Методическая разработка внеклассного мероприятия "Славная символика Отчизны". 7-й класс

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: познакомить учащихся с символикой Российского государства и ее историей.

Задачи:

  • Содействовать развитию познавательных способностей, творческой инициативы, расширению культурного кругозора обучающихся;
  • Воспитывать чувство уважения к истории России, гордости за ее героическое прошлое;
  • Развивать умения различать изображение символов Российской Федерации, объяснить их смысл.

Оборудование: презентация PowerPoint, выполненная учителем заранее, занятие проводится в кабинете, оснащенном ПК.

Ход мероприятия

Речь учителя на протяжении всего занятия сопровождается демонстрацией презентации “Славная символика России”, выполненной в PowerPoint. Основу программы составляют слайды, в которых в качестве видеоряда используются иллюстрации гербов, печатей, флагов, портреты композиторов. Методика работы с отдельными слайдами аналогична работе с кадрами из диафильмов и диапозитивов. Переход от слайда к слайду осуществляется с помощью мыши или кнопки Enter. При показе слайдов объекты появляются автоматически.

Учитель: “Добрый день. Во всем мире люди обращают свои взоры к государственным символам страны. Происходит это потому, что эти символы как бы говорят людям: “Вы не одиноки в этом мире, за Вами Ваша страна”. Мы, граждане России, знаем, что у нашего народа многовековая, овеянная славой история. Наши предки - Александр Невский, Дмитрий Донской, Суворов, Кутузов и многие другие - под знаменами, гербами, иконами выстояли в самых страшных испытаниях. Душа наполняется гордостью за свое Отечество. На протяжении всей истории государства мира имели свои символы. Их могло быть много, но исторически сложилось так, что государство имеет три основных символа — герб, флаг, гимн. Сегодня мы познакомимся с символами нашей Родины и их историей”.

1 слайд обозначает тему мероприятия. Заголовок и подзаголовок выводятся автоматически на экран монитора.

2 слайд сопровождают вопросы учащимся:

  • Что такое символы?
  • Что такое государственные символы?

Первоначально на экране появляются только вопросы. После высказываний ребят щелчком выводятся определения.

Учитель: “Каждый из трех государственных (официальных) символов имеет свою историю”.

3 слайд рассказывает об истории появления двуглавого орла в символике России.

4 слайд содержит краткую информацию о становлении канона изображения двуглавого орла. Затем ученикам задается вопрос: Какой важный политический процесс происходил в России в это время?

5 слайд отражает “геральдическую реформу” Александра II, проиллюстрированную изображениями Большого и Малого государственных гербов.

Анимация на 6 слайде помогает рассмотреть Большой государственный герб. Каждый новый объект учитель запускает щелчком по ходу своего рассказа. “Большой государственный герб Российской Империи (1882 г.) представлял собой следующее: "В золотом щите чёрный двуглавый орёл, коронованный двумя императорскими коронами, над которыми такая же, но в большом виде, корона, с двумя развевающимися концами ленты андреевского ордена. Государственный орёл держит золотые скипетр и державу. На груди орла герб московский: в червлёном с золотыми краями щите Святой великомученик и победоносец Георгий, в серебряном вооружении и лазуревой приволоке (мантии), на серебряном, покрытом багряною тканью с золотою бахромою, коне, поражающий золотого, с зелёными крыльями, дракона золотым, с осьмиконечным крестом наверху, копьём. Щит увенчан шлемом. Святого великого князя Александра Невского. Намет чёрный с золотом. Вокруг щита цепь ордена Св. Апостола Андрея Первозванного; по сторонам изображения святых Архистратига Михаила и Архангела Гавриила. Сень золотая, коронованная императорскою короною, усеянная российскими орлами и подложенная горностаем. На ней червлёная надпись: “Съ Нами Богъ!” Над сенью возникающая государственная хоругвь, с осьмиконечным на древке крестом. Полотно государственной хоругви золотое; на ней изображение среднего государственного герба, но без окружающих девяти щитов". Главный щит снизу окружают девять щитов, увенчанных принадлежащими им коронами: герб царства Казанского, герб царства Астраханского, герб царства Польского, герб царства Сибирского, герб царства Херсонеса Таврического, герб царства Грузинского, соединённые гербы великих княжеств: Киевского, Владимирского и Новгородского, герб великого княжества Финляндского, Родовой Его Императорского Величества герб. Над сенью главного щита помещались шесть щитов: княжества и области Великороссийские, княжества и области Юго-Западные, княжества и области белорусские и литовские, области прибалтийские, северо-восточные области, Туркестан”.

Перейдя к 7 слайду, следует рассказать вкратце о Временном правительстве, о событиях революции.

