегда обратиться за помощью.

4. Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой детского коллектива и принимать его.

5. Он должен быть активным участником взаимодействия.

6. Он должен уметь выражать в группе свои чувства.

7. Он должен стремиться к достижению эмпатии (понимать чувства и переживания каждого школьника).

8. Наконец, он должен хорошо знать самого себя, чтобы удерживать благоприятную психологическую атмосферу, уметь отслеживать свои состояния и вовремя корректировать свои действия.

Практическая часть

Разбор ситуаций в группах

Предварительно описание ситуаций раздать по группам.

Остановимся на таком организационном факторе, обеспечивающем успех проведения урока, как опрос и оценивание ответов учащихся на разных этапах. Чтобы уяснить роль правильного оценивания ответов учащихся для эффективности занятия, приведем два примера.

Ситуация 1

На уроке математики учитель вызывает к доске одного учащегося: “Петров! К доске! Решай!” После этого быстро читает задачу. Ученик П. нехотя идет к доске, начинает писать уравнение. Постоянно оглядывается, ища подсказки.

Учитель. Ты мне решай, не оглядывайся попусту. Они тебе не помогут. Да и самому соображать пора.

Ученик. Что, и спросить нельзя?! Может, я не понял...

Учитель. Понял, не понял... Сейчас поздно говорить об этом. Не решишь - двойку получишь. Ты вообще забыл, что есть домашние задания. Зачем учишься, непонятно...

Разбор

  • Определите стимул и реакцию в данной коммуникации.
  • Определите психологическое состояние учителя.
  • Определите психологическое состояние ученика.
  • Каким может быть продолжение такого общения?

Ситуация 2

На уроке математики изучаются уравнения и неравенства.

Учитель. А теперь вы уже собрались с мыслями, подумали, все вспомнили. Будем работать. Сергей Иванов, иди и запиши уравнение. Все записывают у себя в тетрадях. Потом вместе разберем его. Пожалуйста, Сережа. (Диктует, Сережа пишет на доске.) Записали? Ну, а теперь мы мешать друг другу не будем. Подобные уравнения вы уже решали и должны справиться с этим. Сережа (постоянно оглядывается, ища подсказки, но все пишут в тетрадях, не поднимая головы. Робко обращается к учителю). Я не понял. Учитель. Давайте поможем Сереже все вместе.

Разбор

  • Определите стимул и реакцию в данной коммуникации.
  • Определите психологическое состояние учителя
  • Определите психологическое состояние ученика.
  • Имеет ли ситуация продолжение?

- Чем отличаются эти фрагменты в дидактическом и психологическом плане?

- Какие ошибки допускает учитель в первом случае? (Методические правила организации опроса, психологические правила опроса.)

- Какие еще существуют способы привлечения к опросу?

В первом случае учитель допускает много грубых ошибок. Опрашивает неправильно: не сформулирован вопрос, но он вызывает отвечать. Вряд ли в этом случае актуализация известного будет связана со следующим этапом урока - формированием новых знаний, поскольку изученное не стало для ученика актуальным, необходимым для последующего усвоения информации.

Методическое правило организации опроса на этапе актуализации таково: сначала задать вопрос, потом отвести время на то, чтобы ученики внутренне подготовились к ответу, потом назвать фамилию учащегося, который должен отвечать.

Нарушил учитель и психологические правила. Им не учтены индивидуальные особенности и психические состояния учащихся. Педагог тормозит мотивационную сферу учеников, не формирует у них положительного отношения к учению, не пробуждает уверенности и целеустремленности в овладении знаниями. Педагог недоброжелателен, бестактен, подчеркивает социальную дистанцию между ним и детьми.

Необходимо, чтобы при ответе была задействована вся группа. Способы привлечения к опросу разнообразны: внесение поправок, письменное рецензирование, дополнительные вопросы, коллективная оценка экспертов и т. д.

Очень важно при опросе снизить уровень тревожности учащихся, особенно проходящих адаптацию в начальной школе, средних и старших классах.

Вот наиболее типичные ошибки учителя при опросе учащихся:

- Обращение к ученикам не по имени или фамилии, а во втором или третьем лице: “Ты иди к доске”, “Кто заметил у него ошибку?”.

- Приказной, административный тон распоряжений: “Откройте тетради!”, “Пишите!”.

- Невнимание и безразличие к результату ответа учащегося, прерывание его, беседа или перепалка в это время с другими учениками.

- Субъективизм во всех предъявляемых к учащимся требованиях: “Ты мне расскажи”, “Ты мне напиши”, “Я тебе поставлю отметку”.

- Игнорирование психологических особенностей детей (проявление темперамента, нервного напряжения, индивидуальных особенностей).

Каких правил эффективного взаимодействия необходимо придерживаться на уроке? Прочитайте и дополните список.

1. Проводить опрос, не нагнетая обстановку в классе. Вызывать ребят по имени и фамилии. При неудачном ответе не отчитывать ученика в присутствии всего класса.

2. Чувство юмора поможет убрать напряжение в классе.

3. Необходимо поддерживать ситуацию успеха.

4. Постараться проявлять искренний интерес к каждому ученику (хотя бы периодически).

5. Быть самим более оптимистичными. Следить за выражением своего лица.

6. При возникновении учебных трудностей обязательно четкое прояснение материала.

7. Классному руководителю обратить внимание на межличностные отношения, выявить лидеров, отверженных.

8. На агрессивное поведение детей давать “обратную связь” в виде “Я-высказывания”, выражая собственное отношение к поступку.

9. Сотрудничество — наиболее приемлемая форма построения отношений взрослых с детьми.

Уверенность детей в своих силах, в том, что они хорошие, необходимы как воздух для построения положительных отношений с другими и успехов в учебе. Это зависит от родителей и педагогов.

Заключительная часть, подведение итогов

Семинар завершается итоговым обсуждением результатов, которых удалось достичь в его рамках, участники делятся своими впечатлениями.

Успеха и хорошего вам настроения!

Литература

1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. М. Сфера. 2001.

2. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения. М., Новая школа, 1995

3. Самоукина Н. В. Игры в которые играют. Психологический практикум. Дубна, “Феникс+”, 2000

4. Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. Социо-игровые подходы к педагогике. Красноярск. 1990.

5. Фопель К. Энергия паузы. – М. Генезис, 2001