Тема урока: "Детский альбом П.И. Чайковского"

Разделы: Музыка


Цель: познакомить детей с фортепианным циклом Петра Ильича Чайковского «Детский альбом»; вызвать эмоциональную отзывчивость учащихся на музыку.

Задачи:

  • познакомить с историей возникновения цикла «Детский альбом»
  • прослушать и запомнить некоторые произведения из цикла
  • воздействовать на эмоции и чувства детей, развивать образное мышление и способность к художественно-музыкальному образу в процессе слушания и восприятия музыки

Оборудование: портрет композитора П.И. Чайковского, иллюстрации к «Детскому альбому», диск с записью  пьес из цикла «Детский альбом», компьютер, мультимедийный экран, цветные нотки по количеству детей в классе.

ХОД УРОКА

Под музыку “Марш” из балета “Щелкунчик” П.И.Чайковского дети входят в класс.  На доске портрет П. И. Чайковского.

Учитель в костюме Музы (платье, шарф, волшебная дирижерская палочка в руке): Здравствуйте, ребята! Сегодня мы совершим с вами путешествие в музыкальный мир великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Познакомимся с музыкой, которую композитор написал именно для детей и включил в цикл под названием «Детский альбом». Этот цикл состоит из 24 пьес, в которых Петр Ильич Чайковский выразил борьбу добра со злом, раскрыл музыкальную культуру других народов, показал весь богатый и сказочный мир ребенка, живущего фантазией и воображением. «Детский альбом» композитор посвятил своему племяннику. А также, думаю и всем детям, которые когда-либо слушали, и будут слушать эту музыку.
Я – добрая Муза! Хранительница музыки “Детского альбома” П. И. Чайковского. Вы не первый раз слышите об этом композиторе. Чайковский написал музыку к балету «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица». Но сегодня произойдёт необычное и волшебное действо – музыка из «Детского альбома» оживет, и  мы окажемся в удивительном мире.

Учитель-Муза показывает  первую иллюстрацию. На ней изображены деревянные солдатики. Звучит «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского.

Два мальчика-солдатика (два ученика в роли солдатиков):

– Кто часовой?
– Я часовой!
– Пароль? – Игра!
– А отзыв? – Бой!
Солдатики из дерева – 
Отчаянные головы.
Но, к счастью, деревянный меч,
Не может голову отсечь!

Мальчики-солдатики выполняют движения под марш.
Учитель-Муза показывает  следующую картинку-иллюстрацию к пьесе «Игра в лошадки». Звучит «Игра в лошадки» П.И. Чайковского.

Девочка (ученица):

На лошадку я вскочу,
"Иго-го-го!" – закричу.
Чуть сожму её бока,
Поскакала я. Пока!

Следующая картинка (на ней изображена совместная иллюстрация к пьесам “Итальянская песенка”, “Неаполитанская песенка”)

Учитель-Муза:

Карнавал, карнавал!
Чудных масок полон зал!
Вот Пьеро и Арлекино,
Риголетто, Коломбина.
Плещет нежная волна –
Мы в Венеции, друзья!

Пьеро с мандолиной в руках  изображает игру на ней.
Вдруг резким звуком врывается музыка пьесы «Баба-Яга» П.И. Чайковского. Влетает в класс Баба-Яга и с характерными движениями танцует. Под  «Вальс» П.И. Чайковского Учитель-Муза прогоняет Бабу-Ягу.

Учитель: Отгадайте, ребята загадку:

В облаках, не по земле,
Летит баба на метле.
Страшная и злая,
Кто она такая?

Дети: Баба-Яга.

Учитель-Муза: Что мы слышим в этом произведении? Каков характер музыки, а значит и героини, которую мы увидели, сказочной Бабы-Яги?

Дети: Она злая, а музыка тревожная, страшная.

Учитель-Муза: да, ребята, и композитору удалось очень ярко описать эту героиню в своем произведении. Но добро, как всегда побеждает зло. Бабу-Ягу мы прогнали, теперь можем радоваться и веселиться.

Звучит «Камаринская» П.И. Чайковского, учитель  проводит физкультурную минутку:

Вперед четыре шага,                              (под музыку делаем 4 шага вперед)
Назад четыре шага,                                 (4 шага назад)
Кружится, кружится наш хоровод.       (кружатся на месте)
Ручками похлопали,                                (на последние слоги хлопаем 2 раза)
Ножками потопали,                                 (на последние слоги топаем ногами 2 раза)
Плечиком подрыгали,                             (поднимаем плечики 4 раза)
А теперь попрыгали!                               (прыгаем на месте).

Учитель-Муза: Наше путешествие, ребята, подошло к концу. Мы побывали с вами в удивительном музыкально-сказочном мире, который придумал для нас великий русский композитор П.И. Чайковский. Жаль расставаться с этим прекрасным и волшебным миром, но мы еще обязательно будем слушать произведения из цикла «Детский альбом».
– А напоследок, я попрошу вас взять нотку, которая лежит у каждого из вас на парте и прикрепить ее к иллюстрации  того произведения, которое вам больше всего понравилось.
– До свидания, до новых встреч.

В работе использованы некоторые материалы Быстровой Марины Давыдовны «Конспект занятий в детском саду» на сайте http://ds82.ru/doshkolnik/3052-.html

20.06.2014