8 слайд

При рассмотрении иллюстрации герба СССР (9 слайд) обратить внимание, что земной шар, оплетенный колосьями, в лучах восходящего солнца символизировал победу освобожденного труда и единство братских республик.

На 10 слайде акцентируется внимание на преемственности современного герба с историческим прошлым, величии государства.

При появлении 11 слайда на экране остается пустой правая нижняя часть. Учащимся дается время самостоятельно найти ответ. Понятия запускаются щелчком, затем обсуждаются.

12-15 слайды помогают рассмотреть историю российского флага.

16 слайд раскрывает значение цветов триколора. Перед появлением этого слайда учащимся можно задать вопрос “Какое значение имели и имеют три цвета российского флага?”.

17 и 18 слайды дают узнать дальнейшую историю флага.

Учитель: “Гимн-марш победы появился во времена второй, “Суворовской” войны 1787-1791 гг. с Турцией в честь подвига чудо-богатырей А.В. Суворова, взявших 11 декабря 1790 г. штурмом крепость Измаил. Текст его был сложен в 1791 г. первым поэтом России Г.Г. Державиным и положен на музыку О. А. Козловским”.

19 слайд позволяет ознакомиться со словами гимна “Гром победы раздавайся”.

20 слайд сопровождается словами учителя: “Первым официальным гимном России была “Молитва русских”, слова которой написал поэт В.А. Жуковский. Во второй половине XVIII в. большинство государств Европы встречало суверенов мелодией, заимствованной у англичан (“Боже, храни Короля”). В нашей стране английская мелодия утвердилась после войны 1812 г.” Ребята могут прослушать музыкальную запись этого гимна (звук запускается щелчком по значку).

21 слайд. “В 1833 году по указанию императора Николая I состоялся своего рода закрытый конкурс на новый гимн России. Из поэтов в конкурсе участвовали Нестор Кукольник, Василий Жуковский и некоторые другие, из композиторов - Михаил Глинка, Алексей Львов и пр. В итоге царю угодили Львов и Жуковский: во-первых, звучит как молитва, гимн так и назывался - "Молитва русского народа"; во-вторых, мелодия простая, легко запоминающаяся, а это все любят; в-третьих, текст подобен гимнам европейских монархий”. Учитель дает послушать мелодию, а затем переходит к следующему слайду.

22 слайд дает информацию об истории советского гимна.

23 слайд позволяет ознакомится с текстом гимна СССР, а также прослушать музыкальную запись гимна 1944 г., при этом необходимо обратить на различие в тексте 1944 г. и 1977 г. “Ребята перед вами текст гимна России. Прочитайте его и обратите внимание, какими эпитетами наделяется авторами Россия, наше Отечество”. Ответы учащихся: священная, любимая, свободное, родная. “Какие главные идеи заложены в текст Гимна авторами? Подтвердите это словами из текста”.

Ответы учащихся: многонационалъностъ, дружба народов (“братских народов союз вековой”); обширность территории (“от южных морей до полярного края раскинулись наши леса и поля”); гордость за страну (“могучая воля, великая слава”); преемственность (“предками данная”, “твое достоянье на все времена”, “так было, так есть и так будет всегда”); верность Отчизне (“нам силу дает наша верность Отчизне”); “священная”, “хранимая Богом”; значимость народа для государства (“мудрость народная”); вера в будущее России (“грядущее нам открывают года”).

Учитель: “Все эти идеи должны направлять граждан государства, быть верными Отечеству, любить его, гордиться своей Родиной. Человека с такими качествами мы называем патриотом”.

25 слайд. Задается вопрос: В какое историческое время появляются символы России?

Ответ появляется в ходе или по окончании рассуждений учеников. “Символы России возникают тогда, когда требовалось укрепление, объединение государства, упрочение власти, единение ее с народом (конец XV в., 1943 г.), либо символы государства возникают на этапах глобальных изменений, коренного реформирования государств (эпоха реформ Александра II, революции, крушение социалистической системы). Таким образом, символы государства не появляются сами по себе, появляются не просто по воле каких- то политиков, а имеют объективные причины своего рождения, взаимосвязанные с историческим развитием самого государства. Трудно кого-либо заставить гордиться государственными символами, но люди обращают свои взоры к ним, как живым символам единения в тяжелые трудные времена. Ведь за ними многовековая история народа, величайшие взлеты страны и ее беды, частичка нас самих. А сейчас я предлагаю вам исполнить Гимн Российской Федерации стоя”.

Проверить полученные знания можно в результате игры, проведенной на следующем мероприятии.

Представленная разработка легко модифицируется под конкретные варианты урока или внеклассного мероприятия. Преподаватель может легко добавлять и пропускать слайды, наполнять их другим содержанием, использовать традиционные приемы работы.

3.12.2014