Игра «Звездный час» по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тип урока: урок комплексного применения знаний

Форма урока: урок-игра

Класс: 5 класс

Цели урока:

  • Обобщение знаний учащихся по фактам биографии В.П. Астафьева и его рассказу “Васюткино озеро”.
  • Воспитание у школьников уверенности в себе, стремления к самосовершенствованию.
  • Воспитание уважения, любви к русской литературе, патриотизма.
  • Развитие у учащихся навыка пересказа текста, интереса к творчеству В.П. Астафьева, творческих способностей, памяти, логического и творческого мышления, внимания, речи.

Задачи урока:

  • Повторить биографию и рассказ “Васюткино озеро” русского писателя В.П. Астафьева
  • Способствовать развитию творческих способностей учащихся.
  • Воспитывать позитивное соперничество, стремление к самосовершенствованию.
  • Развивать навык пересказа, память, внимание, речь, логическое и творческое мышление.

Оборудование: компьютер, презентация, медиапроектор, интерактивная доска, сигнальные карточки, звездочки из картона.

Организация:

- В игре участвует весь класс.

- У каждого ученика есть сигнальные карточки с номерами 1, 2, 3, 4. Вы должны поднимать карточку с тем номером, который считаете правильным ответом.

- В игре три тура. В каждом туре по семь вопросов.

- За каждый правильный ответ учащиеся получают звездочки.

- Из игры выбывают участники, набравшие меньшее количество звезд.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

- Добрый день, дорогие ребята! (слайд 1) Сегодня у нас необычный урок по рассказу Виктора Петровича Астафьева “Васюткино озеро”. Я предлагаю Вам сыграть в игру “Звездный час”. Будьте внимательны, соберитесь, не волнуйтесь. Несколько уроков подряд мы с Вами изучали рассказ “Васюткино озеро”, обсуждали факты из жизни Астафьева, Вы сами внимательно читали его произведение. Сегодняшний урок будет и интересным, и в то же время полезным и познавательным для тех, кто был не совсем внимателен при знакомстве с рассказом В.П. Астафьева (слайд 2).

Итак, начнем! Правила игры (слайд 3):

- В игре участвует весь класс.

- У каждого ученика есть сигнальные карточки с номерами 1, 2, 3, 4. Вы должны поднимать карточку с тем номером, который считаете правильным ответом.

- В игре три тура. В каждом туре по семь вопросов.

- За каждый правильный ответ учащиеся получают звездочки.

- Из игры выбывают участники, набравшие меньшее количество звезд.

III. Игра

1 тур (слайд 4)

- Ребята, по окончанию первого тура выбывают те участники, которые вообще не получили звездочек и те, у кого от одной до трех звезд.

(слайд 5) Кто автор рассказа “Васюткино озеро”?

Ответ: карточка №2 “В.П. Астафьев”.

(слайд 6) На каком портрете изображен Астафьев?

Ответ: карточка №4

(слайд 7) Родина Астафьева - ?

Ответ: карточка №3 “Овсянка Красноярский край”

(слайд 8) Зачем Васютка пошёл в тайгу?

Ответ: карточка №4 “За орехами”

(слайд 9) Из-за кого Васютка заблудился а тайге?

Ответ: карточка №2 “Глухарь”

(слайд 10) “Думая о своей удачи, Васютка, счастливый, шел по лесу… Вдруг он спохватился: где же … ?”

Ответ: карточка №3 “Затеси”

(слайд 11) Какое правило сразу вспомнил Васютка, когда заблудился в тайге?

Ответ: карточка №4 “Тайга, наша кормилица, хлипких не любит”

2 тур (слайд 12)

- Ребята, после второго тура остаются два участника. В случае большого количества участников я задам дополнительный вопрос по произведению.

(слайд 13) С кем в рассказе сравнивается положение Васютки?

Ответ: карточка №1

(слайд 14) Сколько раз плакал Васютка?

Ответ: карточка №1 “1”

(слайд 15) Васютка приготовил вкусное блюдо – глухаря в собственном соку. Почему же он через силу глотал мясо?

Ответ: карточка №2 “Забыл соль”

(слайд 16) Какое удивительное открытие сделал Васютка на озере?

Ответ: карточка № 3 “Белая рыба”

(слайд 17) Какую реку искал Васютка в тайге?

Ответ: карточка №1 “Енисей”

(слайд 18) Какой пароход проплыл мимо Васютки?

Ответ: карточка №1 “Серго Орджоникидзе”

(слайд 19) На чём Васютка попал домой?

Ответ: карточка № 4 “Бот”

3 тур (слайд 20)

- В третьем туре необходимо подробно пересказать отрывок из произведения “Первая ночь в лесу” от лица Васютки (1 участник) и от лица деда Афанасия (2 участник).

(слайд 21) Задание: подробный пересказ отрывка “Первая ночь в лесу”.

1 участник: от лица Васютки.

2 участник: от лица деда Афанасия.

Финал (слайд 22)

- В финал вышел участник, набравший больше звездочек и успешно справившийся с заданием в 3 туре (или оба участника, если они удачно справились с заданием в 3 туре).

(слайд 23) Задание для Финалиста:

Устное словесное рисование одного из эпизодов:

1. Охота на глухаря

2. Встреча с лесным озером

3. Наконец-то Енисей!

4. Васютка дома

Поздравляем с победой (слайды 24, 25)

IV. Подведение итогов и выставление оценок:

- Понравилась ли Вам игра?

- Какое задание (вопрос) оказалось для Вас сложным?

V. Домашнее задание:

Нарисуйте иллюстрацию к понравившимся эпизодам рассказа “Васюткино озеро” В.П. Астафьева.

Список литературы.

  1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2002. – 352с.
  2. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2 / авт.-сост. В.Я. Коровин. – 9-е изд. – М.; Просвещение, 2008. – С. 116 – 147.
  3. Методика преподавания литературы. Учеб. пособие для студентов пед. институтов по специальности № 2101 “Рус.яз. и литература”. Под ред. З.Я. Рез. М., “Просвещение”, 1977. – 382с.