Урок литературного чтения (программа развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. 3-й класс). Тема: "Юнна Мориц «Разговаривали вещи»"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели.

  • Познакомить с художественным творчеством Юнны Мориц на материале стихотворения “Разговаривали вещи”.
  • Развивать навык выразительного чтения, умение ориентироваться в тексте, делать выводы, обобщения.
  • Воспитывать чувство ответственности за то, то происходит вокруг нас, понимание нужности своего существования в этом мире, чувство сопричастности.

Универсальные учебные действия:

личностные:

- формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

регулятивные:

- учить понимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников;

познавательные:

- учить строить речевое высказывание в устной форме, выделять существенную информацию из художественного текста.

Ход урока

I. Организационный момент.

- У нас сегодня на уроке гости. Посмотрите на них, улыбнитесь. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте удачи. Отметьте на листочках, какое у вас сейчас настроение. В конце урока вернемся к этим листочкам ещё раз.

II. Жужжащее чтение (1 минута).

III. Проверка домашнего задания.

- Как называется раздел, над которым сейчас работаем? (“И сразу стало всё не так”) (Слайд 1)

М.Я. Бородицкая “Тётушка луна”, с. 86, выразительное чтение или чтение наизусть (4-5 человек).

IV. Изучение нового.

а) вступительная беседа.

- Прочитайте выплывающие строки. (Слайд 2)

Под грустное мычание,
Под бодрое рычание,
Под дружеское ржание
Рождается на свет...

У пони - длинная чёлка
Из нежного шёлка,
Он возит тележку
В такие края,
Где мама каталась
И папа катался,
Когда они были
Такие, как я. ...

Обняла ромашка
Белую ромашку,
И стоят в обнимку –
Сердце нараспашку! ...

- Определите, кто автор этих строк?

- (Слайд 3) Ребята, это Юнна Петровна Мориц. Родилась она 2 июня 1937 года в Киеве. Отец работал инженером на транспортных ветках. Мать давала уроки французского языка, математики, работала на художественных промыслах, медсестрой в госпитале и кем придётся, даже дровосеком. Своё первое стихотворение Юнна Мориц сочинила в 4 года:

Ослик встал на табуретку,
Ослик съел свою таблетку.
Наконец-то горло
У него продёрло.

(Слайд 4) По окончании школы в 1954 поступила в литературный институт в Москве.

В 1963 году были напечатаны стихотворения для детей в журнале "Юность", где возникла рубрика "Для младших братьев и сестёр".

Стихи Юнны Мориц переведены на европейские языки, а также на японский и китайский.

Её стихи завоевали популярность, многие были положены на музыку, экранизированы в мультипликации.

- Послушайте одну из самых популярных песен, написанных на слова Юнны Мориц. (Слайд 4, звукозапись)

- Юнна Мориц писала стихи и для детей и для взрослых. (Слайд 5) Её стихи оригинальны, производят впечатление театрально-кинематографических постановок и очень музыкальны. Их очень много. Вот некоторые из них (Слайд 6) – выставка книг.

б) знакомство с новым произведением

- Прочитайте, как называется новое произведение (Слайд 7). (“Разговаривали вещей”). Попробуйте определить, о чем пойдет речь в этом стихотворении?

в) первичное чтение стихотворения детьми.

- Прочитайте стихотворение самостоятельно.

г) проверка восприятия

- Удалось ли вам верно определить, о чём будет идти речь в стихотворении?

- Это стихотворение открывает целую “кухонную галерею” образов. Все стихи в этом разделе будут в самых разных вариациях воссоздавать картины из “жизни” предметов кухонной утвари.

д) анализ текста

- Разговор каких вещей услышала Юнна Мориц? (Разговор кухонной посуды.)

- Кого из героев мы видим на иллюстрации? Перечислите.

- Какое настроение у этих вещей? (Восторженное, восхищённое, они горды собой.)

- Какие слова это подтверждают? Прочитайте. (Ах, это чудесно! Ах, это приятно, Когда тебя кто-нибудь ставит на газ! и т.д.)

- А могла ли эта ситуация произойти с людьми? (Да, конечно могла.)

- (Слайд 8) Какую серьёзную проблему решают вещи в стихотворении? (О нужности своего существования в этом мире.)

- Как они это делают? (Вступают в диалог.)

- Что предприняла автор, чтобы рассказать читателю о важности этой проблемы? (Применила прием олицетворения.)

- А что это за прием? (Оживление неживых предметов, перенесение на них качеств и свойств человека.)

- Как вы думаете, а людей волнует проблема нужности их существования в этом мире? Почему? Как думаете, кому нужны вы? А в ком нуждаетесь вы? А часто ли вы об этом говорите? А это важно?

е) работа в парах

- Прочитайте в парах и попробуйте определить, на сколько частей можно разбить стихотворение. (На пять частей).

ж) работа в группах

- Сейчас каждая группа попробует прочитать свою часть. Подумайте о том, как исполнять роли, каким образом выбрать интонацию. Достаточно ли прочитать лишь один раз?

з) повторное чтение

- Получилось ли у нас прочитать стихотворение? Можно сказать, что получился небольшой спектакль?

V. Итог урока. Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке?

- Чему учились?

- Какую важную проблему обсуждали?

- Над чем ещё стоит поработать?

- Кого бы похвалили и за что?

- На листочках отметьте, какое у вас настроение в конце урока.

VI. Домашнее задание

(Слайд 9) с. 87–89, чтение по ролям.

18.05.2014